План по сочинение по картине юона конец зимы полдень

Обновлено: 08.07.2024

Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

ВложениеРазмер
yuon.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

1. Организационный момент. Звучит музыка (П. И. Чайковский "Времена года ")

Дополнительная информация для учителя:

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному: к русскому человеку, русским обычаям, русской природе.

- Какое настроение создаёт музыка? ( Радость от пробуждения природы).

- Что вдохновило композитора на создание этого произведения? ( Природа, окружающая действительность)

- В каких видах искусства ещё чувствуется вдохновение природы? ( В литературе)

В очарованье русского пейзажа

(Зачитывается учителем) Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Запишите в рабочую тетрадь число, тему урока, спишем эпиграф, раскрывая скобки, обозначая орфограммы. ( к доске объяснит орфограммы …) Работаем красиво, аккуратно, следим за наклоном букв.

(Работа с эпиграфом, запись его в тетрадь, объяснение орфограмм.)

Один ученик у доски объясняет орфограммы.

В оч..рованье ру(с,сс)кого пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику в…дна.

С утра обремене..ная работой,

Трудом лесов, заботами п…лей,

Пр. рода смотр..т как бы с (не)охотой

На нас, неочарованных людей.

-Вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфологию)

-Что такое морфология?

-На какие 2 группы делятся все части речи?

-В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?

-Какие служебные части речи встретились нам в этом тексте? ( Предлоги, союзы, частицы).

- Что такое частица? ( служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова).

- Для чего служит в этом тексте частица даже ?

( Частица усиливает смысл высказывания)

- Объясните значение слова очарование , подобрав к нему синонимы.

( Прелесть, пленительность, обаяние, чары). ( Толковый словарь) На доску лист со словами.

2. Постановка целей урока . Сегодня мы будем говорить об очаровании, прелести русского пейзажа.

- Что называется пейзажем ?

(Пейзаж (франц.) – описание природы какой-нибудь местности.)

Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное время , всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

На уроке мы будем совершенствовать навык описания произведения живописи, развивать устную и письменную речь, учиться видеть прекрасное в обычном.

Прочитаем задание в учебнике на с. 178 (упр. 382).

Итак, наша задача – описать картину К.Ф.Юона и подготовить текст выступления, чтобы в дальнейшем произнести его, будто вас слушают многочисленные телезрители. ( Вот такая игровая ситуация.)

3. Особенности творчества К. Ф. Юона. (презентация).

-Что же мы должны знать о личности художника и его творчестве?

Выступление ученика ( во время которого демонстрируются слайды презентации):

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме". Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. Он прекрасно знал Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Новгород. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения Юона – целая поэма о жизни русской провинции.

Отметьте некоторые моменты в тетради.

Примерная запись в тетради: замечательный мастер пейзажа, живописец,

Картина, полотно, произведение искусства ( на доску вывешиваются слова)

натуральные пейзажи; чёткость композиции; плотный цвет; чувство приподнятости цвета; природа никогда не мыслится без человека, без животных или птиц, которые оживляют пейзаж.

4. Работа с репродукцией картины.

1) Беседа по впечатлениям. Описание картины.

-Какое впечатление производит картина?

-Что изображено на картине?

- Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима? По каким признакам видно, что это конец зимы? Что это подтверждает?

Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит

о замысле художника, о том, что считал он в своей картине главным.

"Конец зимы. Полдень". Вся поверхность земли находится под снегом.

Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает

таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовал

немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого.

Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий,

как в начале зимы.

- Что же говорит нам о том, что зима заканчивается?

-Какое время дня изобразил художник?
- Что говорит о том, что это полдень?

Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом

заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и

темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские

пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень –

именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные.

Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна.

-Что нам подсказывает, что это деревенский пейзаж?

Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня,

подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь,

линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно

доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на

На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и

придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают

зрителя к деревенским заботам.

-Кто изображён на картине?

За изгородью - группа лыжников, которые, видимо, направляются в лес на

дальнем холме. А раз лыжники собрались на прогулку, то значит снег еще

не такой рыхлый, еще не начал таять. С большим мастерством написан в

картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая

лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой

убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце

начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа

просыпается после зимних дней.

Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие

которого вносит в картину особую теплоту.

-Какова композиция картины?

- Какое настроение создаётся при рассматривании пейзажа?

Картина отличается естественностью, жизненной непосредственностью.

Кажется, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что

было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого

полотна имеет свою логику. Картина производит цельное впечатление.

В самом деле, забор делит её почти на равные части по горизонтали, дом

слева уравновешивается тёмными массами елей справа. Это вносит в

композицию необходимое равновесие. Продуманность композиционного

решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на

главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил,

таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает

человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы.

- Что художник считает главным? (недолговечность)

2) План описания картины.

Вспомните план описания картины.

1). Представление картины и автора.

2). Описание картины:

а) время года, суток;

в) герои картины;

г)детали (ближний и дальний план).

3). Мастерство художника. Свои впечатления.

3) Примерный план выступления (сочинения).

-О чём ваша передача из цикла "Времена года"?

1). Смена времён года (всегда по-новому, чудесно, иногда внезапно).

2). Последние дни зимы на окраине:

а) типичный пейзаж на картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

лес (ближний и дальний план)

3). "В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная красота…"

-Какова главная мысль вашего выступления? С какой целью в вашей передаче о смене времён года вы будете использовать репродукцию картины К.Ф.Юона?

Главная мысль: Не каждый способен в обычном увидеть что-то прекрасное, чудесное; но тот, кто по-настоящему любит свою Родину, не будет равнодушен даже к самому привычному пейзажу.

4) Рабочие материалы к сочинению ( выступлению).

Составить и записать словосочетания для описания героев (выполняет 1 ряд), ближнего плана (выполняет 2 ряд), дальнего плана (выполняет 3 ряд).

1) Возвращающиеся с лыжной прогулки люди, хлопочущие во дворе куры, ярким пятном выделяющиеся на сером снегу.

2) Рыхлый грязно-серый снег, длинные тени деревьев на снегу, деревянный домик, утопающий в снегу, крыша завалена снегом, голые стройные берёзки.

3) темнеющий вдали лес, низкое серое небо, холмы, покрытые глубокими сугробами.

При проверке записать удачные находки одноклассников.

5) Определение стиля сочинения (выступления).

-Какой стиль будете использовать? (публицистический или художественно-публицистический).

-Вспомним особенности публицистического стиля (обращения, восклицательные предложения, побудительные предложения, риторические вопросы).

-Слов какой части речи должно быть много в вашем описании картины? ( Много прилагательных, причастий).

6) Начало выступления.

- Как вы начнёте своё выступление?

Примерное описание картины

Конец зимы. Снег стал влажным. Появилось много небольших проталин. Воздух тихий, прозрачный, голубой, теплый. Мы не видим нарисованного солнца, но мы чувствуем золотистый солнечный свет на талом снегу, на пышных елях, на светлых березках, на бревнах простой деревенской избы.

В центре картины мы видим грустную березку с тонкими голыми веточками на самом верху. От березы на снег падает голубая тень. Справа стоят пышные островерхие ели. Слева мы видим деревянную избу. Изба совсем простая, без украшений. С ее крыши сползает снег. Около избы, на солнышке, спокойно стоят березки и ждут весны. От избы тянется ветхая изгородь, около которой стоят четыре человека; они, может быть, в последний раз за эту зиму скатываются на лыжах с пологой горы. По другую сторону от изгороди на небольшом сугробе сидят пестрые куры и выискивают зернышки в талом снегу. Крестики куриных лап хорошо видны на сугробе. В голубой дали виднеется большой темный лес. На этой картине много жизни, тепла, света.

Художнику эта картина удалась. Здесь хорошо показан конец суровой зимы.

5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним. Вы хорошо потрудились на уроке. Оценки вы получите на следующем уроке.

7. Заключительное слово учителя.

Для девочек (3 класс)

Картина Юона

На полотне изображен вид с пригорка на лесистую долину. На первом плане мы видим ярких домашних курочек, которые гуляют на подтаявшем снегу. Поляну избороздили глубокие человеческие следы. На них переливаются сине-голубые тени берез. На втором плане мы замечаем бревенчатый дом, рядом с ним навалено много дров. Крышу избушки придавливает снег. Дерево выглядит сырым, потемневшим от влаги. Недалеко от дома стоят белые березки с серо-черными полосками на желтовато-белых стволах. В правом углу картины сгруппировались лыжники, которые спешат в последний раз насладиться зимним видом спорта. Фигуры еле намечены, ведь целью живописца было показать надвигающуюся весну, а не быт человека. Недалеко от них гордо возвышаются крупные ели, зеленея темным оттенком хвои. На заднем фоне нарисован пестрый лес, в котором можно различить ели, сосны, березы и другие деревья. Вся картина залита солнцем, которое возвещает конец зимы и начало весны.

План краткого сочинения-описания:

Для мальчиков (3 класс)

Картина Юона

На репродукции картины изображен предвесенний день в деревенской глуши. Слева на пригорке гнездится деревянный дом. Его крыша завалена снегом, а бревенчатые стены, судя по неровному темному цвету, пропитались капелью. Рядом с домом высятся желтовато-белые березы, на которых проступили темные крапинки. Они отбрасывают длинные голубые тени на глубокий снег. В беспорядке лежат дрова. Недалеко от них гуляют куры. Видимо, они ищут еду, но на снежном покрове виднеются лишь следы. В правом углу полотна гуляют лыжники. Недалеко от них к пригорку прижался еще один дом. Его охраняют темно-зеленые великаны-ели. Сзади раскинулся густой лес, утопающий в голубой тени. Солнце отражается в белом снеге и освещает все вокруг теплым и радостным блеском. Все вокруг оживлено, будто даже курицы и деревья с нетерпением ждут весны.

Для девушек (7 класс)

Картина Юона

На холсте изображен приход весны в деревню, расположенную рядом с лесом. Солнечный свет залил эти занесенные снегом просторы. От этого на полям разметались причудливые голубые тени. Свет — это самое важное, что хотел передать художник. Чтобы картина заиграла живыми красками дня, необходимо было выбрать такие оттенки красок, которые подчеркивают каждую деталь. Все должно было отражать лучи яркого весеннего солнца, значит, каждый цвет подвергался тщательной обработке. Цветовая гамма получилась сбалансированной и естественной: продрогший лес отдает синевой, бревна в избе имеют неоднородный оттенок мокрой древесины, снег не белый, а желтоватый, местами голубой от нависшей тени. В результате мы верим этому изображению, ведь оно настоящее, без прикрас. Также использован прием контраста: яркая красная птица является центром картины и сталкивается с блеклой желтизной и синевой фона.

Предметы, герои и детали изображены точно и натурально. Березы кривоваты и не кристально белы, а желтоваты и сероваты. Следы тоже не симметричны, а разбросаны на тропе небрежно. Снежный покров неоднороден: кое-где его прорезают кустарники, травинки, рытвины и провалы следов. На участке вольно раскинулись дрова. Даже в густой хвое елей прослеживается проседь безжизненных желтых ветвей. Лыжники виднеются издалека, поэтому их фигуры слились в скопление черных силуэтов. Лес спится в синевато-желтую массу на фоне чистого белого неба.

План короткого сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (особенности жанра — пейзажа);
  2. Основная часть (цветовая гамма полотна и композиционные находки художника);
  3. Заключение (мое отношение к картине).

Для юношей (7 класс)

Картина Юона

Цветовая гамма изображения не бьет в глаза обилием цветов. Она скудна и естественна, как реальная весна в средней полосе России. Но богатство этого полотна не в яркости и пестроте, а в многообразии оттенков непримечательных цветов — коричневого, серого, синего, белого. Мимо них легко пройти, не заметив их переливов, как мы и делаем, возвращаясь домой. Но художник тонко подметил обилие натуральной палитры природы, которую мы, обыватели, не видим. Лишь на картине мы находим остановившееся время года, которое так легко пропускаем. Это не весна и не зима, а межсезонье. Снег не белый, а желтовато-серый, только солнечный свет возвращает ему белизну, и то не везде. Березы тоже отличаются желтоватой и сероватой корой, которая вянет на фоне снежного покрывала. Лес не зеленый и не черный, а синевато-серый с проблесками коричневато-желтого цвета. И только ели сохранили темно-зеленое одеяние, которое местами вылиняло и стало желтым. Зимние краски уже стерлись, а весенние еще не набрали силу.

Перед нами естественный деревенский полдень: куры гуляют по испещренному следами двору, дрова развалились и заняли много места, лыжники направляются в стороны леса, ведь когда придет оттепель, хозяйские дела уже не отпустят их со двора. Крыша дома плотно занесена снегом, как и начищенный двор. Но людям и не стоит утруждать себя уборкой, ведь скоро разъедающее мороз солнце само уберет заносы.

План небольшого сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (особенности жанра — пейзажа);
  2. Основная часть (цветовая гамма полотна и композиционные находки художника);
  3. Заключение (мое мнение о картине).

Автор: Самый Зелёный · Published 31.10.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 15.09.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 21.07.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: обучающая – учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;

развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Метапредметные: обучающиеся приобретут способность осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: обучающиеся будутосознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него; потребность сохранять чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в рабочей группе с учётом конкретных учебно-познавательных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также находят её самостоятельно в представленных материалах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют и объясняют их; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Формы работы учащихся: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

I Этап : Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1.

Свежей и светлой прохладой

Веет в лицо мне февраль.

Новых желаний - не надо,

Прошлого счастья - не жаль.

Чуть орумянил закат.

Как в саркофаге, печали

В сладком бесстрастии спят.

Нет, не укор, не предвестье -

Эти святые часы!

Тихо пришли в равновесье

Зыбкого сердца весы.

Миг между светом и тенью!

День меж зимой и весной!

Весь подчиняюсь движенью

Песни, плывущей со мной.

31 января 1907

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении? (февраль, конец зимы).

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

Особенности творчества К. Ф. Юона (презентация).

-Познакомимся с личностью писателя и особенностями его творчества.

Выступление учителя (во время которого демонстрируются слайды презентации):

Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, разносторонне одаренный человек. Художник театра,

график, пейзажист, портретист.

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме". Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения Юона – целая поэма о жизни русской провинции.

Его картины создают праздничное, жизнерадостное настроение.

2. Речевая подготовка.

Слово учителя.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Задание 1. Подберите синонимы к словам (запись в тетрадь):
художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;
создаёт – пишет, изображает ;
картина – полотно, репродукция;

картина чудесная – замечательная, прекрасная.

блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет;

Рассмотрим картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства у вас рождает пейзаж?

О чём эта картина? Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине главным. "Конец зимы. Полдень". Вся поверхность земли находится под снегом. Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовалнемного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.

- Что говорит о том, что это полдень? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русскиепейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень – именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна.

-Давайте вспомним, что такое пейзаж? Какие детали говорят нам, что это деревенский пейзаж? Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне - это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам.

Давайте внимательно рассмотрим передний план картины и подумаем, как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? (Всё на переднем плане картины тянется к теплу и свету. Яркое солнышко выманило кур, и они деловито копают снег. Берёзы стройные, статные тянут к солнцу свои ветви, похожие на руки. Лучи солнца золотят поленницу дров и как бы ласкают стволы берёз. Живописец показал красоту снега, освещённого солнцем.)

Как выглядит снег на переднем плане картины? Каким изобразил художник небо? (Небо нежное, всё светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег словно впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными оттенками розового, голубого, зелёного.)

Посмотрите, какие краски преобладают на заднем плане картины? Почему Юон использовал для изображения заднего плана картины тёмные, холодные тона? (На заднем плане картины художник изобразил царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты солнечными лучами, косогоры заснежены. Путём контрастного изображения природы на разных планах картины художник стремится подчеркнуть красоту снега на переднем плане.)

По ходу беседы учащимися заполняется таблица . Слайд 10.

Нежное, голубое, светится;

переливается нежно-розовым, голубым

Талый, рыхлый; отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина; нетронутый; белый, как мел

Тихий, прозрачный, тёплый

Тонкие, стройные, статные, белоствольные, задумчивые

Пышные, колючие, островерхие

Большой, бревенчатый, деревянный

Весеннее, праздничное, радостное, приподнятое

Сочинение по картине

1. Небольшая справка о личности и творчестве художника (какие картины он написал, особенности творчества художника).

2. Описание картины:

- сюжет картины (о чем повествует картина);

- что изображено на переднем плане;

- что изображено на заднем плане картины;

- описать основных героев картины (если они есть);

- основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

- какое настроение передает эта картина.
3. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).

5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним. Оценивание.

6. Рефлексия.

7. Заключительное слово учителя.

На картине русского художника Константина Федоровича Юона изображена зима в своем завершение, скорей всего это февраль. Пригревает теплое, почти уже весеннее солнце, белый снег становится рыхлым и постепенно начинает таять. Пейзаж картины поднимает настроение, заряжает позитивной энергией. Ощущается скорый приход весны.

Слева на картине изображен небольшой деревянный, деревенский домик, его крыша еще густо покрыта, уже местами просевшим, снегом. Возле дома лежат заготовленные хозяевами дрова. Они просто необходимы, для того, чтобы растапливать печь.

Рядом с домом изображены белые березки, которые кидают тень на белоснежный, рыхлый снег. Совсем скоро наступит долгожданная весна и на прекрасных березках начнут появляться почки, а затем и первые зеленые листья.

Недалеко от дома, гуляют курочки, они что-то клюют в снегу, видимо пытаясь отыскать съестное. На снегу виднеются оставленные кем-то следы от сапог.

Справа на картине можно увидеть высокие, стройные ели. Солнышко пригрело, снег уже сошел с них и они радуют глаз своим зеленым убранством.

Ребятишки высыпали на улицу и катаются на лыжах. Они прощаются с зимой, стараются насладиться последними зимними деньками и пушистым, еще не растаявшим снегом.

Поодаль виднеется еще один домик. Небо еще не ясное, художник изобразил его в светлых серых оттенках.

На заднем плане картины, на пригорке расположен густой темный лес, который постепенно пробуждается от зимнего сна. Деревья освобождаются от снега и готовы встречать весну.

Картина получилась замечательная. Художнику мастерски удалось передать великолепие русской зимы. Любуясь картиной невольно переносишься в зимнюю пору, чувствуешь морозный, свежий запах, ощущаешь как снег слепит глаза и слышишь звуки приближающейся весны.

Сочинение для 7 класса

На картине описан обычный день в деревне. Гуляют по двору куры, резвые ребятишки собираются пойти покататься на лыжах, деревянный забор ограждает, стоящий на переднем плане деревянный дом, в котором, возможно, собрались у тёплой печки хозяева и пьют горячий чай из самовара.

Так как пейзаж зимний, соответственно на нём преобладают белые краски. Земля на картине укрыта холодным белым одеялом. Однако легким намёком на то, что зиме приходит конец, являются оголённые ветви деревьев: зелёных колючек елей и прекрасных ветвей березок. Так же разнообразие в монотонную картину вносят деревянная фактура дома и яркое оперение домашних птиц. Нежные лучики, ещё не греющего, но такого родного, солнца проникают во все уголки картины, предавая краскам некий блеск. Скоро красное солнышко будет согревать каждый уголок Земли и каждого его жителя от мала до велика.

Размытые силуэты деревьев на заднем фоне, яркий деревянный домик, огибающий его, забор и тени, будто падающие на тебя, создают эффект полного погружения в атмосферу, созданную мастерской кистью художника. Ты словно чувствуешь ароматы хвои и вдыхаешь свежий, ещё холодный, деревенский воздух, и у тебя пробегает мысль прокатиться с ребятишками на лыжах, потом попить чаю из самовара, сидя у печки. Но вдруг понимаешь, что перед тобой лишь картина, а не дверь в сказочный мир. Хотя… Картины настоящих мастеров всегда являются дверью в особый сказочный мир, мир грёз и воображения.

Сочинение по картине Конец зимы. Полдень Юона

Данная картина поражает зрителя своей реалистичностью и невообразимой красотой. Глядя на нее, невольно погружаешься в атмосферу приближения весны, и приятная истома проходит по всему телу. Автор изображает конец зимы настолько убедительно, что, кажется, что на некоторое время оказываешься рядом с этой деревянной избушкой, испытывая прекрасное единение с природой.

На картине изображена некая деревенька, неподалеку от дома прогуливаются лыжники. Возможно, они поехали понаблюдать за лесным пейзажем или просто подышать уже почти весенним воздухом.

Сквозь деревья едва проглядывается солнышко. Оно совсем не такое, как это бывает зимой. Его лучи ласково обволакивают все вокруг, и почти физически можно ощутить его тепло, настолько здорово автор прорисовал эту деталь.

На изображенных домах лежит неубранный слой снега. Снег, лежащий на земле, выглядит уже несколько подтаявшим и грязным. Он уже не такой хрустящий, как в начале зимы, это не трудно определить, если приглядеться к цвету. Видны проталинки и ямки, также на картине добавлены синие, черные и коричневые краски.

На заднем фоне мы видим лес. Автор картины с точность прорисовал каждую деталь и все нюансы. Очень сбалансировано и естественно нанесены все краски. Лес выглядит очень красиво и гармонично вписывается в изображенный пейзаж. Там вдали практически нет снега, это еще больше дает понять, что совсем скоро весна вступит в свои права.

На улице изображены куры. Они оживляют картину своим движением и цветом. Они вносят некий контраст и акцентируют на себе внимание.

Вариант 3

Любуясь полотном знаменитого живописца, перед взором зрителя возникает последний месяц зимы. Можно предположить, что это конец февраля месяца, а может даже начало марта. В эти дни почти по-весеннему пригревает солнце. Снег становится рыхлым и не таким белоснежным, как в первые месяцы зимы. Он в это время начинает таить и былая красота зимы, ее загадочность и волшебство постепенно начинают пропадать.

Глядя на полотно художника понимаешь, что скоро побегут ручейки талого снега. А местами из-под снега начнут показываться первые весенние цветы: белоснежные подснежники и голубые пролески. Это полотно поражает своего зрителя необыкновенной красотой. Созерцая это полотно сам невольно, начинаешь испытывать приближение весны, ощущаешь эти последние зимние дни.

В левой части полотна автор изобразил обыкновенный деревянный дом. На его крыше еще густо лежит снег, хотя в некоторых местах он уже начал проседать под теплыми лучами солнышка. Перед домом аккуратно сложенные дрова, которыми видимо топиться печь в доме.

Возле дома растут стройные березки, от которых падает тень на белый, но уже не такой упругий, а рыхлый снег. А в правом углу картины растут высокие красавицы – ели. Солнышко уже успело растопить их зимний снежный наряд, и теперь они радуют глаз своей зеленью.

Рядом с домом вышли на свою первую после зимних морозов прогулку – куры. Они, что-то нашли в снегу и клюют. Так же на снегу видны оставленные следы.

Дети вышли на улицу с лыжами, чтобы получить удовольствие от последних зимних деньков. Небо автор изобразил в светло-серых тонах. На поляне виден еще один небольшой домик.

Почти весь задний план полотна художник посвятил пробуждающемуся от зимней спячки лесу. На проталинах между деревьев еще виден снег. Но, несмотря на это, вся природа уже готова к встрече весны.

Для 3, 6, 7 класса

Сочинение по плану по картине Юона Конец зимы полдень

  1. Вступление о картине
  2. Снег
  3. Птицы вестники
  4. Заключение. Радость от просмотра картины

Снег уже не такой белый и чистый, каким был зимой, как впервые выпавший, смелый. Он уже начинает подтаивать и терять свои волшебные свойства, а с этой потерей приходит обыденность, пропадает загадка. Тая, он меняет свой цвет на более глубокий, близкий по оттенку к синему, которым обычно изображают водную поверхность, то есть другую стихию. Значит, вот-вот потекут веселые ручейки и возвестят всему миру о радостном событии — наступлении весны. Даже следы, проделанные мальчишками в сугробах, кажется, поторапливают процесс таяния.

В целом, картина воодушевляющая, вызывает радость, передает ликующее настроение живописца, отражает трепетность, надежду благодаря не таким ярким, но уже четко вырисовывающимся краскам: это и приятно-голубые, и изумрудно-зеленые, и ярко-оранжевые тона. Даже чувствуется свежесть и особенный запах весеннего воздуха. Ни с чем не сравнимый.

Сочинение дают в 7 классе, 3 классе и 4 классе.

Другие интересные картины ← Русская зима. Лигачево↑ Юон К.Ф.Весенний солнечный день →

Детальное описание картины. Цветовая палитра

Читайте также: