Печерский монастырь под нижним новгородом сочинение

Обновлено: 06.07.2024

После рассказа о Киево-Печерской лавре поведаю вам о монастыре не столь знаменитом, но тоже очень славном, и основанном монахом, пришедшим из Киева, а именно о Вознесенском Печерском мужском монастыре Нижнего Новгорода. Крутыми берегами над широкой Волгой место это очень похоже на днепровские горы.

И сюда как раз около 1335 г. пришел Дионисий с несколькими монахами, чтобы заложить монастырь и жить в нем по строгому уставу, ибо в те времена в Печерской Лавре порядок такой строгой жизни почти угас. Дионисий принес с собой образ Богородицы, который стал святыней монастыря и всего Нижнего Новгорода.

Учениками Дионисия, которые пришли к нему еще в возрасте 12-14 лет, были будущие святые Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский.
Во время смуты при выборах нового митрополита при Дмитрии Донском только Дионисий выступил против ставленника князя архимандрита Митяя, а за это Дмитрий распорядился взять Дионисия под стражу, что нарушало священную традицию неприкосновенности святителя. Его отпустили только по ходатайству Сергия Радонежского. Дионисий потом примирился с князем, и через некоторое время был возведен Патриархом в сан митрополита, но по дороге из Константинополя был пленен литовским князем, через год скончался и был похоронен в Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры.

Кстати, по благословению Дионисия была написана Лаврентьевская летопись, и она - самая древняя дошедшая до нас датированная русская летопись. Написана она была монахом Лаврентием за два месяца в январе-марте 1377 г.

Монастырь рос, но во время татарских набегов его разоряли и два раза сжигали дотла. Только после взятия Казани монастырь вздохнул спокойно, и там стали строить каменные церкви.

Однако в 1597 все постройки были уничтожены гигантским оползнем. Поскольку все это произошло не вдруг - еще за неделю в горе выше обители начала образовываться огромная трещина - из монастыря успели вынести все ценное и вывести всю братию.

Правда, благодаря оползню, обнаружились нетленные мощи схимонаха Иосафа. На месте монастыря поставили Спасо-Преображенскую церковь, а от мощей Иосафа до сих пор происходят чудесные исцеления.

Обычная деревушка на берегу могучей реки.
Рощица из березок, покосившийся заборчик.
А вдали белеет монастырь.
Казалось бы, будничная картина, чем она так привлекла художника, что он решил ее перенести на полотно? Что мне понравилось в работе великого живописца?

Простой и привычный для русского человека пейзаж.
Его главной красотой являются милые березки, что стройной полосой занимают справа передний план.
За ними, словно застенчиво прячась от чужих взглядов, расположено село.
Домишек мало, их можно с легкостью пересчитать,

но все они словно укутаны в пушистое одеяло из невысоких кудрявых деревьев.
Признаком скромности деревушки служит забор, что много лет назад склонился от бесхозяйственности и нищеты.
И венчает этот образ обычной русской местности монастырь, как признак веры, живущей в каждом мире.

Несмотря на большое расстояние до монастыря, проглядываются все детали, все тонкости.
Монастырь, словно белый город, выделяется своими роскошными постройками.
При этом он занимает столько пространства, что на его месте могла бы легко поместиться вся деревушка.
Его купола уходят прямо в небо, сливаясь с ним.
Действительно, грандиозное строение, достойное пера такого великого живописца, как Саврасов.

Все замерло, как спит.
И только на реке жизнь кипит, тут и чайки, и корабли, и рыбаки.
Да и от самой Волги, как и от неба над ней веет необыкновенной широтой, раздольем.
Использованные здесь тона говорят о силе, скрывающейся в природе.
Над монастырем тучки как специально расходятся, чтобы зритель мог рассмотреть его.
Но над рекой нет и намека на лучик солнца.
Отчего создается впечатление могущества природы, ее величие над человеком.

Меня особенно впечатлил этот контраст природы и того, что создано людьми.
Растительность, река и небо застилают все свободное пространство, расходятся и притягивают взгляд, оставляя только положительные эмоции.
В отличие от этого, строения, словно заточены в какие-то рамки.
И расширяются только за счет игры солнечного освещения.
Прекрасная затея мастера.

Изображение самого Печорского монастыря художник отодвигает на задний план. Очевидно, что он не играет в картине главенствующей роли. На переднем плане Саврасов изображает домишки предместья и прижатую к ним небольшую рощицу чахлых березок. Дома плотными рядами спускаются по отлогому косогору к берегу реки. Среди домишек белеют стены монастыря.

Этот узкий и серый мирок, созданный людьми, как будто тяготит художника. И вот - словно мечта – сразу за деревенькой открывается глазу большой простор реки. Умело построенная композиция (смена планов, уходящих вдаль) дает почувствовать бескрайние просторы долины.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.




Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.


Прочитать полностью >>




Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.


Прочитать полностью >>




Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы


Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Обычная деревушка на берегу могучей реки. Рощица из березок, покосившийся заборчик. А вдали белеет монастырь. Казалось бы, будничная картина, чем она так привлекла художника, что он решил ее перенести на полотно? Что мне понравилось в работе великого живописца?

Простой и привычный для русского человека пейзаж. Его главной красотой являются милые березки, что стройной полосой занимают справа передний план. За ними, словно застенчиво прячась от чужих взглядов, расположено село. Домишек мало, их можно с легкостью пересчитать, но все они словно

укутаны в пушистое одеяло из невысоких кудрявых деревьев. Признаком скромности деревушки служит забор, что много лет назад склонился от бесхозяйственности и нищеты. И венчает этот образ обычной русской местности монастырь, как признак веры, живущей в каждом мире.

Несмотря на большое расстояние до монастыря, проглядываются все детали, все тонкости. Монастырь, словно белый город, выделяется своими роскошными постройками. При этом он занимает столько пространства, что на его. месте могла бы легко поместиться вся деревушка. Его купола уходят прямо в небо, сливаясь с ним. Действительно, грандиозное строение, достойное

Все замерло, как спит. И только на реке жизнь кипит, тут и чайки, и корабли, и рыбаки. Да и от самой Волги, как и от неба над ней веет необыкновенной широтой, раздольем. Использованные здесь тона говорят о силе, скрывающейся в природе. Над монастырем тучки как специально расходятся, чтобы зритель мог рассмотреть его. Но над рекой нет и намека на лучик солнца. Отчего создается впечатление могущества природы, ее величие над человеком.

Меня особенно впечатлил этот контраст природы и того, что создано людьми. Растительность, река и небо застилают все свободное пространство, расходятся и притягивают взгляд, оставляя только положительные эмоции. В отличие от этого, строения, словно заточены в какие-то рамки. И расширяются только за счет игры солнечного освещения. Прекрасная затея мастера.

1869—1870 годы стали в творчестве Саврасова переломными. Подспудные процессы, происходившие в его художественном сознании в течение последнего десятилетия, привели к новому пониманию сущности национального пейзажа. В течение каких-нибудь двух лет окончательно оформилось то принципиально новое образное истолкование природы, которое, собственно, и позволило Саврасову занять принадлежащее ему место в истории русского пейзажного искусства.

На картине нет каких-либо особенно выделенных живописью мест, и она воспринимается так же цельно, как сама натура. Но массив леса все-таки остается ее центральным мотивом. Только по сравнению с этюдом теперь вокруг него гораздо больше простора. Увеличилось и небо. Появилась глубина пространства. Небольшая роща этюда превратилась в торжественно возвышающийся лес, как бы заключающий в себе частицу величия всех нескончаемых русских лесов. Вместе с этими изменениями в общее звучание образа вошел элемент романтичности.

В музее можно пройти мимо скромного полотна, почти не заметив его. Но тот, кто остановится перед ним, уже не скоро оторвется от наполненного глубокой поэзией изображения самой заурядной местности. Картина в равной степени поражает и очаровывает искренностью выраженного в ней чувства, простотой мотива и богатой в своей кажущейся монохромности живописью. Образ погруженной в ночной мрак равнины соединяет в себе неподдельную простоту и естественность с философской значительностью и возвышенностью.

Все композиционное мастерство, весь живописный талант художника теперь направлены на то, чтобы, сделав приемы художественного построения картины незаметными, вызвать у зрителя чувство прикосновения к реальной природе. Этого можно было достичь отнюдь не перенесением на полотно случайного наблюдения или первого поверхностного впечатления, а только в результате глубокого познания природы, проникновения в суть ее явлений и ясного понимания того, какие ее элементы особенно сильно действуют на душу современника и единомышленника художника.

На картине изображена болотистая низина, погруженная в прозрачную полутьму. Слабый, чуть золотистый свет луны мягко обрисовывает пригорок с кустиками травы, зарастающую осокой речку, едва заметные силуэты подошедших к воде коров, намечая далекую, слегка волнистую линию горизонта.

Живописно картина построена на сочетании многочисленных оттенков бархатистого зеленовато-коричневого цвета. Общий тон земли — сероватый, относительно холодный. Выделяются мелкие, тщательно положенные по форме мазки теплого тона, а рядом — сероватые: обесцвеченная темнотой зелень. Сразу же за близкими бугорками небольшая зарастающая речка. В ней отражен свет неба, еще более сгущающий тьму окрест, по берегам. Светлое пятно реки пересекают очень темные, холодно-зеленоватые, местами почти черные полосы осоки и их более теплые коричневатые отражения. Глубокие, бархатистые волны темноты скрывают вскоре и речку, и низкие берега. Тьму разрежает лишь серая полоса дыма от костра, тянущаяся над водой.

На местности намечены только самые необходимые, характеризующие ее предметы. Ничто не отвлекает от восприятия общего. Волнистая, справа чуть повышающаяся линия горизонта вносит легкое движение в спокойную композицию, построенную в основном на горизонталях. Золотой свет луны, пробирающейся сквозь облака, поддерживает своим ласковым сиянием лирическую настроенность.

Природа стала совсем близкой, человечно простой. Процесс приближения художественной интерпретации натуры к действительности был одновременно и процессом демократизации пейзажа. Овладение обыденными мотивами сочеталось с овладением новыми средствами живописи.

Во всех произведениях Саврасова ясно намечалась единая линия развития, но никогда он не шел к цели простым и прямым путем. Все новые и новые аспекты постижения природы открывались буквально с каждой новой картиной. Национальная, а вместе с тем и некоторая социальная характеристика пейзажных образов становилась все более определенной. Стремясь как можно органичнее связать жизнь природы и человека, Саврасов то полностью растворял человеческое в природе, то вводил в нее приметы человеческого быта. Естественная жизнь природы становилась одновременно и жизнью русской деревни.

Саврасов видит и объединяет природу и человеческое бытие в большом и малом. Он позволяет зрителю заглянуть в ближние дворики, увидеть там освещенное солнцем крылечко, цветные пятнышки развешенной одежды, дымок, поднимающийся из трубы (кстати, один из любимейших микромотивов Саврасова на всем протяжении его творчества). Во всем ощущается присутствие человеческой жизни, ее тепло, согревающее образ природы.

Полотно написано на конкретный сюжет и по многопланности содержания, по композиционной построенности, выражающей высокое уважение художника к действительности, является именно картиной в том представлении, которое вкладывали в это понятие деятели русского демократического искусства.

Такое решение позволило Саврасову убедительно передать в картине общий характер русской, и особенно волжской, природы. Только Россией могла быть изображенная здесь страна. Такой национальной определенности пейзажных образов Саврасов еще не достигал. Теперь она появилась как необходимое логическое продолжение всего предшествующего развития и его собственного творчества, и демократического русского искусства в целом.

Картины, созданные в 1869—1870 годах, свидетельствуют, что теперь художник свободно обращается к любому сюжету, открывает различные грани в русской природе и в отношении к ней человека, расширяя одновременно возможности пейзажного жанра в выражении социального и национального начала.

Примечания

Читайте также: