Отношение врача к своему пациенту сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.

К сожалению, в последнее время я всё чаще замечаю, что медицинский персонал учреждений, как соматического, так и психического здоровья, будь то врачи, санитары или медицинские сестры, забывает об основных потребностях нуждающихся в помощи людях. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То есть такие качества врача, как расположенность к пациенту, открытость, уважение и честность. На лечение влияют далеко не только лекарства. Отдельное место занимают эмоциональные потребности человека.

В медицине существует специальный термин, означающий отрицательные последствия деятельности врача — ятрогения. С точки зрения психологии, в словаре И. Кондакова приводится следующее определение:

Ятрогения — неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения. Специфика. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле.

Традиционные способы лечения взаимодействуют с организмом пациента только в разрушении уже произведенных атипичных клеток, тогда как психологическое вмешательство способно развернуть в обратном направлении весь цикл развития раковой опухоли и заставить весь организм работать на увеличение его сопротивляемости болезни и уменьшение производства раковых клеток.

Одна из главных потребностей болеющего человека — потребность в заботе. Бывает так, что вследствие невозможности человека удовлетворить потребность в заботе или неспособности попросить об удовлетворении этой потребности у близкого окружения, человек заболевает, так как у многих в нашей культуре болезнь ассоциируется с заботой и опекой.

В современной российской медицине можно проследить тенденции, которые так или иначе усугубляют эту давнюю проблему отношений врача и пациента: попытки следовать веянию компьютеризации, автоматизации, стандартизации; вводить строгие лечебные стандарты, ограничивающие свободную деятельность врачей; постоянные обучающие курсы, которые настолько формальны, что никак не развивают мышление, сколько заставляют действовать шаблонно. Создается ощущение, что государство всеми силами пытается ограничить действия врачей и вписать их в разряд Бойцов красной армии.

Приведу основные причины, по моему мнению, наиболее сильно влияющие на такое положение дел.

Образование

В обучении врачей, а также среднего и младшего медицинского персонала нет места, либо отводится крайне мало времени, пониманию и изучению глубоких психологических аспектов. Еще в раннем средневековье, в 11 веке нашей эры, Авиценна проводил эксперименты и пытался доказать неотделимую связь души и тела, влияние эмоций на здоровье человека.

В современной медицине считается, что около 30% заболеваний являются психосоматическими, то есть такими, в основе которых лежат эмоциональные причины или внутриличностные конфликты. Психологи же считают, что психосоматическими являются около 70% заболеваний. Я думаю, что истина где-то посередине. Но с уверенностью можно сказать следующее:

Любое заболевание имеет психологические аспекты.

В странах Европы в базовое образование медицинского персонала входит обучение навыкам общения. Психология как образовательный предмет есть в том числе и в российских вузах, но в более развитых странах такое обучение проводится в форме семинаров или тренингов с возможностью студента-медика попрактиковаться в общении и взаимодействии под руководством наставника, получить обратную связь от пациента, задать вопросы и перестроить свой стиль общения и т.д.

В России на данный момент такая практика существует в виде частных курсов и программ. Соответственно пройти их может только тот врач, который имеет внутреннюю мотивацию к совершенствованию и развитию собственных навыков построения отношений с пациентом, финансы, а также время для прохождения семинаров.

Я приведу две ассоциации, предоставляющие подобные услуги:

Данная школа в первую очередь проводит обучение для врачей соматического профиля.

Анна Сонькина, директор школы дала следующие комментарии на вопрос о том, какие первые шаги можно было бы предпринять для переориентации привычных шаблонов общения с пациентами и формирования отношений с ними:

Ассоциация мотивационного интервью охватывает в первую очередь врачей-психиатров, психологов, наркологов. Но в том числе работает со специалистами здравоохранения в целом, а также с воспитателями и педагогами.

Медицинские стандарты

Данная причина сильно ограничивает возможность влияния на лечение пациента одного из главных факторов помощи — отношений. Медицинские стандарты ограничивают, а иногда делают практически невозможным отношение врача к пациенту с позиции Я-Ты, а также рассмотрение человека с точки зрения его индивидуальности. В целом, в использовании медицинских стандартов нет ничего плохого. Однако, например, если они ограничивают общение врача и пациента рамками 7-10 минут, это убирает возможность полноценной помощи и создания отношений между врачом и пациентом. Помимо времени приема, существует множество стандартов, которые приписывают способы лечения, заполнение бумаг и отчетов и т.д. То есть те стандарты, которые смещают фокус внимания с пациента на различного рода формальности, которых, к сожалению, становится все больше и больше. Стандарты создают основную проблему, о которой забывает система, а следовательно и некоторые врачи, в нее включенные:

Каждый пациент индивидуален. И болеет он по-своему. И его потребности субъективны. А следовательно, его лечение должно быть индивидуальным.

Мы приходим к тому, что эффективная для каждого отдельного пациента медицинская помощь — это творческий процесс. Если мы хотим сохранить это наряду с введением лечебных стандартов, то это означает, что стандарты должны иметь не постепенно сдвигающиеся стены, мешающие специалисту дышать, а достаточно гибкие и широкие.

Наука

И третий фактор, который бы я отметил как заключительный — это ориентация общества на строго доказательную науку и приверженность простым решениям.

В современном мире причины практически всех заболеваний приписывают четырем основным факторам:

  1. Генетика
  2. Экология
  3. Образ жизни
  4. Стресс

Халиф тяжело заболел. Все попытки вылечить его были напрасны.

Наконец пригласили на совет и великого врача Рази. Сначала он испробовал все известные с давних времен способы лечения, но безуспешно. Тогда Рази попросил у халифа позволения проводить лечение так, как он это считает нужным. Потерявший всякую надежду халиф согласился.

Когда прибыли на курорт, Рази велел халифу раздеться и приказал всем слугам удалиться. Вместе со своим учеником он уложил халифа в ванну и быстро стал поливать его горячей водой. Одновременно он влил ему в рот горячий сироп, который поднял температуру тела больного.

Затем Рази встал перед халифом и начал осыпать его ругательствами и оскорблениями. Халиф был потрясен и пришел в страшное волнение из-за такой неслыханной неучтивости и несправедливых обвинений. В невероятном возбуждении он стал двигаться.

Тогда Рази вынул свой нож, подошел близко к больному и пригрозил, что убьет его. Охваченный страхом халиф попытался встать и побежать. Увидев это, Рази вместе со своим учеником вскочили на лошадей и, спасаясь бегством, ускакали за пределы города.

Обессиленный халиф упал. Когда он очнулся от обморока, то почувствовал, что может двигаться. Охваченный гневом, он закричал, чтобы явился слуга, велел одеть себя и поскакал в свой дворец. С ликованием встретила толпа своего властелина, избавившегося от недуга.

Когда халифу прочитали это письмо, сердце его преисполнилось глубокой благодарностью, и он попросил врача вернуться, чтобы выразить ему свою признательность.

Во всех системах, стремящихся к жесткому контролю и количественной эффективности, происходит упрощение в ущерб качеству. Намного проще сказать, что это генетика, чем рассмотреть человека в совокупности его биологических, психологических, социальных и духовных факторов. Где каждый аспект взаимно влияет на другой. А упуская из виду один аспект, можно утратить возможность понимания того, что происходит с человеком. Например, не учитывая особенностей семейных взаимоотношений, можно упустить напряжение между членами семьи в качестве основного фактора возникновения у человека головных болей и продолжать пытаясь выявить органическую причину, несмотря на хорошие анализы.

Человек — лучший эксперт своей жизни.

Именно пациент, пришедший к врачу, живет своей жизнью уже 20, 30 или 40 лет, и только он может знать: почему, что и когда с ним происходит. Поэтому нужно учитывать совокупность факторов и уделять внимание как результатам экспертиз, так и тому, что говорит человек. Даже если эти данные расходятся. У всего есть свои причины.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.

(2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

– (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы.

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер. (В.Аксенов)

В данном тексте Василий Павлович Аксенов ставит проблему отношения человека к своей работе. Профессиональная деятельность касается каждого человека, однако не все выполняют ее качественно и добросовестно, поэтому поставленная автором проблема важна для осмысления.

Здравствуйте, Кристина!
Вы написали достойное сочинение и заработали высокий балл за него, однако некоторые шероховатости необходимо отметить. Вы легко могли бы их заметить и устранить при вашем уровне подготовленности и заработать максимальный балл, чего я и желаю вам на экзамене.
Содержание работы безупречно, а вот в грамматическом и речевом оформлении есть недочёты и ошибки. Рассмотрим их.

Профессиональная деятельность касается каждого человека, однако не все выполняют ее качественно и добросовестно, поэтому поставленная автором проблема важна для осмысления.

Можно выполнять должностные обязанности , но не профессиональную деятельность. В этом контексте употребление местоимения её в качестве замены является грамматическим нарушением.

Автор в тексте рассуждает над тем , как люди должны относиться к своей профессии.

Рассуждать можно только о чём-то , а вот размышлять можно и о чём-то и над чем-то. Грамматический недочёт.

Разве не стали обычными такие явления, как пренебрежительное отношение к своей профессии .

ПРОФЕ́ССИЯ, -и, ж. Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. (Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999). Слова работа и профессия далеко не в каждом контексте могут использоваться как синонимы. Речевая ошибка.

Выполняя свой профессиональный долг, людям стоит искренне стремиться к улучшению качества жизни, окружающего мира в целом, для чего требуется упорный труд.

Нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном предложении. Для дополнительного действия, выраженного деепричастным оборотом, необходимо подлежащее. Выполняя свой профессиональный долг, люди должны искренне стремиться.

Логическое нарушение:

Сравнивая отношение Зеленина и Макара Ивановича к работе, вы разводите эти примеры, правильно анализируете их, но в этой части почему-то смешиваете эти 2 примера. В связи с этим нарушается логика рассуждения, что не позволяет поставить максимальный балл по К 5.

Макар Иванович - фельдшер. Можно было назвать его коллегой , но не врачом . За эту фактическую ошибку сняла балл в К 12.

Ещё раз отмечу, что в целом работа выполнена очень хорошо. Следует внимательнее отнестись к деталям, устранить даже самые маленькие недочёты, чтобы получить максимальный балл на экзамене.
Удачи!

Проблема взаимоотношений между врачом и пациентом. Искусство общения врача с больным. Основные принципы биоэтики. Утрата психологического контакта между врачами и больными как самое главное отрицательное следствие современного развития медицины.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.09.2014
Размер файла 18,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Модели взаимоотношений врач - больной

3. Искусство общения с больным

4. Принципы биоэтики

6. Список использованной литературы

Для нашего времени проблема взаимоотношений между врачом и пациентом актуальна и стояла остро всегда. Отношения между ними - основа медицины, и научиться относиться друг к другу правильно должны обе стороны. Но в какой бы то ни было неприятной ситуации виновным всегда окажется врач как лицо ответственное, так что доктор должен быть не только образованным и подкованным научно, но и духовно олицетворять свою профессию. И каждый, кто решается на этот нелегкий путь, должен не один раз задуматься: осознает ли он, какой груз берет на свои плечи, соответствует ли понятиям о том, каким должен быть врач? Но самое главное, это, пожалуй, любовь к людям, ведь именно с ними он будет контактировать каждый день десятки раз. Но как же с ними контактировать?

2. Модели взаимоотношений врач - больной

Техника никогда полностью не сможет заменить человека, но оказывает огромное влияние не только на сам процесс лечения, но и на сознание людей. Утрата психологического контакта между врачами и больными - самое главное отрицательное следствие современного развития медицины. Поскольку большинство конфликтов порождается именно этим, целесообразно рассмотреть существующие сегодня модели взаимоотношений врачей и больных.

В этой модели главным принципом является патернализм, или покровительство, опека, забота о благе ближнего, причем благо оценивается только с позиции заботящегося. Это своего рода отцовство, когда врач берет на себя роль родителя, который решает, что следует делать больному, а что не следует, не объясняя причин того или иного выбора.

С одной стороны, больной четко и ясно понимает, что ему необходимо сделать и в каком порядке, но для работы этой модели необходимы такие немаловажные условия, как:

а) Твердая и обоснованная уверенность врача в своих знаниях и правильности сделанного выбора

б) Врач должен являться авторитетом для больного на основании личного опыта или информации, полученной от других пациентов.

С другой стороны, эта модель не может не иметь и минусов.

а) Ограничение активности больного в понимании сути своей болезни и в инициативных поисках оптимальных методов излечения.

б) Если в результате применения этой модели возникает конфликт, вся ответственность ложится только на лечащего врача, а не разделяется им с больным и коллегами, как бывает в остальных моделях.

в) Эта модель в большей мере, чем другие, ограничивает права больного, оговоренные законодательством.

Эта модель полностью противоположна предыдущей. Согласно ней, врач сообщает больному о сути патологии и методах ее устранения, оставляя выбор метода за самим больным.

Главное достоинство этой модели в том, что стимулируется активность участия пациента в своем лечении, а недостаток - сомнения больного, некомпетентного в медицине, что нередко заставляет его обращаться к другим врачам.

При всех недостатках патерналистской модели, она является гораздо более предпочтительнее либерационной, свидетельствующей о полной незаинтересованности врача в результатах своей работы, а чаще - о равнодушии как характерологической особенности врача.

Эта модель в последнее время занимает все большее место, так как опирается в большей части на научный прогресс. Согласно этой модели и врач, и больной ориентируются на показания диагностических приборов и наличие тех или иных лечебных технологий. Но ни о каком психологическом контакте врача и пациента не может быть и речи, так как им даже не обязательно встречаться.

Интерпретационная модель является самой распространенной моделью прошлого. Врач обсуждает с больным не только суть болезни и существующие методы ее лечения, но и высказывается о прогнозе, об индивидуальных особенностях больного с учетом различных факторов, выясняет и комментирует предпочтения больного. При этой модели врач беседует с больным, а не просто информирует его, обмениваясь с пациентом мыслями и чувствами.

В то же время эта модель является самой сложной, так как для этого требуется наладить устойчивый доверительный контакт с больным. Как же это сделать?

3. Искусство общения с больным

взаимоотношение врач больной общение

Благоприятная атмосфера при первой встрече с пациентом очень часто возникает в том случае, когда врач способен проявить глубокое доброжелательное отношение к своему собеседнику. Такое состояние можно назвать эмпатией.

ЭМПАТИЯ - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Конструктивное сотрудничество пациента с медиком - несомненное условие для решения проблем, связанных с заболеванием. Но насколько трудно бывает больному найти в себе силы для подобного сотрудничества и сконцентрироваться на главном! Понять важность этих переживаний - первоочередная задача для врача. Тогда практические правила общения на начальном этапе можно свести к простым советам.

Поменьше говори, побольше слушай.

Не надо спешить вносить свои коррективы в логические построения пациента. Пока он не выговорится, то навряд-ли будет способен принять какую либо помощь, а скорей сочтет это как насилие. Действительным достижением пациента следовало бы считать момент, когда восстанавливается способность к самостоятельной критической оценке событий. При этом он будет видеть в талантливом враче помощника, в чем, в сущности, будет прав.

Обращай внимание не только на то, что пациент говорит, но и на то, как он это говорит.

Наблюдательность врача служит хорошим показателем его служебного соответствия.

В процессе общения следует обращать внимание на следующие особенности состояния пациента:

-заинтересованность в беседе, способность к активному целенаправленному взаимодействию;

-сниженное настроение, пугливость, подавленность и заторможенность, монотонность речи, замедленная реакция, выражение тревоги и страха;

-злобность, холодная агрессия, жестокость;

-наличие неадекватных высказываний, среди которых наиболее опасными являются идеи преследования и воздействия;

-повышенная раздражимость, истощаемость;

-склонность к театральности и манерности поведения, требования к себе повышенного внимания;

-повышенная отвлекаемость, обстоятельность суждений, изобилие трафаретных высказываний;

Все свои наблюдения следует вести в сжатой манере в истории болезни.

Это правило следует принимать как заповедь. Поддержание уважительной дистанции само по себе целительно для пациента, не позволяет ему усомниться в целесообразности назначенного лечения, помогает прочно утвердить ваш собственный авторитет.

Грубое невнимание так же опасно для психики, как и чрезмерное.

Не ставьте под сомнение компетентность ваших коллег, даже если диагноз ошибочен.

Попробуйте мягко уклониться от обсуждения с больным чужих мнений. Ваша задача - поставить такой диагноз сегодня, который дал бы возможность лечить больного сегодня. Ваша гибкость преследует вполне определенную цель: больной не должен управлять вами, навязывать вам свои идеи, касающиеся вопросов лечения.

Разговаривая с вами, больной может расплакаться. Не препятствуйте этому, старайтесь поддержать его. В подобный момент теплые отношения могут очень окрепнуть. В иных случаях лучше будет прервать беседу на некоторое время, что бы дать пациенту возможность передохнуть и успокоиться.

Никогда не объясняйте пациенту происхождение, причины, меру опасности и механизм тех или иных болезненных ощущений.

В процессе беседы вы неизбежно столкнетесь с тем, что больной начнет спрашивать эти вещи. В том, что вы ни в коем случае не должны это рассказывать, есть две причины:

Вы сам находитесь на полдороге к пониманию

Больной не способен адекватно воспринимать ваши объяснения,

способен к моментальному формированию в своем сознании различных химер, которых впоследствии очень трудно искоренить.

Наконец, существует еще одно очень полезное правило:

Старайтесь задавать все свои вопросы, где только возможно, в отрицательной форме.

Не спрашивайте: “Есть ли у вас боль в области…”, - правильнее спросить “Нет ли у вас боли…” В противном случае ваши вопросы могут незаметно обрести характер внушения фактически отсутствующих симптомов.

4. Принципы биоэтики

Принцип “прежде всего - не навреди”

Можно выделить такие формы “вреда”:

а) вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

б) вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью;

в) вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

г) вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Таким образом, принцип “не навреди” имеет смысл понимать в том ключе, что вред, исходящий от врача, должен быть объективно неизбежным и минимальным. Из этого делается вывод, что моральный выбор в деятельности врача не есть нечто исключительное и редкое, напротив, это - неотъемлемая часть его повседневной деятельности.

Принцип “делай благо”

Этот принцип является расширением и дополнением первого, так что иногда их даже объединяют в один. В форме запретов излагаются более сильные моральные нормы, этот же принцип требует некоторых позитивных действий. Его смысл можно передать с помощью таких слов, как благотворительность, милосердие, благодеяние.

Принцип уважения автономии пациента.

Между людьми действует правило “не лги”, однако нет обязательства добровольно сообщать имеющуюся у одного информацию другому. Но отношения врача и пациента несимметричны в том смысле, что первый располагает знаниями, которых нет у второго. Поэтому первый должен не только сообщить второму необходимую информацию, но и обеспечить ее понимание и добровольность принятия выбора пациентом.

Термин “справедливость ” часто используется в повседневной жизни. Это в чем-то облегчает, а в чем-то затрудняет понимание этого термина в биоэтике. Естественно, понятие справедливости в биоэтике не может быть полностью отличным от его понимания в жизни, но в то же время оно является более узким, ограниченным и более строгим.

Принцип справедливости в первом приближении можно сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. В отличие от рассмотренных ранее принцип справедливости предназначен для ориентировки в ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не кого-то одного, а разных людей или социальные группы.

Несмотря на все вышеуказанные правила, советы и критерии, общение между врачом и каждым его пациентом все равно каждый раз будет исключительным и неповторимым. Успешный контакт будет зависеть в большей части от личностных качеств врача, его отношении к больному, и от того, кто пришел лечиться. Если хороший специалист и хороший человек совмещаются в одном враче, то такой врач - это счастье и для больного, и для здорового. А что бы вырастить и одну, и другую составные части, нужно время, способности и, главное, и ученика, и учителя.

Список использованной литературы

Зильбер А.П. Модели взаимоотношений врач-больной / А.П. Зильбер. Этюды медицинского права и этики - М.:МЕДпресс-информ, 2008. с 29-32

Телешевская М.Э. Глазами больного/ М.Э. Телешевская - К.:Здоровье, 1985. с 71-94

Кожевников А.Д. Искусство общения с больным/Клиническая медицина - 2002; №4; с 65-69

Лещинский Л.А. Врач и больной / Л.А. Лещинский Деонтология в практике терапевта - М.:Медицина, 1989. с 29-151

Подобные документы

Значение общения в лечебной деятельности. Коммуникативная сторона профессиональных взаимоотношений между врачом и больным. Влияние врача на самосознание больного. Значение способности врачей эффективно общаться с пациентами для качества врачебной помощи.

презентация [596,9 K], добавлен 22.11.2014

Взаимоотношения между врачом и пациентом как одна из проблем медицины. Влияние сложности в коммуникации на качество врачебной помощи и течение лечения. Свод этических правил врача, его коммуникативная компетенция. Адекватное восприятие информации.

презентация [1,4 M], добавлен 08.10.2013

Общение с пациентом в медицинской сфере. Значение способности практикующих врачей эффективно общаться с пациентами для качества врачебной помощи. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом. Влияние врача на самосознание больного.

реферат [35,0 K], добавлен 19.05.2009

Взаимоотношения между врачом и пациентом как одна из важных проблем медицины. Обратная связь в контексте общения. Языковой, фонетический, стилистический барьер. Умение медработника понять больного человека как одна из основ лечебной деятельности.

презентация [510,4 K], добавлен 25.10.2013

Отношения между врачом и больным как основа лечебной деятельности. Роль психологического и эмоционального состояния пациента в процессе лечения. Тактика и принципы общения медицинского работника с пациентами. Типы медицинских сестер и их характеристика.

презентация [212,0 K], добавлен 03.02.2010

Понятие и виды лидерства. Значение профессиональных и лидерских качеств врача для возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными. Главные черты эффективных лидеров. Стратегии врача на руководящей должности.

презентация [409,0 K], добавлен 24.04.2014

Причины создания позитивного настроя при работе врача с пациентом. Мотивирование пациента на активное участие в лечении. Задача врача при взаимодействии c пациентом, находящимся на стадии осознания проблемы. Особенности работы врача-стоматолога.

Белая Е.А., Гутуева Ч.Г.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Катрунов В.А.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Резюме

Отношения между врачом и пациентом являются основой медицины, платформой, на основе которой строится процесс лечения. Умение врача установить необходимый психологический контакт с пациентом является показателем врачебного профессионализма. От его умения зависит, будет ли пациент выполнять предложенные рекомендации, осуществлять регулярный прием лекарственных препаратов. Только врач может настроить больного на положительный исход, заставить его поверить в свои силы и возможности. Профессиональные качества врача проявляются в умении выстраивать наиболее приемлемые отношения с пациентом на основе этических, моральных, клинических аспектов деятельности врача.

Ключевые слова

Статья

Проблема взаимоотношений врач - пациент является актуальной в условиях современной действительности, потому что в конфликтной ситуации виновным в большинстве случаев оказывается врач, который не нашел верный "подход" к данному больному. Как же наладить контакт с пациентом? От чего будет зависеть выбор модели поведения в каждом конкретном случае?

В каждой цивилизации и общественности на протяжении многих веков формировались различные взаимоотношения между врачом и пациентом. Проанализировав их, американский ученый и биоэтик Роберт Вич создал классификацию, согласно которой выделил следующие модели взаимоотношения врач-пациент:

1.Инженерная, для которой характерно восприятие пациента врачом как безличный механизм. Главная цель врача при этом – изменение повреждений в данном механизме. Для этого он использует различные лабораторные и инструментальные методы диагностики. Главный минус данного вида взаимоотношений – это технократический подход к больному, при котором не учитываются индивидуальные особенности болезни и права человека. Больной никак не принимает участие в излечении.

2. Патерналистская или пастерская модель, для которой характерно взаимоотношение врача к больному как священнослужителя к прихожанину либо как отношения между отцом и ребенком, при этом основой отношения к больному является любовь, сострадание, справедливость и внимательность, согласно клятве Гиппократа. Пастерская модель главенствовала в европейской общественности в течении многих веков. В современном обществе данная модель остается наиболее преимущественной и распространенной, особенно в отношении к психически больным, детям и старым людям. Единственный минус патернализма – это вероятность того, что взаимоотношения врач-пациент могут превратиться в отношения руководителя с подчиненным.

3. Коллегиальная модель, для которой характерно равноправие между врачом и пациентом. При этом доктор рассказывает больному все данные о диагнозе, способах терапии, вероятных осложнениях и исходов болезни, а больной принимает участие в анализе данных, таким образом больной имеет свободу выбора. Данная модель наиболее эффективна при лечении больных с хроническими заболеваниями. Такая гармония между врачом и пациентом в современной медицине встречается редко. Недостаток коллегиальной модели – отрицательное влияние неграмотности пациента и характерных черт его психики на процесс лечения.

4. Контрактная модель. Пациенты составляют договор на медицинское обслуживание с ЛПУ либо посредством компаний страхования. И пациент, и врач при этом имеют свои обязательства и собственную выгоду. Данная форма взаимоотношения между врачом и пациентом защищает нравственные ценности каждой личности, но, к сожалению, мало распространена в обществе.

Перечисленные модели отношения между врачом и пациентом это совершенные системы. В реальности модель взаимоотношений обусловливается отличительными чертами врача, состоянием пациента и характером медицинской помощи.

Имеются иные ориентиры, согласно которым возможно дать характеристику моделям отношений между врачом и пациентом, в частности, в случае если принимать во внимание не только общебиологическую, а также и биографическую заболеваемость. Этот подход дает возможность выделить четыре модели взаимоотношений, тип которых обусловливается состоянием пациента - в острый, хронический период болезни, больным имеющим инвалидность, а также умирающим.

1. В острый период болезни больные, как правило, пассивны в диалоге с врачом, главная цель которого как можно быстрее вылечить больного и вернуть к привычному образу жизни.

2. При взаимоотношении с больными, имеющими хронические заболевания, врач должен придерживаться принципа равноправия, компетентности и организовывать группы взаимопомощи.

3. Во время работы с инвалидами врач должен приспособить больных к условиям инвалидности, однако никак не оставлять прикованными лишь к собственной койке или палате.

4. Главная цель врача при работе с умирающими больными - предоставить обезболивание, заботу, моральную поддержку и достойную смерть.

Взаимопонимание между врачом и пациентом влияет на эффективность лечения так же, как и верно поставленный диагноз, и оказываемая в полном объеме медицинская помощь. При общении с пациентом, особенно при первом контакте, врачу следует быть доброжелательным, с пониманием относится к переживаниям пациента. Больному, который испытывает физический и психологический дискомфорт от своего состояния, имеет недостаточное количество медицинских знаний, бывает трудно найти в себе силы для построения отношений с врачом, сотрудничества, концентрации на главном, способности отделять главное и второстепенное. В связи с этим именно врачу следует быть инициатором установления доверительных отношений, уметь выслушать больного, выразить понимание сказанного.

Не подобает обсуждать профессиональные и организационные вопросы в присутствии больного, ставить под сомнение профессионализм коллег, даже если в предыдущей формулировке диагноза была допущена ошибка, чтобы не потерять доверие больного к вам, вашим коллегам и медицинской системе в целом.

Больной не должен управлять врачом, навязывать ему свои мысли и идеи, заставлять менять диагноз, лечение.

Также не стоит стараться объяснить больному этиологию, механизмы возникновения и течения тех или иных симптомов и заболеваний. Больной не сможет адекватно понять объяснения, это приведет к тому, что в его сознании сформируются заблуждения, которые будет трудно искоренить.

Принципы биоэтики были сформулированы для того, чтобы врачу было на чем основывать свои действия. Они не требуют слепого подчинения, могут толковаться по-разному, но являются опорой для дальнейших суждений.

Врач должен признать пациента, как равноправного партнера, не утаивать от него результаты обследования, диагноз, в частности диагноз онкологического заболевания. Атмосфера лжи, в которой оказывается больной, негативно влияет на его самочувствие. Больной должен узнать, понять и принять правду, какой бы он ни была. Это окажет положительное воздействие, как на самого больного, так и на его близких. В то же время, не следует отказывать больному в надежде, медицина не является точной наукой и предсказать течение всех процессов не является возможным. Поэтому всегда следует оставлять место вере и надежде. Следует сообщать такой объем информации, который пациент будет способен понять и принять.

Пациент, в свою очередь, также должен соблюдать принцип правдивости, особенно это касается случаев заболевания ВИЧ, ИППП и другими заболевания, когда при сокрытии правды, возникает угроза распространения инфекционного заболевания в обществе.

Вопреки всем вышеуказанным принципам, рекомендациям и критериям, взаимоотношения между врачом и пациентом при каждой новом обращении будут особыми и неповторимыми. И даже когда диагноз и оказываемая помощь технически правильны, эффективность контакта будет преимущественно зависеть от личностных особенностей врача и его отношения к больному, что очень важно для успешного излечения.

Литература

3. Зильбер А.П. Модели взаимоотношений врач-больной / А.П. Зильбер. Этюды медицинского права и этики - М.:МЕДпресс-информ, 2008. с 29-32

4. Телешевская М.Э. Глазами больного/ М.Э. Телешевская - К.:Здоровье, 1985. с 71-94

5. Кожевников А.Д. Искусство общения с больным/Клиническая медицина - 2002; №4; с 65-69

Читайте также: