Первое сочинение по риторике на руси

Обновлено: 07.07.2024

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человека. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Оно же служит мощным орудием непосредственного влияния на разум и волю людей, просвещения их, формирования убеждений, мобилизации граждан на конкретные действия.

Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимало большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, историчности, учет национальных особенностей и одновременно – общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторики сильно вырос и в России и за рубежом.

1. Риторика в Древней Руси

Слово "риторика" ассоциируется с понятиями "многоречивость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности.

В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпатии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жизненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела.

Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов. Античные риторы (античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оставаться историческим фундаментом для современной науки) ясно понимали эту двойственную природу речи.

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотоворцев Киевской Руси, Московского государства.

В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие” пастве. В этих текстах и речах, дошедших до нас благодаря тому, что были закреплены в письменности, прослеживается влияние византийских риторов, в частности Иоанна Златоуста (ср. названия древнерусских “изборников” - “Златоструи”, “Златоусты”, “Измарагды”).

Замечательные образцы риторически изощренной, искусной проповеднической речи являют собой произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”. В то же время ему свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: “Ныне зима греховная покаяниемъ престала есть, и лед неверия благоразумьемь растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естество… Весна убо есть красная вера Христова, яже крещениемъ поражаетъ человечьское пакыестьство; бурнии же ветры – грехотворнии помысли…” В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима – язычество, весна – христианская вера, искореняющая язычество, бурные ветры – грешные помыслы. Изучение и анализ памятников древнерусского литературного языка свидетельствуют об очень высоком уровне художественного использования слова в Древней Руси, в том числе и в практике публичных выступлений.

Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.

В основу первой русской “Риторики” (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), который был написан на латинском языке и издан в 1577 г. во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник - до наших дней дошло 34 его списка. В настоящее время он тщательно изучен и переведен на современный язык В.И.Аннушкиным.

Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.

В первой части книги дается представление о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словы” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).

Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи).

Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.

“Риторика” Макария переписывалась и изучалась в течение всего XVII столетия. До петровского времени это – основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре и др.

В 1699 г. появляется новая “Риторика”. Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из “родов глаголания” наделяется особой функцией (“должностью”). Смиренный род выполняет задачу “научити”, средний (соответствует “мерному” у Макария) – “усладите”, высокий – “возбудити”.

Хочется отметить произведение переводчика Посольского приказа молдованина Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. Украшенное представление наук лишь в виде “мудрости”, видимо, не удовлетворяло потребностей в разъяснении сущности каждой из них. Вот почему, сохранив текст каждой из семи “мудростей”, Спафарий пишет предисловие, в котором кратко представлены девять “мус”, Аполлон и описаны семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти, давая сведения о них из античных авторов. Далее повествование о семи художествах полностью сохранило композицию “Сказания”, а прибавления Спафария относительно каждой из наук коснулись их происхождения, определения, цели и причин, ради которых следует им учиться: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:

1. Ибо риторика – древнее искусство и еще древнейший мудрец (античный ученый) Горгий писал о ней.

2. Ибо риторика украшает речь и создает, а потому достойна изучения и труда.

3. Ибо риторика имеет определенные правила в повествовании, содержании, способе обучения.

4. Ибо риторика сладостна в изучении, украшает речь будто цветами и бисером.

5. Ибо риторика полезна во всей нашей жизни, поскольку риторически неискусное сочинение будет тягостным для слушателей”.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение “De officium oratore” Феофаном Прокоповичем (1681-1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706 – 1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам на Украине, в России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В “Риторике” Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и поэтические жанры, их языковые средства. Он подробно говорит о назначении текста в различных коммуникативных ситуациях, о требованиях, которым должен соответствовать хороший оратор; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка – высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковом оформлении.

Заключение

В заключении хочется отметить, что знание истории возникновения и развития риторики в России безусловно необходима каждому человеку, как учащемуся так и специалисту. История риторики начинается с Древней Руси, но, к сожалению, о ее развитии в этот период времени существует очень мало достоверных сведений. Тем не менее, никто не отрицает значительный вклад в развитие теории красноречия, который внесли русские ученые. Однако эти события больше принято связывать с периодом XVII в.- до сегодняшнего дня.

список используемой литературы

В.И. Аннушкин, Первая русская "риторика",Знание,М.:1989.

В.И. Андреев, Деловая риторика, Народное образование,М.:1995.

Белинский В. Г. Общая риторика Н. Ф. Кошанского (Рецензия) // Полн.собр.соч.: В 13 т. М.,

Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.

Красноречие Древней Руси (XI-XVII вв.): Сборник / Сост. Черторицкая. – М.,1987.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры.- М.: Наука, 1994. - 191 с.

Похожие страницы:

Риторика в России 17 века

. вместе с сочинениями христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука, приезжие . с речью явились фактически общей и частной риторикой Древней Руси (общей когда мы говорим о правилах .

Образование в Древней Руси

. либо обобщающую характеристику просвещения в Древней Руси невольно сталкиваешься с трудностями. . жетоны были в ходу у древних римлян, употреблявших их для счета . университетского обучения (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, .

Риторика и культура речи

. , духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства . – IV в.в. до н. э. - период расцвета риторики в Древней Греции. Древние верили в силу слова. Кроме того . при прощании с давних пор на Руси. Поль Сопер в книге «Основы .

Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси. Культура России нового времени

Воспитание в Древней Руси и Русском государстве

Воспитание в Древней Руси и Русском государстве Воспитание и . его концепцию воспитания человека. Народ Древней Руси, прежде всего его образованная часть . отдавалось религиозным источникам в ущерб грамматике, риторике, философии и другим школьным дисциплинам, .

Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет риторики принципиально не изменился за две тысячи лет. Каждая эпоха требует своего риторического стиля, но, как это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как едины нравственно-культурные основы бытия.

Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское искусство.

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

РАЗДЕЛ I . Риторика в древней Руси

Риторикою убо учу не злато люблю.

(Пчела, XIII в.)

1.Слова Риторика, Витийство и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв.

Учебники риторики отсутствуют на Руси до XVII в., однако известность слов риторика, ветийство и многочисленного круга синонимов, обозначающих искусство речи (благоречие, добрословие, красноглаголание и т.д.), не вызывают сомнений.

В Древнерусских текстах отмечено около 20 синонимов слово риторика:

благословие добрословие краснословие
благоглаголанье доброглаголанье красноглаголанье
благоречие доброречие красноречие
благоязычие доброязычие сладкогласие
хитрословие златословие искуснословие
хитроречие златословие
велеречие златоустие
великогласие многовешание

Для понимания искусства речи в Древней Руси важно преимущественное осмысление хорошей речи как благословие и доброречие, элемент красно - начинает активно использовать лишь в XVII в. и вызывает иногда двойственное отношение: слова красноглаголанье и краснословие и употребляется в положительном смысле. Слове же красноречие впервые отмечено у его хулителя- протопопа Аввакума.

2. Первая русская риторика(1620)

3. Николай Спафарий. Книга избранная вкратце о девяти муссах и о седми свободных художествах

Риторика есть художество, яже учит слово украшати и увещевати. Риторика происходит от еро гречески, сиречь глаголью, или от рео гречески, сиречь теку. Конец риторики есть учити красно глаголати и увещевати куюжду вещь. Учится риторике – пяти ради вин:

1. Яко древнее художество есть и древнейший Горгиа мудрец о ней пишет.

2. Яко украшает слова и исполняет, яже учения достойна есть и труда.

3. Яко известная правила имать образом, начертанием, подобием и орудием.

4. Яко зело сладка, есть учением, образом и начертанием, яко цветом и бисером словеса украшает.

5. Яко риторика есть полезная во всем животе нашем, понеже словом, аще неискусно сочинение будет чрез риторику, туту слышащим сотворит.

РАЗДЕЛ II. Риторики Петровского времени

Велия ест сила царственная риторики и слава сея превыше небес по все земли величается.

Риторика. 1710 г.)

1. Софроний Лихуд. О силе риторической

Братья Лихуды Иоанниский (1633-1717) и Софроний (1652-1730)– греки, монах, уроженцы острова Кефалони, получили образование в Венеции и Пдуанском университете. Прибыли в Россию в марте 1685 г. по рекомендации восточных патриархов. Здесь после успешного богословского диспута с Яном (Андреем) Белодобоцким приступили к преподаванию греческого языка в училище при Богоявленсом монастыре.

Жизнь Лихудов в России полна лишений и в тоже время наполнена напряженным ученым и учительским трудом. В1694 г. они были отстранены от преподавания и на службу в типографию. По доносу политического характера братья Лихуды были сосланы в 1704 – 1706 гг. в Ипатьевский Костромской монастырь, а с 1706 гг. благодаря ходатайству митрополита Иова переехали в Новгород. В Новгороде они вели религиозные диспуты со старообрядцем Семеном Денисовым, находившимся какое-то время под арестом.

В 1716 г. вернулись в Москву, где принимали участие в исправлении славянского перевода Библии.

Братья Лихуды оставили богатейшее филологическое наследие на греческом, латинском и русском языках. Известны в рукописях краткая и пространная греческие Грамматики, краткая латинская Грамматика, логика Софрония и ряд статей – большинство этих сочинений написаны на греческом языке.

2.Михаил Усачев. Риторика

3.Андрей Белобоцкий. Риторические труды

4.Стефан Яворский. Риторическая рука(1705)

Рука риторическая,

Пятию частьми или пятию персты укрепленная. В шуице ея богатство и слава. Сочинена уба на латинском языце преосвященным Стефаном Яворским, митрополитом рязанскимь и муромскимь. Проведена же на словенский Феодором Поликарповым.

В риторическом руце вси перты имеют нечто особое:

Перст великой может силою.

Укозательный – указует ведение и путь ко звездам.

Средний – златому научит средству.

Перстневый – перстнем обручает премудрость.

Мизинец, или ушесник, ушеса оттирает и отверзает ко слышанию.

5.Козма Афоноиверский. Книга всекрасного златословия (1710)

6.Старообрядческая риторика в 5 беседах (1706-1712)

7.Старообрядческие речи

РАЗДЕЛ III. Риторики XIII в.

Кто хочет иметь дело с людьми, тот необходимо должен мыслить хорошо, но говорить еще лучше.

(М. М. Сперанский. Правила высшего красноречия)

1. М. В. Ломоносов. Руководства по риторике (1744-1747)

2. В. К. Тредиаковский. Слово о витийстве (1745)

3. А. П. Сумароков. О Русском духовном красноречии (1770-е годы)

4. Амвросий Серебренников. Краткое руководство к оратории российской (1778)

Амвросий Серебрянников(1745–1792)– архиепископ Екатеринославский и Херсоника-Таврческого. Окончил Вятскую семинарию, продолжая учиться в Московской духовной академии. Начал преподавать в 1773 г. в Троицкой духовной семинарии риторику, историю и французский язык, а в 1775 г. назначен префектом и учителем философии. В 1778 г. переведен в Славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря; с 1783 г. – епископ Олонецкий, с 1786 г. – архиепископ Екатеринославский.

5. Детская риторика или благоразумный витя(1787)

Свойство речи

Оных находится 5 ,и суть следующее:

1) изобретение,

2) расположение,

3) украшение,

4) память,

5) произношение.

Первое свойство состоит в том, чтобы выдумать то, о чем говорить надобно.

Второе – чтобы изобретенное искусно расположить.

Третие – чтобы изобразить чистым и красивым слогом.

Четвертое – выучить наизусть.

Пятое – сказать или произнести с приятнотию.

6. М.М. Сперанский правило высшего красноречия(1792)

7. А.С. Никольский. Основание российской словесности(1892)

Раздел IV . Риторики первой половины XIX века.

Слово составляет важнейшее орудие, посредством которого человек содействует счастию ближнего.

(И.И. Давыдов. Чтения о словесности)

Слово есть воплощенная мысль: посему объясняя, украшая выражения, придаем чрез то самое и мыслям ясность, красоту и совершенство. Следовательно, наука словесности непосредственно содействует образованию всех душевных способностей, особливо ума, воображения и чувствования.

( Я.В. Толмачев. Правила словесности)

1. А.Ф. Мерзляков. Краткая риторика(1809г.)

4.история (характеры, биография, романы, подлинная история);

5.речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).

2. Л.Г. Якоб. Умозрение словесных наук(1813)

3. Н.И. Греч. Учебная книга российской словесности (1819-1922)

риторика красноречие словесность русь

Николай Иванович грач 1787-1867-русский писатель, журналист, филолог, издатель, педагог. Греч учился в Юнкерской школе при Сенате и Педагогическом университете. С 1804 г. преподавал в частных школах, Петропавловском училище, Пажеском корпусе, будучи одновременно членом цензурного кабинета. Греч стал рано известен как издатель.

Как филолог Греч знаменит своими грамматическими трудами: Практическая русская грамматика; Просторная русская грамматик; Чтение о русском языке.

Греч был замечательным педагогом методистом, умевшим отобрать, систематизировать и кратко описать литературный и грамматический материал.

4. А.И. Галич. Теория красноречия(1830 г.)

Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой работе первой русской "Риторикой". Почти не было затронуто преподавание риторики в Киевской духовной академии, в украинских и белорусских братских школах. Между тем известно огромное количество латинских учебников риторики, по которым учились здесь в 17-18 веках.

К сожалению, до нас дошло мало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Риторика", "Риторика" Михаила Усачева, "О силе риторичестей" Софрония Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афоноиверского, "Наука проповедей" и "Книга сия философская" Андрея Белобоцкого и другие вырабатываются философские и логические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своего времени.

Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соотнести опыт нормирования общественной речи и риторической учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института живого слова давно ждут своего глубокого осмысления, выдержав проверку временем.

Все эти труды требуют внимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет (и должен) научиться правильно и убедительно говорить.

Но всегда помните, что со словами нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните также, что процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, а от культуры слова, понимание общества значимости этой культуры, умение владеть словом.

Ваша обязанность, ваш долг перед обществом – всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродился истинный диалог.

Список литературы

1. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово:

2. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобраз. учреждений. — М.: Просвещение, 1996.

3. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002.

4. Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика – Ростов Н/Д Феникс 1996-576 с.

Россия вступила в третье тысячелетие. Мы живем в сложном мире техники, компьютеров, телевидения, видеомагнитофонов и других средств речевой коммуникации. В то же время мы храним память всех тех, кто жил, творил, говорил и писал по-русски. За тысячу и более лет русской истории и культуры мы создали великую науку и литературу, сформировали богатейший язык для выражения наших мыслей и чувств.

В ХХ веке Россия пережила великие потрясения и выжила, выстояла благодаря великой духовной силе своего народа. Но все: и катаклизмы, и победы, и горе, и потрясения – все записано и выражено на русском языке. Если люди не находят слов для выражения пережитого, значит, или язык их беден, или они сами настолько несовершенны, что не могут найти необходимых мыслей и слов. Из прошлого нам необходимо взять все самое лучшее, выразительное, насыщенное богатством мысли и красотой слова. Через познание языка видны красота и величие русского человека: его души, его чувств и мыслей.

Древнерусское добрословие и благоречие

Изучение истории русской риторики открывает удивительные связи: реальная жизнь языка, как выясняется, прямо связана с политикой, идеологией, экономическими преобразованиями.

Всякое изменение в политической и идеологической сферах находит отражение в том, как люди мыслят и говорят. Но происходит и обратный процесс: инициативные мысли и слова вызревают в недрах стабильного общества для того, чтобы предложить новый стиль жизни и поступков, новую государственную политику. Если взглянем повнимательнее на историю русской риторики, то увидим, как вызревает это новое сознание – основа будущих перемен – в книгах и учебниках, по которым россияне учились пользоваться словом.

Как видите, все эти слова созданы по одной модели: первая часть этих слов обозначает качество речи (добро-, благо-, красно-, сладко-, злато-, правдо- и т.д.), а вторая – процесс речи (-словие, -речие, язычие, -устие и т.д.). Количество слов, созданных по этой модели, просто не поддается обозрению.

1) доброречию и благословию противопоставлялись злоречие и пагубословие – понятия добра и зла были основными и для речи;

2) словесная красота (краснословие) оценивалось двояко: с одной стороны, краснословцы и красноречцы восхвалялись и одобрялись, с другой стороны, краснословие, которым можно прельстить и обмануть людей, осуждалось;

Существует закономерность: риторики пишутся тогда, когда в обществе рождается новый стиль жизни, формируется новая идеология. Ведь риторика, как наука о мысли и речи, – должна оформить новые идеи. Представим, например, какая была ситуация после воцарения юного 13-летнего царя Михаила Федоровича, первого в династии Романовых. Страна приходила в себя после иноземного нашествия, требовалось восстановить не только хозяйство, но и создать науки и школьное обучение.

Одним из первых Мерзляков разработал вопросы частной риторики, где показываются роды и виды сочинений, которых касаются риторические наставления. Виды словесности, в которых должен быть искусен ритор, суть следующие: 1) письма; 2) разговоры, или диалоги; 3) рассуждения, или учебные книги; 4) история – истинная или вымышленная; 5) речи. Речи ораторские разделялись на пять видов:

духовные, в которых предлагаются истины и обязанности религии;

политические, в которых оратор рассуждает о выгодах и потребностях общественной жизни;

судебные, где защищается невинно притесненный или обличается преступник;

похвальные, заключающие похвалу заслуг умерших или живущих знаменитых особ;

академические, касающиеся до ученых предметов, их природы или наук.

Обратим внимание на то, как Кошанский предлагает учиться писательству и ораторству. Побуждая лицеистов к занятиям словесностью, он называл три средства к достижению целей риторики:

Словесность и риторика во второй половине XIX века:
правила хорошего тона – словесное образование

Середина XIX века отмечена серьезными преобразованиями в жизни России. Готовилась отмена крепостного права, введение суда присяжных, на престоле с 1855 года воцарился 27-летний Александр Освободитель. Вместе с государственными преобразованиями серьезные изменения происходили в сфере преподавания языка и литературы.

Риторические знания под другим именем стали входить в курсы словесности и стилистики. Так, никто не отменял изучение логики – и лицеистам давались сведения о том, что такое понятие, суждение, умозаключение. Правила построения речи были сосредоточены в разделах о том, что такое описание – повествование – рассуждение. Продолжалось изучение тропов и фигур. Современные знания в наших учебниках языка и литературы восходят, конечно, к середине XIX века.

«. Избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя;

говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе, как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих;

Вторая половина века отмечена расцветом судебного красноречия. Введение суда присяжных – лиц, избираемых из народа для присутствия в суде и окончательного вынесения решения, – привело к тому, что прокурор-обвинитель и адвокат стали говорить для публики. Они вынуждены были готовить и произносить яркие речи с целью убедить всех участников суда в своем мнении. Возникла блестящая плеяда судебных ораторов: А.Ф. Кони, Пороховщиков (Сергеич) и другие.

Подчас общество раскалывалось в обсуждении отношения к тому или иному делу. Так было, например, при обвинении банкира в истязании его малолетней падчерицы. Блестящий адвокат Спасович сумел так представить дело, что избиение и истязание девочки выглядели не больше не меньше как родительское наказание за шалости, которые допускал ребенок. Достоевский писал в своем дневнике о той силе, которой обладал искусный адвокат, манипулируя сознанием слушателей.

Всякое новое общественное устройство предполагает новые формы общения. Так, с возникновением Государственной думы в 1902 году, Россия всколыхнулась от политических дискуссий и полемики. Начало развиваться политическое красноречие. В Думе блистал ряд замечательных ораторов, бывших лидерами в проведении государственной политики России. Одним из таких лидеров был Петр Столыпин. Будучи преобразователем России, он неоднократно выступал с речами в Государственной Думе.

Особое развитие получило в конце XIX века русской духовное красноречие. Проповеди святителя Иоанна Кронштадтского собирали тысячи людей. Их сила состояла в искренней вере оратора, а искренняя вера и любовь к Богу воплощались в слова, которыми возжигались верования в сердцах людей. Благодатная сила проповедника Слова Божия видна в речевом портрете любимого всеми проповедника:

Ораторское искусство и культура речи в советское время

Приход к власти коммунистов в октябре 1917 года во многом объясняется риторической победой партии большевиков, руководимой Лениным. Лидеры РСДРП были блестящими ораторами и писателями-публицистами. Основатель коммунистической партии В.И. Ленин неоднократно писал о силе и влиятельности агитации и пропаганды, которая должна выражать интересы пролетариата. Сегодня, когда идеологические ценности сместились, мы должны честно представлять как положительные, так и отрицательные стороны той идеологии и риторики, которые воцарились в России после падения царизма.

Конечно, ораторское искусство не прекратило своего существования. Советский образ жизни, облик советского человека во многом объяснялся характером речи, стилем общения, передачи информации и информированности советского общества. У советского человека были вполне определенные идеалы, которые требовалось отстаивать в информационно-психологической войне с Западом.

Впрочем, теоретически, конечно, советская наука не стояла на месте. Именно в Советском Союзе родилась такая новая дисциплина как культура речи – учение о нормах речевого общения в разных областях лингвистического знания: фонетике, лексике, синтаксисе. Много внимания уделялось развитию литературного языка, практической стилистике как умелому употреблению слов и выражений в речи.

Тем не менее, именно отставание в области информационных технологий, искусственное сдерживание в распространении информации, неумение вести идеологические дискуссии и отстаивать свои взгляды ставило Советский Союз в положение обороняющихся. В конце концов психологическая война с Западом оказалась проигранной, хотя мы чувствуем за своей спиной многовековой опыт русской философской и речевой культуры.

Демократическая перестройка, начатая в 1985 году реформами М.С. Горбачева, внесла элементы нового стиля мысли и речи. Подобно самому вдохновителю перестройки, вдруг все заговорили без бумажки, стиль общения стал демократически свободным, а это имело и свои плюсы, и свои минусы. Плюсы в том, что люди начали свободно высказывать собственное мнение, минусы – в том, что всякое свободное суждение должно быть осмысленным и ответственным.

Десятилетие 90-х годов стало десятилетием перехода к новому образу жизни. Изменилась идеология общества, экономика начала работать по рыночным законам, меняется и образование. В такие перестроечные периоды в школах меняется содержание предметов обучения, появляются новые дисциплины. Меняется и стиль общения в самих школах: вы чувствуете вместе с вашими родителями, что страна начинает жить по-новому. Но при всем изменении нашей психологии, нашего мироощущения мы остаемся теми же русскими людьми, несущими в себе память предков, их мысли и слова.

Мы живем в напряженную эпоху развития мировой цивилизации, которая связана прежде всего с новыми информационными технологиями. А это – напряженная жизнь языка, интенсивное общение. Развитие нашего языка теперь невозможно без компьютера, Интернета, многоканального телевидения, мобильных телефонов и т.д. Задумаемся: как сделать нашу жизнь в таких условиях духовно богатой и удобной? Ведь никуда не исчезли и не исчезнут прежние формы общения: мы так же будем общаться в семьях, с друзьями и знакомыми, по-прежнему требуется умение писать (хочешь – ручкой, хочешь – на компьютере). Нельзя представить будущее без книги – сокровищницы всех знаний.

Обратим внимание: люди стали меньше читать, они все больше времени проводят у телевизора, основная информация многими добывается из Интернета. Не обедняет ли себя современный человек, если он стал меньше общаться с книгой? Ведь именно книга учит думать, возвращаться к прочитанному, переосмыслять его и приходить к собственному мнению.

Новая современная риторика должна научить людей пользоваться всеми видами слова. Пусть они поймут значение языка для организации всей жизни, работы, учебы, построения взаимообщения друг с другом.

Выводы. Периодизация истории русской риторики

Из сказанного выводятся две закономерности:

1) потребность в создании новых риторик всегда приходится на время ломки и перестройки общественного сознания, формирования нового стиля жизни;

2) каждый период охватывает время примерно в 60 лет (от 50 до 70). Это – срок человеческой жизни, достаточный для того, чтобы общество созрело к очередным стилевым переменам. Каждый риторико-стилистический период включает в себя время самой перестройки (написания учебников), утверждения этого стиля мысли и жизни, превращения его из новаторского в консервативный, критики и, наконец, нового революционного изменения.

Периодизацию истории русской риторики можно представить в следующем виде:

2) 1690–1745/50 годы – петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннее петровское время (С. Лихуд, М. Усачев и др.);

3) 1745/50–1790/1800 гг. ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма;

4) 1800–1850/60 годы – расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководства А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского и риторика понималась как учение о мысли и слове, построении прозаической речи;

5) 1850/60–1917/20 гг. – период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания.
В гимназиях преподаются теперь русский язык и словесность, понимаемая как художественная литература;

6) 1917/20–1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Он начат с огромным интересом к теории и практике ораторского искусства в 20-е годы, а закончен как раз критикой советского стиля речи. Перестройка породила риторическую борьбу и яркие фигуры новых ораторов. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.

7) С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, Интернет). Благополучие общества и личности будет не в последнюю очередь зависеть от того, как современный русский человек научиться пользоваться всеми видами слова. Слово же может творить либо добро, либо зло. Но злом история не кончается. В мире море зла, а добра – океан (архимандрит Рафаил Каверин).

Россия вступила в третье тысячелетие. Мы живем в сложном мире техники, компьютеров, телевидения, видеомагнитофонов и других средств речевой коммуникации. В то же время мы храним память всех тех, кто жил, творил, говорил и писал по-русски. За тысячу и более лет русской истории и культуры мы создали великую науку и литературу, сформировали богатейший язык для выражения наших мыслей и чувств.

В ХХ веке Россия пережила великие потрясения и выжила, выстояла благодаря великой духовной силе своего народа. Но все: и катаклизмы, и победы, и горе, и потрясения – все записано и выражено на русском языке. Если люди не находят слов для выражения пережитого, значит, или язык их беден, или они сами настолько несовершенны, что не могут найти необходимых мыслей и слов. Из прошлого нам необходимо взять все самое лучшее, выразительное, насыщенное богатством мысли и красотой слова. Через познание языка видны красота и величие русского человека: его души, его чувств и мыслей.

Древнерусское добрословие и благоречие

Изучение истории русской риторики открывает удивительные связи: реальная жизнь языка, как выясняется, прямо связана с политикой, идеологией, экономическими преобразованиями.

Всякое изменение в политической и идеологической сферах находит отражение в том, как люди мыслят и говорят. Но происходит и обратный процесс: инициативные мысли и слова вызревают в недрах стабильного общества для того, чтобы предложить новый стиль жизни и поступков, новую государственную политику. Если взглянем повнимательнее на историю русской риторики, то увидим, как вызревает это новое сознание – основа будущих перемен – в книгах и учебниках, по которым россияне учились пользоваться словом.

Как видите, все эти слова созданы по одной модели: первая часть этих слов обозначает качество речи (добро-, благо-, красно-, сладко-, злато-, правдо- и т.д.), а вторая – процесс речи (-словие, -речие, язычие, -устие и т.д.). Количество слов, созданных по этой модели, просто не поддается обозрению.

1) доброречию и благословию противопоставлялись злоречие и пагубословие – понятия добра и зла были основными и для речи;

2) словесная красота (краснословие) оценивалось двояко: с одной стороны, краснословцы и красноречцы восхвалялись и одобрялись, с другой стороны, краснословие, которым можно прельстить и обмануть людей, осуждалось;

Существует закономерность: риторики пишутся тогда, когда в обществе рождается новый стиль жизни, формируется новая идеология. Ведь риторика, как наука о мысли и речи, – должна оформить новые идеи. Представим, например, какая была ситуация после воцарения юного 13-летнего царя Михаила Федоровича, первого в династии Романовых. Страна приходила в себя после иноземного нашествия, требовалось восстановить не только хозяйство, но и создать науки и школьное обучение.

Одним из первых Мерзляков разработал вопросы частной риторики, где показываются роды и виды сочинений, которых касаются риторические наставления. Виды словесности, в которых должен быть искусен ритор, суть следующие: 1) письма; 2) разговоры, или диалоги; 3) рассуждения, или учебные книги; 4) история – истинная или вымышленная; 5) речи. Речи ораторские разделялись на пять видов:

духовные, в которых предлагаются истины и обязанности религии;

политические, в которых оратор рассуждает о выгодах и потребностях общественной жизни;

судебные, где защищается невинно притесненный или обличается преступник;

похвальные, заключающие похвалу заслуг умерших или живущих знаменитых особ;

академические, касающиеся до ученых предметов, их природы или наук.

Обратим внимание на то, как Кошанский предлагает учиться писательству и ораторству. Побуждая лицеистов к занятиям словесностью, он называл три средства к достижению целей риторики:

Словесность и риторика во второй половине XIX века:
правила хорошего тона – словесное образование

Середина XIX века отмечена серьезными преобразованиями в жизни России. Готовилась отмена крепостного права, введение суда присяжных, на престоле с 1855 года воцарился 27-летний Александр Освободитель. Вместе с государственными преобразованиями серьезные изменения происходили в сфере преподавания языка и литературы.

Риторические знания под другим именем стали входить в курсы словесности и стилистики. Так, никто не отменял изучение логики – и лицеистам давались сведения о том, что такое понятие, суждение, умозаключение. Правила построения речи были сосредоточены в разделах о том, что такое описание – повествование – рассуждение. Продолжалось изучение тропов и фигур. Современные знания в наших учебниках языка и литературы восходят, конечно, к середине XIX века.

«. Избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя;

говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе, как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих;

Вторая половина века отмечена расцветом судебного красноречия. Введение суда присяжных – лиц, избираемых из народа для присутствия в суде и окончательного вынесения решения, – привело к тому, что прокурор-обвинитель и адвокат стали говорить для публики. Они вынуждены были готовить и произносить яркие речи с целью убедить всех участников суда в своем мнении. Возникла блестящая плеяда судебных ораторов: А.Ф. Кони, Пороховщиков (Сергеич) и другие.

Подчас общество раскалывалось в обсуждении отношения к тому или иному делу. Так было, например, при обвинении банкира в истязании его малолетней падчерицы. Блестящий адвокат Спасович сумел так представить дело, что избиение и истязание девочки выглядели не больше не меньше как родительское наказание за шалости, которые допускал ребенок. Достоевский писал в своем дневнике о той силе, которой обладал искусный адвокат, манипулируя сознанием слушателей.

Всякое новое общественное устройство предполагает новые формы общения. Так, с возникновением Государственной думы в 1902 году, Россия всколыхнулась от политических дискуссий и полемики. Начало развиваться политическое красноречие. В Думе блистал ряд замечательных ораторов, бывших лидерами в проведении государственной политики России. Одним из таких лидеров был Петр Столыпин. Будучи преобразователем России, он неоднократно выступал с речами в Государственной Думе.

Особое развитие получило в конце XIX века русской духовное красноречие. Проповеди святителя Иоанна Кронштадтского собирали тысячи людей. Их сила состояла в искренней вере оратора, а искренняя вера и любовь к Богу воплощались в слова, которыми возжигались верования в сердцах людей. Благодатная сила проповедника Слова Божия видна в речевом портрете любимого всеми проповедника:

Ораторское искусство и культура речи в советское время

Приход к власти коммунистов в октябре 1917 года во многом объясняется риторической победой партии большевиков, руководимой Лениным. Лидеры РСДРП были блестящими ораторами и писателями-публицистами. Основатель коммунистической партии В.И. Ленин неоднократно писал о силе и влиятельности агитации и пропаганды, которая должна выражать интересы пролетариата. Сегодня, когда идеологические ценности сместились, мы должны честно представлять как положительные, так и отрицательные стороны той идеологии и риторики, которые воцарились в России после падения царизма.

Конечно, ораторское искусство не прекратило своего существования. Советский образ жизни, облик советского человека во многом объяснялся характером речи, стилем общения, передачи информации и информированности советского общества. У советского человека были вполне определенные идеалы, которые требовалось отстаивать в информационно-психологической войне с Западом.

Впрочем, теоретически, конечно, советская наука не стояла на месте. Именно в Советском Союзе родилась такая новая дисциплина как культура речи – учение о нормах речевого общения в разных областях лингвистического знания: фонетике, лексике, синтаксисе. Много внимания уделялось развитию литературного языка, практической стилистике как умелому употреблению слов и выражений в речи.

Тем не менее, именно отставание в области информационных технологий, искусственное сдерживание в распространении информации, неумение вести идеологические дискуссии и отстаивать свои взгляды ставило Советский Союз в положение обороняющихся. В конце концов психологическая война с Западом оказалась проигранной, хотя мы чувствуем за своей спиной многовековой опыт русской философской и речевой культуры.

Демократическая перестройка, начатая в 1985 году реформами М.С. Горбачева, внесла элементы нового стиля мысли и речи. Подобно самому вдохновителю перестройки, вдруг все заговорили без бумажки, стиль общения стал демократически свободным, а это имело и свои плюсы, и свои минусы. Плюсы в том, что люди начали свободно высказывать собственное мнение, минусы – в том, что всякое свободное суждение должно быть осмысленным и ответственным.

Десятилетие 90-х годов стало десятилетием перехода к новому образу жизни. Изменилась идеология общества, экономика начала работать по рыночным законам, меняется и образование. В такие перестроечные периоды в школах меняется содержание предметов обучения, появляются новые дисциплины. Меняется и стиль общения в самих школах: вы чувствуете вместе с вашими родителями, что страна начинает жить по-новому. Но при всем изменении нашей психологии, нашего мироощущения мы остаемся теми же русскими людьми, несущими в себе память предков, их мысли и слова.

Мы живем в напряженную эпоху развития мировой цивилизации, которая связана прежде всего с новыми информационными технологиями. А это – напряженная жизнь языка, интенсивное общение. Развитие нашего языка теперь невозможно без компьютера, Интернета, многоканального телевидения, мобильных телефонов и т.д. Задумаемся: как сделать нашу жизнь в таких условиях духовно богатой и удобной? Ведь никуда не исчезли и не исчезнут прежние формы общения: мы так же будем общаться в семьях, с друзьями и знакомыми, по-прежнему требуется умение писать (хочешь – ручкой, хочешь – на компьютере). Нельзя представить будущее без книги – сокровищницы всех знаний.

Обратим внимание: люди стали меньше читать, они все больше времени проводят у телевизора, основная информация многими добывается из Интернета. Не обедняет ли себя современный человек, если он стал меньше общаться с книгой? Ведь именно книга учит думать, возвращаться к прочитанному, переосмыслять его и приходить к собственному мнению.

Новая современная риторика должна научить людей пользоваться всеми видами слова. Пусть они поймут значение языка для организации всей жизни, работы, учебы, построения взаимообщения друг с другом.

Выводы. Периодизация истории русской риторики

Из сказанного выводятся две закономерности:

1) потребность в создании новых риторик всегда приходится на время ломки и перестройки общественного сознания, формирования нового стиля жизни;

2) каждый период охватывает время примерно в 60 лет (от 50 до 70). Это – срок человеческой жизни, достаточный для того, чтобы общество созрело к очередным стилевым переменам. Каждый риторико-стилистический период включает в себя время самой перестройки (написания учебников), утверждения этого стиля мысли и жизни, превращения его из новаторского в консервативный, критики и, наконец, нового революционного изменения.

Периодизацию истории русской риторики можно представить в следующем виде:

2) 1690–1745/50 годы – петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннее петровское время (С. Лихуд, М. Усачев и др.);

3) 1745/50–1790/1800 гг. ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма;

4) 1800–1850/60 годы – расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководства А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского и риторика понималась как учение о мысли и слове, построении прозаической речи;

5) 1850/60–1917/20 гг. – период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания.
В гимназиях преподаются теперь русский язык и словесность, понимаемая как художественная литература;

6) 1917/20–1985/90 гг. – советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Он начат с огромным интересом к теории и практике ораторского искусства в 20-е годы, а закончен как раз критикой советского стиля речи. Перестройка породила риторическую борьбу и яркие фигуры новых ораторов. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.

7) С 1990 г. – начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, Интернет). Благополучие общества и личности будет не в последнюю очередь зависеть от того, как современный русский человек научиться пользоваться всеми видами слова. Слово же может творить либо добро, либо зло. Но злом история не кончается. В мире море зла, а добра – океан (архимандрит Рафаил Каверин).

Читайте также: