Паустовский о русском языке сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Великий русский язык живёт и развивается. Один из лучших писателей двадцатого века Константин Георгиевич Паустовский сказал о нашем языке, что он живой как жизнь и может обогащаться ежеминутно. Проверим это утверждение на практике.

Многие столетия русский язык был языком национального общения между народами разных национальностей сначала на территории Российской империи, а затем и Советского Союза. Он стал родным для сотен миллионов человек. На нём слагались прекрасные литературные произведения, которые стали достоянием культуры России. Русским языком владеют представители разных народов в различных странах. Разве мог бы язык, не имеющий развития, позволить себе такой размах? Конечно же, нет.

С развитием торговых и культурных связей между странами языки обогащаются новыми словами из различных языков. Однако, большее заимствование происходит, когда развивается техника, производство различных машин и механизмов, связь, компьютерная и космическая отрасли. В нашем языке за тридцать с небольшим лет возник огромный пласт подобных заимствований и неологизмов, пришедших, преимущественно, из английского языка. Кроме того, и в другие языки мира вошли русские слова: космонавт, спецназ, пирожки, названия блюд и т.д. Производя подобные поглощения, люди разных стран лучше понимают друг друга. Этому способствуют также различные культурные мероприятия: фестивали, конкурсы, гастроли лучших театральных и музыкальных коллективов.

Словом, русский язык живёт, как некий организм. Устаревают и уходят из употребления слова, обозначающие старинные предметы и явления. Появляются новые слова, которые связаны с изменениями в жизни людей. Однако, по-прежнему, общеупотребительная лексика остаётся основным пластом языка. Она и выносит основную функцию русского языка. Поэтому на протяжении столетий, несмотря на изменения границ и государств наш язык остаётся одним из самых развитых, ярких и живых среди других наречий.

2 вариант

Могущество языка определяется количеством людей не только говорящих на нём, но и желающих изучать его. Известно, что до 1991 года он был государственным языком около трёхсот миллионов людей. Кроме того, он и сейчас является родным языком нескольких сотен миллионов людей. Русский язык изучается во многих странах мира, он остаётся языком мирной политики, богатейшей литературы и высокой морали, нравственности, идеалов людей.

Однако, существуют страны, в которых русский язык так ненавистен, что запрещен для использования на официальном уровне. Это видно на примере Украины, в Прибалтике, республиках Средней Азии. Однако, запрет на использование родного языка приводит к протесту и изгнанию людей из страны. Как видим, противники использования нашего языка бояться его влияния, считают его грозной силой, с которой необходимо бороться.

Сочинение рассуждение

Любимый и родной русский язык; какой он огромный, разнообразный, сложный и особенный. Вспоминаются строки высказывания Ивана Сергеевича Тургенева о "великом, могучем, правдивом и свободном русском языке!". Как бы мы уже ни привыкли к нашему языку, и как бы не считали его абсолютно обычным, всё же если подумать, то русский язык действительно интересный и многогранный язык.

Стоит только вспомнить ту возможность в точности и красочности передать кому-то свою мысль. Столько различных синонимов, каждый из которых может чудесно описать ту или иную вещь: такой большой наш родной язык. А если подумать о звучании? Как же гармонично и красиво звучит речь, до чего же прекрасными могут быть слова, и это когда-то доказал Пушкин, а затем и многие другие русские писатели, которые с помощью своих стихотворений привносили некую красочность и живописность в звучание русского языка. Как это впечатляет!

В мире насчитывается очень много языков, которых считают популярными, красивыми, разнообразными, но ни один не сравнится с оригинальностью и невероятностью русского. Даже если английский считается международным, то и он даже близко не стоит с нашим языком, ведь история, глубинность русского легко может впечатлить любого иностранца, будь он англичанином или китайцем.

Чего только стоит знаменитая русская литература! Каждый может быть уверен в том, что даже переводы на другие языки не смогут передать того русского духа, который вложен в произведения русскими писателями, этот слог, эти оригинальные слова и словосочетания, выражения, пословицы - то, что делает русский язык по-настоящему великим и могучим.

Забавно также то, с каким трудом иностранцам даётся изучение нашего языка. Ведь для того, чтобы погрузиться во всю культуру этого языка, прочувствовать этот русский дух, историю, автоматизировать, нужно много времени и усилий. Русский язык - не простая система, а действительно целая культура, которая формировалась целыми веками, и которая имеет свою историю, и даже свой характер.

Можно сделать вывод, что русский язык - это отдельная история, о которой можно много рассказывать, рассуждать, спорить, и которую нужно беречь. Многие недооценивают значимость нашего языка, ведь не задумываются об его ценности и о том, как он глубже и сложнее, но интереснее, чем кажется с первого взгляда. Можно признать, что русский язык очень важен, ведь с его помощью можно выражать множество различных эмоций, объяснять различные вещи, постоянно менять, перестраивать, создавать новые выражения, и даже лепить из него настоящие произведения искусства на подобии стихотворений, которые будут способны пробудить в людях различные эмоции, вдохновить их.

Русский язык - по истине великий и могучий, и нельзя отрицать это.

Также читают:

Картинка к сочинению Великий и могучий русский язык

Популярные сегодня темы

Ромео – молодой человек из семейства Монтекки. Ромео очень открытый, дружелюбный и доброжелательный юноша. Правда, у него есть один большой минус, герой отличается легкомысленностью

Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.

Предлагаю взглянуть на сочинение моей прекрасной ученицы. Оно написано по тексту К.Г. Паустовского, который начинается со слов: "Где бы вы ни были – в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода. "

В чем состоит богатство русского языка? Такой вопрос ставит К.Г.Паустовский в тексте.

Отвечая на него, автор рассуждает о величии нашего языка. Он пишет: "Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Так, через него можно выразить "и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы". Этот пример показывает, что русский язык способен передать все оттенки мыслей и чувств.

Не только это волнует писателя, но и то, что наш язык "является наилучшим выражением сущности русского человека". Автор пишет: "Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика . и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями". Эти слова помогают понять, что наш язык наиболее ярко отражает душу русского народа.

Примеры, приведенные мной, дополняют друг друга и позволяют осознать, насколько язык образен и эмоционален и что он является важной частью культуры нашей страны.

На мой взгляд, авторская позиция заключается в том, что русский язык - "единственный по богатству, образности и поэтичности язык – поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира".

Я полностью согласна с К.Г.Паустовским. Действительно, наш язык прекрасен и прежде всего тем, что через него можно выразить любой оттенок или звук, чувство или эмоцию. Впервые я поняла это, когда прочла стихотворение А.С. Пушкина "Воспоминания в Царском Селе". Это произведение уникально в своей утонченной образности. Александр Сергеевич великолепно описал природу и исторические события в словах своего стихотворного гимна, посвященного России. И это удалось при помощи неповторимой выразительности русской речи, рассыпающейся многочисленными метафорами, эпитетами и восклицаниями под пером великого поэта.

Таким образом, богатство русского языка неоспоримо велико. Благодаря его образности и широте можно выразить абсолютно все сентименты и мысли.

img

К.Г. Паустовский о русском языке. Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2020.

Где бы вы ни были – в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге России, в лесу или на степном большаке, – всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык – поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. И звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум и тень садов, и сказочное – сновидения, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя. И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

Нет таких мыслей, понятий, звуков, красок и образов – и сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу.

Русский язык – народен. Он является наилучшим выражением сущности русского человека. Из народных глубин, из подчас непрослеженных и неведомых истоков расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

С чем сравнить это впечатление? Недавно на рассвете я шел в глухих лугах вблизи Оки. Густой туман лежал над лугами и оседал росой на травах. Внезапно среди однообразной зелени этих трав в белой пелене тумана я увидел очень высокий огненный цветок. Он как бы зажег на заре свое душистое пламя и раскрывался, расцветал у меня на глазах. Он весь сверкал от росы, и только тут я заметил, что туман лежит низко, а огненный этот цветок стоит выше тумана и на него уже упал первый луч солнца.

Сейчас, когда я вспоминаю об этом, то почему-то этот цветок, выросший на простой и даже грубой нашей земле, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим живым горячим блеском над остальными языками мира.

Вслушайтесь в звучание самых простых русских слов, и вы тогда уловите звуковое богатство языка.

Образцов звукового богатства можно привести множество. Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.

Но для примера надо остановиться на ком-нибудь одном, хотя бы на Лермонтове.

На небольшом пространстве этой статьи я не могу сказать о русском языке все, что о нем следовало бы сказать.

О русском языке можно писать тома исследований, похожих на поэмы, и поэмы, похожие на исследования. Недаром чтение словарей Даля и Ушакова так увлекательно.

Во всяком случае, я уверен, что можно написать интереснейшую книгу не только о всем русском языке, но даже об одном каком-нибудь слове, особенно если это слово овеяно народной поэзией, сказанием, сказкой или определяет черты народного уклада.

Вы, ребята, снова пришли в школу. Русский язык вы изучаете с первого класса и будете заниматься им и в этом году. Это основной предмет в нашей школе.

Но иногда, нечего греха таить, занятия грамматикой и синтаксисом кажутся вам скучными и неинтересными. Некоторые ребята часто ворчат: зачем мне заниматься грамматикой, если я с детства разговариваю по-русски.

К сожалению, есть еще у нас люди, которые в силу своего невежества засоряют и калечат русский язык и превращают его в какой-то отталкивающий и мертвый жаргон.

Часто ребята стараются говорить на каком-то грубом жаргоне. Они употребляют беспомощные, корявые и обывательские словечки, которые выглядят безобразно и жалко, не вяжутся с самим духом и звучанием русского языка и торчат в нем занозами.

Нельзя коверкать великолепный и богатый язык, на котором говорили и писали Ленин и Пушкин, Лев Толстой и Лермонтов, Чернышевский и Чехов, Тимирязев и Лесков, Горький и Алексей Толстой!

Ленин призывал бороться за чистоту и ясность русского языка.

Любите, ребята, русский язык. Изучайте его. Храните его, как народное богатство. Обогащайте его словами, рожденными нашей эпохой, но словами, достойными этого великого языка, теми словами, которые, как стихи Маяковского, преодолевают века:

Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
И явится
весомо,
грубо,
зримо,
Как в наши дни
вошел водопровод,
Сработанный
еще рабами Рима.

(1)Бабка Ганя была одинокая. (2)Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. (3)Каждую осень он приезжал в отпуск к бабке, привозил ей в подарок гранёные синие стаканы, а для украшения — маленькие, выдутые из стекла самовары, туфельки и цветы. (4)Все эти хитрые безделушки стояли в углу на поставце. (5)Бабка Ганя боялась к ним прикасаться.

(6)Кроме стеклянных игрушек, в избе у бабки Гани жил старый, беззубый рыжий пёс Жек. (7)Весь день он лежал под печкой и так сильно вздыхал, что с пола подымалась пыль.

(8)Однажды она попросила меня написать бумагу в сельский совет. (9)Диктовала сама.

(18) Когда мы писали эту бумагу, Жек сидел у стола и вздыхал — чувствовал, должно быть, что решается его судьба.

(19) На следующее утро я со своим приятелем уехал на лодке на Прорву — глубокую тихую реку. (20)На берегах Прорвы мы провели два дня, ловили рыбу.

(21)На третий день из зарослей шиповника вышел дед Пахом. (22)Мы сели к костру пить чай. (23)3а чаем дед завёл трудный разговор о витаминах.

— (24)Одышка у меня, — сказал дед. — (25)Аптекарь советует тмины потреблять. (26)Настой из шиповника. (27)От него, говорит, происходит долголетняя жизнь. (28)Сварю настой, буду сам пить и бабке Гане снесу: она у нас сплоховала.

(29) Мы тут же свернули палатку, собрались и вернулись в деревню.

(30) На крыльце Ганиной избы нас встретил Жек, и мы поняли, что что-то случилось.

— (31)Вечный спокой, — сказал дед и стащил с головы рваный картуз. — (32)Не поспел я тмины ей приготовить. (33)Душевная, хоть и строгая была старуха, бессребреница.

(34)Внук бабки Гани, Вася, приехал только на десятый день, когда Ганю уже схоронили. (35)Вася приходил каждый день к нам. (36)Это был тихий человек, похожий на мальчика, но с серыми строгими глазами, такими же, как у бабки Гани. (37)Говорил он мало, больше слушал и улыбался.

(38)Я долго не решался расспросить его о стеклянном рояле. (39)3аветная его мечта казалась неосуществимой.

(40)Но как-то в сумерках, когда за окнами густо валил первый снег, а в печах постреливали берёзовые дрова, я наконец спросил его об этом рояле.

— (41)У каждого мастера, — ответил Вася и застенчиво улыбнулся, — лежит на душе мечтанье сделать такую великолепную вещь, какую никто до него не делал. (42)На то он и мастер!

— (44)Разное есть стекло, — сказал он. — (45)Есть грубое, бутылочное и оконное. (46)А есть тонкое, свинцовое стекло. (47)По-нашему оно называется флинтглас, а по-вашему — хрусталь. (48)У него блеск и звон очень чистые. (49)Он играет радугой, как алмаз. (50)Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль.

— (51)Прозрачный? — спросил я. — (52)Об этом-то и разговор, — ответил Вася. — (53)Вы внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что устройство в нём сложное. (54)Но, несмотря на то что рояль прозрачный, это устройство только чуть будет видно.

— (56)А потому, что блеск от полировки и хрустальная игра его затмят. (57)Это и нужно, потому что иной человек не может получать от музыки впечатления, ежели видит, как она происходит. (58)Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной. (59)Только вторые клавиши сделаю из чёрного хрусталя, а так весь рояль будет как снежный. (60)Светиться должен и звенеть. (61)У меня нет воображения рассказать вам, какой это должен быть звон.

(62)Вася уехал в начале зимы. (63)Дни стояли пасмурные, мягкие. (64)В сумерки мы выходили в сад. (65)На снег падали последние листья. (66)Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой, — сверкающий, поющий так чисто, как поёт вода, позванивая по первому льду.

(67)Он даже снился мне иногда, этот рояль. (68)Он отражал пламя свечей, старинные портреты композиторов, тяжёлые золотые рамы, снег за окнами, серого кота, — он любил сидеть на крышке рояля, — и, наконец, чёрное платье молодой певицы и её опущенную руку. (69)Мне снился перекликающийся по залам, как эхо, голос хрустального рояля.

(70) Я просыпался и чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа, его песнях, его великих музыкантах и скромных стекольных мастерах.

(71) Всё гуще падал снег, засыпал могилу бабки Гани. (72)И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей нашей жизнью.

(73)И вся эта рязанская земля казалась мне теперь особенно милой. (74)3емля, где жили бабка Ганя и дед, где вчерашний деревенский мальчик мечтал о хрустальном рояле и где красные, оставшиеся с осени гроздья рябины пылали среди снежных лесов.

(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема проявления любви к Родине. (Как проявляется любовь к Родине?)1. Любовь к Родине проявляется через любовь к родной природе и к человеку, живущему на родной земле.
2. Проблема понимания предназначения мастера. (Какова главная задача каждого мастера?)2. Главная задача мастера – создать за свою жизнь уникальную вещь, которую до него никто не создавал.
3. Проблема проявления заботы о людях. (В чем проявляется забота о людях?)3. Забота о людях проявляется прежде всего во внимательном отношении к ним, к их потребностям и нуждам, в бескорыстной помощи им.
4. Проблема понимания важности мечты. (Что дает человеку мечта? Почему нужно мечтать?)4. Мечта дарит человеку смысл жизни, движет его к исполнению самых заветных желаний, наполняет жизнь счастьем.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №4: Проблема понимания важности мечты

Почему нужно мечтать? Мечта дает нам веру в себя, в свои возможности и способности, она помогает ставить цели в жизни, дарит силы на преодоление всех препятствий, встречающихся на пути к ее исполнению. Проблему понимания важности мечты поднимает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель, классик отечественной литературы Константин Георгиевич Паустовский.

Бабушка Василия Ветрова считала внука талантливым, она до последних дней своей жизни верила в его мечту, знала, что у Васи золотые руки. Старушка даже просила жителей села помочь ему в этом, когда диктовала последнее письмо в сельсовет. Вера бабушки еще больше заставляла внука задумываться о создании хрустального рояля, не позволяла ему забывать и предавать мечту.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важно мечтать.

Авторская позиция такова: мечта дарит человеку смысл жизни, движет его к исполнению самых заветных желаний, наполняет жизнь счастьем.

Я полностью согласен с такой точкой зрения. Все мы должны мечтать, чтобы к чему-то стремиться. Мечты вдохновляют, воодушевляют, поднимают настроение. Они преображают нашу жизнь, делают ее ярче, интереснее.

Читайте также: