Платон каратаев и пьер безухов сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Платон Каратаев как образ народной покорности.

Толстой создает образ Платона Каратаева, охарактеризовав его внутренний облик особыми чертами крестьянского патриархального сознания.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа.

Возлагая на Каратаева особую нравственную задачу — внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви и человечности.

Очень характерно для развития творческого пути Толстого, что он уже в конце 60-х годов воплотил свой человеческий идеал в образе патриархального крестьянина. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчетной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное выражение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.

Многие черты характера Каратаева —любовь к людям, к жизни, душевная мягкость, отзывчивость к человеческим страданиям, стремление помочь человеку в отчаянии, горе — являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей. Но возведение Толстым Платона Каратаева в человеческий идеал, подчеркивание в нем пассивности, покорности судьбе, всепрощения и безотчетной любви ко всему как выражение этической формулы толстовства (мир внутри вас) имело глубоко реакционный характер.

Сущность Каратаева отрицает стремление в человеке к активной политической борьбе за свои права и независимость, и, следовательно, Толстой утверждает, что народному миропониманию чужды активные революционные методы борьбы за переустройство общества. Каратаев руководим отнюдь не расчетом, не разумом. Но в стихийных его побуждениях нет и ничего своего. Даже во внешности его снято все индивидуальное, а говорит он пословицами и поговорками, запечатлевшими в себе лишь общий опыт и общую мудрость. Нося определенное имя, имея свою биографию, Каратаев, однако, в полной мере свободен от собственных желаний, не существует для него ни личных привязанностей, ни хотя бы инстинкта охраны и спасения своей жизни. И Пьер не мучается его смертью, притом что свершается это насильственно и у Пьера почти что на глазах.

Образ Платона Каратаева через восприятие Пьера Безухова.

В тот момент, когда Пьер был глубоко подавлен и разочарован, разбит несправедливостью и жестокостью войны, Платон Каратаев вновь будоражит душу героя; удивленный, восхищенный оптимизмом и силой русского человека, его миролюбивой мудростью, Пьер вновь ощущает в себе силы для дальнейшей борьбы.

Несмотря на смерть Каратаева, его образ продолжает жить на страницах романа:

Так и для читателя герой становится напоминанием о другом мире в романе Толстого – мире народном, не желавшем войны, но с достоинством принявшим ее вызов.

Автор: Екатерина Озаровская

Автор: Самый Зелёный · Published 26.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 02.04.2019 · Last modified 15.06.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 27.08.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Внешность Платона Каратаева

Платон Каратаев – солдат, с которым знакомится в плену Пьер Безухов. Он является уже пожилым человеком старше 50 лет. Платон был маленьким человеком с приятной улыбкой и карими глазами. Зубы его отличались особенной белизной, а на голове не было ни одного седого волоса. Он был честный, хороший человек, возможно, благодаря этому его морщинистое лицо казалось юным и свежим.

Образ Платона Каратаева

Платон готов принести себя в жертву ради других людей, при этом он не считает себя героем. его поведение становится примером мужества и нравственности для Пьера Безухова, которого этот человек буквально вернул к жизни. Пьер осознает, что постоянный поиск смысла жизни ни к чему его не приводит, что этот смысл заключается в самой жизни, в каждом прожитом моменте.

Платон Каратаев – не типичный солдат. Он не ненавидит врага, не готов с ожесточенностью убивать его. Даже, находясь в плену, он философски относится ко всему: и французы и русские для него – божьи создания, которые достойны уважения и мирного неба над головой.

Биография и смерть Платона Каратаева

В армии он ни с кем не ссорился, со всеми уживался. Платон во всем видел хорошее и даже в своей службе находил положительные моменты. Он попал в плен, когда лежал в госпитале. В это время французские войска вторглись в Москву. Когда пленных выводили из Москвы к Платону вернулась его болезнь. Для французов больные были лишней обузой, и они решают убить его. Его убийство происходит практически на глазах у Пьера, и тот еще долго не может отойти от произошедшего.

Платон – это не только один единственный человек. Каратаев – это собирательный образ всего русского народа, крестьянства и простого солдата. Это образ человека, который не образован, не имеет регалий, но, тем не менее, любит свою родину и является высокоморальным человеком. Его речь простая, но приятная слуху. Каратаев использует много поговорок, объединяя таким образом в своем лице весь простой люд.

Пьер безухов в плену

Война и мир

Пьер Безухов — один из любимых героев Льва Толстого. Пусть и не самый красивый, этот незаконнорожденный сын знатного господина привлекает автора не с внешней, а с внутренней стороны. Видно, как развивается его образ на протяжении всего романа. Лучше понять характер и объяснить поступки позволит анализ эпизода Пьера Безухова в плену.

Предыстория эпизода

Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.

Пьер безухов

Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.

Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:

  • спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
  • защитил женщину от нападок пьяных французов.

Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.

Значение заточения

Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.

Пьер безухов в плену анализ

Роль Каратаева в судьбе героя

Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.

Эпизода пьер в плену

Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:

  • готовит еду;
  • постоянно что-то чинит;
  • латает порванные вещи;
  • развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).

Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.

Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.

Жизнь после пленения

Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.

Пьер безухов война и мир

После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.

В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.

Читайте также: