Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества сочинение рассуждение

Обновлено: 19.05.2024

В любом племени-государстве – у папуасов, у индейцев, у европейцев, у азиатов – везде на почетном месте сидят старики, а возле них крутятся дети. А знаете почему? Потому что дети – это будущее всего племени-государства. А старики – это личное будущее каждого человека племени. Каждый ребенок когда-нибудь станет стариком! – грустно, но, ФАКТ!

Ребенку, по большому счету, нужно очень мало – быть сытым, одетым и любимым. Другое дело, что родителям надо много трудиться, чтобы предоставить такие малости ребенку. И, старикам надо, по сути, тоже не много – УВАЖЕНИЕ!

Как взрослый половозрелый человек может захотеть иметь детей, если он видит уни.женных стариков и понимает, что это и есть его будущее и будущее его потомства?!

Кто-то скажет – да при чем тут государство и власть, сами относитесь к своим родителям и другим старикам по-человечески и все будет хорошо.

Да, все правильно! Но, мы живем в социуме, в государстве – мы все связаны одной территорией, общением и законами. И, хотим мы этого или нет, но, дети видят не только наших родителей, но и других стариков, и отношение к ним.

Я правда не понимаю ПОЧЕМУ НАШЕ ГОСУДАРСТВО ТАК ПЛОХО ОТНОСИТСЯ К ВЕТЕРАНАМ.

Я уже молчу про простых стариков. Но, ветеранов осталось…да их уже и не осталось. Остались, которые были детьми и приравнены к ветеранам. Но, даже их настолько мало, что власти хоть тут могли бы уж не позориться.

Я даже не хочу писать про видео про Володина и бабушку – Господи, стыдно то как.

Обучающая: систематизировать умения анализировать текст с точки зрения стиля, находить средства выразительности в тексте публицистического стиля, определять их роль; обучать правильной монологической речи.

Развивающая: развивать логическое мышление и языковое чутье, умения правильно обобщать данные и сделать вывод.

Воспитательная: развитие нравственных качеств учащихся; воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

Нравственные начала должны проявляться

в человеке очень рано

Учитель: Сегодня у нас с вами не обычный урок русского языка, а объединенный с уроком обществознания. Цель этого урока познакомиться с текстом Василия Белова и поразмышлять над проблемой, которую затрагивает автор. Чтобы иметь небольшое представление о писателе, послушаем короткую биографическую справку, подготовленную вашим одноклассником.

Ученик: На русском Севере затеряна в лесах Вологодской области деревня Тимониха, одна из тех русских деревень, что ничем особенным не прославила своего имени. Но именно на них всегда лежала основная тяжесть истории народа и государства.

Здесь, в Тимонихе, в 1932 году родился и на всю жизнь остался верен этому родному для него уголку земли писатель Василий Белов. Здесь истоки его духовной жизни.

Отец его Иван Федорович погиб в 1943 году, и мать одна сумела вырастить пятерых детей. Ещё мальчишкой будущий писатель помогал матери поднимать на ноги младших, работая в колхозе.

В этой книге писатель рассказывает об эстетики крестьянского труда, о народном фольклоре, быте и культуре, сложившиеся на русском Севере, опираясь на воспоминания матери и собственные. Автор книги не только стремится закрепить в памяти читателя приметы жизненного уклада, который уходит в прошлое; писатель хочет сказать свое слово о том, какой была, а главное, какой должна быть жизнь человеческая.

- Как вы понимаете значение этого слова? Что такое лад? (Слайд: Лад – мир, согласие, гармония человека с миром. Лад – это красота.)

- Недаром ладой называли в старину милую, возлюбленную, а она обращалась к любимому с тем же словом. И ладить – значит не только жить в согласии, дружно, но также приводить в порядок, хорошо делать свое дело. Каждое из этих значений слова вспоминается при чтении книги Василия Белова.

Внимательно и вдумчиво слушаем. (Текст читается учителем).

(1) Богатый нравственный и трудовой опыт делал стариков равноправными в семье и в обществе. (2) Если ты уже не можешь пахать, то рассевать никто не сможет лучше тебя.

(3) Если раньше рубил бревна в обхват, то теперь в лесу для тебя дела еще больше. (4) Тесать хвою, драть корье и бересту мужчине, находящемуся в полной силе, было просто неприлично.

(5) Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье.

(6) Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. (7) Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. (8) Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. (9) Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. (10)Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!

(11) Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, одинаково ранимы. (12) Нечуткому, недушевному человеку, привыкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. (13) Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконравственный человек. (14) И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом. (15) Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. (16) Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.

- Вернемся к вопросу, заданному вам перед прочтением текста.

2. Работа с текстом.

К какой теме обращается автор?

(Автор обращается к традициям русской семьи, которые существовали многие-многие годы.)

- Скажите, какие главные традиции называет писатель? Это труд и духовно-нравственный опыт.

- Опираясь на текст, перечислите, какие виды труда называет автор? (Пахать, рассевать, тесать хвою, драть корье и бересту).

- Самое замечательное в этой традиции было то, что труд этот был совместный – каждому находилось дело по силам. Подтвердите это примерами из текста. Не можешь уже пахать – рассевай, лучше тебя никто это не сделает. Не можешь рубить бревна в обхват – можешь тесать хвою, драть корье и бересту, так как заниматься такой работой мужчине, находящемуся в полной силе, было просто неприлично!

Над значением малопонятных для вас слов работал ученик, сейчас он вам их прокомментирует .

- Вернемся к предложению 16. Найдите в нем значимое слово, характеризующее семью. ( В нормальной семье ).

- Определим значение этого слова. (Соответствующий норме, обычный).

(Потому что, таким образом, автор в тексте, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение к старикам и есть норма).

- Что для вас значит слово СЕМЬЯ?

Слайд: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Толковый словарь русского языка Ушакова.

Учитель обществознания. Определения семьи. Виды семьи.

- Итак, мы говорили о трудовых традициях русской семьи.

- А какие нравственные традиции называет автор в этом тексте?

- Внимательно прочтем 12 предложение и назовем слова, составляющие эту традицию:

Во-первых , авторитет родителей . Поясним: влияние родителей на детей является одним из важных факторов в формировании их личности. Своим примером общения со старшим поколением они воспитывают в детях лучшие или худшие качества.

Во-вторых , высокая требовательность родителей, которая должна быть направлена на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям и поступкам.

- В чем Василий Белов видит возрождение и спасение России?

Залог духовного возрождения и спасения России Василий Белов видит в укреплении семьи . В широком смысле семья для писателя – это вся Россия, она же – источник творческого начала, колыбель, в которой сохраняются и развиваются национальные, культурные, духовные, этические и эстетические традиции.

Сформулируйте основную мысль текста.

( Автор говорит о бережном отношении к старикам, которое закладывается в семье. )

- Что значит в вашем понимании бережное отношение ?

Автор поднимает один из жизненно важных вопросов - бережное отношение к старикам, чтобы заставить задуматься: а всегда ли правильно поступаем мы?

(С малых лет нужно воспитывать в детях уважение и внимательность к старшему поколению, и не должно быть никаких скидок на возраст.)

В традициях всех народов, в том числе и русского, - почитание и уважение старших в семье. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Но нередко, живя в семье, пожилые люди чувствуют себя одинокими. Причиной этого является недостаток внимания со стороны близких людей. Между тем, согласитесь, не так уж и сложно избавить их от этого ощущения.

- Определите стиль текста. (Публицистический). Докажем это.

- Какова цель этого стиля? (Целью стиля является привлечь внимание к важному вопросу, убедить нас в этом, побудить к определенным поступкам, действиям).

При создании текста, чтобы быть более убедительным в своих высказываниях, автор использует определенные средства выразительности. Предлагаю еще раз обратиться к отрывку и найти в нем приметы публицистического стиля.

В тексте наряду с общеупотребительными словами используется диалектная и народная разговорная лексика. Чуть раньше мы познакомились с малопонятными словами и выяснили их значение.

В публицистическом стиле подобная лексика становится стилистически окрашенной. Использование народных и простонародных слов помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

Учитель обществознания о патриархальной русской семье.

- В этом тексте писатель говорит не только о бережном отношении к старикам, его беспокоит что-то ещё. Как вы думаете, какую очень важную, злободневную проблему поднимает автор?

Автор затрагивает проблему нравственности и размышляет о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам. Бережное, любовное отношение к ним – нравственная норма общественных отношений.

- Найдите предложение, в котором звучит эта мысль (пр.15).

- Прокомментируйте это предложение.

- Как вы понимаете выражение нравственный уровень общества ?

В любом человеческом обществе приняты нормы поведения: нравственные качества личности + традиции, культура и т.д.

- Посмотрим на экран, прочтем.

( Слайд: Нравственность - 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. 2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности. 3. Моральные свойства.)

Учитель обществознания. Социальный аспект. Показатель нравственного уровня общества. Задание.

ВЫВОД: Помните, у каждого из вас есть близкие, которые, как и вы, нуждаются в защите и внимании. Не зря издревле семья была высшей ценностью, а традиции передавались от старших детям, потому что крепкая семья – это крепкое государство. Сохраняя наши корни, мы растим наше будущее!

Василий Иванович Белов

Б 43 Лад: Очерки о народной эстетике. — М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.

7 р. 50 к. 50000 экз.

Известный советский писатель рассказывает об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, быте, художественных промыслах. В книге использованы этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей.

Издание предназначено для широкого круга читателей.

ББК 84Р7+63.5(2) Р2+902.7

Фотосъемка проведена в Вологодской и Архангельской областях в 1979–1981 годах.

Архивные фотографии получены из фондов Вологодского краеведческого музея.

Василий Иванович Белов

Редактор 3. Костюшина Художественный редактор С. Сахарова Технический редактор Е. Брауде Корректоры В. Авдеева, И. Тарасова

Лад - i_001.jpg

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.

КРУГЛЫЙ ГОД

Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта — Тимофей-весновей.

12 марта — Прокоп — увяз в сугроб.

13 марта — Василий-капельник.

14 марта — Евдокия — замочи подол.

Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову[1]. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определенны и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.

Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас.

Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.

17 марта — Герасим-грачевник.

30 марта — Алексей — с гор вода. 4 апреля — Василий-солнечник. 9 апреля — Матрена-настовица.

14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки.

28 апреля — Мартын-лисогон.

29 апреля — Ирина — урви берега.

В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят: круглый год.) И все же весной приходят к людям свои особые радости. В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву — везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год. А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода — вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки. Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники — ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица… И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани.

1. к какому стилю принадлежит данный текст?
2. какой тип речи используется в данном тексте?

3. надите в 1,4,5,6,7,8,10 предложениях языковые средства выразительности(тропы, фигуры, фонетические и графические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в расткрытии основной мысли текста они играют.
4. Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени ее формулируют.

(1)Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки.(2) Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. (3)Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать.(4) Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т. д.(5) Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!
(6) Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, одинаково ранимы. (7) Нечуткому, недушевному человеку, привыкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. (8)Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконравственный человек.(9) И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом. (10)Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. (11)Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.

Читайте также: