Печорин и гамлет сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Сходство Онегина и Печорина

У пушкинского и лермонтовского героев фамилии близки семантически — произошли от названий рек.

По характеру Онегин и Печорин схожи. Они индивидуалисты, очень ценят свою свободу, считают, что не созданы для семейной жизни. Оба героя замкнуты, заносчивы, часто не считаются с окружающими, не умеют дружить. Они оба убили на дуэли своих младших приятелей. К этому привело то, что Онегин на именинах Татьяны решил подшутить над Ленским и танцевал всё время с его невестой Ольгой. А Печорин относился к Грушницкому насмешливо и строил ему козни. Во всём этом проявился эгоизм и пушкинского, и лермонтовского героев (но при этом первый герой сожалеет об убитом Ленском, а второй о Грушницком не сожалеет).

Различие между героями

Различие в характере героев проявляется в том, что у Печорина больше, чем у Онегина, проявляются следующие качества:

  • эгоцентризм;
  • индивидуализм;
  • скептицизм по отношению к морали;
  • беспощадная самооценка своих чувств и поступков.

В. Г. Белинский указывал на демоничность натуры лермонтовского героя. Ему нравится манипулировать людьми, играть их чувствами, и это часто становится причиной их страданий и даже гибели.

Общаясь с женщинами, Печорин проявляет эгоизм — чтобы развеять скуку, ему нужны их волнения, чувства. Он для своего развлечения умело влюбляет в себя совсем молодую княжну Мери, а когда она уже была уверена, что он хочет на ней жениться, объявляет ей, что не любит её. Такое поведение совсем не похоже на поведение Онегина. Евгений не добивался любви Татьяны, то, что она влюблена в него, стало для него неожиданностью. Он не стал разыгрывать перед ней роль влюблённого, как это делал Печорин перед княжной Мери, а сразу честно признался, что не создан для семейной жизни.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (таблица)

Украв Бэлу, он не думает о том, что с ней будет в дальнейшем.

Заигрывая с княжной Мери, а потом холодно с ней расставшись, он подорвал у неё веру в людей.

Вывод


Сравнительная характеристика Онегина и Печорина показывает, что характер у героя пушкинского романа более спокойный и ровный, чем у героя лермонтовского романа, у которого характер противоречивый, демонический. Будучи причиной страданий других людей, он сам тоже несчастлив, так как, осознавая свои силы, не знает, где можно применить их.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Литературоведение не только социальная, но и психологическая дисциплина постольку, поскольку оно входит в общую научную систему знаний о человеке, человековедения. Многовековый опыт науки показывает, как сложна область, которая занимается изучением психической жизни человека, с каким трудом открываются ее тайны.

И. П. Павлов, которому многим обязана современная наука о человеке, писал: «Сколько тысячелетий человечество разрабатывает факты психологические, факты душевной жизни человека! Ведь этим занимаются не только специалисты-психологи,

Мысль об исключительной сложности задачи постижения законов душевной жизни человека развивал в 80-х годах прошлого века В. Г. Короленко. Он писал: «Наши чувства, наши страсти, инстинкты, взгляды, побуждения — такие бесчисленные, разноцветные нити. Человек весь соткан из них в более или менее сходных, более или менее различных сочетаниях.

Познать их во всей полноте

И — литературоведение, и психология имеют дело с бесконечным многообразием человеческих характеров, индивидуальностей, со специфическим отражением в их сознании внешнего мира. Это приобретает особую остроту, когда речь идет о художественном восприятии , художественном мышлении как особой форме общественного сознания.

Нельзя не считаться и с тем, что в психическом мире человека есть заповедные уголки, где многое еще остается неясным, неразгаданным. Существует и сфера особо устойчивых в природе человека явлений, которые меньше поддаются воздействию времени, представляются как бы постоянно действующими факторами. В бессмертных образах мировой литературы, с одной стороны, отражены признаки времени, исторической эпохи, с другой — какие-то устойчивые черты природы человека, его внутреннего мира.

Важнейшая особенность миросозерцания Лермонтова, в творчестве которого преобладает личное начало, лиризм, та особенность, которая определяет и своеобразие его психологизма, заключается в острой потребности самопознания и при его посредстве постижения окружающего мира. Начиная с ранних произведений мысль о познании самого себя постоянно занимает его; он ищет пути, способы самораскрытия, этим вызвано его тяготение к предельно искренним признаниям, к исповеди, стремление к анализу движений жизни собственного сердца, к полемике с самим собой, придающие напряженный характер его психологизму.

Этим новым подходом к изучению человека литература была обязана романтизму. Он наметил пути раскрытия содержания внутреннего мира человека во всем многообразии его индивидуального выражения.

4 сочинения на тему образ Печорина

Печорин – офицер. Он одаренная натура, пытается действовать, чтобы найти сферу применения своим талантам, но ему это не удается. Печорин постоянно задает себе вопрос, для чего он жил, с какой целью родился.

Большую роль играет портрет Печорина, написанный самим автором. Сколь резок контраст между внешностью главного героя и его глазами (а ведь глаза – зеркало души)! Если во всем облике Печорина еще сохранилась детская свежесть, то глаза выдают человека опытного, трезвого, но…несчастного. Они не смеются, когда смеется их обладатель; не это ли признак внутренней трагедии одиночества.

Бездушное отношение Печорина к Максиму Максимычу, привязавшемуся к нему всей душой, лишний раз убеждает нас в неспособности главного героя испытывать настоящие человеческие чувства.

Дневник Печорина представляет собой не просто констатацию ежедневных событий, а глубокий психологический анализ. Читая эти записи, мы, как ни странно, подумываем о том, что Печорин имеет право быть равнодушным к другим, потому что он равнодушен…к самому себе. Действительно, для нашего героя характерно странное раздвоение личности: один живет нормальной жизнью, другой судит этого первого и всех окружающих.


Пример сочинения 2

"Герой нашего времени” - это первый психологический роман в русской литературе, произведение. Наиболее интересным показался мне главный герой романа — Печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь помогают полнее раскрыть характер главного героя

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Стремление раскрыть внутренний мир Печорина отразилось на композиции: романа. Он начинается как бы с середины и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что жизнь Печорина обречена на неудачу. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин — герой времени.

Печорин – типичный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин, в отличие от Пушкинского Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им очень быстро.

Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. Его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности.
Печорин постоянно находиться в пути: он куда то едет, что-то ищет. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: то в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, то в среду “водяного общества”, то в лачугу контрабандистов. Даже погибает Печорин в пути.

Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе. Он убивает на дуэли, которая произошла из-за глупости, своего друга Грушницкого. Когда его сослали в крепость за дуэль, он знакомится там с Бэлой, дочерью местного князя. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. . Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой, но он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг.

Добившись любви девушки, он охладевает к ней и фактически становится виновником е гибели. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери, которую ради развлечения он влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Из-за него не знает счастья Вера. Он сам говорит: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил. ”

Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Максим Максимыч очень преданный человек и он искренне считал Печорина своим другом.

Чтобы понять душу героя, насколько он заслуживает упрека или достоин сочувствия, нужно не один раз внимательно перечитать этот роман. У него немало хороших качеств. Во -первых, Печорин — человек умный и образованный. . Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления. ”

Во-вторых, Печорин храбрый и мужественный человек., что проявилось во время дуэли. Не смотря на свой эгоизм он умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства. Вопреки своим собственным утверждениям, Печорин может любить, но его любовь очень сложна сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла его. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!” — признается Печорин. Даже утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной части романа — “Фаталисте”.
В-третьих, природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Кто же виноват в том, что все эти качества Печорина погибли? Мне кажется, виновато общество, в котором воспитывался и жил герой.

Печорин сам не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми. Потому и оказался Печорин чужим Максиму Максимычу.

Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Я думаю, основная черта его характера — это противоречивость между чувством, мыслью и делом, противодействие обстоятельствам и судьбе. Его энергия выливается в действие пустое, а поступки чаще всего эгоистичны и жестоки. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею. С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное.

Лермонтов заостряет внимание на психологическом раскрытии образа своего героя, ставит вопрос о нравственной ответственности человека за выбор жизненного пути и за свои поступки. По-моему, никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого описания человеческой психики.

Пример сочинения 3

М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания. Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя. “Герой нашего времени” — первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя — Григория Александровича Печорина.

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия. Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет.

На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие. Он часто причиняет боль окружающим. Будучи сосланным в крепость за дуэль с Грушницким, он знакомится там с дочерью местного князька Бэлой. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. Добившись любви девушки, герой романа охладевает к ней и вновь начинает скучать. Примерно такая же ситуация и с княжной Мери. Он ради развлечения влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна. Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Он далек по своему духовному развитию от Печорина. Для него последний просто “странный человек”.

Максим Максимыч представляет собой тип добросовестного служаки, которому не дано понять ненасытную душу Печорина. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, в пеструю среду “водяного общества”, в лачугу контрабандистов. Даже смерть настигает Печорина в пути. Главный герой романа неустанно искал себя, свое место в жизни, но ему не суждено было ее найти. Из исповеди Печорина мы узнаем, что его “душа испорчена светом”, что ему с детства не верили и он научился скрывать свои чувства, в нем видели несуществующие пороки, которые поэтому и появились.

Печорин — это человек, которому интересна жизнь, его привлекают горцы и их обычаи, привлекает мир “честных контрабандистов”, он рад иметь приятеля доктора Вернера. Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он. Печорин — энергичная натура, но свою энергию он направляет не в то русло. Среда, в которой он жил, не давала возможности проявить себя. По своей сути Печорин не был плохим человеком,, хотя его поступки часто приносили людям несчастья. Читая роман, надо глубже заглянуть в душу главного героя, чтобы понять, насколько Печорин заслуживает упрека или достоин сочувствия. У него немало хороших качеств. Он храбрый и мужественный человек, умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства, хотя прослеживается странность в его поведении.

В “Герое нашего времени” Лермонтов проводит ту мысль, что отсутствие полноценной общественной жизни приводит личность к нравственному опустошению.

Итак, в романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов показал нам человека, представляющего тип “лишних людей”, который в своих поисках смысла жизни так ни к чему и не пришел.

Пример сочинения 4

Выстроив повествование в нелинейной структуре, автор постепенно раскрывает многогранную личность главного героя. Уделяя значительное внимание эмоциональной стороне и размышлениям персонажа, Лермонтов создал первый в русской прозе психологический роман.

Главный герой — Григорий Печорин — разочарованный в жизни, циничный молодой дворянин. Он живет одним днем, искушая судьбу и пробуя себя на прочность. Но ничто не приносит радости и не увлекает по-настоящему — жизнь протекает в хандре и тягостных мыслях

Печорин живет без любви и стремлений, ему наскучил мир. На все и всех он смотрит с презрением, а в первую очередь — на самого себя. Печорин уверен, что его жизнь не имеет смысла и ценности, а смерть ни для кого не станет утратой.

Состояние героя — результат разбитых надежд и неоправданных стремлений. О его прошлом практически ничего не известно, но в ходе романа картина постепенно вырисовывается. В юности Печорин, подобно многим молодым людям своего времени, был увлечен прогрессивными идеями и хотел бороться за свои идеалы.

Но, столкнувшись с действительностью и осознав, насколько наивны и бесполезны любые попытки изменить мировой порядок, он сломался. Хрупкий внутренний мир идеалиста не выдержал столкновения с реальностью, а болезненный конфликт породил апатию.

Порой активная натура, не терпящая бездействия, прорывается наружу. Печорин словно пытается догнать жизнь и ухватить удачу за хвост в надежде вновь испытать сильные чувства и разнообразить существование. Но это каждый раз приводит к трагическим последствиям.

Будучи эгоистом, замкнувшимся в круге своих переживаний, он не берет в расчет окружающих и всем приносит беду. По его вине Бэла и Грушницкий погибают, контрабандисты бросают на произвол судьбы слепого мальчишку и старуху, княжна Мэри остается с разбитым сердцем, а у бывшей возлюбленной Веры рушится семейная жизнь.

Лермонтов показывает противоречивость образа Печорина через детали. Когда он смеется — глаза не улыбаются, в одиночку может бесстрашно охотится на кабана, но пугается звука хлопнувшей двери. В отношениях с женщинами Печорин тоже непостоянен. С одной стороны, он добивается расположения дам, только чтобы потешить тщеславие. С другой стороны, когда осознает, насколько ему дорога Вера, мысль о разлуке с ней становится невыносимой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ СОШ №2, с.Иргаклы

Сунетова Ольга Петровна

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Цель : обобщение изученного материала, развитие коммуникативной культуры; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности .

Учебные - формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемой темы.

Развивающие – развитие монологической речи, умения вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа и сравнения.

Воспитательные – содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей, воспитание гуманистического мышления.

Планируемые результаты : развитие критического мышления и творческих способностей учащихся.

метапредметные : системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").

предметные : анализ художественного произведения (умение находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).

К уроку : Портреты Лермонтова, Шекспира Печорина, Гамлета, книги, слайды по теме.

Проблемные вопросы записаны на доске :

Гамлет: отзыв Белинского В.Г., Тургенева И.С., мое мнение.

Что сближает Печорина и Гамлета? (1.Не только сеет зло, но и обнаруживает вокруг себя. 2.Разрушение веры в гармонию мира приводит к разочарованию).

Ученики разделены на 2 группы для дискуссии.

Урок поделен на 2 части, 5 действий.

Действующие лица: Гамлет, Печорин, ведущий, журналист, король.

Часть 1. Литературно-музыкальная композиция.

1. Под музыку подготовленные дети и учитель:

-изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо-человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление(Мишель де Монтень);

- век 16.Шекспир устами Гамлета (с.194,Шекспир,т.2):

Быть или не быть- таков вопрос;

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет над налетом мысли бледным,

И начинанья, взнесшиеся мощно,

Сворачивая в строну свой ход,

Теряют имя действия.

- век 19.Лермонтов :

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но непрестанно и напрасно

Один враждует он- зачем?

- 21 век-день сегодняшний :

Кто гибнет за Христа,

Шайтан и Сатана.

- Проклятье века- это спешка, с.242,Евтушенко .

Проклятье века- это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

О человек, чье имя свято,

Подняв глаза с молитвой ввысь,

Среди распада и разврата

- От века к веку- один вопрос :

Так быть или не быть?

А если быть,- то кем.

Кто я(кто я, кто я)?

Сегодня на уроке мы прикоснемся к этой вечной проблеме. И попробуем создать портрет героя нашего времени, но создать не на пустом месте, а заглянув, как в зеркало, в литературу; через века обратив взгляд в прошлое.

Итак, действие 1. Знакомство с героями и автором:

-В.Шекспир: Добро-основа человеческой природы(с.695,сонет 110,Шекспир,т.2)

Да, это правда: где я не бывал

Пред кем шута не корчил площадного,

Как дешево богатство продавал

И оскорблял любовь любовью новой!

Да, это правда: правде не в упор

В глаза смотрел я, а куда-то мимо,

Но юность вновь нашла мои беглый взор,-

Блуждая, он признал тебя любимой.

Все кончено, и я не буду вновь

Искать того, что обостряет страсти,

Любовью новой проверять любовь.

Ты - божество, и весь в твоей я власти.

Вблизи небес ты мне приют найди

На этой чистой, любящей груди.

Вот Гамлет: молодой человек(с.63,Маранцман).

«Вот Гамлет, сын великого царя, наследник его престола, увлекаемый жаждою знаний, проживает в чуждой и скучной стране. потому что только в ней находит он то ,что ищет,- жизнь знания, жизнь внутреннюю. Он от природы задумчив и склонен к меланхолии, как все люди, которых жизнь заключается в них самих. Он пылок, как все благородные души: все злое возбуждает в нем энергичное негодование, все доброе делает его счастливым."

-М.Лермонтов. Опальный ангел

Опальный ангел, с небом разлученный,

Узывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звезд всезвонной,

На празднике - как призрак похоронный,

В затишье дней - тревожащий набат,

Нет, не случайно он среди громад

Кавказских - миг узнал смертельно-сонный.

Где мог он так красиво умереть,

Как не в горах, где небо в час заката -

Расплавленное золото и медь,

«Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии"(Лермонтов).

-Он- герой переходного времени, для которого характерно отсутствие высоких идеалов. Безверие, индивидуализм- вот что лежит в основе его мировоззрения.

Итак, герои представлены: вам предстоит ответить на вопрос, отстоять свое мнение и ,наконец, ответить:"Кто же герой нашего времени?"

Вопросы для дискуссии на листках у каждого.

Гамлет: отзыв Белинского, Тургенева, мое мнение.

Что же представляет собой Гамлет?

2) Сильный или слабый человек Гамлет?

3) "Лишний герой" в русской литературе: что связывает с Гамлетом? Различия?

4) Что лежит в основе характера Печорина: зло или грусть, разочарование, бесцельность или ничтожность натуры (подобрать цитаты из произведений)

5) Любовь в судьбе Гамлета и Печорина?

6) Какие попытки предприняли Гамлет и Печорин, чтобы подчинить зло истине и добру?

7) Полезны или нет Гамлет и Печорин для общества?

8) Что сближает Печорина и Гамлета?

(а. не только сеет зло ,но и обнаруживает вокруг себя,

б.разрушение веры в гармонию мира приводит к разочарованию.)

Действие 2:Гумлет:Быть или не быть (читает)

(Ведущий +Гамлет (инсценировка с.72-76,Маранцман,1992г.)

Ведущий :Каждый акт пьесы- новый этап в душевной драме Гамлета. Наметим хотя бы пунктирно этапы. Гамлет вступает в трагедию своим возражением, несогласием с миром, который вокруг него:

Король: А ты, мой Гамлет, мой племянник милый.

Гамлет:(в сторону)Племянник- пусть, но уж никак не милый.

Ведущий: Это несогласие с лицемерием, это жажда искренности, истины. Но дворец-мир масок,"Дания-тюрьма"; здесь нет места чувствам глубоким и открытым, нет доверия к человеческой природе, нет свободы. Король красноречиво защищает умеренность, посредственность. Он призывает жить.

Гамлет: Вот и отец проповедует программу лицемерия: Держи подальше мысль от языка.

Ведущий: Гамлет же ищет смысла целого, связи явлений, он один озабочен нуждами мира, а не только своею собственной судьбой. И потому горечью полны его слова:

Гамлет: Век расшатался- и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Ведущий: Гамлет — гуманист, он унаследовал завет отца, который "человеком был":"убийство гнусно.."(слова Призрака). Пороки, открывшиеся принцу в мире, так отвратительны и тягостны, так невыносимы, что наводят его на мысль о самоубийстве.

Гамлет: О, если б этот плотный сгусток мяса

Растаял, сгинул, изошел росой!

Иль если бы Творец не запретил

Самоуничтоженье! Боже! Боже!

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

Ведущий: Жажда истины сильнее страха за жизнь. Эта сила- в тревожных порывах духа, в той масштабности вопросов, которые взвалил на свои плечи Гамлет.

Гамлет. Что еще могло бы,

Коли не смерть отца, его отторгнуть

От разуменья самого себя,-

Ведущий: Гамлета приняли за безумца в момент потрясения, и, поняв это, он надел маску безумца. Он не любит притворства, ему ненавистна игра, он называет себя "скоморохом".Но в этом ненормальном. свихнувшимся мире норма кажется безумием. Безумие для Гамлета-возможность говорить правду, право на дерзость. Маска позволяет ему быть естественным. И в этом еще один трагический парадокс его судьбы.

Второй акт завершается, как и первый, решительным призывом к действию:

Гамлет: Дух, представший мне,

Быть может, был и дьявол;

Облечься в милый образ;

Что, так как я расслаблен и печален, —

А над такой душой он очень

Меня он в гибель вводит.

Верней опора. Зрелище-петля,

Чтоб заарканить совесть короля.

Ведущий: Совершив возмездие, Гамлет трижды просит Горацио рассказать людям о его жизни. Он надеется, что его жертва не останется незамеченной историей, что, выстрадав свою трагедию, он свяжет себя с миром.

Чтец 1:Будь чист пред небом! За тобой иду я.

-Я гибну, друг. – Прощайте, королева

Злосчастная! – Вам, трепетным и бледным,

Безмолвно созерцающим игру,

Когда я б мог (но смерть, свирепый страж,

Хватает быстро),о, я рассказывал бы. -

Горацио, я гибну;

Ты жив; поведай правду обо мне

Я- Гамлет. Холодеет кровь(Блок).

Я - Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце - первая любовь

Жива - к единственной на свете.

Действие 3:Печорин.

(Ведущий):Что же за человек этот Печорин?( Белинский о Печорине)

Что же за человек Печорин?

"Герой нашего времени"-вот основная мысль романа."Хорош же герой!"-А чем же он дурен? Вы говорите, что в нем нет веры, но разве Печорин рад своему безверию? Разве он гордился им? Разве он не страдал от него? Разве он не готов ценой жизни и счастья купить эту веру?

Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь. Она произрастит из себя пышные цветы небесной любви. Этому человеку стало больно и грустно, что его все не любят,- и кто же эти "все"? -Пустые, ничтожные люди, которые не могут простить ему его превосходства над ними.

Слова Печорина(с.564-565,Лермонтов,т.2)

Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира не большая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте.

Пробегаю в памяти все мое прошлое и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился. А, верно, она существовала .и, верно, было мне название высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.

Но я не угадал этого назначения.

И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового. Смешно и досадно!

Действие 4:Вам слово, живущие в 21 веке:(ответы на вопросы)

-Что сказал Белинский о Гамлете(кто-то читает);

-Тургенев о Гамлете(читают);

Действие 5: Рефлексия.

Итак, занавес опущен

2 часть: Журналистское расследование (на основе взятых интервью):

-Кто герой нашего времени?

Задания на карточках:

1)Гамлет: отзыв Белинского, Тургенева. Мое мнение.

(Сильный или слабый человек Гамлет?)

2)"Лишний герой"в русской литературе: что сближает с Гамлетом?

3)Что лежит в основе характера Печорина: зло — грусть, безверие - ничтожность.

4)Любовь в судьбе Гамлета и Печорина?

5)Попытки сблизиться с людьми, подчинить зло добру?

6)Полезны или нет Гамлет и Печорин для общества?

7)Что сближает Печорина, Гамлета и нас?

8)Что в нас от Печорина и Гамлета.

Итог урока : Кто герой нашего времени?

Пояснительная записка к уроку.

Тип урока : обобщение изученного материала.

Вид урока : творческий урок с элементами литературно-музыкальной композиции и дискуссии.

УМК : Программа по литературе под ред. В.Г.Маранцмана для средней общеобразовательной школы.

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Основная цель урока – это обобщение изученного материала, развитие творческих способностей, формирование нравственных ценностей.

Вся работа на уроке направлена на формирование УУД.

Личностные : формирование личностного и субъективного отношения к художественному произведению.

Регулятивные : расширить горизонт видения жизни: чтобы не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимали подростков, развитие потребности понять целостную картину мира, его исторического развития, за фактом видеть закон.

Коммуникативные : формирование умения, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства, работая в группе.

Синтез живописи, музыки, слова лежит в основе моего преподавания литературы, что и нашло отражение в уроке.

Использовались активные форы обучения: проблемное обучение, рызыгрывание ролей, групповая дискуссия.

Ученики были разделены на 2 группы для дискуссии.

Урок поделен на 2 части, 5 действий.

Действующие лица: Гамлет, Печорин, ведущий, журналист, король.

Использовались творческие работы детей (рисунки-коллажи, сочинения, интервью), мультимедийные презентации.

На уроках такого вида я не задаю домашнего задания и поощряю всех отличными и хорошими оценками. Но оценки выставляю на следующем уроке, чтобы не испортить атмосферу урока.

Краткий анализ работы детей и результатов урока.

На уроке все ученики были вовлечены в дискуссию, они грамотно обосновывали свое мнение, не отступая от темы. В ходе дискуссии были выполнены намеченные задачи. У учащихся был сформирован многосторонний взгляд на проблему. Дети сумели проявить не только знание темы, но умение дискутировать, раскрыть свои творческие возможности.

Читайте также: