Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества сочинение рассуждение
Обновлено: 19.05.2024
В любом племени-государстве – у папуасов, у индейцев, у европейцев, у азиатов – везде на почетном месте сидят старики, а возле них крутятся дети. А знаете почему? Потому что дети – это будущее всего племени-государства. А старики – это личное будущее каждого человека племени. Каждый ребенок когда-нибудь станет стариком! – грустно, но, ФАКТ!
Ребенку, по большому счету, нужно очень мало – быть сытым, одетым и любимым. Другое дело, что родителям надо много трудиться, чтобы предоставить такие малости ребенку. И, старикам надо, по сути, тоже не много – УВАЖЕНИЕ!
Как взрослый половозрелый человек может захотеть иметь детей, если он видит уни.женных стариков и понимает, что это и есть его будущее и будущее его потомства?!
Кто-то скажет – да при чем тут государство и власть, сами относитесь к своим родителям и другим старикам по-человечески и все будет хорошо.
Да, все правильно! Но, мы живем в социуме, в государстве – мы все связаны одной территорией, общением и законами. И, хотим мы этого или нет, но, дети видят не только наших родителей, но и других стариков, и отношение к ним.
Я правда не понимаю ПОЧЕМУ НАШЕ ГОСУДАРСТВО ТАК ПЛОХО ОТНОСИТСЯ К ВЕТЕРАНАМ.
Я уже молчу про простых стариков. Но, ветеранов осталось…да их уже и не осталось. Остались, которые были детьми и приравнены к ветеранам. Но, даже их настолько мало, что власти хоть тут могли бы уж не позориться.
Я даже не хочу писать про видео про Володина и бабушку – Господи, стыдно то как.
Обучающая: систематизировать умения анализировать текст с точки зрения стиля, находить средства выразительности в тексте публицистического стиля, определять их роль; обучать правильной монологической речи.
Развивающая: развивать логическое мышление и языковое чутье, умения правильно обобщать данные и сделать вывод.
Воспитательная: развитие нравственных качеств учащихся; воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Нравственные начала должны проявляться
в человеке очень рано
Учитель: Сегодня у нас с вами не обычный урок русского языка, а объединенный с уроком обществознания. Цель этого урока познакомиться с текстом Василия Белова и поразмышлять над проблемой, которую затрагивает автор. Чтобы иметь небольшое представление о писателе, послушаем короткую биографическую справку, подготовленную вашим одноклассником.
Ученик: На русском Севере затеряна в лесах Вологодской области деревня Тимониха, одна из тех русских деревень, что ничем особенным не прославила своего имени. Но именно на них всегда лежала основная тяжесть истории народа и государства.
Здесь, в Тимонихе, в 1932 году родился и на всю жизнь остался верен этому родному для него уголку земли писатель Василий Белов. Здесь истоки его духовной жизни.
Отец его Иван Федорович погиб в 1943 году, и мать одна сумела вырастить пятерых детей. Ещё мальчишкой будущий писатель помогал матери поднимать на ноги младших, работая в колхозе.
В этой книге писатель рассказывает об эстетики крестьянского труда, о народном фольклоре, быте и культуре, сложившиеся на русском Севере, опираясь на воспоминания матери и собственные. Автор книги не только стремится закрепить в памяти читателя приметы жизненного уклада, который уходит в прошлое; писатель хочет сказать свое слово о том, какой была, а главное, какой должна быть жизнь человеческая.
- Как вы понимаете значение этого слова? Что такое лад? (Слайд: Лад – мир, согласие, гармония человека с миром. Лад – это красота.)
- Недаром ладой называли в старину милую, возлюбленную, а она обращалась к любимому с тем же словом. И ладить – значит не только жить в согласии, дружно, но также приводить в порядок, хорошо делать свое дело. Каждое из этих значений слова вспоминается при чтении книги Василия Белова.
Внимательно и вдумчиво слушаем. (Текст читается учителем).
(1) Богатый нравственный и трудовой опыт делал стариков равноправными в семье и в обществе. (2) Если ты уже не можешь пахать, то рассевать никто не сможет лучше тебя.
(3) Если раньше рубил бревна в обхват, то теперь в лесу для тебя дела еще больше. (4) Тесать хвою, драть корье и бересту мужчине, находящемуся в полной силе, было просто неприлично.
(5) Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье.
(6) Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. (7) Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. (8) Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. (9) Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. (10)Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!
(11) Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, одинаково ранимы. (12) Нечуткому, недушевному человеку, привыкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. (13) Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконравственный человек. (14) И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом. (15) Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. (16) Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.
- Вернемся к вопросу, заданному вам перед прочтением текста.
2. Работа с текстом.
К какой теме обращается автор?
(Автор обращается к традициям русской семьи, которые существовали многие-многие годы.)
- Скажите, какие главные традиции называет писатель? Это труд и духовно-нравственный опыт.
- Опираясь на текст, перечислите, какие виды труда называет автор? (Пахать, рассевать, тесать хвою, драть корье и бересту).
- Самое замечательное в этой традиции было то, что труд этот был совместный – каждому находилось дело по силам. Подтвердите это примерами из текста. Не можешь уже пахать – рассевай, лучше тебя никто это не сделает. Не можешь рубить бревна в обхват – можешь тесать хвою, драть корье и бересту, так как заниматься такой работой мужчине, находящемуся в полной силе, было просто неприлично!
Над значением малопонятных для вас слов работал ученик, сейчас он вам их прокомментирует .
- Вернемся к предложению 16. Найдите в нем значимое слово, характеризующее семью. ( В нормальной семье ).
- Определим значение этого слова. (Соответствующий норме, обычный).
(Потому что, таким образом, автор в тексте, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение к старикам и есть норма).
- Что для вас значит слово СЕМЬЯ?
Слайд: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Толковый словарь русского языка Ушакова.
Учитель обществознания. Определения семьи. Виды семьи.
- Итак, мы говорили о трудовых традициях русской семьи.
- А какие нравственные традиции называет автор в этом тексте?
- Внимательно прочтем 12 предложение и назовем слова, составляющие эту традицию:
Во-первых , авторитет родителей . Поясним: влияние родителей на детей является одним из важных факторов в формировании их личности. Своим примером общения со старшим поколением они воспитывают в детях лучшие или худшие качества.
Во-вторых , высокая требовательность родителей, которая должна быть направлена на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям и поступкам.
- В чем Василий Белов видит возрождение и спасение России?
Залог духовного возрождения и спасения России Василий Белов видит в укреплении семьи . В широком смысле семья для писателя – это вся Россия, она же – источник творческого начала, колыбель, в которой сохраняются и развиваются национальные, культурные, духовные, этические и эстетические традиции.
Сформулируйте основную мысль текста.
( Автор говорит о бережном отношении к старикам, которое закладывается в семье. )
- Что значит в вашем понимании бережное отношение ?
Автор поднимает один из жизненно важных вопросов - бережное отношение к старикам, чтобы заставить задуматься: а всегда ли правильно поступаем мы?
(С малых лет нужно воспитывать в детях уважение и внимательность к старшему поколению, и не должно быть никаких скидок на возраст.)
В традициях всех народов, в том числе и русского, - почитание и уважение старших в семье. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Но нередко, живя в семье, пожилые люди чувствуют себя одинокими. Причиной этого является недостаток внимания со стороны близких людей. Между тем, согласитесь, не так уж и сложно избавить их от этого ощущения.
- Определите стиль текста. (Публицистический). Докажем это.
- Какова цель этого стиля? (Целью стиля является привлечь внимание к важному вопросу, убедить нас в этом, побудить к определенным поступкам, действиям).
При создании текста, чтобы быть более убедительным в своих высказываниях, автор использует определенные средства выразительности. Предлагаю еще раз обратиться к отрывку и найти в нем приметы публицистического стиля.
В тексте наряду с общеупотребительными словами используется диалектная и народная разговорная лексика. Чуть раньше мы познакомились с малопонятными словами и выяснили их значение.
В публицистическом стиле подобная лексика становится стилистически окрашенной. Использование народных и простонародных слов помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.
Учитель обществознания о патриархальной русской семье.
- В этом тексте писатель говорит не только о бережном отношении к старикам, его беспокоит что-то ещё. Как вы думаете, какую очень важную, злободневную проблему поднимает автор?
Автор затрагивает проблему нравственности и размышляет о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам. Бережное, любовное отношение к ним – нравственная норма общественных отношений.
- Найдите предложение, в котором звучит эта мысль (пр.15).
- Прокомментируйте это предложение.
- Как вы понимаете выражение нравственный уровень общества ?
В любом человеческом обществе приняты нормы поведения: нравственные качества личности + традиции, культура и т.д.
- Посмотрим на экран, прочтем.
( Слайд: Нравственность - 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. 2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности. 3. Моральные свойства.)
Учитель обществознания. Социальный аспект. Показатель нравственного уровня общества. Задание.
ВЫВОД: Помните, у каждого из вас есть близкие, которые, как и вы, нуждаются в защите и внимании. Не зря издревле семья была высшей ценностью, а традиции передавались от старших детям, потому что крепкая семья – это крепкое государство. Сохраняя наши корни, мы растим наше будущее!
Василий Иванович Белов
Б 43 Лад: Очерки о народной эстетике. — М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.
7 р. 50 к. 50000 экз.
Известный советский писатель рассказывает об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, быте, художественных промыслах. В книге использованы этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей.
Издание предназначено для широкого круга читателей.
ББК 84Р7+63.5(2) Р2+902.7
Фотосъемка проведена в Вологодской и Архангельской областях в 1979–1981 годах.
Архивные фотографии получены из фондов Вологодского краеведческого музея.
Василий Иванович Белов
Редактор 3. Костюшина Художественный редактор С. Сахарова Технический редактор Е. Брауде Корректоры В. Авдеева, И. Тарасова
Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.
В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…
Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.
Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.
Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…
Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.
Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.
Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.
Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.
Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.
Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.
Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.
КРУГЛЫЙ ГОД
Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта — Тимофей-весновей.
12 марта — Прокоп — увяз в сугроб.
13 марта — Василий-капельник.
14 марта — Евдокия — замочи подол.
Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову[1]. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определенны и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.
Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас.
Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.
17 марта — Герасим-грачевник.
30 марта — Алексей — с гор вода. 4 апреля — Василий-солнечник. 9 апреля — Матрена-настовица.
14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки.
28 апреля — Мартын-лисогон.
29 апреля — Ирина — урви берега.
В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят: круглый год.) И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву — везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода — вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники — ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица… И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани.
1. к какому стилю принадлежит данный текст?
2. какой тип речи используется в данном тексте?
3. надите в 1,4,5,6,7,8,10 предложениях языковые средства выразительности(тропы, фигуры, фонетические и графические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в расткрытии основной мысли текста они играют.
4. Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени ее формулируют.
(1)Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки.(2) Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. (3)Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать.(4) Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т. д.(5) Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!
(6) Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, одинаково ранимы. (7) Нечуткому, недушевному человеку, привыкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. (8)Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконравственный человек.(9) И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом. (10)Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. (11)Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.
Читайте также: