Педагогические сочинения н и пирогова ушинский кратко

Обновлено: 04.07.2024

В нынешние времена бурного реформирования системы образования России от начального до высшего полезно обратиться к педагогическим трудам Николая Пирогова, выдающегося хирурга и ученого-анатома, исторического Учителя многих поколений хирургов. Они актуальны по сей день и заставляют задуматься о том, куда у нас постепенно исчезли воспитание и просвещение и осталось одно образование.

Почему именно это меня заинтересовало? Причин несколько. Во-первых, меня всегда удивлял уход Пирогова из хирургии в возрасте 46 лет, когда работа хирурга наиболее плодотворна. Во-вторых, его педагогическая карьера также закончилась быстрой (всего через пять лет) и вынужденной отставкой. Проповедуемые Пироговым идеи воспитания и просвещения вызвали агрессивное неприятие со стороны чиновников, отвечающих за школьное образование. И, наконец, в-третьих, я преподаю свою специальность в вузе почти 50 лет, не имея педагогического образования, как и большинство моих коллег – ассистентов, доцентов и профессоров клинических кафедр. Мы делаем свою преподавательскую работу, копируя тех, кто учил нас в вузах, внося в нее свой личный накопившийся с годами опыт, а также используя свои индивидуальные характерологические особенности.

Попытки самостоятельно образоваться в педагогике, читая современную специальную литературу, ни к чему не привели. Почему? Об этом позже. А сейчас о педагогических трудах Н.И. Пирогова, которые, признаюсь, столь подробно и в подлиннике читал впервые. Интерес к этой стороне деятельности Пирогова подогревался еще и сегодняшним бурным реформированием системы образования в России — от начального до высшего. Любые изменения, а тем более радикальные, в системе образования, как впрочем, и в медицине, никого не могут оставить равнодушным – ни тех, кто учит и кого учат, ни тех, кто лечит и кого лечат. Другими словами, в этих двух разделах нашей жизни заинтересовано все население страны.

Более 50 работ, написанных автором с 1856-го по 1863 год, напечатаны в упомянутом сборнике. Каждая из них, даже просто циркуляры попечителя учебного округа, то есть чиновника, мне показались такими важными и актуальными для современных педагогов, что остается только удивляться, почему современные реформаторы не заимствуют уже готовые идеи , а пытаются придумывать велосипед. А каким простым и красивым языком все это написано, как логично и разумно!

Пересказывать статью Пирогова – дело неблагодарное и, не скрою, трудное, поскольку в ней подробно обсуждаются очень серьезные философские проблемы развития и жизни человека от младенчества до старости. Для чего мы рождаемся и живем, как из многих путей возможного развития человека выбрать тот единственный, который позволит оптимально использовать его природные способности и влечения, что позволит принести радость в жизни самому воспитуемому, обществу и его детям.

Многое из того, о чем пишет автор, нам трудно перенести в современность. Статья писалась в то время, когда в России существовало крепостное право (по существу рабство), общество подразделялось на сословия, и думать о смысле жизни было под силу только представителям дворянства, духовенства, купечества и немногим из представителей мещанского сословия. Все вместе они составляли меньшинство населения страны, а большинству было не до философских рассуждений: надо было учиться какому-то делу, чтобы выжить. Женщинам вообще автор оставлял в своих планах удел хранительниц домашнего очага и семейной нравственности.

По моему разумению, от педагога требуются высокий профессионализм и умение увлечь своим предметом учеников . А как он это будет делать – дело самого педагога.

Сегодня много говорят об оценке качества преподавания . Составляются всевозможные таблицы, вводится балльная оценка, математическая обработка, а качество все снижается и снижается. А вот в нашем деле, я считаю, лучшей оценкой является сохранение ученика в профессии через 10 лет после получения диплома и его добрая слава у пациентов и коллег.

Уверен, что и в школе должен быть такой же принцип. Не надо с 8 класса делить учеников на гуманитариев, математиков, естественников. Хороший учитель увлечет своих сторонников, а те, окончив школу, найдут свой интерес в дальнейшем образовании, и совсем необязательно в высшем.

Преемственность отечественного воспитания и образования прервалась в начале ХХ века: войны, репрессии привели к потере не худших людей России. Государство наше также внесло свой вклад: неуважение к тем, кто воспитывает будущие поколения, формализация и бесконечные реформы образования, попытки копировать неудачный зарубежный опыт – всё это привело и продолжает приводить к нарастанию хаоса и в этом разделе нашей жизни.

Автор: Игорь Григович, доктор медицинских наук, профессор ПетрГУ

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогические идеи Н.И. Пирогова и современное образование

История педагогического наследия Н.И. Пирогова (1810 - 1881), его педагогические идеи о воспитании и формировании личности, методологии совершенствования системы среднего образования являются ярким подтверждением изменения современной парадигмы педагогической науки, смещения акцентов на гуманистический подход к образованию, что заставляют нас признать их актуальность и прогрессивность на современном этапе.

Будучи попечителем сначала Одесского учебного округа, а со временем Киевского, Н.И. Пирогов постоянно посещал средние школы, высшие учебные заведения, проводил встречи с педагогами, учениками, вникая в сущность проблемы школы, ребенка. Главная особенность Н.И. Пирогова, как педагога, заключается в том, что он не только понимал суть проблемы, но и принимал конкретные действия по их устранению, решал их как на местном уровне, так и на государственном.

Величие Н.И. Пирогова - педагога - это "быть человеком", который по зову сердца учит и воспитывает детей. На первое место он ставил высокие моральные и общественные принципы, которые утверждает гуманистическая педагогика: принцип уважения к личности ребенка и учителя как главных действующих лиц педагогического процесса.

Это тесное сочетание является возможностью формировать ученика - личность, чело- века будущего. Это положение имеет огромную актуальность для всей системы современно- го образования.

Для Пирогова было аксиомой, что каждый учитель школы любого уровня только то- гда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием он воспитывает уче- ников. Каждый наставник, говорил он, должен прежде всего усвоить, ". что наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для по- верхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не су- меет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот ры- чаг, которым можно легко преодолеть большие трудности " [5, с. 32].

Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен внутренний мир и личный пример учителя.

В своих трудах Н.И. Пирогов четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания: опытный учитель должен уметь активизировать внимание и раз- вить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обу- чения.

Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и мето- дам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядно- сти не утратили своего значения и сегодня. Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И. Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педа- гогами.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сослов- ной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя началь- ная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систе- му он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно не- продолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы

— прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту сис- тему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латин- скому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет об- щеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профес- сиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое ре- альной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классиче- ской гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение ла- тинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или

в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую рабо- ту. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в выс- шие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, дове- сти до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

Рассматривая наследие Н.И. Пирогова, невозможно не остановиться на такой пробле- ме, как гуманизация национального образования. Великий педагог особенно обращает вни- мание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственно- сти и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человече- ского в человеке.

Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,

Н.И. Пирогов был одним из самых образованных людей своего времени, который был не только знаком с трудами европейских ученых в области медицины, педагогики, но дважды в течение своей жизни имел возможность, в течение длительного времени, на практике изучить устройство образовательных систем в большинстве европейских стран. Военный опыт полевого врача и опыт знакомства с устройством образования в европейских странах послужили основанием к тому, что вся его последующая деятельность стала деятельностью Учителя.

Вклад в педагогическое знание [ ]


Еще в 1856 году в своей первой педагогической статье Пирогов излагает принципы реорганизации системы образования:

К.Д. Ушинский - "Учитель русских учителей" [ ]

В статье "О народности в общественном воспитании" [2] К.Д. Ушинский пишет: "Воспитание не имеет целью развития науки, и для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и ум – и прежде всего обращается к характеру человека; а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность.

Вклад в педагогику [ ]

По мнению К.Д. Ушинского, самым важным инструментом приобщения к нравственности, к идеям народного воспитания и образования является родной язык.

Учитель, говоря на родном для ребенка языке, приобщает его к творческой силе народного духа, потому что


Учитель русских учителей

К.Д. Ушинским была структурирована философская идея о том, что взаимодействие внешнего и внутреннего в развитии личности осуществляется посредством постижения, прежде всего, законами бытия родного языка:

В заключение [ ]

9.3. Развитие русской педагогической мысли в ХIХ в.

В ХIХ в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие просветительских идей.

Педагогическая деятельность известного русского хирурга, профессора медицины Николая Ивановича Пирогова (1810–1881) не ограничивалась преподаванием в высшей школе. В 1850-х гг. он был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающего обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке. Ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах. Н.И. Пирогов выступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков (1837–1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.

Педагог Василий Васильевич Розанов (1856–1919) выступал за необходимость создания подлинно русской национальной школы, основанной на культурных традициях народа. Вместе с тем он был далек от узко-национальной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании личности.

Читайте также: