Отношение блока к революции сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая “Двенадцать” образом Христа, несущего флаг, Блок дает понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим.. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.

Построение поэмы “Двенадцать” дает нам четкое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения дается описание Того, что осталось от прежней жизни. Это — лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Блок явно не признает за таким миром права на жизнь. Барыня, поп, писатель — лишь пародии на людей. Такой мир подобен скорлупе, из которой уже вылупился птенец, т. е. двенадцать.

Они являются единственной силой, способной двигаться вперед среди развалин старого. У них нет цели, но есть структура и упорядоченность, создающие впечатление осмысленности. Столкновение между двумя мирами, миром хаоса и миром порядка, дано в сцене убийства Катьки.

Надо сказать, что различные части поэмы написаны в разных ритмах, причем теме двенадцати сопутствует размер марша, тема же Катьки до того, что с той произошло* дана в ритме частушек. Тем самым выводится коренное различие двух систем взглядов, двух мировоззрений. В первом случае, при описании двенадцати, подчеркивается их сплоченность и устремленность — самая главная, на мой взгляд, сила революции. Поэт не может не признать победы этого способа жизни. Размер частушек, наоборот, убеждает нас в несовременности и обреченности всего старого, всего того, что было дорого самому поэту. Ведь настоящее чувство просвечивает в монологе Петьки, несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока. Но в то же время поэт понимает: то, что было, уже нельзя не только возвратить, но и даже частично воскресить. Поэтому и отказывается Петруха от своей любви, ведь “не такое нынче время”, нет места чувству в мире, переделанном революцией. В подобной раздвоенности и кроется величайшая трагедия поэта. С одной стороны, он не может оставаться в старом мире, но в то же время и не может пойти вместе с двенадцатью, отрицающими поэзию.

Получается, что Блок принимает и одновременно не принимает революцию, признавая за ней безусловное и законное право изменить вселенную, но не находя в ней своего места. Интересно, что в конце поэмы старый мир преобразуется в маленького бездомного пса, увязавшегося за людьми. Это свидетельствует о том, что двенадцать действительно вырвались из старого космоса и идут уже совсем в другом пространстве, ведомые самим Христом.

Образ Христа может иметь много значений, причем непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Мне кажется, что этот символ выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но, вместе с тем, он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, во и указывает им путь страдания и, может быть, смерти.

Суммируя все сказанное, можно заключить, что. Блок принимал и оправдывал революцию, но не видел ни своего места в меняющемся мире, ни конечной цели всего происходящего. Для него разрушение старого вписывалось в картину развития жизни потому, что, по его мнению, вся пошлость и грязь окружавшего его общества не могла не быть уничтожена, а единственной силой, способной очистить вселенную, он видел архийную силу “двенадцати” — то ли рабочих, то ли солдат, а может быть, и просто арестантов, не имеющих ничего общего ни с ним самим, ни с обществом, в котором он жил.

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это - число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

2 вариант рассуждения

При анализе поэму стоит помнить, что Блок принадлежал к направлению писателей-романтиков. А для них основной темой творчества являлось противостояние человека и природы, добра и зла. Противостояние драматичное и зачастую трагическое. Поэтому революция в поэме представлена как всепоглощающее буйство стихии, сметающее все на своем пути.

Сам Блок позднее писал, что революция может смести доблестных и положительных людей, и неожиданно вознести недостойных и жалких. Но на то она и стихия, что зародившись от рук человеческих, перестает им подчиняться в дальнейшем. Словно бушующее пламя она мчится по стране, верша свои порядки.

Но пламя это не только разрушает старые устои, оно очищает землю от несправедливых пережитков времени. Как бы не сложилась история в дальнейшем, но свержение зарвавшейся власти и передача ее народу, были очень прогрессивным шагом.

Не стоит забывать и том, что Блок принадлежал к тем слоям интеллигенции, которая постоянно чувствовала свою вину перед другими слоями населения из-за имевшихся у них привилегий. Именно поэтому народный гнев, вылившийся в революцию вызвал у него такое благоговение. Народ восстал и требует справедливости для себя.

Конечно этот бунт жесток и беспощаден, как писал другой классик. Но и это является отражением того тяжелого времени. Любое буйство стихии наносит непоправимый вред. Однако с течением времени природа стихает, и на месте разрушений строится новый мир. Так и революция должна пройти свой путь, смести устаревшие конструкции, а на их месте выстроить новое государство.

Символичен и образ Христа, на первый взгляд неуместного при описании атеистического государства. Однако Блок воспринимал зародившуюся христианскую религию как своеобразную революцию рабов, восставших против своих хозяев. Поэтому у него Христос тоже соответствует революционной тематике. Он ведь тоже бунтарь, поведший за собой уверовавших, чтобы сломать старые порядки.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Популярные сегодня темы

Человек неразрывно связан с природой и без неё не может существовать, так как он её часть и творение. Природа вдохновляет, заряжает энергией и оптимизмом, дарит хорошее настроение

В начале рассказа изображён Игорь, сын Анны Фёдоровны, который в 1941-м году ушёл на фронт и так и не вернулся. Мать получила письмо от сына, в котором Игорь просил её прислать адрес молодой девушки Риммы

Дружба для поэта считалась одним из вечных, священных идеалов. С ранней юности Пушкин был очень привязан к приятелям, что разделяли его идеи, вдохновляли, были поддержкой и опорой. Кто же были эти люди и как он с ними познакомился

Доброта является тем качеством, без которого не может прожить каждый. Каждый человек в нашем мире должен совершать добрые поступки, хотя бы даже самые маленькие, но главное, чем больше поступков, тем лучше

Гост

ГОСТ

Отношение А. Блока к революции

А. Блок, русский поэт, классик русской литературы 20 века. К началу Первой мировой войны поэту было уже 34 года. К этому времени он уже имел значительный авторитет в интеллигентских кругах, но несмотря на это, Блоку не удалось избежать войны в ее настоящем виде. Поэт почувствовал всю ее фальшь, сумел понять настроение солдата, одетого в солдатскую шинель.

Мировая война по своим последствиям была поистине всемирным бедствием. 1917 год стал самым крупным проявлением назревших перемен. К началу 1917 года в окружении императора Николая II понимали, что революция неминуема. И вскоре она разразилась. Россия вступила в полосу революционных потрясений.

Для Блока революция не была неожиданность. Поэт ждал ее и готовился принять во всей реальности. В марте 1917 года А. Блок вернулся с фронта в Петроград. Поэт был назначен секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, которая была только что учреждена Временным правительством. Задачей комиссии было расследование противозаконных действий прежних царских чиновников и министров, так как было необходимо оправдывать свержение прежнего режима.

Работа А. Блока в комиссии привела поэта к мысли о том, что деятельность Временного правительства бесполезна. К августу 1917 года А. Блок уже разочаровался в февральской революции, поэтому в октябре он с восторгом приветствовал большевистский переворот.

Готовые работы на аналогичную тему

Революционная поэтическая публицистика А. Блока

Публицистика А. Блока, относящаяся к революционному периоду, наряду с его поэтическим творчеством является выражением общего понимания поэтом судьбы страны и роли художника в ней. Публицистические работы, в которые связаны с осмыслением революционных событий в России, писались интеллигенцией в тот период в огромном количестве. На примере этих работ можно наглядно проследить поляризацию общественного мнения, сложившегося после революции.

А. Блок, вопреки своему аристократизму, события Октября воспринимает с восторгом, будучи при этом весьма далеким от реальных представлений о жизни победившей в них народной массы.

Система силлогизмов в этом тексте возникает не из суждений логики, а путем соединения художественных тропов. Поэтому эта статья Блока является именно образцом поэтической публицистики

В этой статье А. Блок пытается прояснить существующие в обществе крайности хаоса, жестокости и т.д.:

  • Как ответ угнетенность за исторический обман;
  • Как неизменное сопровождение любого революционного действа;
  • Как непременность воздействия.

По мысли поэта, все разрушительные явления так или иначе будут существовать, так как основная сила таких исторических процессов – стихия народной массы. А интеллигенции, по мнению Блока, следует перешагнуть через внутренний страх перед стихийным буйством народа, осознать их справедливость и встать, в итоге, на защиту революционных преобразований.

В дальнейшем сам Блок лично столкнулся с трагедией постреволюционной России.


Сочинение 1

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это — число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

Сочинение 2

Сочинение 3

Блок Александр Александрович – поэт, чьи стихотворения пробирают до мурашек, их хочется перечитывать и перечитывать, постоянно находя в них новые символы, значения и открывая новые горизонты как литературные, так и разумные.

Читайте также: