Петька на даче сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Главным героем этой истории становится десятилетний Петька, который вместо учебы и игр с друзьями с утра до вечера прислуживает в парикмахерской. Хозяин третьеразрядного заведения весьма суров с мальчиком и требует от него непрерывной работы, Петька постоянно слышит распоряжение подать воды и старается действовать как можно быстрее, чтобы избежать очередного наказания со стороны цирюльника Осипа Абрамовича.

Парикмахерская располагается далеко не в самом благополучном квартале, и паренек постоянно наблюдает за потасовками местных жителей, злоупотребляющих алкогольными напитками и регулярно произносящими самые неприличные и грубые слова. Жизнь Петьки является чрезвычайно тоскливой и однообразной, каждый новый день полностью повторяет предыдущий. Безрадостное и лишенное всякого смысла существование незаметно накладывает свой отпечаток и на внешность ребенка, который в свои 10 лет уже начинает напоминать маленького старичка, он болезненно худ, и у него появляются тонкие морщинки.

Однако счастье мальчика продолжается недолго. Ему сообщают о том, что наступила пора опять вернуться к исполнению тягостных обязанностей у цирюльника. Петька не желает верить в то, что у него отнимают все недавно обретенные радости, у ребенка начинается сильнейшая истерика, он не в силах удержаться от слез и пронзительного крика. Барин и барыня испытывают некоторое сочувствие к горю сына кухарки, но вскоре забывают о страданиях мальчика, поскольку их собственное существование всегда остается благополучным.

Судьба Петьки типична для тех, кто рождался в эту эпоху в бедных семьях. Таким людям приходилось трудиться с самых ранних лет, и у них фактически не было детства с играми и шалостями. Невозможно не пожалеть мальчика, обреченного на ежедневную тяжелую работу в унылой парикмахерской. В то же время из рассказа становится ясно, что печальное положение основного героя произведения обусловлено тогдашним общественным устройством, и без существенных социальных преобразований никогда не удастся изменить к лучшему и жизнь Петьки и тысяч таких же обделенных детей.

Вариант 2

По жанровой направленности произведение представляет собой небольшую новеллу, основная тематика которой заключается в изображение социального неравенства в обществе.

Центральный персонаж рассказа представлен в образе десятилетнего мальчика по имени Петька, являющегося исхудавшим, изможденным ребенком, родившимся в бедной семье, что обуславливает необходимость работы им даже в малолетнем возрасте.

Сюжетная композиция произведения является кольцевой, так как начало и конец повествования определяются одними и теми же событиями, которые происходят с героем в парикмахерской, где он работает помощником цирюльника.

Сюжет рассказа разворачивается в момент описания непростой жизни Петьки, которая состоит в постоянной работе без выходных дней и нормального отдыха в дешевой парикмахерской, расположенной в неблагополучном районе города, отличающимся драками, пьянство, сквернословием.

В один из дней Петьки удается увидеть совершенно другую жизнь, когда мать решает взять с собой сына на дачу состоятельных помещиков, куда ее приглашают подработать. Оказавшись за городом, мальчик неожиданно даже для себя начинает оживать и ощущать настоящее детство, наслаждаясь природой, занимаясь рыбной ловлей с появившимся другом Митей, показавшим Петьки много различных и неведомых ему вещей, играя в обычные для детей его возраста игры. Однако отдых быстро заканчивается, и Петька возвращается к своей прежней жизни, а также к изнурительной работе под руководством жестокого и злого цирюльника.

Своеобразие произведения заключается в изображении автором двух совершенно противоположных миров, города, в котором Петьку душат все окружающие люди и предметы, а также дачи, которую ребенок воспринимает как подарок из настоящего детства. Данное противоречие подчеркивается писателем также при описании внешности главного героя, который вначале повествования предстает как морщинистый, состарившийся мальчик, а во время нахождения на даче ребенок преображается и становится нормальным, веселым мальчиком десяти лет, у которого на лице даже следов от морщинок не остается.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении автором социальных проблем в виде людей, которые лишены собственного детства, вынужденных с раннего возраста испытывать на себе тяготы и лишения в отсутствии счастливых дней и моментов.

По рассказу Петька на даче

Несколько интересных сочинений

Одним из главных персонажей произведения является графиня Анна Федотовна Томская, представляющаяся автором в образе восьмидесятилетней старухи

Творческое наследие поэта, трагического тенора своей эпохи, пронизано красотой и духовностью его стихотворений, написанных в жанрах стихов, поэм, романсов, этюдов, посвящений, акцентирующих отголоски тоски, отчаяния, неразрывной связи человека с природой.

Есть во всех почти русских произведениях персонажи, которые упоминаются лишь единожды за роман. К ним у меня всегда особый взгляд, потому как автор не будет вставлять эпизодических героев просто так, он наделяет их какой-то задачей

Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.

Барыня является второстепенным персонажем произведения, представляющая собой богатую помещицу, мамашу избалованного и капризного ребенка по имени Трилли.

Рассказ “Петька на даче” впервые опубликован в “Журна­ле для всех” в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парик­махером Москвы.

Рассказ относится к остросоциальным произведениям и час­то сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и про­блематике произведением А. П. Чехова “Ванька”. В центре рас­сказа “Петька на даче” – судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тя­желую и грязную работу. Андреев подчеркивает

Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание. Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его на­чинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской.

Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят дра­ки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой из­нанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рас­сказа.

Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица

грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и от­вратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ. Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное од­нообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья.

Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: “Мальчик, воды”. Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л. H. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает дет­скую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки.

Л. H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика. Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старин­ного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широ­кое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелоч­ков.

Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л. H. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обста­новке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской.

Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изну­ряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петь­ка по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кри­чит и плачет.

Но вскоре герой успокаивается и покорно воз­вращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще ху­же. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.

Своим рассказом Л. Н. Андреев стремится привлечь вни­мание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм со­стоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рас­сказа “Ангелочек” Свечниковы, которые оплачивают его обу­чение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение де­тей в обществе можно только на государственном уровне.

От­дельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом. Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выве­дена фигура еще одного мальчика – Николки, который на три года старше Петьки.

Слушая грязные истории, которые расска­зывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что ко­гда-то будет такой же, как Николка. “Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место”, – подчеркивает Л. Н. Андреев.


Фев 13, 2018 | 0 комментариев

Петька на даче — рассказ Андреева, с которым мы познакомились в школе на уроке литературы в 5 классе. Работа автора читается легко, а раскрывает нам острые социальные проблемы. Этот рассказ знакомит нас с мальчиком Петькой и его судьбой, о чем мы расскажем в кратком содержании. Рассказ Андреева Петька на даче в сокращении поможет многим познакомиться со смыслом произведения, узнать о жизни главных героев и ответить на другие вопросы, что относятся к данному произведению.

Рассказ Петька на даче краткое содержание

Итак, если говорить о сюжете рассказа Петька на даче и его кратком содержании по плану, то мы познакомимся с десятилетним мальчиком, который родился в бедной семье и был отдан матерью в ученики к парикмахеру. Все его детство проходит в услужении и в выполнении своих обязанностей, то есть, убрать да воду поднести. Сама же парикмахерская находилась в квартале, заполненном домами разврата, поэтому мальчик из окон парикмахерской мог видеть только пьяных мужчин и полураздетых женщин, которые сидели на лавках и выпивали. Порой он наблюдал драки. Так и проходила его жизнь. Трудился Петька много, не высыпался, работал без выходных. Ребенок в свои 10 лет был похож на маленького старичка, худого и сгорбленного. Но он все время надеялся попасть в нужное место, где бы ему было хорошо. Он просил маму забрать его. Однажды она отпросила мальчика и взяла с собою на дачу к хозяевам. Уже в дороге ребенок изменился. Он ожил. Ему было все интересно.

Прибыв на дачу, Петя попал в незнакомую для него среду, где он всего боялся, но это прошло. Спустя три дня, ребенок полностью освоился. В этом ему помог Митька. Они вместе ходили на рыбалку, играли, веселились. Морщинки у Петьки вмиг разгладились. Мальчик понял — это то самое место, о котором он мечтал. Ребенок был по-настоящему счастлив, пока не пришло письмо из города. В письме цирюльник требовал, чтобы Петька возвращался и приступал к своим обязанностям. И здесь ребенок не просто заплакал. Он закричал нечеловеческим голосом.

Рисунок Петька на даче

Но, ничего не поделаешь, все равно ему пришлось вернуться. Только теперь он ехал молча, в окна не смотрел. Он вновь возвращался в грязную парикмахерскую, где вновь начались однообразные будни и только ночами он мысленно мог возвращаться на дачу, рассказывая своему партнеру истории о своей поездке.

Описание Петьки

Делая анализ рассказа Андреева, остановимся на описании Петьки, который является к тому же и главным героем. Вначале мы видим бедного ребенка, чье детство проходит не интересно. Мало того, можно даже сказать, что детство у него забрали, и Петьку поглотили трудовые будни. От этого он ходит унылым, не высыпается. У глаз появились морщины и он стал похожим на состарившегося карлика. Однако стоило ему попасть на дачу, где его окружала красивая природа, свежесть, свобода, ребенок преобразился. Он посвежел, морщины, которые его состарили, исчезли. Как это не странно прозвучит, но ребенок помолодел. Он стал счастлив и увидел, как это быть ребенком с настоящим детством. Жаль только, что все для него быстро закончилось, ведь Петьке вновь пришлось возвращаться в город.

Петька на даче герои

Говоря о главных героях рассказа Андреева, то здесь главным персонажем является Петька. Второстепенными героями являются его мать, парикмахер Осип Абрамович, Митька гимназист и Николка.

Этот рассказ поднимал острую социальную проблему того времени, но не теряет своей актуальности и сейчас. Мы видим, что главный герой – совсем ещё ребёнок, однако его мир уже полон разврата, сквернословия, брани, побоищ, пьянства. Мальчик видит эту нескончаемую вереницу людских пороков день за днём, впитывая её в себя. От этого ухудшается его внешний вид (он становится похож на сморщенного старика), его здоровье (мальчик не высыпается, даже когда много спит, становится рассеянным).

Когда Петька оказывается на даче, он словно бы получает то самое детство, которого у него никогда не было, ведь он вынужден постоянно работать, даже по праздничным и выходным дням. Здесь же он открывает для себя свободу и радость. Он начинает выглядеть, как здоровый ребёнок, пребывание на природе идёт ему на пользу. Город, тем не менее, вскоре забирает мальчика обратно в свои сети. Едва только познав настоящее детство, Петька тут же лишается его. Однако ему не остаётся ничего, как только принять положение дел и смириться с этим. Показателен эпизод, в котором барин жалеет мальчика, но тут же замечает, что другие живут и того хуже, так что не следует и жаловаться.

2 вариант

Несмотря на то, что создано очень много детских рассказов, я хочу выделить лишь один - это рассказ Андреева " Петька на даче", потому, что у данного произведения отдельная атмосфера и если хорошо читать, то можно её даже и прочувствовать. Основная часть содержания состоит из реальных событий, популярного в то время парикмахера.

Первый раз этот рассказ вышел в свет тысяча восемьсот девяносто девятом году . Главный персонаж - это мальчуган Петя из бедной семьи. Представьте себе то, что ему всего-лишь десять лет, а у него уже на лице морщины .Ощущение, что он постарел раньше времени. Главное - это понять насколько нашему герою было тяжело, ведь он в свои десять лет узнал, что такое утомительный труд. Надежда - это мать нашего героя, отдала к парикмахеру Осипу Абрамовичу своего мальчишку на обучение. К великому сожалению - это был обиженный жизнью мужчина, который только и делал, что упрекал и расшатывал психику нашего юноши, своей строгостью. Парикмахер не щадил никого, и в случае оплошности , каждого ученика наказывал. Петька только и делал, что сидел в душной парикмахерской, где не было ничего нового. Трудно представить, что могло твориться в душе ребёнка, которого попросту лишили детства. Понимая всю тяжесть своего существования, мальчик смирился с таким положением вещей и терпел невзгоды. Но в душе, Петька мечтал ,что в один замечательный день, всё изменится! В итоге у него появилась мечта, уехать в другое место, где ему будет комфортно и интересно.

Дружище Петьки был на три года больше по возрасту и опытнее. К сожалению, главный герой потерял в себе качество романтичного оптимиста. Как же можно таким не стать, когда детям встречаются на пути их развития только злые люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Популярные сегодня темы

Почему же его чувства так скоро потухли? Возможно, есть несколько причин на это.

В. Ленин пришел к власти в России после многовекового правления царей. Он был очень противоречивой фигурой, и его преемники оказались не менее противоречивыми, но В. Ленин оставил неизгладимый след в России и мире.

1749 — Александр Радищев родился в Саратовской губернии в семье образованного помещика. Его отец был религиозен, владел четырьмя языками. Отец сам обучил сына русской грамоте.

Преемственность поколений является следствием природных, социальных, исторических и политических отношений. Природная и социальная связь является причинной для всех остальных отношений между людьми

Читайте также: