Печаль моя светла пушкин сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Анализ стихотворения — На холмах Грузии. Русский язык и литература

Произведение является творением поэта, относящимся к любовной лирике, написанном в стихотворном жанре элегии.

Стихи разделены на две части, одна из которых выражает созерцание ночного пейзажа, а вторая описывает волнующее душу поэта чувство любви, тем самым передавая ощущение любовного сердечного пожара в образе светлой и тихой грусти.

При создании стихотворения автор использует чередование шестистопного и четырехстопного ямба, а применение в качестве художественного средства выражения перекрестной рифмы придает стихам особую мелодичность и душевность.

С первых же строк стихотворения поэт ясно и емко описывает представший перед лирическим героем пейзаж кавказских гор, на холмах которых лежит темнота ночи, а у горного подножия бурлят воды речного потока. Глядя на природную красоту, литератор выражает светлую печаль, полную воспоминаний о своей возлюбленной. Описание ночной мглы несет огромную смысловую нагрузку, акцентируя внимание на поэтических переживаниях. В образе мглы ночи поэт изображает лунный свет, который несут чувство умиротворения и долгожданного покоя.

Используя изображение противоположных природных начал, лирический герой воображает в своем представлении холмы, символизирующие стремление в небо, некую возвышенность, и бурную реку в виде глубины, лежащей у ног рассказчика.

Чувство к неизвестной возлюбленной является источником пушкинского смысла любви, который заключен в постоянной потребности ощущения любовного таинства.

Основной темой произведения, прослеживающийся до финальных строк, является взаимоотношение поэта и окружающего мира, выразившегося в несовместимой прелести мира сумерек и глубиной мысли лирического героя, печалью по любви.

Стихи пронизаны интимной простотой, передающей страдания и терзания поэта, охваченного светлым и нежным чувствам к возлюбленной.

Применением поэтом приема чередования длинных и коротких строк позволяет глубже передать развития чувства лирического героя, начиная от описания внешней природной красоты и заканчивая ностальгическими нотками о вспыхнувшей искренней любви к женщине.

Мнения по поводу музы, которой посвящено произведение, расходятся и литераторы считают, что оно может быть посвящено либо Наталье Гончаровой, либо Марии Волконской, в девичестве Раевской. Но это не самое главное, читателю важен любовный настрой стихотворения, передающего всю глубину истинных чувств поэта.

Сочинение по стиху Пушкина На холмах Грузии

1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии:

Одни придерживаются мнения, что бывшей возлюбленной поэта, Наталье Гончаровой. Основывается данный факт на том, что именно в этом году Пушкин просил её руки, но отцы Гончаровой не согласились, не одобрив брак.

Мария Раневская, пьянящая великого поэта в юношеские годы и вышедшая замуж за участника восстания декабристов Сергея Волконского, именно ей могли адресоваться эти строчки. Когда стихотворение увидело мир, а это 29 год 19 века, семья Волконских была сослана в Сибирь на каторгу. Получив строки произведения от Веры Федоровны Вяземской и прочтя его, Мария была совершенно убеждена, что стихотворение сложено именно для нее. Произведение выражает противоречивые чувства, получаемые от любви к человеку. От любви, внезапно загоревшейся в его сердце.

Анализ стихотворения 2

После того, как поэт вернулся с Кавказа, он отказался от азартных игр и похождений в питейные заведения. Такое обусловлено тем, что он желал улучшить свое положение в материальном плане. Но это не волнует его так, как чувства к молодой красавице — Наталье.

После второго предложения девушка соглашается на брак, однако поэт уже не воспринимал брак, как что-то прекрасное. Может быть, из-за таинственных событий во время бракосочетания, когда кольцо упало, а свеча погасла. Может быть, потому что Наталья Гончарова так и не ответила взаимностью на пылкость Пушкина.
В заключение стоит лишь сказать о том, что позже Александр Пушкин признался, что во время того, как он находился на Кавказе, у него появилось желание оставить все и не возвращаться больше обратно домой. Однако именно любовь к юной Наталье заставила его побороть это желание и попытать счастья снова.

Чего больше в слове память – радости или грусти? Наверное, второго. Грустно, когда вспоминаешь о неудачах и безвозвратных потерях. И грустно, хоть и совсем иначе, когда – о прошедшем радостном и хорошем, которого, увы, никогда не вернёшь.

Это рассказ о том, как молодой довольно-таки человек с дочерью-подростком приезжает в город своего детства. Тихий хороший провинциальный город. Очень раннее утро. Непонятно: какое настроение, цель поездки. Есть только цвет – белый, это цвет города, света, цвет прожитых когда-то дней. Но снова вернёмся к началу рассказа, самым первым его фразам. “Если бы я поехал один, то как же мне грустно было бы сейчас! Но мы вдвоём…” А всё-таки дочка как-то сама по себе. Хоть она тоже родилась в этом городе. Но увезена была почти во младенчестве, ничего не помнит из здешнего. Да и что ей помнить о детстве, когда оно – просто её жизнь. “Мы же только из тепла, из вагона, а дочке зябко ещё и от темноты и неизвестности, оттого, что она здесь родилась, а вспомнить пока ничего не может…”

Пока на двоих – память отца. Память, хранящая всё до подробностей. Но подробности неуловимы и бесплотны. “Угловой дом теперь заколочен, пуст… Заходим во двор, калитки давно нет – идём через пролом. Подходим к двери – заперта. Кодовый замок поставили. Ещё одно новшество освоил мой город. Нечего даром греться в подъездах.

А что же осталось от сада? Он был в самом углу двора, там, где сейчас сумрак и сугробы. Там тоже что-то случилось. Это даже сейчас заметно, зимой. Одна липа совсем засохла и мертво откинулась назад. Вторая ещё, кажется, жива. Жива скамейка, где сидели мои старики. Только раньше её расчищали, а теперь лишь спинка торчит из-под снега”.

Грустно. Больше, чем грустно. И вот, чуть дальше, подтверждение тому. “Забудьте свои карусельные лошадки, лоскутные перочистки, мороженое по двадцать две копейки, сборы макулатуры, первый отряд космонавтов и любовь на уборке турнепса. Ничего этого больше не будет никогда. Скоро вы подрастёте, и у вас будет своё прошлое. И ещё неизвестно, захочется ли вам смеяться над ним…”

К кому обращён этот, почти трагический, монолог? К дочери? Но это всё реалии не её детства. К ровесникам? Но мы всё прекрасно помним. К кому же тогда? Светлая грусть обернулась отчаянием.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Не ругаю рассказ Дмитрия Шеварова. За что же? Рассказ неплох, и есть в нём то, что представляется мне чрезвычайно ценным в литературе, – аромат времени. Но что же делать, если выходит, что у детства моего поколения такой аромат? У мемуарной и художественной литературы о детских годах, которую публикуют сегодня 50–60-ти и так далее -летние, он, этот аромат, иной. Он, как настоявшееся вино, включает в себя большее разнообразие чувств и эмоций – и созерцательное спокойствие, и старческое умиление, и чувство собственника полной, с добрым, достойным началом жизни. Встречаются здесь и безудержное веселье, и иронические насмешки, и грусть, разумеется, частая гостья тоже. Но не она, не она – главная героиня… Честно говоря, порою возникает раздражение, хочется крикнуть: да, в дни моего незабвенного детства, лет З0 назад, ярко светило оранжевое солнце и мама была молодой! Но не стоит, не стоит грустить, бывшие малыши-сверстники. Пусть мы не стали космонавтами и продавцами мороженого, но солнце не стало от этого тусклым и любовь не исчезла из жизни, просто она стала другой… Но, по размышлении, я не кричу. Потому что понимаю, что и вправду “большое видится на расстоянье”… и должно пройти время, и между детством и зрелостью должна встать большая длинная жизнь, и раздражение на то хорошее, что было и кончилось, должно смениться благодарностью за то хорошее, что просто было. В сущности, это ведь даже здорово, что есть такие разные книги на схожие темы.

Одна из самых частых тем, затрагиваемых Александром Сергеевичем Пушкиным — любовь между мужчиной и женщиной. Он создал немало произведений, в которых рассказывается как о счастливых отношениях, так и о тех, что имеют трагический, горький конец. Многомудрый Литрекон предлагает для ознакомления анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” по плану ниже.

История создания

Данное стихотворение Пушкин создал в 1829 году, когда пребывал на Кавказе после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой. Конечно, молодой гений не слишком надеялся на хороший исход из-за молодого возраста и не лучшей репутации, но, получив завуалированный отказ, был заметно огорчен. Пушкин был беден, имел не очень заметный чин, а вот его предполагаемая невеста сделала завидную карьеру при дворе — стала фрейлиной императрицы. Отказ был предсказуем. Родители хотели для дочери совсем другую партию.

Есть и другая точка зрения: Мария Волконская (дочь генерала Раевского, с которой Пушкин также был знаком) утверждала, что стихотворение было посвящено именно ей (ох уж эти музы, нет им счета!). Но большая часть исследователей считает, что все же гений выразил свои переживания из-за отвергнутого предложения Гончаровой.

Впервые “На холмах Грузии…” было напечатано в 1831 году в альманахе “Северные цветы”. К слову, издавался литературный сборник самим поэтом, который взял на себя руководство после смерти Дельвига — предыдущего главного редактора “Северных цветов”.

Жанр, направление, размер

Обычно элегии относятся к сентиментализму или романтизму, ибо в центре внимания автора находятся сильные чувства, неподвластные разуму. Кроме того, изображается природа, которая служит фоном для переживаний лирического героя.

Композиция

Таким образом, затрагиваются сразу два мира: внешний (природа) и внутренний (личность).

Образы и символы

Всего в произведении можно различить три образа.

Лирический герой — очевидно, в его образе воплощен сам автор. Он полностью поглощен противоречивыми чувствами, которые не дают спокойно жить. Навязчивые воспоминания о прекрасной даме, огорчение, горячая влюбленность — все это тревожит героя. Но и отбросить эмоции он не может, так как живое сердце не поддается строгому рассудку.

“И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может…”

Прекрасная дама, возлюбленная — она не называется прямо и не появляется как отдельный персонаж, но ее присутствие обозначено словами лирического героя. О ней говорят с грустью, так как дама и становится настоящей причиной уныния.

Природа — этот образ появляется лишь в самом начале, но задает тон всему стихотворению. Ночь, шум реки, который так похож на хаотичные мысли и чувства героя, просторы Грузии становятся фоном для изображения внутренних переживаний личности.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема, безусловно, это любовь — одна из самых частых в творчестве Пушкина. Но в данном случае она имеет несколько печальную окраску. Об этом автор говорит прямо, когда обращается к объекту воздыханий.

“Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…”

Любовь здесь — непреодолимая сила, совладать с которой человек не способен.

Кроме того, видны мотивы одиночества.

Несмотря на то, что любовь, по сути, явление прекрасное, она может нести с собой и боль. Лирический герой морально страдает. Да, это не сравнится с сильнейшими душевными терзаниями, так как сам влюбленный отмечает лишь “светлую печаль”, но все же это остается для него довольно негативным опытом. И полностью избавиться от неприятных неоднозначных чувств невозможно, остается их только пережить.

Основная идея

Главная мысль, которую хотел донести поэт до читателей, содержится в двух последних строках произведения. Человек не может повелевать сердцем так, как ему вздумается — истинные чувства не удастся скрыть или сдержать. И даже если любовь будет приносить одни огорчения, она все равно будет внутри, с каждым днем разгораясь все сильнее.

Средства выразительности

  1. для красочных образов он употребляет эпитет (“печаль светла”),
  2. метафоры (“лежит ночная мгла”, “сердце горит”, “печаль полна”),
  3. олицетворение (“сердце любит”, так как сердце — орган, который не наделен возможностью испытывать чувства подобно человеку).

Автор: Инна Колокольникова

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 31.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 05.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Вариант 1

Произведение Александра Сергеевича Пушкина “На холмах Грузии лежит ночная мгла” пропитано грустью и любовью. Это прекрасные стихи Пушкина о природе, любви и кавказских видах. Поэт описывает ночной пейзаж Грузии. Её великую и богатую природу. Особое внимание Пушкин акцентирует на реке Арагва.

В стихотворении описывается картина, где главный герой сидит у реки, и смотря на её бурные волны, пытается успокоить бушующие вихри внутри своей души. Здесь идёт сопоставление природы и внутреннего мира человека. Его разум занят мыслями о одном человеке. Его не тревожит больше ничего, он думает. Даже глубокая ночь во всей своей красе, не привлекает и никак не трогает его души. Он думает о том, что было, и о том, что могло бы быть.

Возможно, это воспоминания о былой любви, или раздумия во времена разлуки. Но это в данном случае не имеет никакого значения. В этом стихотворении имеет место грусть, большая и необъятная. Грусть от несчастной любви. Литературный герой признаётся в том, что он пронес любовь свою сквозь года, и до сих пор, его душа хранит образ любимого человека.

И сердце горит от любви, может даже и неразделенной. Но в жизни без любви, Александр Сергеевич не находит никакого смысла. Ведь любовь, это источник всего в нашем мире. Злость, радость, ненависть, доброта — это все побочные продукты любви.

Любовь — это потребность одного человека в другом. Человек должен жить в социуме, должно присутствовать в жизни общение, живые эмоции и чувства. Но полностью понять и принять сможет лишь один единственный человек. И этот человек и станет предметом любви. Любви и обожания, ведь когда человека любишь, когда между вами гармония, это лучшее чувство в мире.

И поэтому множество поэтов и писателей посвящают любви свои великие произведения. Весь смысл жизни — любить.

Вариант 2

В 1829 г. Пушкин предпринимает свое второе путешествие на Кавказ. Современники отмечали, что в это время поэт постоянно находился в задумчивом и печальном состоянии. Вероятно, он сочувствовал участи декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Освобождение поэта из ссылки только усилило тайный надзор. Поэт все время чувствовал на себе пристальное неослабевающее внимание со стороны царской власти.

Небольшое произведение относится одновременно к пейзажной и любовной лирике. Исследователи творчества поэта так и не пришли к единому выводу, чей женский образ описан в стихотворении. По одной версии Пушкин имеет в виду свое первое неудачное сватовство к Н. Гончаровой.

Родители девушки дали неопределенный ответ. Они утверждали, что дочь еще очень молода. Но действительной причиной, мешающей браку, была, вероятно, скандальная слава поэта. По другой версии Пушкин обращается к М. Н. Волконской, к которой испытывал большое влечение. Сама Волконская была уверена, что стихотворение посвящено ей.

Пушкин боготворил женщин. Он всегда считал их воздушными неземными существами, к которым не относится грубость и жестокость физического мира. Даже в случае любовной неудачи поэта никогда не охватывало чувство злости или мести. Он признавал свое несовершенство и покорно удалялся, по-прежнему испытывая благоговение и восторг перед любимой.

Многие считают Пушкина бессердечным ловеласом, который не дорожил ничем ради обладания предметом своей страсти. Это далеко не так. Широкая творческая натура поэта была направлена на постоянный поиск женского идеала. Этот идеал он на время находил в разных женщинах, и каждый раз отдавался всей душой вспыхнувшему чувству.

Вариант 3

Это стихотворение вызывает возвышенные, нежные и чистые чувства. Ощущается, пусть и печаль, но, всё же, светлая. Испытывать такие сильные и вдохновляющие чувства – смысл жизни лирического героя. Лучше испытывать безответную любовь, чем не испытывать любовь вовсе. Это великое чувство дарит множество возможностей прочувствовать все грани душевности мира, ощутить яркую палитру чувств и эмоций.

Вариант 1

История создания

Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.

Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.

В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.

Средства выразительности

Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Вариант 2

История создания

Посвящение

Согласно второй версии, стихотворение было написано в память о юношеской любви Александра Сергеевича к Марии Николаевне Раевской. Она вышла замуж за декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1829 году супруги были в ссылке в Сибири. Княгиня Вяземская даже прислала Марии — это стихотворение после публикации, считая, что оно адресовано именно юношеской любви.

Анализ содержания

Анализируя стихотворение, мы условно можем его поделить на три части. Первая показывает место, где находится лирический герой. Это любование прекрасным пейзажем. Вторая – описание всех чувств, которые охватывают поэта. Последняя часть рассказывает уже о любви, которая нахлынула во время рассмотрения пейзажа. В принципе, данный стих можно отнести как пейзажной, так и к любовной лирике Пушкина.

Вариант 3

Жанр стихотворения – элегия.

Во время написания работы, Пушкин был окрылен любовными чувствами к Наталье Гончаровой. Но, надежды на их союз у поэта не было.

Стихотворение открывает перед нами – читателями любовные чувства. Тема любви очень даже свойственна большинству элегий. Красоты и великолепные пейзажи окружающего края помогают автору создать романтическое, нежное настроение стихотворения.

Картины окружающей природы меняются в каждом четверостишие. В первом из них говориться про высокие холмы и горы. Второе четверостишие описывает равнинную реку. Третье четверостишие высказывает самые сокровенные чувства героя. Они такие же противоположные – и грусть и легкость. На душе у автора одновременно и грустно и легко. Печаль, которая окутала его сердце, светлая. Печаль – это ясный образ возлюбленной.

Следующие четверостишия наполняются взволнованной интонацией, и мы понимаем, что спокойствие автора заменяется возбужденными эмоциями.

Пушкин пишет о том, что от такой любви горит и пылает его сердце. И это прекрасно. Ведь потребность любви делает наши сердца счастливее и светлее.

Вариант 1

Примечательно, что предчувствия Пушкина не обманули, так как в 1830 году он сделал повторное предложение Наталье Гончаровой и получил согласие. Однако после бракосочетания он не посвятил своей жене ни одного лирического стихотворения. Возможно, все дело в том, что юная красавица, бесконечно уважая своего супруга, так и не смогла его по-настоящему понять и полюбить.

Стоит также отметить, что после того, как чета Пушкиных поселилась в Петербурге, Наталья Николаевна была представлена ко двору и благодаря своей красоте стала одной из любимиц императрицы. Подобная благосклонность обязывала супругу Пушкина вести активную светскую жизнь и появляться на всех без исключения балах. Вполне понятно, что это вызывало у поэта приступы неконтролируемой ревности, однако в своих письмах многочисленным друзьям он писал, что бесконечно счастлив, и вспоминал свою короткую поездку на Кавказ, во время которой, по сути, была решена его судьба.

Вариант 2

Еще два переноса в пятой и седьмой строчках выделяют слова, первое из которых акцентирует субъективность переживания (моего), а второе — необходимость ответить на главный вопрос (оттого), почему в душе нет мглы, обиды, трагизма.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Но одинокая ночь в горах вызывает совсем другие ощущения, так как дает возможность сосредоточиться на внутренних переживаниях, а они светлы и безмятежны:

Мне грустно и легко; печаль моя светла…

Ничто не мучит, не тревожит…

Между внутренним и внешним мирами возникает противоречие, они контрастны по основному признаку (мгла — свет). Окружающая действительность подавляет, должна была бы мучить, тревожить, однако ничто в ней не занимает лирического героя, поглощенного любовью. Чувство вызывает грусть, печаль, но в признаниях нет трагической ноты, напротив, в душе царят свет и покой, уравновешивающие дисгармонию вне сердца. Духовное содержание, являясь воплощением равновесия негативного и легкого, светлого, вносит в мир недостающую гармоничность. Его умиротворенность побеждает буйство природы, ночь озарена внутренним светом.

…печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Вариант 3

Жанр Пушкин выбрал классический для романтизма – элегия, ведь никакой другой не способен так глубоко и полно выразить чувства и буквально вывернуть душу героя наизнанку. Стихотворение условно поделено на 2 части: в первой прекрасные грузинские пейзажи вводят читателя в романтический настрой, а вторая – чувственная и проникновенная – можно видеть сбивчивые мысли лирического героя или даже слышать стук его трепетного сердца.

Нежность и светлая печаль – ключевые фигуры данной элегии, хочется верить и любить так же, как и такой несчастный, но одновременно такой счастливый лирический герой.

Читайте также: