Памятник рабочий и колхозница сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.

Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в Париже. Поскольку павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.

Скульптура

Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп. Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.

Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.

Рабочий и колхозница, Москва

В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.

Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.

После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.

Рабочий и колхозница, постамент

С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.

В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.

Символ советской эпохи и

Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в 1937 году в Париже.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина.

Символ советской эпохи и

Натурщицей колхозницы стала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Символ советской эпохи и

Аня отдыхала в Серебряном Бору. Там её и приметила скульптор Мухина, подошла, поговорила, предложила попозировать для новой статуи. Деньги, правда, обещала небольшие даже по тем временам. Но Аня согласилась — ей всё было интересно, она не придавала большого значения тому, сколько заплатят, её больше привлекало общение с настоящей художницей. Ходила Аня к Мухиной всё лето, как на работу, стояла в позе с серпом.

Потом ей предлагали и дальше натурщицей быть, но она хотела трудиться по-настоящему.

Сначала для фигуры рабочего скульптору позировал бывший артист балета Игорь Басенко. В последствии от стал профессиональным натурщиком.

Но с него лепили только тело.

Лицо требовалось "пролетарское"

Мухина нашла будущих натурщиков на репетиции физкультпарада в парке Горького. Строитель Сергей Каснер ехал на высоком постаменте с серпом и молотом в руках. Ему помогала симпатичная откатчица Метростроя Зоя Мухина (однофамилица скульптора).

Символ советской эпохи и

К слову, Каснер тоже отличался хорошей фигурой. Он занимался классической борьбой и участвовал в различных чемпионатах страны. Красивый мускулистый парень ростом 182 см.

Символ советской эпохи и

Вот с этих людей и были списаны символы эпохи.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым.

Основой монументальной группы послужил металлический каркас, на который и были прикреплены около 5000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали. Весь монумент состоит из пластин.

Высота скульптуры-25 м.Общий вес 80 тонн.

Символ советской эпохи и

Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

Всего лишь за 11 дней 25 человек смогли собрать этот уникальный монумент на сооруженном заранее павильоне.

Символ советской эпохи и

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор!

Символ советской эпохи и

И еще примечательный факт – павильон СССР символично разместили напротив гитлеровской Германии (к тому времени Гитлер 4 года был у власти) по обе стороны Эйфелевой башни.

И когда немцы узнали о высоте советского павильона, было решено в срочном порядке увеличить свое сооружение. Но воздвигнутый орел на фоне наших трудяг с серпом и молотом в руках, не только потерялся, а вообще выглядел нелепо и стал на многие годы поводом для насмешек.

Символ советской эпохи и

Указ о награждении создателей знаменитого комплекса в Париже 1937 год.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 34) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

В 2003 году скульптуру разобрали, ее планировали отремонтировать до конца 2005 года, но из-за финансоввх проблем работы затянулись. Во время реставрации был укреплён каркас монумента. В ней принимали участие сварщики, маркшейдера, архитекторы, скульпторы.

Поражают маштабы и колоссальный труд всех участников работ.

Символ советской эпохи и

Символ советской эпохи и

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

Символ советской эпохи и

Символ советской эпохи и

Символ советской эпохи и

Символ советской эпохи и

Символ советской эпохи и

И конечно же, не сыскать наверное человека на просторах России, да и не только России, кому бы было неизвестно, что

"Рабочий и колхозница" стали символом и брендом киностудии " Мосфильм". (официально в 1948 году)

рабочий и колхозница памятник когда был создан

История создания скульптуры

Памятник стал уникальным продуктом, созданным для французской выставки, собранным на территории Москвы, а затем по частям вывезенным за границу.

Работа над проектом памятника

Скульптура была создана для выставки 1937 года, которая проходила на территории Франции. Проект был итогом проведенного всесоюзного архитектурного конкурса. Комиссия пропустила на финальный этап несколько групп, претендующих на победу. Кто победит, до последнего было не ясно.

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Вариант Б. Иофана

Вариант В. Мухиной

После того, как идея Иофана была признана подходящей, стартовал второй этап конкурса. Теперь нужно было выбрать решение пластической скульптуры. В конкурсе участвовали несколько скульпторов, но победителем стала Вера Мухина.

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Согласование проекта

Комиссия, которая утверждала проекты, долго изучала тот вариант, который представила Мухина. Членам комиссии не понравилось, что фигуры, подобно греческой скульптуре, были обнажены. Руководство потребовало придумать одежду для обеих фигур. Мухина предложила сделать шарф, который бы выступил связующим звеном для скульптур.

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Изготовление памятника и павильона

Во время работ, по воспоминаниям современников, постоянно трудилось по 3 бригады. Работы вели круглые сутки, для подъема деталей использовали кран или другую тяжеловесную технику.

Отдельно работали с руками или головами. Болванки из глины заливали сталью в несколько этапов. Особые сложности связаны с шарфом, который объединял обе фигуры. Полотно должно было создавать иллюзию легкости, хотя весило более пяти тонн. За период работы над структурой шарфа были написаны доносы на архитектора Мухину. Якобы она срывала сроки своими придирками, а полотно шарфа могло сломать всю композицию при порывах ветра.

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Работы по изготовлению велись 3 месяца, после сдачи объект осмотрел Клим Ворошилов, а затем Иосиф Сталин.

Когда руководство страны одобрило памятник, сразу начались демонтажные работы, предшествующие дальнейшей перевозке.

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Выставка в Париже и возвращение в Москву

Памятник разделили на 65 частей, затем отправили по железной дороге в Европу. Состав занял 28 вагонов, по пути команды сопровождения столкнулись с различными трудностями. На территории Парижа состав уже ждал Борис Иофан. Павильон с памятником возвели за 11 дней, хотя, по расчетам, требовалось 24 дня. Это связано с тем, что для павильона использовали не особо прочные материалы, так как после выставки детали вновь должны были упаковать, чтобы вывезти.

Писатель Ромен Роллан и художник Пабло Пикассо называли Веру Мухину гениальным скульптором современности, воплотившим идею торжества труда в условиях социалистического режима.

рабочий и колхозница памятник когда был создан

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Решение о реставрации было принято только в 2003 году. Правительство Москвы выделило 35 миллионов рублей, но только для создания каркаса из лесов потребовалось около 140 миллионов. Проект реставрации был заморожен из-за подозрений в хищении. Работы были продолжены только в 2007 году.

Как добраться

рабочий и колхозница памятник когда был создан

рабочий и колхозница памятник когда был создан

Где сделать красивое фото

Туристы, как правило, делают фотографии у подножия монумента или пытаются найти такой ракурс, чтобы запечатлеть памятник во всю величину издалека. Снять памятник получится с балконов многоэтажных домов, расположенных вблизи, но, если туристы хотят запечатлеть себя рядом с величайшим произведением, то предпочитают делать фото на крыше павильона.

Проект павильона, созданный для Всемирной выставки ЭКСПО в Париже в 1937 года. Архитектор Б.М. Иофан.

Проект павильона, созданный для Всемирной выставки ЭКСПО в Париже в 1937 года. Архитектор Б.М. Иофан.

Грандиозный проект строительства павильона и концепцию самой скульптуры разработал архитектор Б.

М. Иофан, который стал победителем в объявленном конкурсе, а вот В.И. Мухина вместе со своей командой, предложила самый приемлемый вариант воплощения в жизнь исполинских размеров скульптуры.

Концепцию архитектора Б.М. Иофана воплотила в жизнь Вера Мухина с командой инженеров и рабочих завода ЦНИИТМАШ (1937 год).

Концепцию архитектора Б.М. Иофана воплотила в жизнь Вера Мухина с командой инженеров и рабочих завода ЦНИИТМАШ (1937 год).

Ведь глядя на эту исполинскую скульптуру, кажется, что она монолитна, но это совсем не так. Как оказалось это сборная стальная конструкция, прикрепленная к металлическому каркасу. И это вполне объяснимо, учитывая то, что ее создавали для установки за тысячи километров от места изготовления.

Основой монументальной группы послужил металлический каркас, на который и были прикреплены около 5000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали. Это был риск, ведь еще никто не делал скульптуры из такого сплава. Но после некоторых опытов сомнения отпали, ведь сталь представляла собой весьма ковкий, податливый и гибкий материал, который способен предавать физическое ощущение объема, при этом не мутнеет и не поддается коррозии.

Самая большая сложность во время создания элементов всего монумента состояла в том, что толщина стали была на полмиллиметра тоньше, чем … человеческая кожа. Работать с таким материалом на огромных площадях было невероятно сложно, потому что любое неточное движение при создании нужного изгиба, вызывало сложение стали пополам или сильную деформацию.

Скульптуру решили делать из нержавеющей хромоникелевой стали, состав которой создал профессор П.Н. Львов (справа).

Скульптуру решили делать из нержавеющей хромоникелевой стали, состав которой создал профессор П.Н. Львов (справа).

Справедливости ради надо сказать, что это был экспериментальный метод не только в качестве использования такого состава стали, но и метода точечного сваривания деталей, который изобрел главный инженер опытного завода ЦНИИТМАШ – профессор П.Н. Львов, впоследствии за ряд уникальных открытий удостоенный ордена Ленина. Понадобилось всего два месяца, чтобы элементы исполинских фигур с филигранной точностью были созданы огромным количеством людей и отправились в Париж на 28 платформах железнодорожного состава.

Примечательно, но именно из-за шарфа разгорелся настоящий скандал, ведь многие номенклатурщики никак не могли понять, зачем сельской труженице столь ненужный атрибут гардероба. Дошло даже до того, что Мухиной пришлось выдвинуть ультиматум, ведь именно этот шарф нужен был для создания необходимой горизонтали всей монументальной конструкции, а также для создания необходимой иллюзии непрерывности движения. Ведь если его убрать, то нарушится пропорциональность всего монумента, потому что он объемный – по длине ровно такой же, как и по высоте.

Благодаря настойчивости женщины это сооружение и приводило в восторг всех, кто приближался к нему. Многие очевидцы этой выставки говорили, что находясь рядом с павильоном, кажется, что стоишь возле небоскреба, хотя его высота в Париже достигала всего лишь 33 метра.

Так выглядели павильон СССР (справа) и Германии (слева). (Всемирная выставка в Париже 1937 г). | Фото: fofoi.ru.

И еще примечательный факт – павильон СССР символично разместили напротив гитлеровской Германии (к тому времени Гитлер 4 года был у власти) по обе стороны Эйфелевой башни. И когда немцы узнали о высоте советского павильона, было решено в срочном порядке увеличить свое сооружение. Но воздвигнутый орел на фоне наших трудяг с серпом и молотом в руках, не только потерялся, а вообще выглядел нелепо и стал на многие годы поводом для насмешек.

Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (фото 1937 г).

Указ о награждении создателей знаменитого комплекса для выставки в Париже. | Фото: annataliya.livejournal.com.

Уникальные кадры кинохроники, которые были сняты во время прохождения Всемирной выставки в Париже в 1937 году, можно увидеть в следующем видео.

Естественно, советский павильон имел грандиозный успех и был удостоен самой высшей награды, а саму скульптуру после окончания выставки вернули в Москву, где она и простояла почти 70 лет перед Северным входом, но уже на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Естественно, время берет свое, если наружной части монумента ничего не грозит, то металлический каркас к 2000 годам совсем уж проржавел и требовал капитального ремонта. Поэтому в 2003 году монумент разобрали и отправили в производственную лабораторию при Центральном научно-исследовательском институте стальных конструкций им. В.А. Кучеренко, где целых шесть лет его восстанавливали, хотя, по словам рабочих, пришлось заменить только 500 деталей из 5000.

Мало кто знает, что в постаменте этого монумента находится музейно-выставочный центр.

Естественно, музей оформили в лучших традициях социалистической эпохи, но уже в современном прочтении. Каждого входящего в этот комплекс встречает огромных размеров фойе с мраморными стенами, полом и великолепными колоннами, помпезными кожаными диванами, бронзовыми бра, фотографиями советской эпохи и макетом самого выставочного центра.

Всего же в этом необычном комплексе четыре этажа, на любой из которых можно попасть как на лифте, так и по пандусу, который исполняет роль выставочных площадей.

Здесь есть небольшой кинозал, где можно посмотреть документальный фильм о создании центра. На выставочных площадях можно увидеть фотографии, как создателей этого грандиозного памятника, так и этапы его строительства и монтажа в Париже, а потом в Москве.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: