Почему братья кирсановы не принимают нигилистических идей базарова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Валюк Екатерина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы

Спор Базарова с Павлом Петровичем.

Художник И. Архипов

«-Позвольте, Павел Петрович, -- промолвил Базаров, -- вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Художник Д. Боровский

Базаров. Художник Д. Боровский.

Павел Петрович Кирсанов.

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

Художник П. Боклевский.

  • - Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, -- промолвил Базаров. -- В теперешнее время полезнее всего отрицание -- мы отрицаем.
  • -- Все?
  • -- Все.
  • -- Как? не только искусство, поэзию. но и. страшно вымолвить.
  • -- Все, -- с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
  • Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.
  • -- Однако позвольте, -- заговорил Николай Петрович. -- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить.
  • -- Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

Финал дуэли Базарова с Павлом Петровичем.

Художник И. Архипов

    Антагони́ст — персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его (их) целей. В

классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста главный герой,

однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и

3. Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения.

Употреблено лишнее слово: значение слов ''уникальное'' и ''своеобразие'' в данном случае одинаково, нужно оставить что-то одно.

Стиль фразы не соответствует стилю сочинения. Такая ошибка классифицируется как ''употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов''

Выдвинутый тезис не подтверждается последующими примерами, рисующими внешность Базарова. Если он выглядит неопрятно, это еще не значит, что он ''непростой''.

Надо: увлечение им. Иначе получается, что искусство - пустая трата времени, а отвлеченное понятие не может занимать никакого времени: оно просто есть.

В сочинении этот тезис никак не подтвержден. Нигде у Вас не говорится ни о воспитании Базарова, ни о воспитании Кирсановых.

Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 2 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 0 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 7 из 14

Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, но не все те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны. По пер­во­му кри­те­рию оцен­ка сни­же­на до 2 бал­лов.
В со­чи­не­нии ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, есть по­пыт­ки ис­поль­зо­вать их для ана­ли­за про­из­ве­де­ния, но до­пу­ще­ны неточ­но­сти в их упо­треб­ле­нии, на­при­мер, при ха­рак­те­ри­сти­ке ро­ли ху­до­же­ствен­ной де­та­ли в об­ри­сов­ке ха­рак­те­ра Ба­за­ро­ва. По вто­ро­му кри­те­рию оцен­ка сни­же­на до 1 бал­ла.
Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся раз­но­сто­ронне, но не все вы­дви­га­е­мые те­зи­сы под­твер­жда­ют­ся при­ме­ра­ми из тек­ста. Оцен­ка по тре­тье­му кри­те­рию сни­же­на до 2 бал­лов.
Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны меж­ду со­бой, но ло­ги­ка раз­ви­тия мыс­ли не все­гда со­от­вет­ству­ет за­яв­лен­ным те­зи­сам. Так, и во вступ­ле­нии, и в за­клю­че­нии под­чер­ки­ва­ет­ся мысль, что непо­ни­ма­ние Ба­за­ро­ва Кир­са­но­вы­ми свя­за­но с кон­сер­ва­тиз­мом их взгля­дов, но в са­мом со­чи­не­нии эта мысль ни­как не раз­ви­та. То, что Кир­са­но­вы лю­бят ис­кус­ство и при­ро­ду, еще не сви­де­тель­ству­ет об их кон­сер­ва­тиз­ме. Оцен­ка по чет­вер­то­му кри­те­рию сни­же­на до 2 бал­лов.
По кри­те­рию "Сле­до­ва­ние нор­мам ре­чи" ме­то­ди­че­ский со­вет: важ­но сле­дить за точ­но­стью фор­му­ли­ро­вок, из­бе­гать штам­пов, по­вто­ров, со­блю­дать един­ство сти­ля.

Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.

Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Ваш брат, дворянин, дальше благородного

Кипения дойти не может.

В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественными науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы будущего врача.

Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего!

Сравнительная таблица

Сочинение: Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”. В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.’ Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касаегся нигилизма и роли нигилистов в жизни.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.

Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.

Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений. И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Пегрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”. Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.

Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович. Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”. Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Базаров близок к простому народу своим отношением к труду. Тургеневский герой — разночинец, он изначально по своему социальному положению должен был работать. Его увлекает работа, так как она является непременным условием самоуважения и удовлетворения для Базарова.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Но Базаров отрицает все, у него другая мораль: нравственно то, что полезно. Целесообразность — вот главное мерило ценности поступков и явлений у Базарова. Поэтому и природу он воспринимает только как мастерскую, где человек должен быть хозяином и использовать знания для достижения своих целей: “Природа не храм”. Базаров отказывается от великих достижений культуры: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является дуэль.

На чьей стороне автор?

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В.Г. Белинскому — человеку 40-х годов, у которого было такое же “страстное, грешное, бунтующее сердце”, как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, — огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывают превосходство новых прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Самый значительный роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” впервые был напечатан в журнале “Русский вестник” в 1862 году, сразу вызвав много споров и нареканий со стороны критиков. В нем отразились радикальные изменения в общественной жизни России того времени, столкновения поколений, представлявших два разных класса, либералов и демократов.

Главное место в произведении занимает вечная тема отцов и детей. Самыми яркими представителями двух противоборствующих сторон выступают Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. На первый взгляд, молодой разночинец нигилист и стареющий аристократ совершенно различны между собой. Протестующая внешность Базарова выражает его резкую оппозицию старому миру, к которому принадлежит Павел Петрович. Эта оппозиция ощущается в каждом базаровском слове, в каждом сознательном действии. Поэтому Павел Петрович постоянно чувствует к Базарову “тайное раздражение”, это сказывается уже при первой их встрече. И в десятой главе романа происходит главная словесная дуэль между адвокатом поколения “отцов” и молодым реалистом, отвергающим всякую романтику.

Базаров, убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен. Он нехотя отвечает на вопросы Павла Петровича. Кирсанов намеренно вызывает его на спор, возмущаясь любыми мнениями противника и опускаясь до оскорблений. Их расхождение в философских, общественно-политических и нравственных взглядах очевидно.

Евгений Васильевич отрицательно относится к среде, в которой существует. Дружбы для него нет, родственные отношения — привычка, любовь — физиология. Кирсанов , привыкший к светскому обществу, на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он также восхищается традициями простого народа, его религиозностью и патриархальностью. Базаров, напротив, скептически относится к русскому мужику с его предрассудками и долготерпением. Молодой человек считает пустыми разговоры об искусстве и не желает замечать красот природы, находя в ней лишь практический смысл.

Базаров стремится разрушать, ничего не строя. В этом его самое слабое место. Ему нелегко жить, так как все вокруг кажется ему скучным и бессмысленным.

Тургенев не согласен полностью ни с Кирсановым, ни с Базаровым, поэтому в данном споре нет победителя. Однако писатель признает силу личности последнего и отдает ему дань уважения. Он отчетливо понимает, что именно молодое племя выведет страну на прямую дорогу и укажет ей верный путь. Эта прекрасная мысль великого художника и гражданина — суть мощного по своей значительности романа “Отцы и дети”.

Вариант 2

Конфликт поколений возникает в случае несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь представлениям о ней молодых людей. Со временем обстановка вокруг меняется. Новые обстоятельства оказывают значительное влияние на формирование характера человека, его отношение к жизни. Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или просто не желают этого делать.

Подобное непонимание нередко приводит к настоящей конфронтации между людьми разных поколений, как это произошло по сюжету романа. Представителем либерально настроенного дворянства выступает Павел Петрович, человек поистине достойный, умный, честный и благородный. В своих мыслях и поступках он руководствуется старыми принципами. Окружающие считали его в какой-то степени насмешливым и самоуверенным. Учитывая то, что в молодости Павел Петрович был очень успешным чиновником, которого любили и который мог позволить себе многие капризы и желания, то можно смело назвать его человеком, избалованным роскошью.

Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется.

Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов.

В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова. В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле. Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова.

Между Базаровым и Павлом Петровичем были расхождения по очень многим вопросам, но главное, что стоит отметить: Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны.

СМЫСЛ КОНФЛИКТА БАЗАРОВА И БРАТЬЕВ КИРСАНОВЫХ

Роман “Отцы и дети” написан в переломный момент развития общества, во время обострения отношений между двумя эпохами – старой, существовавшей раньше и в пору написания романа, и новой, которая должна была прийти на смену старой. Старая эпоха представлена дворянством и аристократией, а новая – демократами. Именно в такой переломный момент возникают споры между представителями разных идеологий. В “Отцах и детях” показан спор между Базаровым, представляющим собой демократов, и потомственными аристократами Кирсановыми. Тургенев

описывает занятия своих героев, образ жизни, поступки.

Аркадий Кирсанов, младший представитель семейной династии аристократов Кирсановых, привозит в отцовское имение Евгения Базарова – своего друга и учителя. Автор показывает состояние родового гнезда Кирсановых. Печальная картина предстает перед нашими глазами: серые неприглядные поля, низкие кустарники, покосившиеся крыши, оборванные мужики – все это свидетельствует не в пользу хозяев. Да и в отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все благополучно: приказчик – плут, а крестьяне совсем обленились. Так считает старший Кирсанов. Николай

Петрович старается что-то сделать, но он мягкий, уступчивый, к тому же не имеет определенных планов, чтобы что-то менять. На примере жизни Николая Петровича можно проследить общественную биографию всего дворянства. Братья Кирсановы, как было принято среди дворян, продолжали судьбу своих родителей. И старший и младший должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович, как и большинство людей его круга, увлекается искусством, историей, литературой. Но он отошел от общественной жизни и переехал в деревню. Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как жили лучшие люди той поры. Но он инертен, не способен на самостоятельные поступки. Его сделало таким то время, в которое он жил. Тургенев подчеркивает этим, что эпоха дворянства заканчивается, она изжила себя.

Чем-то похож на брата и Павел Петрович. Внешне это обаятельный человек, с красивым лицом и безупречными манерами. Ухоженные руки с “длинными розовыми ногтями”, “английский костюм и лаковые полусапожки”, которые он носил даже в деревне, говорят о том, что он сохранил свои аристократические привычки.

Братьям Кирсановым противопоставлен в романе Базаров – демократ-разночинец, нигилист, как он сам себя называет. Мы мало знаем о прошлом Базарова. Известно, что отец его лекарь, мать – обедневшая дворянка. Родители живут в небольшом имении, доставшемся по наследству матери. Доходов от своей деревни отец не получает и живет за счет врачебной практики. Базаров гордится своим неродовитым происхождением и при удобном случае упоминает, что его “дед землю пахал”. Евгений Базаров – энергичный человек с сильной волей, холодным и трезвым умом. В образе своего героя Тургенев воплотил основные черты характера лучших людей своей эпохи. Базаров считает, что всякий человек сам себя воспитывать должен. Именно так он и поступает. Взгляды Базарова не просто дань моде, как у его ученика Аркадия. Он твердо убежден в необходимости коренного переустройства общества и верит, что сделать это могут такие люди, как он сам. В споре с Павлом Петровичем он намекает: “Нас не так мало, как вы полагаете”.

В спорах о русском народе я придерживаюсь позиции Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью мужика, его патриархальностью. Но как может знать правду о мужике человек, который при разговоре с ним “морщится и нюхает одеколон”. Именно так поступает Павел Петрович. Базаров по своей деятельности, взглядам стоит намного ближе к народу и, следовательно, больше понимает его нужды. Простые люди в имении Кирсановых чувствуют это, поэтому подсознательно тянутся к нему. Базаров умеет поставить себя на позицию мужика и разговаривает с ним на равных, не считает зазорным просвещать народ. Базарова справедливо можно назвать выразителем народных интересов.

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Николай Петрович любит и знает литературу, музыку. Для Базарова все разговоры об искусстве – пустые слова. Столь же односторонни его высказывания в разговоре об отношении к природе. Теперь даже Аркадий выступает против Базарова. Это в ответ на его вопрос: “И природа пустяки?” – Базаров отвечает знаменитым: “И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Природа не поражает Базарова своей красотой, он считает, что в ней нет “художественного смысла”. Все же надо упомянуть, что Базаров еще будет в романе наслаждаться природой, а перед смертью скажет воистину поэтические слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.

Противоречивы также высказывания Базарова о любви и вспыхнувшее в нем большое чувство к Одинцовой. То, что Базаров смог по-настоящему полюбить Одинцову, говорит о его прекрасной и честной душе, несмотря на сухие суждения.

В романе автор показывает еще одного представителя семьи Кирсановых – Аркадия. Вначале он представляется нам учеником и последователем Базарова, но постепенно отходит от своего учителя. Мещанское счастье Аркадия с Катей еще больше отдалило его от Базарова и приблизило к поколению отцов – аристократов. Пути Базарова и Аркадия расходятся. Базаров говорит своему бывшему другу: “…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…” Для себя самого он предвидел в будущем суровую, полную лишений и, возможно, революционной борьбы жизнь, столь типичную для поколения разночинцев-демократов 60-х годов XIX века. Но судьба распорядилась иначе. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком.

Тургенев выводит в романе поколение демократов и приводит нас к мысли, что это поколение будущего. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Сочинение Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанов

Евгений Базаров – нигилист, человек, который отрицает все. Он умный, ироничный и насмешливый, будущий врач. Базаров не разговорчив, холоден и резок. В отличие от семейства Кирсановых он не аристократ. Евгений также активный и жесткий человек, который ни перед кем не преклоняется.

Базаров хочет создать что – то новое, но при этом только говорит и ничего не делает. А Павел Кирсанов даже не хочет ничего менять, его устраивает патриархальный строй, который только разделяет людей на бедных и богатых.

Подводя итог, можно сказать, что спор Базарова и Кирсанова старшего так ни к чему и не привел. Каждый остался при своем собственном мнении.

Ваш брат, дворянин, дальше благородного

кипения дойти не может.

И. С. Тургенев

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждую­щих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение конфликт базарова и кирсанова
  • конфликт между аркадием кирсановым и базаровым
  • победа базарова
  • суть конфликта между кирсановым и базаровым анализ
  • причины конфликта базарова и братьев кирсановых

Идеологический спор базарова и братьев кирсановых

Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений.

Самоуверенный, но умный молодой человек.Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.Политические взглядыПродвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов.

Словесник

Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться.

Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам.

Не так ли, Николай? Николай Петрович кивнул головой. — Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных.

и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. — Что же ему нужно, по-вашему?

Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте — логика истории требует.

— Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся. — Как так? — Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками. — Я вас не понимаю после этого.

IV. Анализ идеологического конфликта в романе

Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.) — Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.) — Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат.

Идеологический спор между базаровым и кирсановым

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) .

— доказывает Кирсанов. И он, действительно, прав, потому что он высказывает прописные истины.

Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох

Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни.

На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: “Все”. Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев.

Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой.

“Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете.

Да ведь надобно и строить”, — говорит Евгению Кирсанов.

“Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить”, — отвечает Базаров. При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся.

Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми.

Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича.

Это был спор об аристократии и её принципах.

Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу.

Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Аристократизм – бесполезное слово.

Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения.

Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.

Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности.

Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни.

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) .

Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.

Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей

Базаров видит темноту и невежество простого народа.Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни.

Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие.Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль.

Базаров и Кирсанов, споры которых не обходят стороной даже искусство, определяют его место в человеческой жизни по-разному.

Базаров не видит смысла в чтении художественной литературы, природа для него — ресурс.

Кирсанов, напротив, ценит искусство, природу воспринимает как его своеобразную составляющую.Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу.

Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

Базаров не доверяет Павлу Петровичу и не говорит, действительно ли он собирается переходить от слов к делу.

Читайте также: