Поэтические богатства из ларца слов и образов сергея есенина сочинение рассуждение

Обновлено: 03.07.2024

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. "Какой чистый, и какой русский поэт", — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его "беспокойная, дерзкая сила", сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране "березового ситца" с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в "суровые грозные годы" — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

"Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве" . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь "светила" во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь", — пишет он в стихотворении "Спит ковыль. ".

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых "заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы", и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит "хлеба черствого кусок"; и старого деда, что "согнувши спину, чистит вытоптанный ток"; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что "конь стальной победил коня-живого". Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как "Возвращение на родину", "Русь уходящая", "Русь советская".

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь "золу да слой дорожной пыли" и даже старая мельница "стоит, глаза смежив". "В своей стране я словно иностранец", — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: "Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь". Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Поэзия Сергея Есенина характеризуется несколькими особенностями. Подобно произведениям народной поэзии, пейзажная лирика Есенина не только о пейзаже. У него нет стихотворений, посвященных лишь природе. Однако в его творчестве нельзя найти и таких произведений, в которых бы не чувствовались бы связь и гармония с природой. Есенин часто использует картины природы, когда рассказывает о своей жизни, о своём прошлом, настоящем и будущем, о своём месте в жизни, смысле жизни и предназначении. В поэзии Сергея Есенина можно проследить, как природа сливается с человеком, отражая его эмоции и переживания. Человек в данном случае становится неотъемлемой частью естественного мира. Природа в лирике Есенина представляет собой не простую иллюстрацию чувств, которые им владеют. Природа для поэта — незаменимый друг, настроение которого совпадает с чувствами поэта.

Благодаря картинам природы, изображаемым Есениным в своих произведениях, читатель может ощутить всю глубину человеческих чувств.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 13.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2019

Сочинение: Евгений Онегин — лишний человек (по одноименному роману А.С. Пушкина)

Автор: Самый Зелёный · Published 23.01.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 36
Тема.
Тема быстротечности человеческого бытия
в лирике С. А. Есенина

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Сопоставительная работа (в парах)

Слово учителя

— В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвящённой России.

В своей философской лирике Есенин ставит множество вопросов, обращённых в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришёл в этот мир?

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.

…И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.
• Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки.

Г) Обобщение учителя

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Выполнение тестовых заданий
(работа в парах с раздаточным материалом)

6. К какому приёму, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4-й строфы стихотворения?

В) Обобщение учителя

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Анализ поэтического текста
по предложенному учителем плану
(работа в парах)

План

1. Впечатление, которое произвело на вас поэтическое произведение.
2. Время создания стихотворения.
3. Чем вызвано появление на свет.
4. Кому или какому событию посвящено.
5. С какими событиями в жизни поэта связано.

В) Обобщение учителя

— Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть. Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не хочется прощаться с ней… Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

В) Обобщение учителя

— Жеребёнок — это своеобразное напоминание людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Жеребёнок воплощает в себе всю красоту природы, её трогательную беззащитность, а поезд обретает черты зловещего чудовища. Вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбе России.

Поэт увидел катастрофу — безнадёжное наступление на природу бездушного железа. В стихотворении мы видим схватку, обречённое единоборство, любителя всего живого, с безумным веком железа. И та опасность, которая во время Есенина существовала в зародыше, сегодня стала самой главной опасностью.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна, эмоциональна и невообразимо близка любому человеку. Вы можете увидеть в ней себя, собственные переживания, свою любовь и эмоции.

Способности поэта обнаружились ещё в юной творческой деятельности. Ни один человек не сумел бы показать русскую природу, рощи и луга таким образом, как Есенин. Одновременно с этим, кроме уникального лирического дарования, он держал в самом себе широкие любовные чувства к родине и к своим соотечественникам. Может быть, именно поэтому, поэзия Сергея Александровича такая красивая.

Есенин эмоционально говорил о том, что мир неразделим с его жителями. Он обожал делать много образов, при этом принимая их центром своих сочинений. Его главные объекты обязаны быть особенными и непорочными.

Независимо в творческом процессе автора можно подчеркнуть сердечную тематику, которая, как и он сам, подверглась на протяжении его жизни некоторым преобразованиям. Так, например, начальная поэзия Сергея Есенина содержит облик страстного сельского молодого человека. Интересно, что естественная среда обитания в этих стихотворениях помимо того, что создает окружение главному событию, но и оказывается независимым действующим лицом эпизода. Она может показать эмоции человека, предчувствовать окончание любви. Облик возлюбленной женщины также соединен с первозданным миром.

В 1919 - 1920 годах и в личных делах, и в творческом процессе Сергея Александровича настал непростой этап. В этот период появляется серия стихотворений "Москва кабацкая".

Романтическая сюжетная линия заключительных лет писателя создает стихи "Письмо к женщине". Это стихотворение необходимо подчеркнуть особенно, в нем Есенин призывает некогда возлюбленную девушку, простить его. Это так сказать признание перед ней. Он призывает простить его за все плохое, что он совершил, в чем он провинился. Однажды он не смог сберечь любовные чувства, но в душе у него до сих пор пребывают чувства и преклонение перед ней.

Есенинские стихотворения открывают в душе читателей какую-то добрую, настоящую любовь к месту, где мы находимся. Эта лирика толкает верить людей в чудеса, даже, отчасти, дотронутся до них. Благодаря этому она вечна. Поэзию Есенина обожают и не забывают огромное количество людей не только в России, но и во всем мире.

2 вариант

Лирика появилась в творчестве поэта с самого начала. Ему удавалось описать природу, леса, поля так, как ни удавалось практически, ни кому. Есенин очень любил свою родину и людей проживающих на ней. Сергей Есенин обладал исключительным поэтическим даром, именно поэтому его произведения с нотками лирики столь прекрасны.

Создавая образы в своих произведениях, он дополнял свои произведения стержнем. Он считал, что каждое его творение должно быть наполнено самыми необычными и чистыми стержнями.

Любовная лирика в жизни поэта потерпела много изменений. Ранняя лирика Сергея Есенина была в образе деревенского парнишки. Природа в произведениях Есенина является неотъемлемой частью, она создает определенный фон, а так же является участником основных событий. Даже образ любимой женщины у этого поэта имеет связь с матушкой природой. В его лирических произведениях именно природа передает настоящие чувства и эмоциональное отношение человека.

Стихотворения последних лет его жизни, были наполнены философскими мотивами. Многие произведения рассказывали о прожитой жизни поэта. К сожалению, жизнь Есенина была коротка, но очень красочна. Несмотря на короткий срок, отведенный ему, поэту все-таки, удалось оставить за собой огромный след в литературе и жизни людей.

Произведения Сергея Есенина пробуждают в душе и сознании читателей, поистине искренние и добрые чувства. Его поэзия дает надежду в то, что чудеса еще существуют. Поэт дает читателю прикоснуться к этим чудесам. Поэтому лирика и творчество Есенина останутся навсегда бессмертны. Его произведения любят не только русскоязычные, но и отдают предпочтение многие заграничные любители искусства.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Есенина

Популярные сегодня темы

В центре картины - молодая красивая итальянская девушка. Лето, июльский полдень. В виноградниках идёт сбор урожая. Спелые гроздья налились, так и просятся в корзинку. Девушка правой рукой держит сорванную гроздь зелёного винограда

Каждый народ хранит свою историю, потому что без истории невозможно построить будущее. Культура демонстрируется через фольклор, который содержит в себе и придания, и сказки, и местные легенды

Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.
Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, – это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, “черемуховую вьюгу”:

“Сыплет черемуха снегом”. Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.
Белые цветы и белая кора березы также “связываются” друг с другом. А общий для них признак – белый цвет – ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как “символ радости, молодости,

летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка – это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка – кони, сани – колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова “окно”.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Здесь слово “окно” – только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом “мерзлый”, оно превращается в поэтический образ:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
Образность слова “окно” усиливается также за счет ее связи со словом “ставни” – “атрибутом” окна:
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении “Подражанье песне” лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:
Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.
Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:
Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня…
Ты увидишь из окошка белый саван мой…

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, “подошла, взглянула в мутное окошко…” Даже боги с ангелами в “райском тереме” – и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: “Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай…”
Таким образом, окно – важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна – это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство.

Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно – граница этих миров.
Русская изба для поэта – действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: “Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом” ; “Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины” Образ богатого дома, “больших хором”, “палат” и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими “избами”, “хатами” и миром голодных возникает и в стихотворении “Село”:
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.
Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: “Под красным вязом крыльцо и двор”. Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, “связанные” друг с другом дорогой – это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа.

В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:
Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни – в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира – внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его “голубые года”, детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:
За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю – милая никогда не встретится.

Проходил я мимо, сердцу все равно –
Просто захотелось заглянуть в окно.

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого – есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.

Читайте также: