Плюсы и минусы евгения базарова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.

Внутренний облик:

  • Евгений Базаров — нигилист, отрицающий авторитеты, доверяющий проверенным научным фактам.
  • презирает искусство;
  • отрицает красоту природы. Считает, что природу надо использовать;
  • называет чувство любви химической реакцией;
  • смеется над увлечением музыкой, поэзией, прочей «романтической чепухой;
  • видит отрицательные черты русского народа.

Сложный характер Евгения Базарова делает его одиноким. Аркадий Кирсанов, увлеченный идеями Базарова, — временный попутчик. Скоро пути приятелей разойдутся. Нет любимой женщины, семьи, детей. Даже в родительском доме Базарову скучно.

Основные черты характера Базарова: бескомпромиссность, гордость, эгоизм. Он игнорирует чужое мнение (спор П. П. Кирсановым).

Подавляет авторитетом Аркадия. Боится потерять свободу. Увлекшись Анной Сергеевной Одинцовой, старается сдержать эмоции. Обижает равнодушным отношением родителей: уезжает, погостив три дня после трехлетнего отсутствия.

Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Характер

Базаров – человек гордый, надменный и самоуверенный. Он уверен в своем превосходстве над аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

В отношении к окружающим людям Базаров вел себя развязно и небрежно. Главный герой не владел ни каплей робости, он был смел и самонадеян.

Характер и взгляды Базарова во многом стали следствием его биографии. Евгений является сыном простого лекаря и дворянки, что говорит о промежуточном положении главного героя: он не считает себя дворянином, но и не является простым мужиком.

Евгений Васильевич – сильный и трудолюбивый человек. Он не привык сидеть на месте, постоянно занимается каким-то делом. Всего в жизни Базаров достиг собственными усилиями.

Нигилизм

Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.

Сочинение на тему базаров положительный или отрицательный герой

В моем воображении с детства возникла какая-то удивительная, своеобразная галерея любимых образов. Сначала это были герои сказок: русских, немецких, французских, ирландских. Я восхищался отважным Иваном-царевичем, Алладином, смелым и добрым рыцарем Гансом из Кельна. Потом герои Жюля Верна, Майн Рида, Купера… Тогда они казались мне образцами сильных, настоящих мужчин. Да и сейчас, перелистывая эти книги, я испытываю зависть и какую-то неясную тоску, хотя и знаю, что в большинстве своем это вымысел, что в действительности все было проще и грубее. Потом я восхищался героями Джека Лондона, Грина, Островского, Войнич. Удивительный и неповторимый Артур Грэй, капитан всех морей, подаривший девушке счастье; Тиррей Девенат, мужественно прошедший своей дорогой страданий; Мартин Идеи с его железным упорством; герои Тургенева… Все они не похожи друг на друга, да это, впрочем, и естественно: яркие, могучие индивидуальности всегда неповторимы, своеобразны, всегда резко отличаются. И однако, в чем-то они родственны. В чем? Конечно, общей формулировки дать нельзя, но все они сходятся в одном. Смелость, воля, мужество, трудолюбие — все эти черты нормальный умный человек может выработать в себе, это еще не все. В героях, которые стали любимыми у молодежи, есть какая-то неповторимая поэтичность, любовь к людям (не к отвлеченному понятию человечества, а к живым обычным людям, с которыми ты встречаешься в повседневной жизни), мягкость, деликатность, талант (именно талант, а не умение) чистой возвышенной любви. Все эти качества в соединении с отвагой, решимостью и предприимчивостью создают то обаяние полноценного, яркого человека, о котором мечтаешь в юности. И вот Базаров… Извините за слишком долгое вступление, но я думаю, что, не раскрывая тех качеств, которыми должен обладать положительный, нет, крылатый, идеальный герой, нельзя решить, кто такой Базаров. В сущности, формулировка не совсем точная: разве люди делятся только на положительных и отрицательных? Конечно, нет. Базарова нельзя поставить на одну доску с Марком Волоховым из романа Гончарова “Обрыв”. В Евгении можно найти множество качеств, которыми следует восхищаться, но все же, читая роман, нельзя отделаться от мысли о какой-то ущербности, неполноценности героя, его обреченности. Это имеет свои объяснения. Среди тургеневских героев Базаров выглядит чужаком, невозможно найти никого, сколько-нибудь напоминающего железного нигилиста. Неистовый фантазер Рудин, умный, добрый, мягкий Лаврецкий, мужественный и целеустремленный, но в то же время удивительно обаятельный и поэтичный Инсаров. И вдруг этот человек, его резкие категоричные суждения, его грубость, высокомерные манеры и его воля, железная, несгибаемая, могущественная воля, которая может сокрушить все на своем пути, его фанатичная верность своим идеалам. Базаров — это не тургеневская фигура: писатель сам боялся своего героя, боялся и восхищался в то же время. По-видимому, несмотря на его утверждение, что прототипом образа нигилиста послужил не Добролюбов, а некий врач Д. (странно, что Тургенев не назвал фамилию полностью, а начальная буква Д. подходит к фамилии Добролюбова), в Базарове отразился именно последний. Добролюбова Тургенев боялся, ему был неприятен этот семинарист, его твердость, резкость, непримиримость, даже то, что сюртук у него был застегнут на все пуговицы, как у плебея. И в то же время восхищался им. Стремился убедить себя, что его неприязнь — это не классовое чувство, что Белинский тоже разночинец, однако был очень обаятельным, но тут же с горечью сознавал, что в нем, в самом Тургеневе, нет таких черт, которыми обладал Добролюбов. Это странное, противоречивое отношение сохранилось и в романе. Тургеневу были чужды базаровские идеи, он не знал подлинной деятельности этих нигилистов, да к тому же и цензура… Базаров дан вне своего дела, мы его видим лишь с одной стороны. Он очень категоричен, порой даже до кичливости, он не желает прислушиваться к чужому мнению. Он груб и резок и нисколько не стесняется в своих оценках. Павел Петрович для него — “архаическое явление”. Николай Петрович — “человек отставной, его песенка спета”. Выслушав историю о романтическом увлечении Павла Петровича, он бросает пренебрежительно: “На своем молоке обжегся — на чужую воду дует”. У него никогда не возникает желания вдуматься в чужую жизнь, понять ее, посочувствовать. Он говорит, что будет уважать лишь того, кто не спасует перед ним, человека более сильного, все остальные — это слабые “божьи коровки”. Но ведь это в корне неверно: перед напором грубости мягкий и деликатный человек всегда теряется. Грубость — это не сила. Однако Базаровым нельзя не восхищаться. Он говорит, что не желает зависеть от времени — пусть время зависит от него. Это человек, который сам, без чьей-либо помощи, получил образование и воспитал себя. Он поразительно работоспособен: все время, которое провел у Кирсановых, Евгений Васильевич был занят делом. Он мужествен: во время дуэли с Павлом Петровичем вел себя так, что даже его противник вынужден был признать, что “господин Базаров вел себя отлично”. Он горд, не может принять милостыню Одинцовой: жалость — это не для него. Ему можно в отдельных случаях подражать. Но все очарование рассеивается, когда вспоминаешь его отношение к родителям, снисходительный тон в разговорах с отцом, необыкновенно добрым и милым человеком, его молчание, всегда пугавшее мать, которая души не чаяла в своем Енюше. А отъезд из дома, глубоко ранивший душу отца и матери… Нет, все это вряд ли говорит за Базарова. Это высокомерное отношение к людям особенно проявляется в отношениях с Ситниковым, которым— он помыкает, как собачонкой. Ведь даже если кто-то стоит ниже тебя по способностям, уму и воле, разве можно презирать его за это? А если человек этот в восторге от тебя, твоих речей, то пренебрегать им, бескорыстно верящим в тебя, просто подло! И опять роковая странность противоречивого характера Базарова проявляется в картине его гибели, где он показывает образец мужества. Сколько благородства и презрения к смерти слышим мы в его последнем монологе! Но, читая последние главы романа, как будто чувствуем обреченность героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живет и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров — это сильная, яркая личность, им можно по-своему восхищаться, но он не идеал, он не может стать в один ряд с Оводом, Грэем, Мартином Иденом. Ему не хватает обаяния, поэтичности, которую он, кстати сказать, отрицал. Может быть, в этом повинно время, когда нужны были сильные отрицатели (человек все-таки зависит от своей эпохи), но Базаров не может быть путеводной звездой для юности.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Характеристика героя

Что такое дуэль, как не порождение романтизма, а уж никак не здоровой жизни? И всё-таки Базаров соглашается на неё — зачем? Ведь это несусветная глупость. Но что-то мешает Евгению отказаться от вызова Павла Петровича. Наверное, честь, над которой он насмехается так же, как над искусством.

5 стр., 2481 слов

П.П. Кирсанов и Е. Базаров как герои-антагонисты

(Одинцова у умирающего Базарова)

Победа Базарова в том, что у него хватает ума и силы признать крах своих убеждений. В этом и величие героя, трагичность образа.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

отцы и дети базаров нигилист

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

Популярные сочинения

  • Сочинения по картинам
    Сочинения по картинам художников
  • Сочинение Человек чести
    Честь во все времена была неотъемлемой частью порядочного человека. Вспомним времена Российской империи, когда за малейшее слово, которое чисто теоретически могло омрачить честь мужчины, его оппонента ждала смертельная дуэль
  • Сочинение Петя Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)
    Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.

Основные плюсы и минусы нигилизма Базарова

Положительное в нигилизме Базарова

Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.

Долой авторитеты

Нет — суждениям, да — опыту

Давая характеристику своему другу, Аркадий Кирсанов назвал Евгения Базарова человеком, который ко всему относится с критической точки зрения, не принимает на веру. Сам Евгений признавал, что для него убедительны только суждения, подтвержденные опытным путем. Такой подход чрезвычайно полезен в практической науке, дает толчок исследованиям и открытиям. В них Базаров мог бы достичь успеха, если бы не преждевременная смерть.

Базаров

Профессиональная работоспособность

Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.

Критическое самоуважение

Сила духа и цельность личности

Минусы базаровского нигилизма

При неоспоримых достоинствах личности, Базарова трудно назвать полноценным членом общества того времени. Он скорее чужеродный элемент в нем. Некоторые его взгляды коробят, идеи вызывают сопротивление, грубость в общении возмущает.

Все ломать

Не патриот

Цинизм и черствость

Базаров откровенно потешается над романтизмом, высоким чувствами. Не заботясь о производимом впечатлении, говорит о преимуществах низменного, плотского. Нигилист не принимает общепринятые нормы поведения. Его мало волнует, что своей вызывающей прямотой он оскорбляет чьи-то чувства. Даже восхищавшегося им Кирсанова временами коробит цинизм и душевная черствость Базарова, которая распространяется и на родителей. Безмерно любящие его мать и отец получали обидно мало внимания и общения от сына.

Евгений Базаров

Отрицание прекрасного

Базаров считал, что порядочный химик в двадцать раз полезней поэта, а Рафаэль гроша ломанного не стоит. Евгений иронизирует и хохочет над Николаем Петровичем Кирсановым, цитирующим Пушкина, играющим на виолончели. Природу нигилист называет пустяком, не храмом, а мастерской. Он не может и не делал даже попыток постичь созидательную силу прекрасного.

Добровольное одиночество

Живя среди людей, Базаров одинок, и это его выбор. Он готов допустить к себе человека, который не спасует перед ним. Такого в своем окружении Евгений не видел. Признавал в Аркадии Кирсанове молодую смелость и задор, но для себя хотел дерзости и злости. Базарову все равно, восхищаются им или ненавидят. Считал себя гигантом, а значит остальные для него слишком мелки. Даже семейные, родственные узы не вызывают у него одобрения.

Циничный Базаров

Прогрессивная личность или циник

Положительный или отрицательный герой Евгений Базаров? В его окружении так и не прозвучало однозначных доводов оправдания или обвинения. Каждое качество нигилиста одних восхищает, других раздражает. Был ли она прав, отрицая все на свете, стремясь ломать привычные устои? Возможно, дальнейшая жизнь Евгения внесла бы ясность, но он умирает слишком рано. Невосполнимой эта утрата оказалась только для его несчастных родителей.

Недостатки

Главным противоречивым моментом в судьбе Базарова стала его теория нигилизма. Во многом она сковывала его в собственных поступках, ограничивая и требуя невозможного. Под конец своей жизни Базаров увидел, что его теория подверглась сомнениями, реальная жизнь показала, что отрицание всех принятых норм невозможно по своей природе.

Эгоизм – главный недостаток Базарова. Герой привык смотреть на людей сверху вниз, нередко открыто показывая свое пренебрежительное отношение. Все это делает Евгения одиноким человеком.

Каждый читатель имеет собственное мнение относительно главного героя. Но в этом и оригинальность образа: каждый думает так, как считает нужным.

Помогите пожалуйста срочно . в чем вы согласны с Базаровым ?

Ответ оставил Гуру

Достоинства

Ум и отличные способности позволили Базарову добиться своего положения самостоятельно. Он не богат, но и не беден. Ему удалось поступить на медицинский факультет и заниматься тем делом, которое приносит единственное удовольствие в его жизни.

Теория Базарова-нигилиста сделала судьбу Евгения Базарова по-настоящему трагичной. Центральный персонаж – не отрицательный герой, он вызывает жалость, особенно в финале произведения, когда желание Базарова вылечить мужика приводит к его смерти. Но духовная гибель произошла намного раньше: обреченные отношения с Анной Одинцовой выбили Базарова из колеи.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Полезный материал по теме

Прочитайте следующие высказывания Базарова:

Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем. Нравственные болезни человека- от дурного состояния общества. Исправьте общество — и болезней не будет. Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть. И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Выберите из них одно, с которым Вы согласны или не согласны. Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения.

Мы действуем в силу того, что признаем полезным

Я согласна с утверждением Базарова. Который утверждает, что человек ищет выгоду для себя во всем. Я согласна с его мнением. В наше время многие ленивые люди не признают театр, книги, живопись. Они отрицают искусство, аргументируя это тем, что от него нет никакой пользы. Лучше полежать на диване у телевизора, чем в мороз поехать в театр.

04-12-2013, 15:14:05 | Guest

Рафаэль гроша медного не стоит

В какой-то мере я согласен с Базаровым ведь действительно, человек, который рисует, картины не чем, не сможет помочь народу в отличие от химика. Но где-то я не согласен с ним, так как искусство может помочь раскрыть себя душевно, а химик сделает открытие, которое многим покажется не значительным для себя. Перчак Рома

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Я согласен с этим высказыванием. Такая сфера наук, как Химия нужна больше, чем то же искусство. В течении времени в Химии делалось множество открытий, которые в дальнейшем помогли развить нашу жизнь. Искусство же наоборот, стало развиваться в худшую сторону. Искусство во времена Давинчи было куда красивее, чем в наше время. Искусство это духовное увлечение, а Химия это результаты исследований многих ученых, которые вошли в историю. Доронин Дмитрий

03-12-2013, 03:53:26 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.

Эта цитата повествует о равнодушном отношение Базарова к духовным ценностям и о практическом отношение к природе. Позиция Базарова мне близка, но нужно понимать, что хороший работник оставляет своё место в чистом виде. В доказательства вышесказанного приведу пример случившийся в нашей жизни. Вспомним техногенную аварию на Чернобыльской А.Э.С. . Авария на продолжительное время ухудшило состояние окружающей среды. И это один и примеров пагубного воздействия человека на природу. Захар

02-12-2013, 19:59:55 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Если человек будет думать, что природа-мастерская, и растрачивать все ресурсы, выбрасывать отходы в море и многое другое, то людям будет негде жить. Такое равнодушное отношение к окружающей среде приведет к необратимым последствиям: природа будет загрязнена, здоровье людей будет ухудшаться из-за ужасных условий для существования. Мир в котором мы живем постепенно станет мрачным, пустым и не пригодным для будущего поколения. С такими мыслями по отношению к природе можно многое потерять. Естественная красота природы тоже полезна, она помогает людям умиротвориться, отдохнуть, очистить свои мысли. Мне кажется психическое состояние людей тоже очень важно. Также если люди не будут отдыхать на свежем воздухе, вдыхая не выхлопные газы, то они навредят своему здоровью. Мамедова Арзу.

29-11-2013, 17:26:16 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Базаров яркий представитель нигилизма, он считает, что искусство, сознание, душа — все это гниль и чепуха. Этого нет и быть не может. Есть только то, что можно потрогать, увидеть и ощутить, что-то физическое: ствол дерева, тело лягушки или человека. Но Базаров не прав. Все люди разные. Все мы отличаемся не только цветом глаз, волос или кожи, но и мыслями, взглядами, предпочтениями. Мы отличаемся душевными переживаниями, чувствами и эмоциями, а так же их выражением. Мы отличаемся силой духа и характером. Может ли это объяснить сухая наука? Нет. Я согласна, что ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Но мы не березки. Мы — люди. Мы разные. Леди Ди

29-11-2013, 14:06:23 | Guest

Я согласна с мнением Базарова. На ранних этапах развития общества важное значение для удовлетворения потребностей человека имели охота и рыболовство. Использовались минеральные ресурсы для изготовления простейших орудий. На последующих этапах развития первобытного общества в связи с зарождением и ростом земледелия и животноводства стали использоваться почвенные ресурсы. Начали применяться некоторые металлы и их сплавы для изготовления орудий труда, оружия, культовых предметов и украшений, а также новые источники энергии. Естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Без использования природных ресурсов — человечество не выжило бы! Евдокимова Лиза.

29-11-2013, 10:18:38 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с высказыванием Базарова. Да, большинство людей в общих чертах похожи друг на друга. Одинаковые потребности, одинаковая анатомия и инстинкты. Но каждый человек-личность. Каждый имеет свое личное мнение, мышление и убеждения. Люди различаются из-за своеобразия психики и личности, темпераментом, характером и спецификой интересов. У многих разные приоритеты в жизни и разные принципы. Человек совершает разные поступки в одной и той же ситуации. В течение жизни по-своему радуется, печалится, влюбляется и ненавидит. Каждый из нас неповторим. Анечка К

Принципов вообще нет, а есть ощущения.

. Ведь человек не может жить без искусства. К искусству нас приучают с детства, родители читают нам сказки и стихи, и водят на спектакли в театры. Когда мы становимся старше, мы начинаем читать романы и понимать, что такое любовь и ненависть, и какая роль их в нашей жизни. Но и точные науки нужны нам в жизни, без них мы бы не знали как устроены элементарные вещи в мире. Так же наука не стоит на месте, и каждый день появляются инновация, которые упрощают нам жизнь. У людей все больше и больше свободного времени, которое они направляют на развитие в духовной сфере. Из этого следует, что наука и искусство взаимосвязаны.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Рафаэль гроша медного не стоит.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Рафаэль — великий Итальянский художник, написавший множество шедевров мирового искусства, чарующих людей. Он много плодотворно работал его имя известно всем! Он многого стоит! Садыгова Айсун

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Я не согласен с этим высказыванием Базарова. Человеку для полноценной жизни нужны не только материальные ценности, но и духовные. Это хорошо, что наука не стоит на месте, постоянно появляются новые изобретения, которые облегчают нашу жизнь. У человека появляется больше свободного времени и его можно использовать для духовного развития. Знания и искусство всегда идут рядом, они дополняют друг друга. Зачем человеку научные открытия, если он перестаёт развиваться как личность, ценить прекрасное, радоваться жизни. Сама природа создала одних людей — “физиками”, а других — “лириками” . Да, стихи нельзя одеть на себя, или не накормить голодных. Но когда человеку хорошо, весело — он поёт. Когда влюблён — читает стихи. Ни одна наука не заменит этих душевных радостей. С самого раннего детства мамы читают детям стихи, сказки. В них есть чудеса, которые сейчас стали явью благодаря науке. Сама история опровергает теорию Базарова. Великие полотна Рафаэлю и стихи Пушкина радуют нас и будут восхищать наших потомков. Михайлов Дмитрий.

Мне кажется, это очень интересно — написать письмо Базарову — литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.

Мне импонирует то, что

Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.

Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре — уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность — хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?

Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века — Сергей Крутолобов

Я с Вами согласна, Евгений Базаров!

Любовь Николаевна Булыгина,

учитель русского языка и литературы гимназии № 2 г. Минска.

Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью

, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже…

Однако персонаж всегда больше своей характеристики, ибо он жи­вёт только в постоянном движении и смене событий собственной жизни. Движение же зачастую просто мешает исследователю, и он его останав­ливает, абстрагируется от него, но увы! — вместо живого человека после такого абстрагирования перед аналитиком предстаёт нечто другое.

Эта фраза очень точно отражает состояние Базарова после отказа Одинцовой. Дело в том, что герой начинает сознавать ошибочность сво­их взглядов, и поэтому лопух после смерти, являющийся логическим за­вершением человеческой жизни по его же теории, теперь уже не устраи­вает нашего героя, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи вырос лопух?! Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызы­вают у него только душевные муки. Следовательно, в идейном отноше­нии Базаров, попавший под власть отрицаемой им духовной любви, ока­зывается слабее Павла Петровича.

Характеристика Базарова


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Полное имя — Евгений Васильевич Базаров.

Возраст — точно не указан, примерно 27–30 лет.

Род занятий — студент-медик, будущий доктор.

Семья — отец Василий Иванович Базаров, мать Арина Власьевна Базарова.

Социальное положение — разночинец.

Происхождение — отец — полковой лекарь, мать — дворянка.

Воспитание — получил достойное воспитание, характерное для интеллигентных семейств.

Образование — получив домашнее образование, поступил в Петербургский университет на медицинский факультет.

Внешность — высокий худощавый молодой человек с продолговатым лицом, большими зелёными глазами и длинными светлыми волосами.

Характер — сильный, умный, трудолюбивый, настойчивый, циничный, самоуверенный, амбициозный, бескомпромиссный.

Положительные черты — независимый, деятельный, справедливый, умный, волевой; способен повести за собой.

Отрицательные черты — честолюбивый, высокомерный, циничный, отрицающий искусство и романтизм.

Автор — Иван Сергеевич Тургенев.

Цитатная характеристика

Описание Базарова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Базарова основан на том, что он студент, будущий врач.

Евгений Базаров — человек неблагородного происхождения, не дворянин. Его отец — простой человек, полковой лекарь, а мать мелкопоместная дворянка.

Источник: отец Базарова, Глава 21

Дед Базарова со стороны матери был дворянином, военным, а дед со стороны отца — скромным церковнослужителем в небольшой деревеньке.

Евгений — единственный сын четы Базаровых.

Родители Базарова живут в небольшом имении, доставшемся матери Евгения в наследство.

День ангела, то есть день своего крещения, Базаров отмечает 22 июня.

Базаров является приятелем Аркадия Кирсанова, с которым тот совсем недавно завёл дружбу во время учёбы.

Евгений Базаров — бедный молодой человек. Особенно остро он понимает свою бедность, влюбившись в богатую аристократку Одинцову.

Евгений — холостяк, одинокий человек, у которого нет жены и детей.

Внешность

Источник: Одинцова, Глава 26

Источник: Базаров, Глава 23

Базаров — высокий, стройный молодой мужчина.

У Базарова красные, обветренные руки, так как он, презирая роскошь, не носит перчатки.

Портретная характеристика Базарова позволяет сделать вывод о значительных умственных способностях героя.

Лицо Базарова весьма выразительное.

У Базарова тёмные брови, длинные густые волосы светлого цвета, он носит бакенбарды.

Внешний вид Базарова весьма неряшлив, поскольку герой не придаёт большого значения тому, какое впечатление он производит на окружающих. Его одежда не отличается ни модным покроем, ни добротностью.

На балу Базаров не танцует.

Евгений Базаров курит трубку.

Базаров немногословен, при разговоре он зевает. Голос героя несколько ленивый, но в нем чувствуется твёрдость.

Смертельная болезнь разительно меняет внешность Базарова.

Черты характера и поступки

Базаров — простой, скромный человек без излишних притязаний.

Источник: Глава 5 аркадий

Как будущий дипломированный доктор, Евгений изучает естественные науки, проводит опыты.

Базаров — умный молодой человек.

Одно из качеств Базарова — способность вызывать доверие у людей из низших сословий.

Несмотря на кажущуюся близость и понимание, Базаров презирает простых людей, а те, в свою очередь, втайне потешаются над ним.

Источник: Глава 27 крест

Базаров — человек деятельный, который не может жить без работы.

Базаров производит впечатление странного человека.

По своим жизненным убеждениям Евгений Базаров является нигилистом, то есть человеком, отрицающим принятые в обществе нормы, устои, ценности.

Для Базарова превыше всего стоит сам факт отрицания. Он не готов к созиданию, строительству чего-то нового и полезного для человечества.

Базаров — на редкость циничный человек.

Базаров признаёт только факты, научные данные.

Базаров напрочь отрицает искусство, в котором не видит никакого практического смысла.

Для Базарова природа является лишь инструментом, но не источником вдохновения.

Базаров считает, что все люди, по большому счету, схожи между собой, и не видит смысла в том, чтобы заниматься изучением человеческой души.

Евгений Базаров считает лишними и неуместными чувства между мужчиной и женщиной. Брак, семья для него не представляют никакой ценности.

Евгений пренебрежительно отзывается о женщинах и имеет весьма нелестное представление об их умственных способностях.

Базаров считает ниже своего достоинства находиться в зависимости от женщины.

Одинцова становится первой и единственной женщиной, которой удалось вывести Базарова из душевного равновесия.

Одинцова смогла заинтересовать Базарова благодаря сочетанию ума и природной красоты, которую он так ценил в женщинах.

В итоге Базаров, со своим категорическим отрицанием любви, вынужден признать, что влюблён в Одинцову.

Базаров любит, но совершенно не ценит своих старичков-родителей, которые видят в единственном сыне смысл всей своей жизни.

Для Базарова характерно большое самолюбие, гордость.

Поведение Базарова отличается некоторой развязностью и пренебрежительным отношением к окружающим.

Базаров не признаёт ничьи авторитеты, принципы.

Базаров с большим презрением относится к аристократам с их изысканными манерами и привычкой к роскоши.

Базаров превыше всего ценит свою свободу, в том числе и финансовую. Он беден, но никогда не просит денежной поддержки у родителей.

Евгений — честный и бескорыстный человек, который в своих действиях не руководствуется выгодой.

Единственный человек, с которым Базаров способен быть добрым и внимательным, — это Фенечка.

Во время вскрытия трупа тифозного больного Базаров заражается смертельной болезнью. Столь неожиданная скорая кончина пугает героя, который, несмотря на весь свой нигилизм, отчаянно хочет жить.

Базарову сложно так рано уходить из жизни, но он до последнего пытается держаться, сохранить чувство собственного достоинства.

Перед смертью Базаров осознает всю тщетность своей деятельности, всей своей философии. Он раскаивается, что был слишком холоден с родителями — единственными людьми, которые его искренне любили.

Воспитание

Аркадий вырос в атмосфере любви и полной свободы. Родители ни в чём не притесняли единственного сына.

Источник: отец Базарова, Глава 21

Евгений получает высшее образование в университете в Петербурге. Его специальность — медицина.

Характеристика Базарова другими героями

Аркадий

Аркадий, несмотря на непродолжительное знакомство с Базаровым, считает его своим лучшим другом.

Аркадий считает Базарова простым человеком, не любящим церемонии.

Аркадий восхищается глубоким умом и образованностью своего друга.

От Аркадия все узнают, что Евгений Базаров является нигилистом.

Спустя некоторое время восторженный Аркадий начинает понимать, что Базаров является невероятно самовлюблённым человеком с большими амбициями.

Несмотря на все недостатки Базарова, Аркадий искренне восхищается им и предрекает ему великое будущее.

Аркадий видит, что Базаров является глубоко несчастным человеком.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Кирсанов недоумевает, как Базаров может не верить в принципы, но при этом верить в науку.

Павел Петрович, будучи утончённым аристократом, плохо переносит развязное поведение Базарова, его неучтивость по отношению к другим людям.

Павел Кирсанов считает Базарова наглым гордецом, себялюбцем.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович недоволен тем, как Базаров влияет на его сына Аркадия. Будучи слабым, робким человеком, он побаивается самоуверенного и дерзкого Базарова.

Николай Кирсанов признаёт ум Базарова, а также его чрезмерное самолюбие, но пытается оправдать этот недостаток.

Одинцова

Базарову удается заочно заинтересовать Одинцову своими жизненными принципами.

Одинцова отмечает противоречие натуры Базарова — при всей его природной скромности он обладает непомерным самолюбием.

Поближе узнав Базарова, Одинцова отмечает их большое внутреннее сходство.

Одинцовой нравится общество Базарова, способного держать её в некотором напряжении.

Родители Базарова

Родители Базарова искренне восхищаются своим единственным сыном, которого они любят больше жизни.

Мать побаивается своего сына, обладающего строгим и резким нравом, но вместе с тем буквально боготворит его. Однако родители не смеют открыто изливать на сына свои чувства, так как знают, что он не любит проявления нежности.

Базаров-старший гордится тем, что сын его вырос честным, принципиальным, порядочным человеком.

Когда Евгений покидает наскучивших ему родителей после кратковременного отдыха у них, они глубоко страдают, но всячески пытаются оправдать жестокий поступок сына.

Василий Иванович очень гордится своим сыном, его умом, знаниями, способностями и считает его необыкновенным человеком.

Кукшина

Кукшина опасается Базарова, его острых и метких комментариев, безжалостной критики.

Катя сравнивает жёсткого и бескомпромиссного Базарова с хищником.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Базарова вместе!

Биография

Евгений Васильевич Базаров — молодой человек примерно 27–30 лет, студент медицинского факультета Петербургского университета, будущий уездный лекарь, то есть врач, который лечит население в деревнях и небольших городках.

Отцом Евгения был полковой лекарь Василий Иванович Базаров, человек простой, не аристократ, а мать, Арина Власьевна, была дворянкой. Долгое время семья скиталась по гарнизонам, но затем обосновалась в небольшом имении, принадлежавшем матери героя. Евгений, несмотря на благородное происхождение матери, не принадлежал к дворянскому сословию, поскольку оно передавалось лишь по мужской линии. Таким образом, Базаров принадлежал к разночинцам — межсословной категории населения Российской империи, интеллигентной прослойке без личного дворянства.

Будучи единственным, горячо любимым сыном, Евгений никогда и ни в чём не знал отказа. Его воспитывали без притеснения, давая много личной свободы. Получив домашнее образование, Евгений поступил в Петербургский университет на медицинский факультет. После его окончания он должен был работать уездным врачом.

Во время учёбы в университете Евгений познакомился с юным Аркадием Кирсановым и на время каникул отправился вместе с ним погостить в имении Кирсановых. Будучи убеждённым нигилистом, Евгений вызвал раздоры в аристократическом семействе и даже участвовал в дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.

Евгений, убеждённый противник романтических чувств, страстно влюбился в умницу и красавицу Одинцову, однако был ею отвергнут. Он вернулся к старикам-родителям, и, пытаясь залечить душевную рану, занялся врачебной практикой. Порезавшись во время вскрытия трупа тифозного больного, он заразился смертельной болезнью и скоропостижно скончался.

Образ Базарова

Евгений Базаров — уникальная личность в системе мужских образов в русской литературе. Это сложный, многогранный, противоречивый характер, который постепенно раскрывается на пути всего произведения.

Базаров, согласно авторской оценке, обладает чертами нового человека. Он является воплощением молодого поколения, смелого и бескомпромиссного, способного без оглядки идти вперед. Преисполненный чувством юношеского максимализма и обладая твёрдой волей, он готов всё сокрушить на своем пути, совершенно не задумываясь о созидании.

Базаров — сторонник нигилизма, который очень точно передаёт его образ мыслей. Он отрицает все ценности и нормы поведения, принятые в обществе, потому что считает их бесполезными. Искусство, природа, романтические чувства, душевные переживания — всё это чуждо Базарову.

Но именно в этом категорическом отрицании и кроется внутренний и внешний конфликт героя. Презирая любовь и душевную близость, он отчаянно влюбляется в красавицу-аристократку Одинцову. Однако его чувство, серьёзное и глубокое, не находит отклика в сердце героини. Она восхищается умом и смелостью Базарова и готова быть ему другом, но не спутницей жизни.

Базаров намеренно подчёркивает свое простое происхождение и близость к народу. Он высмеивает аристократизм, дворянство, но сам при этом отличается непомерным самолюбием и гордыней. Евгений уверен, что создан для какой-то высшей цели, однако все его честолюбивые помыслы разбиваются на пороге смерти. Он с ужасом осознаёт, что все его слова, мысли и поступки ничего не стоят перед вечностью и ему ничего не удалось оставить после себя.

В чем трагизм образа Базарова

Евгений Базаров предстаёт сильным, решительным человеком, незаурядной личностью, способной противостоять общественным устоям. Несмотря на критику и непонимание со стороны окружающих, он уверенно продвигает собственные идеи мироустройства, в котором нет места искусству, любви, философии.

Настоящим испытанием для героя становится его любовь к Одинцовой. Он, так сильно презиравший и высмеивавший любовь, становится заложником этого чувства. Как и каждый человек, Базаров в глубине душе отчаянно хочет любить и быть любимым, однако это столь естественное стремление не входит в перечень его жизненных ценностей, и в итоге герой чувствует себя глубоко несчастным, раздавленным.

Но самым большим разочарованием Базарова становится осознание того, что он совершенно бесполезен для России, общества и его уход из жизни останется никем не замеченным. Герой умирает с горьким чувством, понимая, что неправильно прожил свою жизнь и ничего изменить уже нельзя…

Речевая характеристика Базарова

При первом знакомстве с Базаровым автор отмечает ленивый и вместе с тем мужественный голос героя, в котором чувствуются небрежные, равнодушные интонации.

Лишь в общении с Одинцовой Базаров меняется и говорит живо, увлечённо. Пытаясь ей понравиться, он на глазах меняется, становится культурным, приятным собеседником, способным занять интересным разговором.

Читайте также: