Почему базаров одинок сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур. Такие времена неизменно выдвигают новые требования к людям. Старые принципы уходят в прошлое, а новые еще четко не сформировались.

Потому люди, которые стараются успевать за временем – или опережать его, – обречены на одиночество и жизнь, полную драматических крушений.

Таков герой известного романа И. С. Тургенева Евгений Базаров.

Он – герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге – на гибель. Виноват ли в этом он сам?

Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу.

Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей.

Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров – центральный образ романа Тургенева. Вокруг него

группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. “Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа”, – писал автор “Отцов и детей”.

Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета – постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества?

Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы.

А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники.

Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы.

Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова.

В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой – страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни.

Дорогие его уму “естественнонаучные” убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней “физиологи”.

А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике. Основная трагедия героя Тургенева заключается в противоречивости его личности. Это деятельная натура, уверенный в себе образованный, целеустремленный человек. Но в то же время он очень эгоистичен, резок, порой даже груб, неудержим и самолюбив.

Он не способен на жалость и сочувствие другим людям. “Мужчина должен быть свиреп”, – заявляет Евгений. И всем своим поведением подтверждает эту мысль.

Но так ли однозначен он в проявлении своих убеждений? Евгений Базаров отрицает романтизм и в то же время по своей сути является настоящим романтиком: “он с негодованием осознавал романтика в самом себе “. Он отрекается от прошлого, от родителей, от авторитетов, от “глупой жизни отцов”, хотя сам признается, что на самом деле очень любит их.

Он стремится принести пользу родине, но сомневается: “Нужен ли я России? ” Он не понимает и не принимает трагедии в любви: “Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась”, и сам оказывается безответно влюбленным в женщину.

Он отрицает религию и в то же время говорит отцу: “Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна”. “Сделай милость, не говори красиво”, – говорит он Аркадию в начале романа, а в конце восклицает: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Герой Тургенева – нигилист. Он отрицает все: религию, науку, семью, нравственность, искусство, любовь.

Но жизнь устраивает ему проверку по всем перечисленным пунктам. И Базаров не выдерживает этой проверки. Его жизненные устои дают трещину.

Базаров до конца не осознает этих противоречий, не хочет признаться самому себе в том, что ему присуще многое из, того, что он всю жизнь отрицал.

И все же он все больше и больше чувствует, что чего-то не понял в этой жизни, где-то допустил ошибку. Разочарование В собственных теориях сопровождается у героя разочарованием во всей своей жизни. Неверие в свое назначение, раздражение, скука усугубляют и без того тревожное душевное состояние героя.

И с каждым шагом он все ближе к собственной гибели.

Он участвует в навязанной ему Павлом Петровичем дуэли, при этом ломая себя, идя на поводу у предрассудков общества, играя не свойственную ему вычурно-комическую роль. Прощание Базарова с Аркадием еще больше подчеркивает его одиночество и обреченность на “горькую, терпкую, бобыльную жизнь”.

Казалось бы, Базаров умирает от нелепой случайности – пореза во время операции. Но эта смерть на самом деле не случайна. “Весь смысл романа заключается в смерти Базарова, – говорил Д. И. Писарев.

– Незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать”. На смертном одре трагическое осознание героем собственных заблуждений достигает особого накала.

“И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…” Умирая, Евгений вдруг ясно осознает бесполезность, ненужность прожитой жизни.

Смерть оказывается сильнее его, а значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Природа – единственное, что вечно на земле, а он считал ее мастерской. Теперь же он чувствует себя перед ней маленькой песчинкой, которую никто не заметит, а если и заметят, то завтра же забудут: “Я умру, и из меня лопух расти будет”.

Он готов слиться с окружающим миром, который всю жизнь отвергал.

Но теперь мир не принимает его – даже после смерти железная ограда отделяет его от людей. Даже теперь он остается таким же одиноким, каким был при жизни.

Нельзя сказать, что Евгений был одинок всегда. У Базарова были не друзья, но поклонники. Например, Аркадий, Ситников и Кукшина. Евгений и Аркадий со временем отдалились друг от друга: Аркадий, поначалу питавший симпатию к Евгению и разделявший его идеалы, не чувствовал в нём поддержку, а лишь холодность и неприступность. Остальные последователи Базарова были просто его подражателями, но он порицал это в людях. На самом деле Базаров находился в поиске действительно родственной души — такого человека, который бы разделял его точку зрения и верил в его идеи. Но подобных людей в его окружении не находилось. Кроме того в Базарове есть такие черты, как неудержимость, эгоизм и самолюбие, резкость и грубость в суждениях. Его не трогают чужие чувства, он не жалостлив. А потому людям не очень-то приятно общаться с ним.

Только перед смертью Базаров предстал в романе настоящим — человеком, осознающим свои ошибки. Умирая, Базаров начинает чётко понимать бесполезность жизни, которую он прожил. Смерть в итоге оказалась сильнее его. Это означает, что не всё возможно преодолеть при помощи своих сил. Природа является тем единственным, что нерушимо и вечно, но Евгений считал, что ею можно лишь пользоваться в собственных целях. Теперь Базаров ощущает её силу. Он чувствует себя маленькой песчинкой, никем не замеченной в пространстве вечности. Герой согласен слиться с миром, который всё время отрицал. Только теперь мир отвергает его — после смерти его отделяет железная ограда. И он вновь одинок, каким был и при жизни.

Автор: Диана Танцур

Автор: Самый Зелёный · Published 01.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 14.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 24.07.2019 · Last modified 09.03.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение В чем причины одиночества Базарова?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Евгения можно отнести к новому поколению. Но его не принимают люди, не понимает общество, что обрекает героя на одиночество, даже презрение. Новые идеи нужны обществу, нужны и такие, как Базаров, люди. Наверное, Евгений выбрал слишком радикальные принципы, которые не дают поблажек. Поэтому его теория потерпела крах. Изменения должны быть плавные, равномерные, Базаров же хотел резко изменить все традиции и устои, которые были признаны до него.

Герой сильнее всех остальных персонажей, он подавляет и затмевает их, что говорит о его характере, воле, целеустремленности. Но герой независим, он не нуждается в помощи, Евгений по натуре одинок, поэтому последователи не становятся ему сообщниками, а, как Аркадий, лишь восхищаются им. Автор специально помещает нигилиста в общество аристократов, где и появляется конфликт героя со старыми принципами, его попытка доказать свою правоту.

Все поклонники Базарова могут лишь пародировать ему, подражать, слепо следовать за ним. Он одинок и в своей идеологии, нет никого, кто верит в нигилизм и понимает его так, как это делает Евгений. Создается лишь ощущение, что герой не один, Аркадий выглядит, как друг, но это не так. Даже семья не понимает Евгения. Таким образом, он совершенно один, окруженный людьми, которые даже не способны его понять. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Когда герой умирает, он наконец-то осознает все свои заблуждения и ошибки. Но тут уже мир не принимает его, больного, обреченного погибнуть так рано. Даже на смертном одре он одинок.

Сочинение-рассуждение В чем причины одиночества Базарова?

Евгения можно отнести к новому поколению. Но его не принимают люди, не понимает общество, что обрекает героя на одиночество, даже презрение. Новые идеи нужны обществу, нужны и такие, как Базаров, люди. Наверное, Евгений выбрал слишком радикальные принципы, которые не дают поблажек. Поэтому его теория потерпела крах. Изменения должны быть плавные, равномерные, Базаров же хотел резко изменить все традиции и устои, которые были признаны до него.

Герой сильнее всех остальных персонажей, он подавляет и затмевает их, что говорит о его характере, воле, целеустремленности. Но герой независим, он не нуждается в помощи, Евгений по натуре одинок, поэтому последователи не становятся ему сообщниками, а, как Аркадий, лишь восхищаются им. Автор специально помещает нигилиста в общество аристократов, где и появляется конфликт героя со старыми принципами, его попытка доказать свою правоту.

Все поклонники Базарова могут лишь пародировать ему, подражать, слепо следовать за ним. Он одинок и в своей идеологии, нет никого, кто верит в нигилизм и понимает его так, как это делает Евгений. Создается лишь ощущение, что герой не один, Аркадий выглядит, как друг, но это не так. Даже семья не понимает Евгения. Таким образом, он совершенно один, окруженный людьми, которые даже не способны его понять. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Когда герой умирает, он наконец-то осознает все свои заблуждения и ошибки. Но тут уже мир не принимает его, больного, обреченного погибнуть так рано. Даже на смертном одре он одинок.

Полезный материал по теме:

Сочинение Трагедия Базарова

Главным героем произведения Тургенева “Отцы и дети” является человек нигилистичного типа личности, придерживающийся консервативного стиля жизни.

На момент повествования он учится в университете на факультете естественных наук, считая их единственно верными науками, а остальные, например литературу и философию, уделом ленивых аристократов не способных ни на что более. С такими убеждениями он узнает о нигилизме – движении которое яростно развивается в России на тот момент, и становиться нигилистом.

Нигилизм – движение, которое отрицает устоявшиеся ценности и убеждения.

Он убеждён, что человек существует только для того, чтобы принести пользу человечеству, а человек не приносящий пользу, как он считает, не достоин существовать.

Нигилизм же, он считал главной вещью в своей жизни, за которой он должен идти и преследовать её священную цель. По его убеждениям священная жизнь нигилизма, это помочь миру, насильственно или мирно, отказаться от всего старого и заезженного и идти навстречу новому, новым открытиям, новому будущему.

Почти всю свою жизнь он посвятил данной цели, и собственному просвещению, но к её концу он посчитал нужным отказаться от данных убеждений по нескольким причинам.

В ходе повествования сюжета его убежденность пошатнула внезапная влюбленность в даму, по фамилии Одинцова. Притом любовь эта возникла нежданно и без его участия, чему он был очень не рад, ведь он не смог ничего с собой поделать. Любовь заставила его понять, что те, казалось бы, фундаментальные вещи на которых он основывался, были ошибочными.

Чтобы как то придти в себя, он уезжает в родительский дом, где с ним происходит самая неприятная вещь в его жизни. При вскрытии больного тифом, он сам заражается этой ужасной болезнью. Далее он понимает, что смерть близка, и начинает обдумывать свою жизнь.

Он приходит к выводу, что он был не нужен России, из-за того что почти никакой пользы он не приносил, считая что гораздо полезнее России были люди рабочих профессий, ведь только на них строится мир. После чего он умирает, в осознании того, что он прожил жизнь зря.

В этом вся жизнь Базарова, и её трагичность.

Почему одинок Базаров?

Базаров – нигилист, скептик. Удивительный, одаренный, красивый человек, но он опирается во всем на разум, отрицает чувство, веру, чуждается любой сентиментальности, в начале романа. С человеком его ума, его характера и взглядов очень сложно примириться и ужиться другим людям. Его, человека радикально-демократического образа мысли, не принимает консервативное общество дворян. Но и среди молодых людей, готовых, казалось бы, разделить его идеи – он не находит должного понимания, потому что большинство его ровесников – в отличие от него, довольно глупы и поверхностны. Увлечение идеей нигилизма – для них не больше чем мода, возможность интересно провести досуг, почувствовать свою значимость в обществе.

Во второй половине романа Базаров раскрывается перед читателями иной, не знакомой до ныне своей стороной. Нигилист и циник Базаров влюбляется в Ольгу Сергеевну Одинцову, в его мировоззрении происходят коренные изменения. Нет, он не теряет лучших своих, волевых качеств, силы ума, но оказывается что Базаров способен еще и на огромнейшую, под стать его личности, глубину чувств.

Таким образом, к концу романа Евгений Базаров предстает перед читателем красивым, наверное, почти совершенным человеком. Человеком, в котором сочетается сильный аналитический ум, способность к самоотдаче, даже самоотречению, умение следовать долгу, избранному им самим, умение сострадать, умение глубоко и сильно привязываться, любить, великая сила воли. От части сочетание всех этих качеств, приводит Базарова к трагической смерти (заразился, оказывая помощь смертельно больному). Но, не смотря на это, главному герою романа очень хочется подражать еще долгое время после прочтения книги. Многим вдумчивым читателям хочется воспитать в себе хотя бы часть тех качеств, которые есть у Базарова.

Встреча с Одинцовой

Когда Евгений Базаров знакомится с Анной Одинцовой, он еще придерживается своей теории нигилизма.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Любовь к Одинцовой

Но со временем Базаров стал чувствовать себя неловко рядом с Анной Одинцовой. Один раз он почувствовал свой конфуз, тогда он подумал: «Вот тебе раз!

Евгений Базаров долгое время не мог признаться даже самому себе, что он влюблен в Одинцову. Он понимал, что если признает это, то его нигилистические взгляды оказались неверными. Базаров не хотел признавать свою неправоту, поэтому долгое время старался избавиться от своих чувств к Одинцовой.

Вариант 3

Главный герой романа Тургенева – молодой человек, тридцати лет от роду, Базаров Евгений Васильевич

В своих убеждениях Евгений Базаров бескомпромиссен. Он никогда ни перед кем не робеет, дерзок в своих суждениях и в манере общения. Говорит отрывисто, немногословно. Очень самоуверен, порой до развязности.

Аркадий Кирсанов приглашает Евгения в гости в свое родовое имение, где знакомит его со своим отцом и дядей – Павлом Петровичем. Павел Кирсанов – мягкий, романтичный человек, переживший в молодости любовную трагедию, поначалу с интересом относится к идеям Базарова. Они разговаривают на разные темы – культура, наука, любовь, природа, политика – но ни в чем не находят точек соприкосновения, выражая противоположные взгляды на суть этих вещей. Все заканчивается конфликтом и неудачной дуэлью с Павлом Петровичем.

Именно с этого момента Базаров разубеждается в своих теориях. Любовь существует, любить – прекрасно. И родители, к которым они приехали с Кирсановым, не так его уже раздражают, а наоборот, он понимает их чувства, понимает, что прежние ценности очень важны в жизни человека.

Как натура деятельная, Евгений принимается врачевать всех, кто в этом нуждается, и нечаянно заносит инфекцию себе. Он умирает.

Но перед смертью автор показывает в Базарове благородство его натуры, его душевную эволюцию: герой понимает, какие приоритеты важны в жизни, а все остальное – лишь самолюбование и гордыня.

Читайте также: