Памятка сочинение рассуждение 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры
Тезис На мой взгляд, человечность - это. (или)
По моему мнению, человечность - это. (или)
Мне кажется, что человечность - это. (или)
Я думаю, что человечность - это. (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.
Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о. (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что. (или)
Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта. (или)
В жизни мы часто наблюдаем. (или)
Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.
Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что. (или)
Таким образом, можно заключить, что. (или)
В заключение я хочу сказать, что.

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.

Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.


Образец сочинения в формате задания 9.3

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе - какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача - написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление - тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение

1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить, что текст – рассуждение четко структурирован по схеме: тезис – аргументы – вывод.

ТЕЗИС – главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

АРГУМЕНТЫ – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

ВЫВОД (концовка) завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид.

2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию, позицию автора. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.

ПОМНИТЕ: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.

3. Приступая к написанию сочинения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста. (Используйте основные языковые средства оформления рассуждения: вводные слова, союзы, речевые обороты).

4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. Но вы можете и назвать только номер предложения, к котором, по- вашему, содержится доказательство.

6. Напишите сочинение сначала на черновик. Прежде чем переписать на чистовик, внимательно прочитайте каждое предложение, определите, есть ли в нем мысль, достаточно ли она выражена. Больной вопрос – тавтология. Нет ли у вас такой грубой ошибки? Проверьте еще раз. Исправьте все недостатки и только тогда приступайте к переписыванию.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) достаточно сложное задание, оно обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка – обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные.

Какие же умения должны обнаружить выпускники 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?

- Умение рассуждать на лингвистическую тему.

- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.

- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.

- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.

- Умение пользоваться лингвистической терминологией.

В 9-м классе необходимо дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы:

- что изучает лингвистика;

- основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.

В работе Заслуженного учителя РФ г. Москвы Лаврищевой С.В. приведены речевые “формулы” для обучения сочинению на тему “Роль знаков препинания”. Таблица

Приведем пример задания и возможный вариант сочинения на лингвистическую тему.

Помогите Косте вспомнить тему “знаки препинания в предложениях с обособленными определениями”.

Учитель: В основном, ребята, все справились с заданием контрольной работы и верно расставили знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Все, кроме Кости… Давайте поможем ему вспомнить эту тему, приводя примеры из текста.

Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему (С2.1)

В письменной речи существуют различные знаки препинания, которые помогают устанавливать связи между ее компонентами.

Обособленное определение отделяется запятыми от основного высказывания с различной целью: выделения или уточнения части высказывания.

Рассмотрим два примера из текста. В предложении N обособленное определение выражено причастным оборотом “составляющих совокупность близко известного нам места”. Оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, поэтому обособляется с обеих сторон. В предложении N представлено несогласованное обособленное определение “в виде множества каких-то странных существ”, которое стоит после определяемого слова и тоже обособляется. В данном случае определение выражено существительным с предлогом (“в виде множества”).

Обособленные определения уточняют, расширяют первоначальное представление о предмете.

В заключение хотелось бы отметить, что знаки препинания помогают и пишущему, и читающему: первому – выразить мысли и чувства, а второму – понять их.

При написании сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему обучающиеся должны продемонстрировать понимание основной мысли, логично, последовательно и связно поддержать версию автора или доказать свою, приведя аргументы из прочитанного текста. На уроках развития речи школьники приобретают навыки по комплексному анализу текста, которые именно необходимы при выполнении задания С2.2.

Приведем фрагмент урока русского языка

При подготовке к написанию сочинения на данном уроке анализировался текст писателя М.И. Ростовцева “Где шумят дубравы”. В приглашении к книге М. Ростовцев написал: “В радости и печали, после близких и дальних дорог, если не наяву, то мысленно, снова и снова возвращаюсь туда, где у самых засек притулилась родная деревенька, в которой я впервые открыл глаза, сказал первые слова, сделал первые шаги в большую жизнь, где человеком стал”.

Анализируя текст, ученики повторяют не только особенности функциональных стилей, но и художественные особенности произведения.

Отрывок из книги М.И. Ростовцева “Где шумят дубравы”

(1)С детства в каждом из нас живут строки поэта И. Сурикова: “Вот моя деревня, вот мой дом родной…”. (2) Говорят, люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют. (3) Сыновняя привязанность к родным местам – живое, деятельное чувство.

(4) Воздремо – моя малая родина, родная деревня, здесь родился, здесь мое детство прозвенело. (5) Тут возникли первые чувства, мысли, мечты… (6) О, как давно это было! (7) Много лет не бывал я в родной деревеньке. (8) И понятно, с каким чувством радости услышал слова водителя автобуса: “Следующая остановка “Воздремо”.

(9) Любили в былые времена люди селиться вблизи леса, у воды на берегу. (10) Не были исключением и мои предки. (11) Место для поселения выбрали такое, что лучше и не надо. (12) Лес, луг, вода – рукой подать. (13) На холме раскинулась деревня. (14) На посторонний взгляд местность эта может показаться однообразной, только ведь сами воздремцы смотрят на нее не со стороны. (15) И если кому пришлось покинуть родное место на срок или навсегда, каждый воздремец непременно вспоминает то речушку безымянную, в которой ловил пескарей, то выгон на краю деревни, где он ждал в детстве ранними сумерками корову из стада.

(16) Сколько лет Воздремо точно не знает никто. (17) Много. (18) Не одна сотня лет. (19) Ни в летописи, ни в архивах не найти ничего, что пролило бы хоть слабый свет на историю деревни. (20) Расположенная в стороне от столбовых дорог, она в течение веков ничем среди многих сел и деревень достославной Тульской земли не выделялась. (21) Легенда передает: когда засеки были охранной зоной Московского государства, здесь поселились служилые люди – братья Ростовцевы. (22) Поселение росло, все его жители имели одну фамилию. (23) И теперь есть семьи в деревне, носящие фамилию предков.

(24) Земля, на которой стоит деревня, холмиста, исчерчена оврагами, оплетена тропками и чем-то напоминает огрубевшую от тяжелой работы бугристую человеческую ладонь. (25) Старожилы помнят дедов своих и прадедов, которые пахали, поливая потом, всё ту же скудноватую воздремскую землю. (26) Помнят, как проездом бывал здесь Л.Н. Толстой. (27) О Воздреме упоминает писатель в романе “Анна Каренина”.

(28) Здесь, вблизи вековых дубов Тульских засек, узнал я притягательную силу живой природы, ее поэзию, очарование. (29) Засека для нас, детей, была в некотором роде храмом, где всё торжественно- красиво и неприкосновенно. (30) Мы приходили в засеку, как к доброй хозяйке, которая радушно встречает и дарит подарки. (31) И вели себя, как порядочные люди в гостях.

(32) Много воспоминаний о чудных общениях с природой подарила мне бабушка. (33) Она бессознательно и наивно открывала мне с раннего детства прекрасное в родной природе, приобщала меня к ее краскам, предметам и явлениям. (34) Сейчас, когда от детства отделяют десятки лет, мне вспоминаются яркие картины увиденного и услышанного в ту далекую пору. (35) Теперь могу с уверенностью сказать: мне повезло – мое детство прошло рядом с русской природой.

(36) Надо очутиться где-нибудь далеко, чтобы понять и оценить красоту родной земли. (37) Много раз бывал я на море, поднимался в горы, восторгался Венским лесом… (38) Никогда не забудется увиденное. (39) Но ничто, даже побережье Швейцарского Лемана не заменит мне пейзажа родной деревни.

А) Знакомство с текстом. Выразительное чтение текста ученицей.

Примечание: учитель перед чтением формирует задачу: определить тему, основную мысль и стилистическую принадлежность текста.

Б) Беседа с классом.

- Каким настроением проникнут текст?

(Возвращение в родные места, связанные с этим воспоминанием, ностальгия).

- Определите тему текста.

(1. Воспоминания из детства; 2. История родной деревни, ее географические особенности; 3. Радость общения с природой).

- А в чем заключается основная мысль? Найдите доказательства в тексте.

(Первый и последний абзацы. Всё начинается с родины, значение родины в жизни каждого человека. С этой мысли начинает разговор автор, постепенно углубляя ее, ею и заканчивает. Автор сознательно выбирает такую композицию – кольцевую).

(См. предложение 4. “Воздремо – моя малая родина”, “Родная деревня”, “Сыновняя привязанность”). Запись в тетради.

- Какой тип речи является преобладающим в этом тексте? (Рассуждение).

- Докажем это, обратив внимание на композиционные, языковые особенности текста, на содержание. (Текст содержит размышления по определенной теме, подтверждение, что автор возвращается в родную деревню, так как здесь его корни, ему хочется побывать в родных местах).

- Что представляет собою текст композиционно?

(Рассуждение строится по схеме: тезис – аргументы, доказательства – вывод. В первых трех предложениях содержится тезис, а в последнем абзаце делается вывод по всему сказанному выше).

Несколько слов по языковым особенностям. Что обращает на себя внимание в этом плане?

(Обращает на себя внимание абстрактная лексика: родина, детство, любовь, чувства. Кроме того, обилие сложных синтаксических конструкций с вводными словами, обособленными членами предложения).

- Аргументов в пользу рассуждения прозвучало достаточно. Скажите, а какую цель ставит автор, обращаясь с этим рассуждением к читателю?

(Автор передает информацию читателю, рассказывает о своей малой родине, он словно внушает нам, что человек рано или поздно возвращается к своим корням).

- Значит ли это, что автор в какой-то мере воздействует на нас, читателей? Исходя из этого, какими будут ваши предположения о стилистической принадлежности текста?

(Публицистический стиль. В 24–31 предложениях имеет место словесная живопись, как элемент художественного стиля).

- Публицистический стиль имеет много жанров. Назовите известные вам.

(Статья, фельетон, очерк, заметка, реклама).

- Какого жанра перед нами текст? Почему?

(Очерк. Потому что в нем подлинные имена и названия, указывается реальное место – деревня Воздремо и др.)

- Докажем, что перед нами текст публицистического стиля. Для этого обратим внимание на лексические, морфологические, синтаксические, морфемные особенности текста.

Примечание: можно воспользоваться справочными материалами, которые лежат на партах.

а) Лексические особенности .

(Много стандартных выражений, штампов: “покинуть родное место”, “сыновняя привязанность”, “в стороне от столбовых дорог”, “достославной земли”, “оплетена тропами”, “радушно встречает”, “открывала прекрасное”, “яркие картины увиденного”; фразеологизмы – “пролило бы свет”, “рукой подать”; перифраз во 2 и 3 предложениях: любовь – сыновняя привязанность, в 28 предложении – “здесь, вблизи вековых дубов” - в деревне Воздремо; 25–26 предложения – лексический повтор – помнят).

б) Морфемные особенности.

(Оценочные суффиксы: в деревеньке, речушке, скудноватую)

- Мы взяли на себя смелость предположить, как образовалось слово Воздремо.

(Индивидуальная работа со словарем В.И. Даля: отдохнуть, вздремнуть; приют спокойствия).

- Чем интересно это слово по звуковому составу?

(Все согласные звуки звонкие, поэтому радуют слух).

в) Наиболее яркие морфологические особенности.

(33 предложение – прилагательные в роли существительных – открывала прекрасное в родной природе; 34 – причастие в роли существительных - яркие картины увиденного и услышанного; личные формы глаголов).

г) Синтаксические особенности.

Примечание: эта работа требует более глубокого осмысления текста, поэтому можно дать задание выполнить ее дома.

- Чтобы доказать, что это текст публицистического стиля, найдем в нем вводные конструкции, обороты, сложные синтаксические конструкции, уточняющие, с однородными членами, неполные предложения, односоставные предложения и т.д.

- Сложные конструкции – 15, 24, 35 предложения;

- инверсия (1, 7, 9, 13, 28, 37)4

- парцелляция (с 16 по 18);

- однородные члены, бессоюзные (5, 12, 15, 19, 24, 33);

- неполные предложения (5, 17, 18, 31);

- обособленные определения и обстоятельства (23, 25);

- уточняющие конструкции (4, 9, 28).

д) Изобразительно- выразительные средства.

- Главное предназначение изобразительно – выразительных средств в публицистическом стиле – усиление эмоционального воздействия на слушателя. В этом очерке их не так много, но есть.

- Сравнения (24 - напоминает огрубевшую от тяжелой работы бугристую человеческую ладонь; 29 – засека сравнивается с храмом; 30 – с доброй хозяйкой; последний абзац полностью построен на сравнении с другими местами)

- Эпитеты (20 – достославной Тульской земли; 29 – всё торжественно-красиво и неприкосновенно; 32 – чудное общение с природой)

- Метафора (детство прозвенело).

В качестве домашнего задания выпускникам было предложено написать сочинение-рассуждение о “малой” родине.

Формируя лингвистическую компетенцию при подготовке к экзаменам, учитель русского языка и литературы может обращаться к текстам разного характера. Так, на уроке в 9 классе МОУ “Средняя общеобразовательная школа №16”, проведенном директором общеобразовательного учреждения, учителем русского языка и литературы Чикиным М.В., анализировался отрывок из автобиографической повести Архиепископа Иоанна Сан-Францисского “Биография детства”.

1. Прочитайте выразительно текст.

(1) Будущего у этих строк может (не)быть. (2) Но будущее будет у человечества. (3) И верная память о прошлом есть участие в этом будущем. (4) Мы все его несем в своих руках.

(5) Благодарю меня Создавшего и Терпящего, и людей, через которых я вошел в мир, с помощью которых жил и всё более ощущал свою жизнь как дар и милость.

(6) Моё детство – это, прежде всего, Матово, средняя черно(зёмная) полоса России, милая русская, тульская земля, Венёвский уезд, Холтобинская волость. (7) Там постоянно жил мой отец.

(8) Отец влиял на меня всем стилем своей спокойной жизни благо(душной) трудо(любивостью) и серьезным, честным отношением к вещам. (9) С детства правда была для меня чем(то) пр…красным и пр…влекательным. (10) Жизнь в нашей семье была бодро(веселая), без отвлеченных нраво(учений)…

(13) Проня была от Матова в десяти верстах. (14) Станция Епифань, Сызранско(вяземской) железной дороги, ближайшая к об…им имениям, отстояла в 18 верстах от Матова и в 8 от Прони. (15) В Веневе была станция Рязанско(уральской) железной дороги, но до Венева от Матова было 30 верст, и мы редко ездили этим путем.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Определите тип речи.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните данные орфограммы.

5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим при помощи указательного местоимения? (1, 4, 7, 10).

6. Каков способ образования слова дробинкой (предложение №11).

7. Сколько раз в предложении №7 употребляется звук [а]? (1, 6, 2, 5).

8. Укажите грамматическую основу в предложении №1.

9. Выполните указанные виды разборов.

Итак, какова тема данного текста? (Воспоминание о детстве)

Основная мысль? (Предложение №3)

Тип речи и его признаки? (Повествование, т.к. рассказ ведется от первого лица, перечисление, ведущая часть речи – глагол).

На уроках русского языка в 9-м классе при подготовке к итоговой аттестации в новой форме все виды работ должны быть взаимосвязаны. Только такой подход поможет ученикам успешно сдать экзамены.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Памятка по написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста в 9 классе (подготовка к выполнению задания 15.2 ОГЭ по русскому языку).

Памятка по написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста в 9 классе (задание 15.2 в демонстрационном варианте ОГЭ 2016 г.).

При написании сочинения-рассуждения по отрывку из текста следует учитывать, что сочинение имеет определённую структуру:
1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.
Начать можно с предложенного вопроса. В первом абзаце даем объяснение фрагмента.
Во втором абзаце приводим первый аргумент из текста. При этом сначала приводим его своими словами, а затем можно сослаться на номер предложения в тексте или процитировать его.
В третьем абзаце приводим второй аргумент из текста аналогично первому.
В четвертом абзаце – вывод. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.
Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста? На мой взгляд, она означает, что … В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.
Во-первых, … (предложение …).
Во-вторых, … (предложение …).
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что…

Пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть. Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

3. Вывод. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Читайте также: