Памятник русской учительнице сочинение

Обновлено: 05.07.2024

От благодарных дагестанцев

Так, без лишнего пафоса, со спокойным достоинством, как это и подобает горцам, выразили они свою благодарность братскому русскому народу. И воздвигли в 2006 году памятник русской учительнице прямо в столице Дагестана. Что собой представляет этот монумент?
Перед нами совсем молодая русская женщина, которая пришла к незнакомому народу, чтобы отдать свои знания, научить его, как жить лучше, интересней, полноценней. Махачкалинцы, а с ними вся страна, таким образом, подчеркнули, что они высоко ценят помощь, которая была оказана многонациональной и достаточно разрозненной республике Дагестан.

Памятник русской учительнице

Одно то, что с приходом русской интеллигенции и внедрением единого языка, люди Дагестана смогли-таки цивилизовано обсуждать проблемы, делать выводы, просто общаться на любые темы, сразу объединило разные нации дагестанцев в один дружный народ. Сейчас сложно поверить, что республика, имеющая собственных врачей, ученых, летчиков-космонавтов, всего век назад не имела общего языка, а многие из населявших ее народов не имели даже собственной письменности.
Если поразмыслить, то невольно приходишь к выводу, что образ учительницы собирательный. Никто не считал в начале прошлого века, сколько врачей, агрономов, инженеров, педагогов было отправлено в Дагестан. И все они помогали республике, отдавая свои знания на пользу гордого, но гостеприимного народа.

Перенимая обычаи и традиции коренного населения, интеллигенты даже в быту чему-то обучали своих новоприобретенных соседей, показывали, что способна сделать наука. Учили всему, но тактично и ненавязчиво, чтобы не обидеть гордых горцев, уважали их правила и законы.

Прошлое и настоящее

И подвиг русской интеллигенции не пропал даром. Дела, знания и поступки оценили по достоинству. Свидетельство тому – десятиметровый памятник русской учительнице в Махачкале, которому выделили сказочно красивое место на каспийском побережье.
Сразу бросается в глаза, что запечатленная в бронзе русская учительница, одета очень скромно. И это интеллигентное поведение поняли и приняли суровые горцы. А как трудно было молодой женщине завоевать авторитет, остается только догадываться.

Памятник русской учительнице в Махачкале

Поклонимся великим тем годам

Жители многонациональной республики, ежедневно несут цветы к бронзовому памятнику, и каждый обязательно вспоминает свою первую учительницу, которая дала ему путевку в жизнь, помогла стать образованным, цивилизованным человеком – достойным представителем своего великого народа.

Низкий поклон всем учителям!

Отдельные слова благодарности авторам проекта и меценатам, благодаря которым появилось шикарное произведение. Далеко не каждый народ способен так высоко оценить усилия брата-наставника. Видимо, дагестанцы – хорошие ученики, у которых были достойные и правильные учителя.

Дагестан за годы советской власти из отсталой во всех отношениях окраины с малограмотным населением превратился в край развитой промышленности, сельского хозяйства, в регион с развивающейся наукой, культурой, образованием, в область ученых, писателей, художников, мастеров народных промыслов.

Наш общий долг – вспомнить всех поименно и рассказать об их подвиге

Памятник Русской учительнице в Махачкале

Это произошло благодаря тому, что Коммунистической партией был взят курс на всеобщую грамотность, и с 20-х годов прошлого века даже в самые отдаленные, в самые недоступные горные аулы приезжали русские учителя. В 1925 г. в Дагестане преподавало около 30 учителей. После Великой Отечественной войны в дагестанские школы направляли по 400–500 русских учителей ежегодно. В 70-е годы количество преподавателей, приезжавших на работу к нам, доходило до 1 500 в год.

Тысячи и тысячи молодых девушек из разных регионов Советского Союза выдерживали совершенно невероятные для них условия, втягивались в непривычную обстановку и несли свет знаний горским детям. Кто попадал сюда по распределению, кто по зову души, но очень немногие из них возвращались обратно после положенных трех лет работы. Многие выходили замуж за местных джигитов и связывали свои судьбы с Дагестаном навсегда.

Наш общий долг – вспомнить всех поименно и рассказать об их подвиге. Это нужно знать в первую очередь нам самим, современным дагестанцам, отцы и деды которых благодаря русским учителям получили образование, стали частью огромной страны – Советского Союза, нашли свое призвание и выбрали свой жизненный путь. И нам нужно знать это именно сегодня, когда определенные силы пытаются вернуть Дагестан обратно в средневековое невежество и дикость, когда в республике вновь воцаряется культ силы, когда культура, образование и наука отходят на второй, если не третий, план.


Русские учительницы в районе, 1960-й.

Жизнь в горных аулах глазами русских учителей

Учительница Дейбукской школы Любовь Ивановна Земскова, попавшая по распределению вместе с несколькими однокурсницами в Дагестан в 50-е годы, рассказывала: «Когда приехали в Махачкалу, я спросила, какой самый высокогорный район? Мне ответили: Дахадаевский. И я попросилась туда. Нас поселили в интернат и предупредили, чтобы мы подпирали двери двумя кроватями, мол, ночью могут напасть. А мы, дурочки, не поняли шутки. Вечерами все собирались в одну комнату и подпирали кроватями дверь. Так и спали.

Местные дети плохо знали русский, но они настолько были заинтересованы в учебе, что учили все наизусть. Сейчас таких детей нет. Я проработала в школе 55 лет. Это такая специальность: втянешься – трудно оторваться. Выйдешь в отпуск, думаешь: когда он закончится? Хочется поскорей увидеть своих учеников, узнать, как они провели лето.

Литвиненко Нина Гордеевна, окончив в 1950 году педагогическое училище в Старом Осколе, была направлена на работу в Дагестан. В министерстве образования Дагестана Нину встретили дружелюбно и направили в Дахадаевский район, село Зубанчи. Ей впервые в жизни пришлось ехать на арбе, в которую были впряжены волы.

Молодой директор школы Хизри Османов повел уставшую с дороги Нину к одной из сельчанок на постой. Было очень жарко, хозяйка постелила Нине постель на крыше сакли, и Нина заснула мертвецким сном. Утром, проснувшись, она увидела вокруг себя пожилых мужчин в овечьих тулупах и в огромных папахах, которые, окружив ее постель, молча смотрели на Нину. Она укрылась одеялом с головой и лежала, свернувшись калачиком, пока не услышала громкий голос. Женщина кричала что-то на мужчин на непонятном ей языке. Старики быстро спустились с крыши и разошлись по домам.

Нина Гордеевна в свое время посадила фруктовые деревья в школьном дворе. Много лет в период созревания фруктов дети и учителя вспоминали добрым словом русскую учительницу.


Уркарахская средняя школа, 1957 г.

Клавдия Ивановна Хромова попала в село Журмачи Дахадаевского района. Не зная даргинского языка, обычаев, среди незнакомых людей в суровых условиях горного края она начала свою трудовую деятельность. Это был мужественный поступок хрупкой молодой русской девушки. Сельчане старались создать для молодой учительницы хорошие условия: устроили в уютном доме, купили харбукскую печь, достали утюг, керосиновую лампу со стеклом, кровать, что было редкостью в то время в селах.

В первые дни первого в моей жизни учебного года она приходила в школу с толстым русско-даргинским словарем. Доброе, красивое лицо молодой учительницы, ее улыбка и доброжелательность сразу захватывали наше внимание. Клавдия Ивановна старалась говорить просто. Часто использовала даргинские слова, порою произносила их не так, как мы, но никто из нас не смеялся над этим. Видели, знали, как трудно учительнице. Вскоре мы стали понимать друг друга, за короткое время полюбили русский язык, научились читать и писать по-русски.

У нас в селе и в школе не было библиотеки. Как только мы усвоили грамоту, Клавдия Ивановна стала приносить свои книги. Из них мы узнали и о Пушкине, и о Толстом, и о баснописце Крылове. Клавдия Ивановна много рассказывала о России, Украине, о великом Советском Союзе. Так от нее мы, сельские ребятишки, узнали о великих людях, прославивших свою Родину, о подвигах наших бойцов и командиров в Великой Отечественной войне.


Памятник в Уркарахе.

Память и памятники

Авторы, архитекторы О. М. Омаров, Т. П. Капутина, А. О. Алимова, Л. Б. Омарова, создали комплексное сооружение в виде двухъярусной площадки, над которой возвышается конструкция в виде пирамиды, в центре которой стоит собственно памятник Русской учительнице. К подножию памятника ведут ступени, вокруг которых устроены фонтаны. Под площадкой – цилиндрической формы помещение, где работает Музей истории города Махачкалы.

В 2010 году в селении Уркарах Дахадаевского был открыт второй в Дагестане памятник русской интеллигенции. Работа скульптора Далгата Далгатова представляет собой поднятую вверх руку учительницы с книгой и руку ученика, тянущегося к знаниям. Расположен он в Парке культуры районного центра Уркараха, возведен из красивого мрамора и показывает уважение жителей этого района к тем людям, которые приезжали распространять знания в горный край. В открытии памятника приняли участие русские учительницы, обучавшие дахадаевских детей в суровые 40–50-е годы: Нина Тимофеевна Ламонова, с. Меусиша; Валентина Николаевна Вершинина, с. Урари; Антонина Григорьевна Ибрагимова, с. Уркарах; Любовь Ивановна Азизова, с. Новый Уркарах; Валентина Евгеньевна Халимбекова, с. Уркарах; Валерия Александровна Алисултанова, г. Махачкала; Доминика Павловна Лапина, Махачкала; Тамара Степановна Мирзаева, с. Уркарах; Римма Васильевна Касумбекова, с. Чишили; Вера Федоровна Алиева и Нина Ивановна Волкова, обе – Махачкала.


На открытии памятника в Уркарахе

Цель книги – сохранить в памяти народа образ учительницы, с чьим именем связаны самые дорогие, теплые и радостные воспоминания, ибо она отдавала частицу своего сердца, щедрость души, открывая детям мир знаний, учила их жить и трудиться, утверждать человеческое достоинство. Эта книга будет издаваться, дополняться и переиздаваться снова, потому что нам присылают все новые и новые истории и рассказы об учителях. Мы будем рады и вашим воспоминаниям о тех, кто предопределил характеры, судьбы и жизнь учеников. Это наш общий долг – долг памяти.

Круто изменить свою жизнь решила 41-летняя Надежда Фролова . Еще совсем недавно она была обычным преподавателем английского языка в колледже Ржева . А сегодня Надежда Александровна обучает детвору в дагестанском селе Агвали. По программе "Земский учитель" она переехала в высокогорный аул и теперь мечтает на "подъемный" миллион построить собственный дом в Цумадинском районе , на родине кумира своих сыновей Хабиба Нурмагомедова . И ее любимый поэт Расул Гамзатов тоже работал школьным учителем.


Надежда Фролова в дагестанском ауле сменила деловой костюм на мусульманский хиджаб. Фото: Елена Мелихова

Деловой костюм, в котором ее привыкли видеть на прежней работе, она сменила на мусульманский хиджаб. Скромное платье в пол, подвязанное ярким поясом, бирюзовый платок на голове, робкая походка. От местных женщин ее отличает разве что светлый цвет волос, небесно-голубые глаза и акающий московский говор.

- Это осознанное решение, - говорит Надежда , заправляя под косынку непослушный локон. - Я долго думала, но уверена, что поступила верно.

Супершкола в Агвали

Сперва я подумала, что горцы говорят по-русски друг с другом из уважения ко мне, приезжей. Это и так, и нет: Дагестан населен разными народами, и жители двух соседних сел могут совершенно не понимать друг друга. Порой даже в одном ауле звучит свыше десятка диалектов. Потому объединяющим для всех является именно русский язык. В школе все уроки только на русском.

Агвали находится в прямом смысле выше облаков, на высоте 1500 метров. На огромной высоте сердце буквально замирает, а после начинает биться вдвое чаще: на вершине кипит жизнь. Даже не кипит - бурлит: только в одной сельской школе в Агвали учатся 827 ребят!

Прямо среди гор мы въезжаем в довольно крупный аул. Дорога распадается на множество узких плутающих улочек. Недалеко от администрации Цумадинского района - школа, при которой есть интернат. Здесь живут 79 ребят из соседних селений, где школ нет, родители забирают их домой на выходные. Одну часть интерната занимают мальчики, другую - девочки.

В девичьей половине сейчас обитает и Надежда Фролова . В мальчуковой - комната ее сыновей, 15-летнего Леонида и девятилетнего Виктора.

- Я очень, очень рад новому учителю, - доволен директор школы Шамиль Абакаров . - У нас с преподавателями английского беда. В прошлом году пятеро уволились. В этом на работу принял двух новых. Приедут еще - милости просим.

Агвалинская школа вопреки ожиданиям - современное трехэтажное здание, обустроенное по последнему слову техники. Нацпроект "Образование" реализован здесь на все сто. Большая библиотека, новый спортзал, отличная мебель, свежий ремонт, ноутбуки, интернет, а в кабинете иностранных языков есть даже проектор. В параллели - по два-три класса, в каждом - по 20-25 учеников.

- Детей много у нас, а вот учителей не хватает, - сетует директор. - Особенно молодых. Средний возраст педагогов - 53 года. Самой пожилой учительнице - 81. Она сейчас болеет. Мы рады принять в свои ряды еще не одного преподавателя, пусть только приезжают. Зарплата учителя в среднем около 18 тысяч рублей.

Надежда работает почти на две ставки, сразу ей дали и классное руководство.

В администрации Агвали отмечают, что к русским учителям относятся очень уважительно. Было время, когда в аул молодые выпускницы педагогических вузов приезжали по распределению да так и оставались. Влюблялись в молодых джигитов, обзаводились семьями. В книге, изданной к 90-летию Цумадинского района , которую мне подарили, есть такие строки: "С особой благодарностью вспоминают выпускники школы учителей русского языка и литературы Тютину Людмилу Константиновну и Козлову Валентину Александровну , которые внесли неоценимый вклад в обучение и воспитание односельчан". Теперь большие надежды здесь возлагают на Фролову .

Как воспитать мужчину

Что заставило русскую учительницу уехать в горы?

Все началось с того, что год назад Надежда со своими мальчишками по телевизору посмотрела бой Хабиба Нурмагомедова . И с этого момента стала интересоваться борьбой.

- Я восхитилась этим парнем. Мне понравилась его выдержка, стать, культура и достойное поведение. А еще реакция младшего сына: "И я хочу таким быть!" А еще я всегда увлекалась творчеством дагестанского поэта Расула Гамзатова и мечтала побывать на земле, которой он так гордился.

Кстати, сегодня в Агвали каждый мальчишка мечтает быть похожим на Хабиба Нурмагомедова . Он по праву национальный герой. А его победа в поединке с Дастином Порье превратилась в школе в настоящий праздник. Примечательно, что каждый день у всей школы начинается с гимна России и с обязательной зарядки в школьном дворе.

Взвесив все за и против, Надежда составила обращение в министерство образования Дагестана , поинтересовалась наличием вакансий, а еще поделилась личными переживаниями.

- Сыновей я воспитываю одна, без мужа. И очень обеспокоена их будущим. Понимаете, в городе столько соблазнов, спиртное, сигареты. Как уберечь от этого детей, когда все доступно и нет мужского авторитета? Только здесь, я уверена, мне помогут достойно вырастить моих ребят.

Ответ не заставил себя долго ждать. С учителями английского языка в Дагестане большая проблема. Надежде на выбор предоставили список школ, в которых нужны специалисты. Увидев в нем Цумадинский район , она решила: это судьба. К тому же, как оказалось, благодаря миллиону рублей по программе "Земский учитель" можно обзавестись в селе собственными квадратными метрами.

Родственники, узнав о решении Нади , сперва подумали, что это все несерьезно. Но теперь понимают: ошиблись. Надежда не просто переехала на Северный Кавказ, но и приняла ислам.

- Я родилась в Башкирии , в христианской семье. Но с детства дружила и с мусульманами. В свое время читала Библию, сейчас изучаю Коран и очень хочу выучить аварский язык. Я считаю, что человек вправе сам выбирать свою веру и ее нужно уважать.

По словам Надежды , в работе она не разочаровалась.

- Конечно, уровень английского языка у учеников ниже среднего. Но, думаю, мы это поправим. Дети мои довольны. У ребят уже появились друзья. А что касается дисциплины, тут действительно все очень строго, как я и ожидала. И дагестанское село - это то место, где еще осталось уважение к учителю. Во многих российских городах об этом, похоже, забыли.

Кто научит?

Дагестан одним из первых регионов России начал проект "Земский учитель". В этом году в отдаленные селения трудоустроены 50 человек. По словам министра образования и науки республики Уммупазиль Омаровой, в 2020 году в проекте смогут принять участие более двухсот учителей.

Кроме выпускников Дагестанского педагогического университета в аулы приехали жители Краснодара , Сургута , Саратова , Волгоградской области , Ставропольского края , Тульской области и Пермского края .

По данным министерства образования республики , на сегодняшний день в сельских школах не хватает 249 специалистов. Наибольший дефицит ощущается в учителях английского языка - в 113 школах, математики - в 40, русского языка - в 27.

Каждому специалисту, принявшему участие в проекте, выделят миллион рублей. Деньги можно потратить на приобретение или строительство жилья или оплату ремонта. Основное условие - проработать в селе не менее пяти лет.

Памятник русской учительнице

В 2006 году в Махачкале установили памятник русской учительнице. 10-метровая бронзовая скульптура, изображающая молодую женщину, которая в правой руке держит открытую книгу, а левая ее рука лежит на глобусе. Памятник символизирует собой труд и самопожертвование представителей русского народа, которые целиком посвятили себя служению дагестанскому народу.

Памятник Русской учительнице

Памятник русской учительнице — дань уважения и благодарности народов Дагестана

Памятник русской учительнице в Махачкале представляет собой многометровую бронзовую фигуру скромной молодой женщины, которая в правой руке держит открытую книгу, а левая — спокойно лежит на глобусе. Я горжусь, что в этом собирательном образе есть что-то и от моей мамы, которая шестьдесят лет отдала обучению грамоте детишек Дагестана.

Памятник символизирует самоотверженный труд представителей русского народа разных профессий и специальностей, которые посвятили жизнь идее просвещения и процветания Дагестана. Величественное изваяние установлено в необыкновенно красивом месте — в парке на побережье озера Ак-Гёль. А под постаментом, на котором размещена женская фигура, находится музей истории Махачкалы.

Надо сказать, что официально это скульптурная композиция названа Мемориальным комплексом, посвящённым представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане. Но местные жители со дня открытия в 2006 году дали ему простое, но ёмкое имя — Памятник русской учительнице. Моя бывшая классная руководительница Ханика Арифовна Османова считает, что монумент установлен и в честь её мамы тоже — учительницы начальных классов Веры Андреевны Языковой, приехавшей в Дагестан в 1941 году и всю жизнь проработавшей в селении Хунзах, некогда являвшемся столицей Аварского ханства.

Статус государственного имеют языки всех народов

Известно, что для многих россиян Дагестан — республика, в которой проживают дагестанцы. И мало кто знает, что согласно Конституции Республики Дагестан государственными языками здесь являются русский и языки всех народов, населяющих республику. И их не менее 14. Среди самых часто употребляемых аварский, лакский, лезгинский, кумыкский, табасаранский и пр.

До революции 1917 года все народы, населяющие нынешнюю территорию Дагестана, говорили на разных языках, фактически каждый аул жил обособленно, не поддерживая связь с соседями. С началом установления советской власти повсеместно стали внедрять программу всеобщего образования. Открывали новые школы и направляли туда учителей из центральных областей России, в большинстве своём — молодых девушек, только что закончивших учебные заведения. В 1925 году в Дагестане работало всего 30 учителей, но их ряды из года в год пополнялись.

Сложно представить каково им было на чужбине, где традиции и обычаи сильно отличались от привычных, и даже быт был устроен иначе. Но они не просто выжили, а сумели завоевать авторитет и уважение. Многие остались здесь навсегда: вышли замуж, обзавелись семьями, некоторые приняли основную распространённую тут религию — ислам.

Но русский язык, на котором вели преподавание приезжие учителя, постепенно становился языком межнационального общения и в итоге позволил объединить некогда разрозненные народы и народности.

Моя мама — учитель

С началом Великой Отечественной войны приток русских педагогов почти прекратился. Но в первые мирные годы правительство страны разработало специальную программу, по которой в числе других и прибыла в 1953 году в Дагестан моя мама — Галина Васильевна Швец. По распределению её направили работать учителем физкультуры в Буйнакское педучилище, ныне Республиканский педагогический колледж им. Расула Гамзатова.

Судя по рассказам мамы и фотографиям из семейного архива, горянки, проходившие здесь обучение в конце 1950-х, были весёлыми, активными и весьма любознательными. Девушки на старых снимках одеты в спортивную форму, без хиджабов и платков. Хотя с последними пришлось довольно долго бороться. Поначалу мама, которая была немногим старше своих учениц, перед началом урока просто собирала все головные уборы и оставляла на столе. Потом девушки и сами поняли, что ходить в платках на уроки неудобно. Другое дело — на улице, там древние обычаи продолжали соблюдать.

Среди множества воспоминаний Галины Васильевны в память врезалось одно: как она с учащимися педучилища ездила для прохождения практики на завод по производству консервов в далекий Гуниб. Спустя много лет с восторгом описывала красоту тех мест и вспоминала аромат и вкус абрикосов и персиков. Вместе с ней на практику тогда ездило ещё несколько коллег. Думается, и они на всю жизнь сохранили приятные воспоминания о том времени.

Один из бывших маминых студентов Гусейн Абулбасырович Абдулбасыров стал директором школы № 6 посёлка Дубки Казбековского района. В этой школе потом мама проработала долгие годы до выхода на пенсию. Педагогический стаж Галины Швец составляет более шестидесяти лет.

Первая учительница

Прежде всего ученик

Не помню, чтобы нас в Дагестане кто-то обижал потому, что мы — русские. Лишь однажды, в далекие 1990-е, в класс к маме ворвались две мамаши и принялись ругаться. Им обеим показалось, что русская учительница плохо относится к их детям из-за национальности. К слову, одна из них имела высшее образование, которое получила в Саратове.

Обычно спокойная мать вспылила и сказала, что для неё не существует национальности, тем более в вопросе образования. Ей всё равно, кумык ребёнок, аварец или русский. Для неё он — ученик, которому нужно привить желание учиться. Однако, слово за слово, и женщины сцепились между собой. Мать кинулась их разнимать. Как потом говорила, было очень стыдно перед детьми за поведение этих родительниц. Когда же всё успокоилось, они долго извинялись. Пожалуй, на моей памяти это был единственный случай так называемого межнационального конфликта.

Единственный в мире

Каюсь, никогда не интересовалась у матери, как ей, девушке, вырванной из городской среды, удалось привыкнуть к суровому горскому быту, легко ли было принять обычаи и традиции новой родины и стать здесь своей. Хорошо знаю одно: она с уважением относилась к людям и их привычкам. Даже уникальный религиозный антураж создавала, поддерживая символику и обычаи и своих, православных, и мусульманских праздников.

Например, на уразу готовила коробки сладостей для детей, которые, в этот день ходят по домам, собирают конфеты, а потом хвастаются друг перед другом подарками. На пасху — красила яйца и пекла куличи, угощала ими знакомых. Большое внимание уделяла добровольной милостыне или благодеянию, что приветствуется в обоих религиях. Говорила, что именно оно говорит об отношении людей друг к другу…

Памятник русской учительнице, расположенный на каспийском побережье в Махачкале, является первым и, надо полагать, единственным памятником в мире, который посвящён подвижничеству и самопожертвованию русской интеллигенции во имя высокой цели просвещения. И я горжусь, что моя мама была одной из тех, кто внёс посильный вклад в культуру, науку и образование народов Дагестана.

Читайте также: