Писать безграмотно значит посягать на время людей к которым адресуемся сочинение

Обновлено: 07.07.2024

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учителям, которые работают в 10-11 классах, которые готовят учащихся к итоговому сочинению, к сдаче ЕГЭ. Есть учащиеся, которые доверяют материалам из Интернета и предпочитают скачивать готовые сочинения. На примере одного сочинения показано, насколько несовершенны такие сочинения, как много в них разного рода ошибок. На основе анализа распространенных ошибок формируются умения улучшать, совершенствовать созданный текст.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_ege._urok_razvitiya_rechi.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

значит посягать на время людей,

к которым мы адресуемся,

а потому совершенно недопустимо

Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность информационных материалов, так как абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете, где не существует служб редакторов и корректоров, никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность, полноту и грамотность. Нельзя использовать Интернет как единственный источник информации. Надо уметь пользоваться разными источниками, подбирать информацию и проверять ее. Именно об этом сегодня пойдет речь на уроке.

После проверки ученики сдают работы ( за качественное выполнение такой работы выставляются оценки ), а на экран проецируется текст сочинения №1. ( ПРИЛОЖЕНИЕ №3 без последней колонки)

Вместе с учениками анализируется сочинение, обязательно указывается тип ошибки (появляется последняя колонка).

Задание 2. Сочинение № 2, сочинение №3 - для самостоятельной работы (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).

Вывод делают учащиеся.

Без точного следования всем нормам письменной речи: логическим, грамматическим, речевым, (в том числе стилистическим), орфографическим, пунктуационным - немыслимо грамотное оформление языковой стороны сочинений. Работа над языком сочинения - это особая, специфическая область в общей системе развития и совершенствования речи.

Дорогие ребята! Учитесь воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используйте языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Не пользуйтесь бездумно готовыми сочинениями. Верьте в свои силы! И у вас всё получится.

Домашнее задание (по выбору)

1. Напишите 4-5 предложений, намеренно сделав ошибки разного типа. Исправьте их и прокомментируйте.

2. Работа с деформированным текстом (орфографическая и пунктуационная грамотность).

6. Роман несет в себе крайне глубокий смысл и, как ни странно, этот смысл заключен лишь в двух героях, говорящих вещи, которые заставляют задуматься: свет в лице Иешуа и тьма в облике Воланда. 7. Невероятные философские изречения и рассуждения видит читатель, встречаясь по ходу романа с этими двумя героями.

8. Булгакову, по моему мнению, удалось создать шедевральный роман, где только настоящий мастер смог бы так изящно соединить пролог с будущим, тьму со светом, показать вечное противостояние добра и зла. 9. И ни бог, ни дьявол здесь ни при чем – сами люди виноваты в том, что сеют зло по отношению друг к другу. 10. Основная идея, заложенная Булгаковым – неотвратимое наказание за деяния. 11. Не случайно одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по заслугам. 12. И Воланд не есть дьявол, творящий зло, а обличающий его в действиях людей.

13. Истина присутствует в каждой строчке этого романа, каждый герой романа по-своему пережил встречу с Воландом или его свитой.

Всё непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — всё это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырёх больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Лев Владимирович Щерба. Безграмотность и её причины. (Избранные работы по русскому языку, 1957)

Безграмотность и её причины

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Может показаться странным, что после проведения реформы орфографии, которая и была задумана в значительной мере в целях облегчения достижения полной грамотности, результаты получились как раз обратные ожидаемым. Между тем нет ничего естественнее, и это можно было даже предвидеть. В самом деле, реформа облегчала орфографию, но не делала ее легкой, ибо орфография языка, употребляемого полутора сотнями миллионов людей, по самому существу вещей не может быть абсолютно легкой — почему, здесь было бы очень долго объяснять; скажу только, что полтораста миллионов, расселенные на колоссальной территории, не могут говорить одинаково, а писать должны одинаково. Итак, реформа не сделала орфографию безусловно легкой, но зато в корне подорвала ее престиж.

Что же делать? Прежде всего надо вернуть орфографии ее престиж, но, конечно, не тот традиционный, который заставлял держаться за каждую букву прошлого, и не тот псевдонаучный, которым орфография была окружена и которого на самом деле у нее не было, а тот реальный, который делает ее замечательным орудием общения миллионов людей.

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т. д., и т. д. И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью: плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т. д., и т. д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество.

Позволяю себе к этому прибавить, что мы должны научить наших детей писать не только грамотно, но и четко, что не менее важно. Но это замечание непосредственно не относится к моей теме, а, с другой стороны, заслуживало бы более подробного развития. А потому я перехожу ко второй причине современной безграмотности.

Мне кажется, что она лежит в методах обучения орфографии. Дело в том, что лет 20–25 тому назад большое влияние на учительские умы оказали писания немецкого педагога Лая. Они переводились на русский язык, служили темой докладов на разных съездах и целиком влились в ходячие методики. Мне нет охоты — да это было бы здесь и неуместно — перетряхивать старые книжки и восстанавливать всю историю вопроса; скажу кратко, в чем была суть дела. Умение писать грамотно стало рассматриваться как известный благоприобретенный механизм, основанный на моторной и зрительной памяти. Поэтому основным методом для достижения этого умения стали признавать списывание с правильных образцов, а царствовавшей до того времени диктовке объявлялась жесточайшая война.

Что грамотность есть механизм или, говоря проще, что чем грамотнее человек, тем меньше задумывается он над самым процессом письма, — это несомненная истина. Однако такая формула слишком проста для действительности. Если, например, я не буду думать над тем, что сейчас пишу, то, конечно, навру и в употреблении ь в глаголах на -ся, и в употреблении префиксов и некоторых неударных окончаний, и во многих других случаях, не говоря уже о знаках препинания, механическое употребление которых ведет иногда, как мы знаем из практики, к полной безграмотности. Значит, хотя идеалом и является механизация процесса письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть сознательным. Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка, быстро их анализировать и соответственно решать ту или иную орфографическую задачу. Уже из этого следует, что механизация процесса письма никоим образом не даст абсолютной грамотности, и даже больше — она обязательно приведет к полуграмотности, так как не создаст привычки при писании быстро анализировать языковые формы.

С этой точки зрения и диктовки с отметками вовсе не такое плохое средство, ибо приучают с напряженным (подстегнутым) вниманием быстро разрешать орфографические задачи. Но и механизации письма, важность которой я, конечно, вовсе не отрицаю, едва ли правильно достигать механическими средствами, ссылаясь при этом на старых писарей, которые за 15–20 лет научались писать вполне грамотно.1 Ведь наша задача во всех областях знания — облегчить, ускорить это механическое обучение через его рационализацию. Идеалом, по-моему, является достижение необходимого предела механизации через сознательность, с тем чтобы эта последняя была налицо во всех нужных случаях и была наготове, когда механизм почему-либо хотя бы на минуту отказывается служить.

Между тем, отделив занятия языком от обучения грамоте, многие учителя, не имевшие склонности к занятиям языком или слабо к этому подготовленные, стали на практике понемногу все более и более пренебрегать ими. Таким образом, обучение правописанию повисло в воздухе, базируясь лишь на списывании. Я полагаю, что те результаты, которые сейчас налицо, получились в значительной степени благодаря разобранному методическому заблуждению или, вернее, благодаря поспешным и односторонним выводам из некоторых данных экспериментальной педагогики.

Итак, для того чтобы дети писали грамотно, им необходимо заниматься языком как таковым. Но здесь выступает третья причина современной безграмотности, которая состоит в том, что учителя в массе не любят и не умеют заниматься языком. Можно было бы подумать, что русские учителя не любят русского языка. Я верю, что это не так; я верю, что они любят русский язык, но любят его инстинктивно, не сознательно, не отдавая себе отчета, что и почему они должны в нем любить. А между тем для того, чтобы дети с успехом занимались языком, нужно, чтобы они его полюбили; а для того, чтобы дети полюбили язык, нужно, чтобы учителя заразили их своей любовью; но инстинктивная любовь, если она и есть, не может передаваться детям; она должна как-то реально выражаться и иметь свои точки приложения.

Почему же учительство не любит и не умеет заниматься языком? Да потому, что его этому не научили. Ведь в конце концов школьная наука всегда является в той или другой мере функцией университетской науки. И вот надо констатировать, что университетская наука второй половины XIX в. в области языка ничего не давала для школьной науки.

Что же делать? Содействовать появлению соответственных трудов, всячески поддерживать их авторов, хлопотать о поднятии квалификации в области языка у студентов университета и педагогических вузов; коренным образом реформировать педтехникумы, имея в виду, что все слушатели педтехникумов будут прежде всего учителями русского языка, а потому должны любить2 и хорошо знать его, понимать его механизм. Теперь, как я убедился отчасти и на личном опыте, слушатели педтехникумов занимаются и интересуются чем угодно, но не русским языком, и не могут сознательно отнестись к самому элементарному факту языка или правописания.

Вот три основные причины современной безграмотности, на мой взгляд. Но есть, конечно, много и других, побочных. На некоторые из них я и укажу в заключение:

  1. Несомненно, что эти писаря сами себе вырабатывали системы орфографических правил, каждый свою, более или менее удачную.
  2. Пусть читатель не смущается этим сантиментальным словом: заниматься с успехом все же можно только тем, что любишь.

Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 56–62.

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. —все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т. д. , и т. д. И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью: плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т. д. , и т. д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество.

Сочинение миниатюра быть человеком значит бороться и в гете

. Гете призывал передовых людей не увлекаться бесплодными мечтаниями, не уходить в мистику, а избрать землю ареной разумной и полезной деятельности. И как бы не менялся мир, бессмертная поэма будет увлекать и . Это объясняется тем, что Гете насытил ее огромным количеством символов, намеков на злободневные события. Все это требует от читателя таких разнообразных и глубоких знаний, что не всегда легко с .

Зачем вообще нужна грамотность, не задумывались? А затем, чтобы не было конфузов, неувязок и несчастных случаев. А еще десяток лет назад, она была необходима для того, чтобы письма приходили по тому адресу, по которому Вы хотите, а не по тому, по которому письмо отправилось. Но самая главная причина, почему надо писать грамотно, это время, а все остальные (конфузы, неувязки, несчастные случаи, и т. д. ) следствия его нехватки.

Карпенко Филипп

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

В тексте ……….. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении …………..употребляется слово ……. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте …….таких слов встретилось несколько:……… …

Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным.

Нужны ли нам знания орфографических правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания делают нашу речь более грамотной, понятной, организованной.

Чтобы понять, для чего нам нужна орфография, вспомним, что она изучает. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются орфограммы, то есть правила правильного написания слов.

Для чего в языке нужны правила. рассуждение. : Почему необходимо .

. орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится. Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив .

Анализируя текст А Алексина, мы ещё раз убедились, что знание орфографии необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

Примеры похожих учебных работ

. русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете . тире выражает речевые паузы и тем самым приближает письменную речь по своей . знаков препинания. Их можно разделить на две группы: 1) знаки разделительные .

Для чего в языке нужны правила. рассуждение. : Почему необходимо знать орфографические .

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

. в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как . текста). Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста). Риторический вопрос создаёт вопрос на .

Реферата или доклада и пиши как хочешь

. литература – статьи в профильных журналах и сборниках научных публикаций. как написать реферат . реферату должно содержать выводы по теме реферата. Т.е. в заключении к реферату нужно написать общие выводы по теме и по каждому из разделов реферата. .

Помогите пожалуйста написать сочинение - рассуждение на тему "Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся" СРОЧНО!


Почему надо писать грамотно?

В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по - разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве.

Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание.

Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения.

Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации.

Все непривычное - - непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т.

П. - - все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание.

Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо : на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное.

Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут.

Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

Писать безграмотно - - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т.

Д. И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью : плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу ; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т.

Д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество.

Люди забывают, что такое грамотность.

Я не говорю про запятые - их уже вообще отменили.

Я говорю про орфографию.

Все настолько заигрались в "игру слов", что уже не помнят правописание таких слов, как : "булачка", "дила", "извени".

Есть множество примеров.

Неправильное написание закрепилось в их сознании, и переучиться будет ой как сложно.

Я, конечно, сама частенько ошибаюсь, но, все - таки, всегда возмущаюсь, когда мне пишут "извени".

Да - да, сижу перед компьютером и начинаю ворчать.

А ведь большинство неграмотных людей терпеть не могут моих исправлений (они бывают крайне редко и только в случаях абсурдных) , начинают доказывать, что орфография в современном мире совершенно не нужна - "есть множество компьютерных программ, которые исправят все ошибки".

Да. Это говорит о культурном уровне, воспитании и интеллигентности.

Когда пишут "булачка" (иногда даже непонятно - специально, или остроумная шутка) , это вызывает неприязнь и чем чаще ошибаются в таких элементарных словах, тем больше становится неприязнь.

А пишущие грамотно, наоборот, поднимаются в моих глазах, и я проникаюсь к ним уважением.

Зачем вообще нужна грамотность, не задумывались?

А затем, чтобы не было конфузов, неувязок и несчастных случаев.

А еще десяток лет назад, она была необходима для того, чтобы письма приходили по тому адресу, по которому Вы хотите, а не по тому, по которому письмо отправилось.

Но самая главная причина, почему надо писать грамотно, это время, а все остальные (конфузы, неувязки, несчастные случаи, и т.

Читайте также: