Петровский малый тронный зал описание сочинение

Обновлено: 28.06.2024

С этими же чувствами я трепетно входил в Петровский зал Зимнего дворца. Сожалел тогда я, что Государь никогда не видел великолепия этого его интерьера, не сиживал на стоявшем, на возвышении троне в глубине, великолепно оформленной как триумфальной, арки.
Просто потому, что зал создан в 1833 году по проекту О. Монферрана.
А императорским трон, стоящий на возвышении под картиной, был заказан после смерти Петра I в Англии и сделан в 1731 году мастером Никола Клаузеном из мореного дуба и позолоченного серебра. А за ним висит большая картина, на которой Петр Первый изображен с богиней Минервой.

Украшен зал бархатом, позолотой, картинами с историческим сюжетом: битва Полтавская и при Лесном. Великолепный паркетный пол является главным украшением Петровского Зала, который имеет и второе название: Малый тронный зал.

Торжественный интерьер зала настраивает на такое же чувство и посетителей. Посмотрите на это великолепие архитектурного творчества, восстановленного без изменений В. П. Стасовым после пожара 1837 года."

Игорь! С удовольствием смотрю иллюстрации перед Вашим текстом и читаю. С уважением Нина.

Спасибо за посещеи моей скромной обители,Ниночка!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Если вы бывали в Питере, тогда, наверное, обязательно посетили Эрмитаж. Вам остается только позавидовать, ведь вы видели самый роскошный музей мира. Он стоит в одном ряду с такими гигантами, как Метрополитен, Британский музей, Лувр. Тронные залы Эрмитажа поражают воображение посетителей.

Экстерьер Эрмитажа

В экспозиции музея находится более 3 000 000 предметов искусства. Чтобы осмотреть все экспозиции, нужно преодолеть 20 000 км. Если вы будете осматривать каждый экспонат около одной минуты, то это займет 8 лет жизни. В этой статье вы найдете описание тронных залов Эрмитажа. Музейный комплекс состоит из 5 строений. Все они связаны между собой и располагаются на Дворцовой набережной.

Зимний дворец

Это легендарное здание, оно является самым знаменитым в мире. Нынешний Зимний дворец является пятым по счету строением и имеет обширную историю. Здание, которое унаследовало наше поколение, создано великим архитектором Растрелли в 1754-1762 годах. Оно относится к стилю барокко, с некоторыми вкраплениями рококо. С приходом советской власти в здании Зимнего дворца помещена главная экспозиция Государственного Эрмитажа.

До 1904 года здесь в холодное время года проживал Николай II. Позже правитель стал зимовать в Царском Селе. Сложно себе представить, что в 1915-1917 годах здесь был организован госпиталь, который был назван в честь царевича Алексея Николаевича.

Зимний дворец

Во время Октябрьской революции дворец заняло Временное правительство. Зимой 1920 года прошлого века здесь был открыт Музей революции. До начала ВОВ он делил одно мест расположение с Эрмитажем. Современный Санкт-Петербург гордится Зимним Дворцом и Дворцовой площадью, которые образуют единый архитектурный ансамбль.

Малый тронный зал Эрмитажа в Зимнем дворце

Он спроектирован в 1833 году архитектором О. Монферраном. Его еще называют Петровским Малым тронным залом Эрмитажа, поскольку он посвящен памяти великого Петра I.

Портрет Петра 1 с Минервой в Эрмитаже

Большой Тронный зал

Его еще называют Георгиевским залом. Проект Большого Тронного зала в Эрмитаже создал Дж. Кварнеги в 1790 году по приказу Екатерины II. Практически 130 лет здесь происходили самые важные церемонии и приемы дипломатов, то есть в нем принимались важнейшие решения в политической жизни Российской империи. На сегодняшний день зал открывается только для особо важных мероприятий. Это огромная комната, интерьер которой выдержан в двух цветах. Зал освятили 26 ноября 1795 года, в день Святого Георгия Победоносца.

В 1837 году случился страшный пожар. Тронный зал Эрмитажа полностью выгорел, но его восстановил Стасов по приказу Николая II. Правитель пожелал облицевать помещение редким видом белого мрамора. Работа оказалась очень сложной, именно поэтому открытие зала произошло позже.

Большой Тронный зал

Первое собрание Государственной Думы

7 апреля 1906 года произошло важное событие. В Георгиевском зале впервые собрались депутаты Государственной Думы. В торжественной обстановке к ним вышел сам Николай II для обсуждения государственных дел. Участие в собрании принимал разномастный народ: адвокаты, которые были наряжены в сюртуки, селяне в домотканых рубахах и кафтанах, а также священнослужителей.

Во время революции в 1917 году из Большого Тронного зала в Эрмитаже были изъяты все символы империи. С приходом советской власти уничтожение реликвий продолжалось — в 1930 году был полностью уничтожен трон. После ВОВ его украсили огромной картой СССР, которая была изготовлена из самоцветов. Ее создание было приурочено к Всемирной парижской выставке в 1937 году. В 80-х годах она была отправлена в Горный музей. На протяжении 1997-2000 годов художники и историки полностью восстановили тронное место.

Военная галерея 1812 года в Эрмитаже

Этот зал находится под номером 197. Галерея — это говорящий памятник подвигам русского народа. Здесь расположено 332 портрета полководцев. Все они честно сражались за Родину в 1812 году. Часть героев возглавляло поход 1813-1814 годов. Проект галереи создал К. Росси, а автором полотен является Доу. Также в написании принимали участие русские художники — Поляков и Голике. Портреты в основном писались с натуры. Некоторых героев на момент создания галереи не было в живых, эти портреты перерисовывали с ранее написанных картин. В северном крыле зала помещены полотна с изображением Александра I и Фридриха-Вильгельма III, который был его союзником.

Фойе театра

В переходе между Большим Эрмитажем и театром находится фойе, которое просто шокирует гостей своим потрясающим убранством. Оформил его знаменитый архитектор Бенуа в 1903 году. Стиль этого зала — французское рококо. Здесь расположены пышные гирлянды из растительности. Полотна, которые украшают стены фойе, обрамляют золоченые завитки и рокайли.

Особого внимания заслуживает потолок зала. На нем можно увидеть копии полотен итальянца Луки Джордано. Это знаменитые:

Над входом в зал висит картина с изображением руин, автором которой является Юбер Робер. Стены украшают портреты, написанные в XVIII–XIX веках. Из огромных окон фойе открывается шикарный вид на реку Неву и Зимнюю канавку.

Зимний дворец вид снаружи

Эрмитаж насчитывает всего 365 залов. Каждый из них по-своему уникален и несет в массы частичку истории нашей великой Родины. Ежегодно его посещают миллионы гостей - горожан и гостей Питера. Экстерьер дворцового комплекса не менее величественен, чем его интерьеры. Особенно хорош Зимний дворец в темное время суток, когда горят огни, которые отражаются в Зимней канавке. Это канал, который собирает воедино две прекрасные реки — Мойку и легендарную красавицу Неву.

Ermitáž (8).jpg

Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I.

Содержание

История

После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.


Э. П. Гау. Зал Петра Великого (Малый тронный). Акварель. 332x408. 1863.


Зарянко С.К. Зал Петра Великого (Малый тронный). Холст, масло, 86x109.5 см. Государственный Эрмитаж.


Петровский (Малый тронный) зал

Примечания

Литература

  • Эрмитаж / Под общей ред.. — М .: Иван Фёдоров, 2006.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца" в других словарях:

Зимний дворец — У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний дворец (значения). Дворец Зимний дворец … Википедия

Экседра — (греч. exedra) в античных общественных и богатых жилых зданиях полукруглая глубокая ниша, обычно с расположенными вдоль стены сиденьями, иногда полукруглое полуоткрытое сооружение. Служила местом собраний, бесед. * * * в классической… … Архитектурный словарь

Эрмитаж — в Санкт Петербурге (от франц. ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Энциклопедический словарь

Официально в петербуржском художественном музее насчитывается 365 залов с экспозициями. Их количество периодически меняется в связи с окончанием реставрации или перенесением временных выставок.

Посольская (Иорданская) лестница

Главная парадная лестница установлена в северо-восточной части Зимнего дворца. По этим ступенькам в особняк поднимались послы других государств, иностранные делегации и важные императорские гости.

Посольская (Иорданская) лестница

Лестницу, стилизованную под русское барокко, создал архитектор Ф. Растрелли. В 1837 году она сильно пострадала из-за пожара. В течение 2 лет после случившегося архитектор В. Стасов занимался восстановлением интерьера лестницы, сохранив первоначальную идею ее создателя. Сейчас ее можно увидеть в первоначальном виде – с белым мрамором, скульптурными композициями и растреллиевской позолотой.

Посольская лестница все еще используется как главная парадная лестница Зимнего дворца. В наше время по ней поднимаются посетители музея.

Билеты

Экскурсии

Гербовый зал

Зал освещается большими и тяжелыми люстрами. На них закреплены изображения гербов разных городов России, хотя рассмотреть их посетителям почти невозможно. В комнате предусмотрено девять окон, выходящих во внутренний двор. Оконные проемы настолько высокие, что помещение визуально кажется еще более масштабным и просторным.

Гербовый зал

Во времена императрицы Екатерины II Гербовый зал назывался Белой галереей и использовался для организации пышных балов и других увеселительных мероприятий. Павел I переименовал комнату в Траурную залу, изменив и ее интерьер, и ее назначение. Здесь проводились погребальные церемонии над скончавшейся императрицей.

Торжества вновь начали организовывать в этом зале в начале XIX в. В 1830 г. Николай I распорядился сделать в комнате Гербовый зал. Задумка с внутренним убранством заключалась в прославлении славы воинов и могущества Российской империи. В 1837 интерьер уничтожил пожар, но отделку восстановили с внесением небольших изменений.

Сейчас в зале представлена масштабная коллекция старого серебра ювелиров из стран Западной Европы.

Петровский (Малый тронный) зал

Этот зал посвятили Петру I, который основал город Петербург. Основной акцент в помещении сделан на троне, размещенном в нише на небольшом возвышении, хотя он и не имеет никакого отношения к правителю. Над креслом висит портрет самого Петра, написанный итальянским художником Якопо Амигони.

Петровский зал

Петровский зал создали в 1833 г. по проекту О. Монферрана для организации малых приемов гостей. Он выполнен в стиле позднего классицизма. Стены в помещении оформлены красным бархатом, на них размещены картины с батальными сценами крупных сражений, в которых принимал участие сам Петр I. В отделке зала присутствует и личная монограмма царя, изображения корон монархов и двуглавых орлов.

Основное назначение Петровского зала – почтение памяти Петра I и организация небольших приемов. Также комната использовалась императорской семьей, как место, где представители династии Романовых принимали официальные новогодние поздравления.

Георгиевский (Большой Тронный) зал

Этот просторный зал считается основным в Зимнем дворце. В нем Императорский дом Романовых организовывал свои официальные церемонии. Здесь Екатерина II, величественно сидя на троне, принимала у дипломатов документы и поздравления.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Тронный зал спроектировал итальянец Дж. Кваренги. Над восстановлением интерьеров в 1840-х годах трудился В. Стасов после того, как в резиденции случился пожар. Архитектор сохранил замысел предшественника. Отделка двухсветного колонного зала включает в себя ценнейший каррарский мрамор, позолоченную бронзу, прекрасный наборный паркет из нескольких пород дерева. Убранство комнаты торжественное и соответствует ее предназначению.

Одна из достопримечательностей зала – барельеф с Георгием Победоносцем, сделанный из натурального мрамора и помещенный над императорским троном. Последний изготовили лондонские мастера по распоряжению Анны Иоанновны.

Военная галерея 1812 года

Эту портретную галерею создали как напоминание о войне между Французской и Российской империями, произошедшей в 1812 г., и как символ могущественной власти Александра I. Зал открыли в 1826 г. Создание галереи было идеей императора, который гордился победой, но воплотить в жизнь свою задумку не успел. Зал оформили уже после его смерти.

Военная галерея 1812 года

Отделку помещения спроектировал архитектор К. Росси. В галерее размещено 332 портрета представителей элиты, российских офицеров, которые отстояли родину в битвах с Наполеоном и принимали участие в заграничных походах в 1813-1814 года. Картины написал известный английский художник Джордж Доу. Большую часть портретов удалось срисовать с натуры. Для создания изображений умерших героев использовались ранее написанные портреты. В галерее можно увидеть места для картин, затянутые зеленым шелком. Здесь должны были разместить изображения остальных героев, но их портреты не сохранились.

Особое место в галерее отводится полотну Ф. Крюгера. На парадном портрете изображен российский император на белом коне в Париже. Здесь же размещены картины с союзниками Александра I – королем Пруссии и императором Австрии. Возле дверей, что ведут в Гербовый и Георгиевский залы, расположены портреты фельдмаршалов.

Большая церковь

Домовая церковь императорской семьи построена в 1753-1762 гг. по проекту Растрелли в Зимнем дворце. Храм освятили после окончания строительства, в 1763 году.

Большая церковь Зимнего дворца

Церковь создана в стиле роскошного елизаветинского рококо и не похожа на традиционные крестово-купольные русские соборы. Интерьер напоминает парадный зал с трапезной, подкупольной и алтарной частями. В отделке присутствует позолоченный декор и живописные плафоны с библейскими сюжетами. Все изображения изначально создавались итальянским художником Ф. Фонтебассо, но в 1837 году храм пострадал от пожара, и они были уничтожены. Спустя 2 года интерьер полностью восстановлен под руководством архитектора Стасова. Ему почти полностью вернули первоначальный вид.

На протяжении долгих лет Большая церковь служила для императорской семьи домашним храмом. Дворцовые праздники всегда начинались с богослужения, так что здесь побывали многие известные личности. С 1917 г. собор стали использовать в качестве одного из музейных помещений.

Отреставрированная в 2014 Большая Церковь открыта для посетителей. В храме размещена постоянная экспозиция русского церковного искусства.

Александровский зал

Это мемориальная комната в память об Александре I и его победе в войне 1812 г. Архитектор А. Брюллов спроектировал ее после большого пожара в 1837 г. В архитектурном решении помещения сочетаются стилевые особенности традиционного классицизма и готики. Зал имеет несколько храмовый вид из-за установленных тонких готических колонн и полукруглых арок.

Александровский зал

В зале размещен портрет императора, а также медальоны, что отображают важнейшие события Отечественной войны и последующих за ней заграничных походов. Александр I на барельефе изображен в образе древнеславянского божества Родомысла. Большое количество воинских атрибутов призвано напомнить о победах императора на войне.

В экспозицию входят серебряные изделия мастеров из Европы XVI-XIX вв. Коллекция состоит из произведений, привезенных из Франции, Литвы, Германии, Дании и других стран.

Николаевский зал

Большой зал в зимней резиденции спроектировал в 1837 г. архитектор В. Стасов вместо сгоревшего парадного зала. Помещение площадью более 1 100 м² предназначалось для организации официальных церемоний и праздничных балов.

Николаевский зал

Торжественную обстановку залу придают мрамор, наборный паркет, колонны коринфского ордера, гризайльная живопись, люстры из хрусталя с позолотой. Отделка выдержана в белом цвете. В 1855 г. после смерти императора всероссийского Николая I здесь же разместили его портрет. В связи с этим и возникло название зала.

Николаевский зал имеет самую большую площадь в резиденции и может вместить до 5 000 посетителей. Сейчас его вместе с соседними помещениями используют для организации престижных временных выставок.

Малахитовая гостиная

Вместо Яшмовой гостиной, сгоревшей в 1837 г., архитектор А. Брюллов создал Малахитовую гостиную. Она была частью жилой половины императрицы Александры Федоровны и выполняла роль парадной гостиной для царской семьи. Комната расположена за Концертным залом, из нее можно выйти в Малую и в Арапскую столовые.

Малахитовая гостиная

Особое место в Малахитовой гостиной занимает портрет супруги Николая I. На картине Александра Федоровна изображена немного печальной и задумчивой и держит в руке свою личную эмблему – розу белого цвета.

В летне-осенний период 1917 года в этом зале организовывались заседания Временного правительства.

Сейчас посетители Эрмитажа могут увидеть в Малахитовой гостиной экспозицию изделий декоративно-прикладного искусства XIX ст.

Малая столовая Николая II (Белая столовая)

Зал выделяется за счет изысканного орнамента и светлого интерьера. Оформление внутреннего пространства создавалось под воздействием стиля рококо. До нашего времени сохранились шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII ст.

В помещении размещены предметы мебели, тоже сделанные в стиле рококо. В столовой сохранились английская люстра, русское стекло, французские часы и др. Каминные часы и сейчас показывают время, когда штурмовали Зимний дворец осенью 1917 г. С 25 на 26 октября здесь арестовали министров Временного правительства.

Будуар Марии Александровны

Апартаменты супруги Александра II состояли из нескольких комнат, среди которых был и будуар. Убранство всех помещений выполнялось по проектам Брюллова. Не исключением стала и компактная комната, похожая на изящную табакерку, стилизованную под рококо. Изначально над ее интерьером потрудился сам Брюллов, но в 1853 г. архитектор Г. Боссе полностью изменил отделку будуара по желанию императрицы.

Будуар Марии Александровны

Новая отделка зала предусматривала причудливые орнаменты, позолоченное резное дерево и металл. Повсюду были размещены зеркала, а шелковая отделка мебели и стенных панелей красиво гармонировала с позолотой. Брюллов сделал будуар Марии Александровны синим, но императрица решила изменить расцветку комнаты. Стенные панели украсили шелковой отделкой гранатового оттенка, что эффектно сочеталась с позолотой. Роскошный интерьер подчеркивал богатство и изысканность хозяйки будуара.

Созданное в середине XIX ст. убранство сохранилось до нашего времени почти что в первозданном виде. Посетители могут оценить архитектурные решения после проведенной реставрации.

Личная (Золотая) гостиная Марии Александровны

Пристанище императорской супруги – это наиболее роскошный зал во всем дворце. Парадная гостиная входила в апартаменты Марии Александровны.

Личная (Золотая) гостиная Марии Александровны

Над отделкой зала работал архитектор А. Брюллов после случившегося в 1837 году пожара. Отделочные работы заняли несколько лет и длились с 1838 по 1841 год. Гостиная по оформлению напоминает Малахитовую гостиную. Позолоченные стены, узорчатая резьба, невысокие сводчатые потолки с богатым лепным орнаментом – особенности интерьера.

Личная гостиная императрицы стала не такой строгой на вид, когда в 1863 году над ее отделкой поработал архитектор А. Штакеншнейдер. Именно он сделал доминирующим цветом отделки золотой.

В гостиной размещены небольшие витрины пирамидальной формы. В них выставлены итальянские и французские камеи. Убранство дополнено камином из мрамора с яшмовыми колоннами, который украшен барельефом и картиной-мозаикой. Торжественности интерьеру добавляют вызолоченные двери и красивый наборный паркет.

Золотая гостиная известна и тем, что в ней новый император Александр III решал судьбу отцовских реформ после убийства Александра II в 1881 году.

Павильонный зал

Комната признана лучшим творением архитектора А. Штакеншнейдера. Павильонный зал, сделанный по проекту в XIX ст. и находящийся в Северном павильоне (Малый Эрмитаж) – изящный, изысканный и необычный.

Павильонный зал Эрмитажа

В интерьере сочетаются мавританские, античные, а также ренессансные мотивы. Помещение оснащено широкими окнами и отделано светлым мрамором, что делает его воздушным и наполненным светом. Нарядности интерьеру придают позолота лепного декора, красивый блеск люстр из хрусталя, белоснежные колонны и ажурные решетки. Овальные медальоны со вставками размещены в полукруглой нише.

Лестница Нового Эрмитажа

В 1852 в Новом Эрмитаже состоялось открытие музея. Парадная лестница использовалась для входа в этот музей. Она отличается гармоничными пропорциями и благородными цветами. Сама лестница выполнена из искусственного мрамора. Три марша и 69 мраморных ступеней между двух высоких стен ведут к Галерее древней живописи.

Два десятка величественных колонн, выполненных из сердобольского гранита и установленных на верхней галерее, создают торжественное настроение. Такое строгое решение удачно смягчают ажурные решетки. Для галерей и площадок русские камнерезы специально сделали вазы из поделочного камня ценных пород и торшеры из коргонского порфира. Над изготовлением скульптур трудились европейские мастера XIX ст.

Просветы Нового Эрмитажа

Три парадных зала на втором уровне – самые большие помещения в Новом Эрмитаже. Они оснащены перекрытиями из стекла, которые назвали просветами. Эти стеклянные плафоны предусмотрены для качественного верхнего освещения крупноформатных картин.

В Большом итальянском просвете размещена экспозиция произведений живописи мастеров из Италии XVII-XVIII вв. В нее вошли работы А. Канале, Л. Джордано, Ф. Гварди и других известных художников. В отделке зала присутствует лепной орнамент с преобладающими ренессансными мотивами. На обзор выставлена мебель, изготовленная в XIX ст., и изделия русских камнерезов того же периода.

Своды Малого итальянского просвета тоже отделаны позолоченным лепным орнаментом. В этом зале представлена часть огромной коллекции картин итальянских творцов XVI-XVII веков. Полностью она занимает 29 залов. В Просвете выставлены работы Веронезе, Тинторетто, Гверчино, Караччи и др. Интерьер дополнен изделиями русских камнерезов XIX ст.

Читайте также: