Первые зрители сочинение план

Обновлено: 30.06.2024

Работы художницы Екатерины Сыромятниковой высоко ценились в советское время, потому что, глядя на них, хотелось верить в то самое светлое будущее. Но и взгляд современного зрителя они продолжают радовать своей теплотой, правдоподобностью, красотой цветовой гаммы.

Краткий сюжет (что изображено)

На картине мы видим двух мальчиков, которые заглядывают в открытое окно дачного домика. Понятно, что это комната художника, потому что напротив окна стоят холст и краски. Рядом находится ведерце с ромашками. Внимание одного мальчика привлекла картина, а второго – большое кресло. Через открытое окно виден удивительный летний пейзаж.

Передний план

На переднем плане полотна слева изображены мольберт и этюдник. Картина развернута от зрителя, но можно предположить, что для ее написания художник использовал преимущественно зеленый и белый цвет, так как именно они остались на палитре. В подтверждение того, что художник профессионал, мы видим четыре разные кисточки.

Справа на картине изображен букет свежих ромашек. Возможно, он стал натурой для работы художника.

Средний план

На среднем плане изображено открытое окно. Занавеска сдвинута в одну сторону и слегка развевается на ветру. На деревянном полу под окном находится папка с эскизами. Простой интерьер комнаты украшает изысканное старинное кресло, стоящее справа.

Главными героями являются двое мальчишек, которые, вероятно, проходили мимо и решили заглянуть в открытое окно из любопытства. Оба светловолосые, румяные, пышущие здоровьем. На старшем мальчике надета светлая футболка. Он стоит выпрямившись, и с восхищением смотрит на картину, на что указывают его приоткрытый в легкой улыбке рот и внимательный взгляд. Благодаря этому первому зрителю можно с уверенностью сказать, что картина художника удалась, хотя мы ее и не видим. Младший мальчик одет в красную футболку. Он перегнулся через подоконник, и рассматривает красивое кресло. Возможно, ему хочется в нем посидеть и почувствовать себя художником, который любуется своей картиной

Задний план

На заднем плане полотна изображен прекрасный летний пейзаж, который мы видим через открытое окно. На поляне зеленеет трава, растут красавицы-березы. Их пушистые ветви греются под лучиками солнца. Вдалеке виден густой лес.

Цветовая гамма и ее роль

Реалистичность картины достигается благодаря хорошо подобранным натуральным цветам и оттенкам. В интерьере комнаты много белого, желтого, коричневого цветов. Из-за этого мастерская кажется уютной, теплой. Буйство зеленого цвета мы наблюдаем в пейзаже за окном, что передает колорит поздней весны или лета. Яркий акцент – синие каемки на футболке старшего мальчика и красная футболка младшего героя.

Настроение картины. Личное мнение.

Перед нами на полотне светлая мастерская художника. Интерьер комнаты простой, но изысканный. Пол обычный деревянный, но все дощечки чистые и ровные. На переднем плане слева мы видим развернутую от нас картину, краски и четыре кисточки. Справа стоит букет с красивыми ромашками.

В центре картины находится большое открытое окно с отдернутой светлой занавеской. В окно заглядывают двое мальчишек. Наверное, они случайно заметили открытое окно и решили заглянуть из интереса в дом к художнику. Старший мальчик, одетый в серую футболку с синей каймой, с восхищением смотрит на картину. Благодаря этому первому зрителю мы можем понять, что картина красивая. Младший мальчик, одетый в яркую красную футболку, заинтересовался старинным креслом, которое стоит рядом с окном. Под окном изображена папка с эскизами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта открытого урока

по русскому языку

в 6 б классе

учитель русского языка и литературы

Баранова Ульяна Ивановна

Тема: Подготовка к сочинению - описанию по картине

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русской культуры, интерес к национальной русской культуре; уважительное отношение к национальным ценностям; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы работы

Наблюдение за языком, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Слайды, репродукции картин

Основные понятия и термины

выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд

Образовательная

Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.

Развивающая

Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

Организационная структура урока

Осуществляемая деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые

знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками,

самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

2. Актуализация и пробное учебное действие

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором. А познакомит нас с творчеством художницы Глусцова Яна.

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Распахнутое окно, милые березки немного поодаль и двое мальчишек, заглянувшие с улицы внутрь комнаты. Несомненно, их внимание привлек мольберт, обращенный к окну. Очень интересная получилась картина, и в некоторой степени даже таинственная. Невзирая на то, что в мировой живописи много примеров работ, на которых изображен вид из открытого окна, русской художнице удалось создать свой, непохожий на другие, шедевр. Картина заняла подобающее ей место в главном музее национального русского искусства – Третьяковской галерее.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

- Что будем писать в первом пункте плана?

( I . Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

Отвечают на вопросы, строят понятные для собеседников высказывания; обдумывают ответы на вопросы

Личностные: проявляют интерес к работе, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

Составление примерного плана сочинения.

а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии? (художника)

( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

- Что такое мольберт ?

( Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

- Что такое палитра ?

( Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

- Как вы понимаете значение слова подрамник ?

( Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

- Что такое этюдник?

( Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

- Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

д) - Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

- Что запишем во второй части?

( II . Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

г) первые зрители.)

е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

- Как называется третий пункт плана?

- Как мы его назовём?

( III . Общее настроение картины и её идея.)

- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков .

- Сделайте вывод, что нужно знать для того, чтобы правильно составить рассказ о картине?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Какие средства лучше использовать в своей речи, чтобы заинтересовать собеседника? Вспомните стили и типы речи. К каким из них должен относиться рассказ о картине?

-Конечно, художественно-изобразительные средства, такие как эпитет, метафора, сравнение и т.д. преобладают в художественном стиле речи. Описание – самый удобный тип речи для использования этих языковых средств, так как они помогают нам детально и образно обрисовать словесно, описать любой предмет. -Расскажите об известных вам художественно-изобразительных средствах.

Сегодня перед вами будет стоять немного другая задача: написать сочинение – рассказ.

- как отличить рассказ – повествование от описания?

Послушайте начала текстов и определите, к какому типу речи каждый относится:

Окна были открыты нараспашку и как будто приглашали заглянуть в комнату.

- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

Из каких частей состоит рассказ – повествование?

(завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

5.Работа над сюжетом рассказа:

Прочитайте вопросы - подсказки и продумайте сюжет рассказа.

1.От лица кого ведётся рассказ? (Рассказчика, одного из мальчиков, художника.)

2.Как рассказчик попал в комнату художника?

3.Куда шли ребята?

4.Где был художник в то время, когда к нему заглянули мальчишки?

5.Что изобразил художник?

6.Какой момент может служить кульминацией в рассказе? (Загадка картины)

7.Где может теперь находиться эта картина?

Обдумывают ответы на вопросы, вспоминают стили и типы речи, особенность художественного стиля и художественно-изобразительные средства

Личностные: имеют желание преодолевать трудности, возникающие при работе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

- У вас на столах лежат листы формата А-4 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на картине, если б были художниками?

- Нарисуйте, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии.

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.

- Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок. Какие оттенки красок использует художница при написании картины (светлые, яркие, жизнерадостные).

VI Выставка рисунков детей (с комментарием)

- Мрачные, тёмные тона говорят о том, что художника что-то волнует, беспокоит, а может быть у него плохое настроение.

- По вашей цветовой гамме можно сказать, что у вас хорошее, радостное настроение.

- А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

Составление плана сочинения

I . Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

II . Описание картины:

а) обстановка комнаты художницы;

б) картина на морльберте;

в) вид за окном;

г) первые зрители.)

III . Общее настроение картины и её идея.)

Рисуют деталь картины, обсуждают возможные пункты плана, записывают правильный вариант.

Личностные: имеют желание преодолевать трудности, возникающие при работе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6.Рефлексия учебной деятельности

Закончить урок я хочу словами Н.С. Гумилёва:

На всём, что сделал мастер мой,

Печать любви земной и простоты смиренной.

О да, не всё умел он рисовать,

Но то, что рисовал он, - совершенно.

Что я сегодня узнал нового на уроке.

Чему я сегодня научился.

Какую информацию я хочу еще получить.

Смогу ли я написать сочинение - описание дома на черновике.

9. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных действий. Коммуникативные : выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свою позицию.

Материалы к сочинению:

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Запись на доске:

а) число, тема урока;

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

- Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором. А познакомит нас с творчеством художницы Исаев Максим.

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

- Что будем писать в первом пункте плана?

( I. Екатерина Васильевна Сыромятникова – личность художника.

- Сначала я хочу, чтобы вы объяснили лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.

- Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?

( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

Составление примерного плана сочинения.

а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт ?

( Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

- Что такое палитра ?

( Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

- Как вы понимаете значение слова подрамник ?

( Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

- Что такое этюдник?

( Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

(Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.)

- Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)

г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.)

д) - Что изображено за окном?

(За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

- Что запишем во второй части?

( II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

г) первые зрители.)

е) - Попытайтесь передать общее настроение картины.

(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.)

- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)

- Как называется третий пункт плана?

- Как мы его назовём?

( III. Общее настроение картины и её идея.)

- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков .

- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- У вас на столах лежат листы формата А-3 и фломастеры. Подумайте, что бы вы нарисовали на картине, если б были художниками?

- Нарисуйте, какую-нибудь деталь картины за время звучания мелодии.

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.

- Теперь посмотрим, какое настроение вызовут ваши оттенки красок. Какие оттенки красок использует художница при написании картины (светлые, яркие, жизнерадостные).

VI Выставка рисунков детей (с комментарием)

- Мрачные, тёмные тона говорят о том, что художника что-то волнует, беспокоит, а может быть у него плохое настроение.

- По вашей цветовой гамме можно сказать, что у вас хорошее, радостное настроение.

- А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

Программа: общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.

Место урока в программе: Раздел: Местоимение. Урок развития речи.

Форма урока: Урок разработан в рамках технологии развития речи.

Количество часов в неделю: 6 часов.

Этапы урока:

Оборудование к уроку:

  1. Плазменный телевизор.
  2. Ноутбук.
  3. Презентация к уроку.

Цель урока: Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.

Перед нами стоят задачи:

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрывать творческие способности и образно мыслить;
  • учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.

Ход урока

I. Вступление.


II. Структура сочинения-рассуждения.

Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем. Нарисуйте на доске (Приложение 1).

Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.

  • Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль. Сколько абзацев в сочинении-рассуждении? (ответ: 3 абзаца)
  • Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
  • Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение. Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите. (ответ: тезис, аргументы, вывод)
  • Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.

– Что требуется доказать?

Я действительно болею.

Какие симптомы болезни присутствуют?

– Аргумент 1 – у меня высокая температура.

– Аргумент 2 – меня знобит.

– Аргумент 3 – заложен нос.

– Аргумент 4 – я кашляю.

Вывод: Да, я действительно болею.

Если мы делаем вывод на основе одного аргумента, то наш вывод не является объективным.

Аргумент 1 – я кашляю.

III. План работы над сочинением-рассуждением.

Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.

Каков план работы над сочинением-рассуждением?

Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.

Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?

(У каждого учащегося есть репродукция из учебника и большая репродукция на TV).

V. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.


Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.

К этому полотну поэт Игорь Брумер написал стихотворение:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

VI. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

Перед вами лист индивидуальной работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе. Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).

Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо. Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним. Успехов!

VII. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.

Домашнее задание: Написать чистовики. Можно их художественно оформить.

Читайте также: