Платон писал свои сочинение в форме

Обновлено: 04.07.2024

Развитие политической мысли Древней Греции. Учение Платона об обществе и государстве. Важное отличие "Законов" от "Государства" в трактовке вопроса о рабах. Типы идеального полиса. Признание законности важнейшим атрибутом политической организации.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2013
Размер файла 29,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким должно быть идеальное государство. При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Поэтому проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти и управления государством.

Развитие политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт:

· поиском идеальной модели государства, способного обеспечить справедливость и порядок;

· рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;

· отсутствием четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;

· ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.

1. Жизнь и сочинения Платона

Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина, поблизости от Афин. Он принадлежал к очень знатному роду. Его отец Аристон считал себя потомком первого аттического царя. Его мать Периктиона вела свою родословную от самого мудреца Солона, ее родственником был также известный афинский политический деятель Критий. По-видимому, именно он ввел Платона в круг учеников Сократа.

Платон располагал большими средствами, что дало ему возможность получить превосходное образование. В молодости он делал попытки принять участие в политической деятельности, пробовал заниматься поэзией, но, в конце концов, под влиянием Сократа заинтересовался философией, которая, как оказалось впоследствии, и была его истинным призванием. Вскоре после смерти Сократа (399 год до н.э) Платон предпринял целый ряд путешествий, главным образом затем, чтобы вступить в более тесные отношения с видными представителями науки того времени. Он ездил даже в Египет, рассчитывая там ознакомиться с прославленной мудростью египтян. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особо сильным было впечатление от кастового устройства египетского общества, от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда, от практиковавшихся там форм обучения арифметике.

Платон побывал на побережье Кирены, где встречался с видным греческим астрономом и сведущим в музыке математиком Федром.

В 395 году до н.э. Платон вернулся обратно в Афины. К этому времени принято относить начало его ученой работы, которая сначала сосредоточилась главным образом на борьбе с релятивизмом софистов. Через несколько лет он снова покидает Афины и направляется в Великую Грецию (теперь Южная Италия). Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорейцев и, в особенности, с результатами их математических исследований. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, в котором в это время социально-политический строй после недавнего обострения классовой борьбы относительно стабилизировался в форме умеренной демократии.

В 387 году до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую впоследствии название Академии. Вокруг Платона собрались многочисленные юные ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть - для получения общего образования (прежде всего для подготовки к политической деятельности).

Таков, приблизительно, порядок выхода в свет сочинений Платона. Что до формы сочинений Платона, то она является очень своеобразной. Они все написаны в виде диалогов, т. е. беседы нескольких лиц между собой. Называются они большей частью по имени одного из действующих лиц. Почти во всех диалогах главным собеседником является Сократ, в уста которого Платон обыкновенно вкладывает свое мнение. Написаны диалоги так, что их до сих пор считаются непревзойденными образцами словесного искусства. Платон соединял в своем лице гений философа с гением поэта. Даже те, кто читает Платона в переводе - все переводы, даже лучшие, конечно, передают подлинник только отчасти, - не могут не чувствовать обаяния и красоты платоновского стиля. Необычайный подъем мысли и настроения, наряду с простотой изложения, тонкая насмешка наряду с глубокой и серьезной проникновенностью мысли, отвлеченный анализ наряду с блестящими образами и мифами, которыми так изобилуют сочинения Платона, очаровывали уже древних, которые считали его несравненным писателем. Конечно, одно изложение не обеспечило бы Платону его бессмертной славы. По содержанию его сочинения не менее замечательны, чем по форме.

2. Учение Платона об обществе и государстве

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается чрезвычайный интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

2.1 Формы государства

греция платон полис государство

Идеальному государству Платон противопоставил отрицательные формы государственного устройства. В них главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона, все существующие государства принадлежат к этим отрицательным формам.

1. Тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.

2. Олигархия - господство немногих над большинством. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое - богачей. Развитие роскошного образа жизни, неудержимая и неукротимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию и к последовательному развитию олигархии в еще худшую форму государственного устройства - демократию.

2.2 Идеальное государство

Всем отрицательным формам государства Платон противопоставляет свой проект идеального государства.

Этим государством руководят, как и в олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Эта наилучшая государственная система должна, по мнению Платона, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества.

Первый класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому. В него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные достоинства этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

Платон считает, что совершенное по своему строю и оттого благое государство обладает четырьмя главными доблестями:

1. Мудростью. Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам. По утверждению Платона, только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах государство будет благоденствовать и не будет знать существующего в настоящее время зла.

2. Мужеством. Оно, так же как и мудрость, свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.

3. Рассудительностью. В отличие от мудрости и мужества, третья добродетель совершенного государства, это уже качество не особого класса, а свойство, принадлежащее всем членам государства. Там, где оно налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы.

4. Справедливостью. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Платон характеризует справедливость как доблесть, не допускающую возможности смешения классов между собой.

Особое внимание в своих работах Платон уделяет вопросу об образе жизни людей в идеальном государстве, и, прежде всего, об образе и распорядке жизни воинов-стражей. От результатов их воспитания и от уклада их жизни зависит облик проектируемого Платоном государства.

Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности. Воины лишены права на собственное имущество. Они могут пользоваться только тем, что минимально необходимо для жизни, для здоровья и для выполнения своих функций в государстве. У них не может быть ни лично принадлежащего им жилища, ни мест для хранения имущества, ни драгоценностей.

Общность достояния, отсутствие личной собственности, невозможность ее возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующем греческом обществе все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников. По мнению Платона, отсутствие раздоров внутри класса воинов-стражей сделает, в свой черед, невозможными внутри низшего класса работников ни раздоров, ни восстаний их против обоих высших классов.

В проектах преобразования общества Платон много внимания уделял и воспитанию личности. Цель воспитания всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных задач. Платон дает воспитание лишь высшей прослойке своего идеального общества, с точки зрения жизненных реалий того времени. В Древней Греции государство в основном представляло привилегии в образовании и воспитании лишь узкой прослойке гражданского коллектива. Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастическое искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим дисциплинам, юношей, показавших себя наиболее знающими и добродетельными, начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

Начертанный проект наилучшей организации общества и государства Платон считает осуществимым только для греков. Для народов, окружающих Элладу, он не применим в силу полной будто бы их неспособности к устройству общественного порядка, основанного на началах разума.

Платон - консервативный мыслитель, но поскольку в его время демократия вырождалась и демонстрировала свое бессилие, в его идеальном государстве чувствуются ноты тоталитаризма.

Обобщая опыт своих предшественников, Платон внес много ценного в политическую мысль и политическое сознание того времени. Неоспоримыми достижениями Платона на мой взгляд являются:

- идея общего блага и общего интереса как основы политического объединения;

- мысль о частной собственности как причине социальных противоречий и конфликтов;

- резкая критика страсти к стяжанию денег, золота и вообще ценностей;

- довольно четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота;

- признание законности важнейшим атрибутом политической организации;

- мысль о необходимости нерушимого единства общества и полного единомыслия всех его членов;

- мысль о необходимости воспитания в гражданах нравственных качеств, способных привести их к единству.

В его наследии можно найти и некоторые негативные моменты, также ставшие достоянием последующих эпох. Это и аристократические правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни.

Список использованной литературы

2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.

3. Виндельбанд В. История древней философии. - Киев, 1995.

4. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Собр. соч., Т.1. - М, 1990.

5. Мальцев В.А. Основы политологии. Учебник для вузов. - М., 1997.

6. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М., 1997.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги, Т.1, Чары Платона. - М, 1992.

8. Философия древнего мира и средних веков. Идеализм Платона. Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург, 2002.

Подобные документы

Представления о полисной жизни в творчестве семи мудрецов Древней Греции. Роль учения о числах пифагорейцев. Социально-политическое неравенство Гераклита. Законы государства по Демокриту. Софисты и их основной критик Сократ. Идеальное государство Платона.

реферат [24,3 K], добавлен 24.09.2009

История политических учений. Характеристика политико-правовой мысли в различные периоды развития Древней Греции. Политическое и правовое учение Платона и Аристотеля. Наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве.

реферат [38,1 K], добавлен 06.06.2011

Зарождение, истоки и история политических учений Древнего Востока, обожествление царской власти в "Законах Ману", теория даосизма. Этатизм в политической мысли Древней Греции и Рима. Особенность политической идеологии средневековья и эпохи Возрождения.

контрольная работа [41,0 K], добавлен 23.12.2009

Сущность политических воззрений Платона. Необходимость возвращения к истокам философско-политической мысли в поисках идеальной формы организации государственной власти. Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности.

реферат [27,8 K], добавлен 19.09.2007

Концепция идеального политического устройства в диалоге "Государство". Учение о совершенных и несовершенных формах государственного правления. Вопросы государства и права в диалоге "Законы". История философской мысли после Платона.

контрольная работа [18,5 K], добавлен 30.11.2003

Политико-правовые учения Древней Греции как истоки европейского понимания права, политики государства. Сущность теорий Платона и Аристотеля о государстве, виды и особое значение государственных форм, их актуальность и применение в современном обществе.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 23.11.2010

Особенности античной политической мысли. Политическое и нравственное в античной классике. Представления Платона о формах государства, политических принципах идеального государства. Проблемы политического в наследии Сократа. Человек в политическом мире.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким должно быть идеальное государство. При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Поэтому проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти и управления государством.

Развитие политической мысли Древней Греции характеризуется рядом черт:

· поиском идеальной модели государства, способного обеспечить справедливость и порядок;

· рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;

· отсутствием четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;

· ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.[1]

Жизнь и сочинения Платона

Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина, поблизости от Афин. Он принадлежал к очень знатному роду. Его отец Аристон считал себя потомком первого аттического царя. Его мать Периктиона вела свою родословную от самого мудреца Солона, ее родственником был также известный афинский политический деятель Критий. По-видимому, именно он ввел Платона в круг учеников Сократа.

Платон располагал большими средствами, что дало ему возможность получить превосходное образование. В молодости он делал попытки принять участие в политической деятельности, пробовал заниматься поэзией, но, в конце концов, под влиянием Сократа заинтересовался философией, которая, как оказалось впоследствии, и была его истинным призванием. Вскоре после смерти Сократа (399 год до н.э) Платон предпринял целый ряд путешествий, главным образом затем, чтобы вступить в более тесные отношения с видными представителями науки того времени. Он ездил даже в Египет, рассчитывая там ознакомиться с прославленной мудростью египтян. Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Особо сильным было впечатление от кастового устройства египетского общества, от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда, от практиковавшихся там форм обучения арифметике.

Платон побывал на побережье Кирены, где встречался с видным греческим астрономом и сведущим в музыке математиком Федром.

В 395 году до н.э. Платон вернулся обратно в Афины. К этому времени принято относить начало его ученой работы, которая сначала сосредоточилась главным образом на борьбе с релятивизмом софистов. Через несколько лет он снова покидает Афины и направляется в Великую Грецию (теперь Южная Италия). Одной из задач путешествия было ознакомление с учением пифагорейцев и, в особенности, с результатами их математических исследований. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, в котором в это время социально-политический строй после недавнего обострения классовой борьбы относительно стабилизировался в форме умеренной демократии.

В 387 году до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую впоследствии название Академии. Вокруг Платона собрались многочисленные юные ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть – для получения общего образования (прежде всего для подготовки к политической деятельности).

Таков, приблизительно, порядок выхода в свет сочинений Платона. Что до формы сочинений Платона, то она является очень своеобразной. Они все написаны в виде диалогов, т. е. беседы нескольких лиц между собой. Называются они большей частью по имени одного из действующих лиц. Почти во всех диалогах главным собеседником является Сократ, в уста которого Платон обыкновенно вкладывает свое мнение. Написаны диалоги так, что их до сих пор считаются непревзойденными образцами словесного искусства. Платон соединял в своем лице гений философа с гением поэта. Даже те, кто читает Платона в переводе – все переводы, даже лучшие, конечно, передают подлинник только отчасти, - не могут не чувствовать обаяния и красоты платоновского стиля. Необычайный подъем мысли и настроения, наряду с простотой изложения, тонкая насмешка наряду с глубокой и серьезной проникновенностью мысли, отвлеченный анализ наряду с блестящими образами и мифами, которыми так изобилуют сочинения Платона, очаровывали уже древних, которые считали его несравненным писателем. Конечно, одно изложение не обеспечило бы Платону его бессмертной славы. По содержанию его сочинения не менее замечательны, чем по форме.[3]

1-е издание было не окончено ( Ч. 1. СПб, типография Имп. АН, 1841, Ч. 2. СПб, типография Имп. АН, 1842).

В 1863 году В. Н. Карпов выпустил 2-е издание, было опубликовано четыре тома. Предисловие к 1-му изданию, предисловие ко 2-му изданию.

V и VI том вышли посмертно в 1879 году. Предисловие издателя к V—VI томам.

Опорное издание греческого текста

В своей работе по переводу Сочинений Платона В. Н. Карпов использовал множество изданий, о которых переводчик подробно говорит в предисловии. Среди этих изданий руководящим было Platonis opera omnia Готфрида Штальбаума — фундаментальное критическое издание греческого текста, наиболее часто используемое в ΧΙΧ столетии и не потерявшее своей ценности до сих пор (в ΧΧ столетии приобрело известную популярность более доступное пятитомное издание Бёрнета: J. Burnet, vol. 1-5. Oxford: Clarendon Press, 1900-1907).

Переводчик так характеризует его в общих чертах: "Штальбомово издано на одномъ грече­скомъ языкѣ съ латинскими введеніями въ каждый разго­воръ, съ обширными филологическими примѣчаніями, съ приложеніемъ различныхъ чтеній, указателей и проч. Это изданіе, и по вѣрности текста, и по основательности кри­тики, и по богатству заключающихся въ немъ вспомога­тельныхъ способовъ для надлежащаго разумѣнія Платоно­выхъ сочиненій, безспорно есть лучшее изъ всѣхъ, какія доселѣ выходили въ полномъ объемѣ" (Соч. Плат. Т. I, стр. XIV).

Полное собрание сочинений Платона. Введения и комментарии Готфрида Штальбаума. В 10 томах (в 21 части), 1827-1861.

Том 1: Ч. 1. Апология, Критон; Ч. 2. Федон; Ч. 3. Пир.

Том 2: Ч. 1. Горгий; Ч. 2. Протагор.

Том 3: Ч. 1-3. Государство.

Том 4: Ч. 1. Федр; Ч. 2. Менексен, Лисид, Гиппий больший и Гиппий меньший, Ион.

Том 5: Ч. 1. Лахет, Хармид, Алкивиад I, II; Ч. 2. Кратил.

Том 6: Ч. 1. Евтидем; Ч. 2. Менон, Евтифрон, Теаг, Соперники, Иппарх.

Том 7: Тимей и Критий.

Том 8: Ч. 1. Теэтет; Ч. 2. Софист.

Том 9: Ч. 1. Политик, Минос; Ч. 2. Филеб.

Том 10: Ч. 1. Законы; Ч. 2. Законы; Ч. 3. Законы, Послезаконие.


Platonis opera omnia. Recensuit, prolegomenis et commentariis instruxit Godofredus Stallbaum. X voll. (21 sectiones), 1827-1861.

Том Часть Содержание (входящие диалоги) Издание Место издания. Число страниц. Произведенные изменения. Год издания
Vol. I. Sect. I. Apologia et Crito. Editio I. Gothae. [LII u. 146 S.] 1827
- - - Editio II. Editio auctior et emendatior. Gothae. [LIV u. 170 S.] 1833
- - - Editio III. Editio tertia superioribus multo auctior et emendatior. Gothae. [LVI u. 204 S.] 1846
- - - Editio IV. Editio quarta superioribus aliquanto auctior et emendatior. Gothae. [LXXII u. 252 S.] 1858
Vol. I. Sect. II. Phaedo. Editio I. Gothae. [210 S.] 1827
- - - Editio II. Editio auctior et emendatior. Gothae. [282 S.] 1834
- - - Editio III. Editio tertia superioribus multo auctior et emendatior. Gothae. [XXVIII u. 262 S.] 1850
Vol. I. Sect. III. Symposium. Editio I. Gothae. [202 S.] 1827
- - - Editio II. Editio auctior et emendatior. Gothae. [264 S.] 1836
- - - Editio III. Editio tertia auctior et emendatior. Gothae. [LXXVIII u. 230 S.] 1852
Vol. II. Sect. I. Gorgias. Editio I. Gothae. [268 S.] 1828
- - - Editio II. Editio secunda multis partibus aucta et emendata. Gothae. [324 S.] 1840
- - - Editio III. Plurimum aucta et emendata novisque prolegomenis instructa. Gothae. [346 S.] 1861
Vol. II. Sect. II. Protagoras. Editio I. Gothae. [198 S.] 1828
- - - Editio II. Editio secunda multis partibus aucta et emendata. Gothae. [220 S.] 1840
Vol. III. Sect. I. Politia sive de republica. Libri I-V. Editio I. Gothae. [LXXX u. 406 S.] 1829
- - - Editio II. Editio nova plurimum aucta et emendata. Gothae. [CXXXVI u. 480 S.] 1858
Vol. III. Sect. II. Politia sive de republica. Libri VI-X. Editio I. Gothae. [420 S.] 1830
- - - Editio II. Plurimis locis aucta et emendata. Gothae. [516 S.] 1859
Vol. IV. Sect. I. Phaedrus. Editio I. Gothae. [XXVI u. 200 S.] 1832
- - - Editio II. Multo auctior et emendatior. Gothae. [CXL u. 224 S.] 1857
Vol. IV. Sect. II. Menexenus, Lysis, Hippias I et II, Io. Editio I. Gothae. [350 S.] 1833
- - - Editio II. Plurimum emendata et locupletata. Gothae. [408 S.] 1857
Vol. V. Sect. I. Laches, Charmides, Alcibiades uterque. Editio I. Gothae. [364 S.] 1834
- - - Editio II. Multo auctior et emendatior. Gothae. [396 S.] 1857
Vol. V. Sect. II. Cratylus Gothae. [248 S.] 1835
Vol. VI. Sect. I. Euthydemus. Gothae. [210 S.] 1836
Vol. VI. Sect. II. Meno, Euthyphro, Theages, Erastae, Hipparchus Gothae. [342 S.] 1836
Vol. VII. Timaeus et Critias Gothae. [514 S.] 1838
Vol. VIII. Sect. I. Theaetetus Gothae. [292 S.] 1839
Vol. VIII. Sect. II. Sophista Gothae. [244 S.] 1840
Vol. IX. Sect. I. Politicus et incerti auctoris Minos Gothae. [396 S.] 1841
Vol. IX. Sect. II. Philebus Gothae. [406 S.] 1842
Vol. X. Sect. I. Leges. Libri I-IV Gothae. [CLXXV u. 468 S.] 1859
Vol. X. Sect. II. Leges. Libri V-VIII Gothae. [CIX u. 484 S.] 1859
Vol. X. Sect. III. Leges. Libri IX-XII. Epinomis. Index. Gothae. [584 S.] 1860
Platonis Parmenides Editio I. Издан отдельно Lipsiae. [1026 S.] 1839
Platonis Parmenides Editio II. Editio viliore pretio parabilis Lipsiae. [1026 S.] 1848

Кроме того, Штальбаумом было подготовлено также отдельное однотомное издание полного собрания сочинений с приложением схолий (только греческий текст без комментариев): Platonis opera omnia uno volumine comprehensa ad fidem optimorum librorum denuo recognovit et una cum scholiis Graecis, Lipsiae, 1850. Факсимильные переиздания: 1867, 1873, 1881, 1899.

Из отдельных измененных переизданий (посмертных) критического издания осуществленных Вольрабом и Крошелем можно указать следующие:

ПЛАТОН

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ПЛАТОН (Πλάτων) Афинский (427–347 до н.э.) – древнегреческий философ. Первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Казнь Сократа в 399 потрясла Платона. Он на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, вероятно, также и по Египту. Во время этой поездки познакомился с учением Пифагора и устройством Пифагорейского союза, завязал дружбу с Архитом из Тарента и сиракузянином Дионом и испытал первое разочарование от общения с тираном Сиракуз Дионисием I: в ответ на наставления Платона, как устроить наилучшее государство, Дионисий продал философа в рабство. Выкупленный друзьями, Платон по возвращении в Афины (ок. 388–385) организовал собственную школу или, скорее, общину желающих вести философский образ жизни, по образцу пифагорейских. Юридически школа Платона (Академия) была культовым союзом блюстителей священной рощи героя Академа, почитателей Аполлона и муз; практически она сразу же стала центром философского исследования и воспитания. Стремясь не ограничиваться теорией и преподаванием, но претворить найденную философскую истину в жизнь и устроить правильное государство, Платон еще дважды (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся в Сицилию по приглашению своего друга и почитателя Диона. Обе поездки закончились для него горьким разочарованием.

ХРОНОЛОГИЯ. Тетралогии платоновского корпуса были организованы строго систематически; хронология платоновского творчества – предмет интереса 19–20 вв., с их вниманием к генетике, а не к систематике, и плод реконструкции современных ученых. С помощью анализа реалий, стиля, словаря и содержания диалогов была установлена их более или менее достоверная последовательность (она не может быть вполне однозначной, ибо Платон мог писать по нескольку диалогов одновременно, оставляя одни, браться за другие и возвращаться к начатым спустя годы).

1. Platonis dialogi secundum Thrasylli tetralogies, t. I–VI, rec. С.F.Hermanni. Lipsiae, 1902–1910;

2. Platonis opera, vol. 1–5, ed. J.Burnet. Oxf., 1900–1907;

3. в рус. пер.: Сочинения Платона, переведенные и объясненные проф. [В.Н.] Карповым, т. 1–6. М., 1863–79;

4. Полное собрание творений Платона, пер. под ред. С.А.Жебелева, Л.П.Карсавина, Э.Л.Радлова, тт. 1, 4, 5, 9, 13–14. Пг./Л., 1922–29;

5. Сочинения, ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи, т. 1–3 (2). М., 1968–72 (переизд.: Собрание сочинений, т. 1–4. М., 1990–95).

1. Асмус В.Ф. Платон, 2-е изд. М., 1975;

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969;

3. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993;

Читайте также: