Первое сочинение по теории литературы выберите один ответ

Обновлено: 05.07.2024

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.


Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления — это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод.

Виды вступления

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

введение

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

доказательство

цитаты

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

Микро-вывод

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

В этой статье мы полностью разберем демонстрационный вариант ОГЭ по литературе.

Напомним структуру ОГЭ по литературе.

В ОГЭ по литературе всего 4 вопроса (зато больших).
В первой части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать один из двух вариантов заданий.

Первый вариант (задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3) – это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Второй вариант (задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3) – это лирика, то есть небольшие стихотворения.

Во второй части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать одну из пяти предложенных тебе тем для сочинения.

Начнем с первой части.

Предположим, мы выбрали первый вариант. Разберем нашу работу поэтапно.

Часть 1

Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2). Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

Мы выбрали вариант 1 (проза, лиро-эпос или пьеса). Значит, читаем текст:

Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

1.1.1 Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, найдем нужный отрывок:

Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! Чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

А теперь сравним поведение влюбленного мечтательного юноши и холодного прагматичного Чичикова. Подумаем, для чего автор ввел упоминание о романтичном юноше? В ответе не забываем использовать термины из теории литературы.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Итак, мы написали три развернутых ответа на первую часть. Переходим ко второй части.

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Требования ясны. Нам надо написать не меньше 200 слов. Сочинение должно соответствовать теме. Не забываем об авторской позиции (к умению анализировать тексты нас подготовит чтение учебников и справочников). Используем термины. Приводим как можно больше примеров из текста. Можно с цитатами.

Выберем одну из пяти тем:

2.4 Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

2.5 Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)


Задание 12 № 7923

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ — начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы)

12.2. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису?

— А это вы можете описать?

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

1 апреля 1957 года.

И Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною.

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ − начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

Благодатным материалом для сочинения являются стихи Высоцкого о любви!

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась любовь

Красивых любят чаще и прилежней,

Весёлых любят меньше, но быстрей, —

И молчаливых любят, только реже,

Зато уж если любят, то сильней.

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно?

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?

Настоящие чувства! Без пошлости, без обыденности и грязи. Как не хватает нам этого в современном мире!

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).


Задание 12 № 7927

12.2. Мир природы в философской лирике Ф. И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)

12.4. Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX — начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (На материале 2−3 произведений).

Комментарии к сочинениям

«Тема может быть раскрыта на примере любого героя.

12.2. Мир природы в философской лирике Ф. И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)

12.4. Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX — начала XXI в. (Одно произведение по

Например,в стихотворении Роберта Рождественского звучит мысль о том, что каждый человек должен жить так, чтобы не бояться смотреть потомкам в глаза, ведь время — самый лучший судья и самый справедливый, потому:

У каждого мгновенья свой резон,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Безусловно, могут быть взяты и другие произведения для анализа.

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (на материале 2−3 произведений).


Задание 12 № 7934

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Таким образом, роль пейзажа в художественном произведении очень велика: картины природы помогают раскрытию образов героев.


Задание 12 № 7966

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

12.5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы XX века (На примере одного произведения отечественной или зарубежной литературы.)

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

Муза! Ты видишь, как счастливы все —

Девушки, женщины, вдовы …

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы…

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

12.5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы XX века (На примере одного произведения отечественной или зарубежной литературы.)


Задание 12 № 7988

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).


12-е задание в ЕГЭ по литературе занимает большую часть времени на экзамене. Оно проверяет эстетическое и духовное развитие ученика. Сочинение — это обязательная часть экзамена. За одно лишь сочинение учащийся может получить до 18 баллов.

Чтобы успешно написать сочинение, нужно заранее подготовиться к нему. Прежде всего ознакомьтесь с перечнем произведений, знание которых проверяется на экзамене. Список есть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В него входят произведения отечественной литературы, начиная с древнерусского периода и заканчивая началом XXI века.

При подготовке к 12-му заданию нужно не только ознакомиться с содержание произведений, но и систематизировать их по темам. Стоит подготовить цитаты из прозы и стихов, ознакомиться с мнениями критиков, подготовить небольшие анализы произведений и заметки по биографиям писателей. Для удобства информацию можно оформить в таблицу. На экзамене нельзя пользоваться ни текстами произведений, ни личными заметками. Поэтому всю подготовленную информацию придется запомнить. Сделать это проще, когда она упорядочена, и таблицы для этого отлично подойдут.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 60


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 49

На экзамене ученик выбирает одну из четырех предложенных тем. В зависимости от формулировки темы сочинение должно раскрывать литературоведческое понятие, проблематику произведения, должно быть написано в виде читательского дневника или литературного обзора.

Примеры тем сочинений представлены в демоверсии экзамена по литературе. Вот некоторые из них:

    Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова?

Задание №12 проверяет у учащихся познавательную самостоятельность. Для написания итогового задания лучше оставить как можно больше времени — не менее часа. Сочинение должно быть объемом не менее 150 слов. В противном случае его не будут даже оценивать. Лучше писать сочинения не короче 200 слов.

Обязательно тренируйтесь в написании сочинений перед экзаменом. Повторяйте информацию и перечитывайте произведения, хотя бы в кратком варианте. Это поможет лучше закрепить важные детали в памяти.

Сочинение по литературе пишется по определенной схеме, от которой нельзя отклоняться:

  • вступление,
  • аргументы (1-2),
  • заключение (выводы).

Во вступлении важно выдвинуть тезис. Лучше сформулировать его в виде вопроса. Ответ на него – это содержание основной части и заключения. Вступление представляет из себя рассуждения по теме сочинения. В нем должен содержаться ответ на вопрос, почему учащийся выбрал именно эту тему или отсылка к актуальности проблемы.

Основная часть — это аргументация и изложение ваших мыслей. Здесь пригодятся выписки, которые вы делали во время подготовки: цитаты, факты из биографий авторов, слова критиков. В зависимости от темы сочинения можно привести один или два аргумента.

Последняя часть сочинения — заключение — должна представлять из себя ответ на вопрос (тезис), прописанный во вступлении. Если заключение не соответствует тезису, лучше скорректировать все сочинение.

Эксперты оценивают сочинение по 8 критериям:

  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • опора на теоретико-литературные понятия,
  • композиционная цельность и логичность,
  • соблюдение речевых норм,
  • соблюдение орфографических норм,
  • соблюдение пунктуационных норм,
  • соблюдение грамматических норм

Особенно важен первый критерий: если сочинение не соответствует теме, оно дальше не проверяется и соответствие другим требованиям не оценивается.

— Подготовка к сочинению по литературе довольна сложная. Перед началом разбора материалов экзамена учитель внимательно изучает критерии оценивания, согласно которым выставляются первичные баллы. В зависимости от уровня подготовки выпускника планируется определенное количество сочинений (включая сочинения по изучаемому материалу на уроках). Вместе с учителем ученик сверяет сочинение с критериями. Совместная работа очень важна. Только так школьник сможет переработать сочинение, учитывая все нюансы и оттачивая свое мастерство.

Прежде чем начать готовиться к ЕГЭ по литературе, необходимо изучить кодификатор и спецификацию контрольных измерительных материалов. Согласно кодификатору, выпускник должен знать теорию и историю литературы. В кодификаторе прописаны все произведения, которые выпускник должен прочитать и знать их содержание. На деле, при подготовке к экзамену потребуются не все книги из школьной программы.

Подготовка к экзамену не должна носить хаотичный или стихийный характер. Она должна быть систематической, строго выстроенной по времени и датам. Здесь важно умение выпускника планировать, ставить цели и задачи, успешно их решать. При таком подходе, как показывает практика, успех обеспечен на 100%.

Сочинение по литературе представляет собой развернутый ответ объемом не менее 200 слов. Его оценивают по пяти критериям. Первый критерий — самый главный. Если ученик написал сочинение не по теме, задание не оценивается по остальным критериям. Сочинение не может ограничиваться несколькими предложениями. Это не раскроет тему в полной мере. Сочинение должно быть логично выстроено, формулировки в тексте должны быть точными и понятными. В сочинении обязательно должна присутствовать личная позиция автора по выбранной проблеме. Не обойтись и без аргументации, и без небольших цитат. При этом лишней информации в тексте быть не должно, из-за этого эксперт может снять баллы.

На сочинение стоит отвести около двух часов. За это время можно обдумать проблему, написать текст объемом 300-400 слов и проверить его.

Читайте также: