Сочинение по плану утро в сосновом лесу

Обновлено: 02.07.2024

Вариант 1. Сочинение по плану

  1. Сведения об авторе и история создания картины.
  2. Когда и где происходит действие и почему художник обратился к этому времени года и месту.
  3. Описание пейзажа, его передний и задний план.
  4. Описание медведей.
  5. Цветовая гамма полотна.
  6. Идея картины.
  7. Моё отношение к изображённому.

Мы видим высокие сосны. Их верхушки автор срезал намеренно, чтобы показать, насколько могучие перед нами деревья. Одно из них повалила недавняя буря, да так сильно разломала, что даже вытащила корни из-под земли. На заднем плане деревья ещё окутывает туман, поэтому стволы практически не видны. А вот на полянке ветки сияют в лучах солнца. Здесь светло и безопасно.

Главными героями являются, конечно же, лесные обитатели: медведица и её дети, резвящиеся на старом поваленном стволе. Сама хозяйка леса стоит около сосны и внимательно наблюдает за происходящим. Поза её несколько напряжена: мать в любой момент готова защищать своих малышей. Старший медвежонок уже залез на самый край и готов вот-вот свалиться. Средний находится на середине, дольше он идти боится, поглядывает на медведицу. Младший самый осторожный, он привстал на задние лапы и принюхивается, глядя на туман. Маленькие медвежата весёлые, озорные и восторженные, совсем не боятся опасности, исходящей из глухой чащи. Да и зачем это делать, ведь мать охраняет непосед.

Несмотря на то что на картине преобладают тёмные, насыщенные цвета (зелёный, коричневый, серый), она кажется очень красивой. Туман, цветы, приглушённый свет придают полотну таинственность и очарование.

Литеровед считает, что художник мастерски передаёт восхищение родной природой. Кажется, мы буквально слышим гомон птиц, голоса медвежат, чувствуем запах свежести и хвои, ощущаем прохладу раннего утра.

Картина вызывает невольное восхищение, настолько гармоничны природа, живущие в глухой чаще медведи. Обстановка первозданности, чистоты, естественности заставляет вновь и вновь смотреть на гениальное полотно.

Вариант 2. Сочинение в свободной форме

На переднем плане картины изображены медвежата – подростки. Их четверо. Один медвежонок стоит на земле. По виду он самый крупный из четверых медвежат. Он опирается четырьмя лапами о землю и смотрит вперед. Уши у него стоят, как будто он прислушивается к чему – то. Вокруг медвежонка разбросаны обломанные ветки. Земля покрыта невысокой травой и мхом. За спиной у медведя высокий пенек сосны. Пенек старый, он уже засох, и вокруг появилась молодая поросль.

Большую сосну вывернуло с корнем и разломило на две части. Корень у сосны большой, разветвленный, покрытый мхом. Под корнем видна яма. Один обломок, ближе к корню, наклонился вперед, но не упал, его держит корень сосны. Вторая часть сосны упала в глубокий овраг.

На обломке сосны сидят два медвежонка. Они небольшие. Один медвежонок ползет снизу вверх по сосне, второй сидит выше и наблюдает за первым медвежонком. На шее у него видна светлая полоска шерсти. Оба медвежонка коричневого цвета. Обломок под медвежатами свежий, острые края еще не успели засохнуть. Они желтоватого цвета.

На большом обломке сосны стоит четвертый медвежонок. Он стоит на двух задних лапах, лапы полусогнуты. Медвежонок стоит боком, голова его повернута в сторону восходящего солнца. На шее у медвежонка также видна светлая полоска. На стволе много сухих веток.

Художник изобразил густой сосновый лес, толстые и тонкие сосны. Деревья все очень высокие. Часть сосен растут на пригорке, остальные в овраге. Вдалеке видна молодая сосна, у которой ствол растет криво. Она наклонилась вбок и своей кроной задевает верхушки других деревьев. Рядом со сломанной сосной растет изогнутая сосна, верхушкой она тянется к солнцу.

Через стволы и ветки деревьев проглядывает солнце. Его не видно, но по светлой голубой дымке и желтому просвету среди сосен, понятно, что утро уже наступило. С первыми лучами солнца медвежата выползли из своей берлоги и начали резвиться на природе.

Вариант 2

Это одна из самых известных работ художника. В этой картине есть все – и буйство красок, и солнечное утро, и веселые медвежата.

На первом плане мы видим всю красоту леса. Особенно в это раннее утро, когда еще только-только поднимается дымка, и первые лучи солнца начинают проходить сквозь густые ветви. Тут на ствол большого обломленного дерева взбираются маленькие медвежата и начинают резвиться там, как дети. Дерево вырвано с корнем и уже поросло многолетним мхом. Значит, когда-то давно здесь свирепствовала буря. Зато сейчас здесь все спокойно. Медвежата играют в свои игры на этом бревне, а медведица следит за ними.

Двое медвежат заняты игрой, а третий что-то увидел там, вдалеке. Он – самый старший и самый смышленый. Стоя на задних лапках, помогает своей маме оберегать младших братьев. Возможно он увидел опасность в виде других диких зверей, а может быть это солнышко, встающее из-за темного леса. Но мать- медведица всегда на чеку, она сторожит своих детенышей. Поэтому говорит им, чтоб сильно не баловали, везде может быть скрытая опасность. Между тем, солнце всходит, медвежата веселятся и не слышат свою маму. Они еще маленькие и не знают, что такое опасность. Им главное побегать, поиграть, порезвиться.

Картина очень позитивна, в том плане, что художник отобразил на ней не только русскую природу, но и диких зверей, таких как медведей. А эти животные прекрасно сочетаются с нашей природой. Холст отображает непередаваемое ощущение красоты, свободы и чистоты.

Картина получилась живой и насыщенной, за счет восходящего солнышка, лесной гущи и веселящихся медвежат. Недаром эта картина является одной из самых известных работ художника. Она воплощает в себе всю силу и красоту русской природы.

Описание картины Шишкина Утро в сосновом лесу

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году.

На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна, вокруг которой развивается главное действие. Возможно, дерево упало после сильной бури.

С левой стороны полотна зритель видит часть поваленного дерева с огромными вырванными корнями. На ней резвятся два медвежонка под пристальным присмотром медведицы. С правой стороны изображена другая часть упавшей сосны, на которой стоит третий медвежонок на задних лапах.

Он смотрит вдаль тумана, откуда пробиваются солнечные лучи.

Игра медвежат вызывает только положительные эмоции. У зрителя создаётся впечатление, что перед ним безобидные зверята, а наступающее утро для них настоящий праздник. Одновременно ощущается мощь и сила природы благодаря настороженной медведице, которая готова защитить своих малышей в любую минуту. Высокие могучие сосны только подчёркивают величие природы.

Солнечный свет только начинает заглядывать в дремучий лес, освещая верхушки могучих сосен. Свет пробивается сквозь колонны высоких сосен. Утро пробудило лес и медвежат, которые выбрались из своего укромного жилища.

Художник показывает, что медвежата с медведицей возле упавшей сосны

являются основным композиционным акцентом картины. Они выступают главным светлым пятном полотна. Все другие детали картины выполнены в более тёмных и приглушённых тонах. Художник передаёт красоту раннего утра в сосновом лесу, выбрав светлые оттенки зелёного, голубого, жёлтого цветов.

Зритель видит, что ещё стоит туман. Когда смотришь на картину, то можно ощутить утреннюю прохладу. Солнце только начинает всходить за лесом.

Солнечный свет на заднем плане привлекает медвежонка. Своими золотистыми лучами солнце освещает проснувшихся медвежат с медведицей на лесной поляне.

Изображение столь реалистично и динамично, что зрителю кажется, что медвежата передвигаются, взбираются по дереву и вскоре начнут прыгать, играя друг с другом. Каждая деталь на картине передана с любовью.

Великому русскому художнику-пейзажисту И.И. Шишкину удаётся добиться этой удивительной реалистичности. Зритель словно сам присутствует в сосновом мрачном лесу, который оживает при первых лучах солнца.

Описание настроения картины Утро в сосновом лесу (бору)

Популярные сегодня темы

На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами

В центре картины находится пруд, покрытый льдом. На пруду художник изобразил компанию детей, весело катающихся на коньках. Некоторые развлекаются, играя в сугробах. Также изображены сани, запряженные лошадьми

Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.

В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Шишкин Утро в сосновом лесу план сочинения 2 класс

  1. Автор
  2. Что изображено на картине
  3. Передний план, медведи
  4. Мои впечатления

Шишкин картина Утро в сосновом лесу

Шишкин Утро в сосновом лесу сочинение 2 класс

На картине изображено раннее утро в покрытом туманом дремучем лесу. Вековые сосны поражают воображение своей мощью. Деревья с толстыми стволами и узловатыми ветвями говорят о том, что перед нами нетронутый человеческой цивилизацией лес. Здесь царит дикая природа.

Ранним утром солнечные лучи только-только начинают пробиваться сквозь деревья. Они уже окрасили в золотистые оттенки верхушки деревьев, но внизу ещё царит утренний полумрак. Буйство красок, от тёмно-зелёного до ярко-золотого, навевает настроение радости от наступающего дня. Лес окутан молочным туманом, который будто хранит тайны и загадки нехоженой чащи.

На переднем плане поваленная старая сосна, которая обломилась посередине. Сосна, упавшая от старости или от прошедшего здесь когда-то урагана, вывернута с корнем, хвоя сосны уже успела пожелтеть. Это место и выбрало семейство медведей. Три медвежонка, которые ещё любят поиграть, облюбовали поваленное дерево для своих игр. За их безопасностью следит медведица, которая сидит на земле рядом. Один из медвежат с любопытством вглядывается вглубь леса, высматривая, что таит в себе непроницаемый туман.

На картине представлено, как просыпается природа, с первым лучами рассвета оживает сам лес. Свежая прохлада утра, ароматные запахи сосновой хвои и травы. Ещё совсем немного и солнечный день заиграет всеми красками, лес окончательно проснётся и будет наполнен щебетом птиц и другими звуками дикой природы. Картина очень реалистичная, однако от фотографии её отличают необыкновенные краски, которые передают настроение и волшебную атмосферу русского леса.

Почему ребенок должен уметь самостоятельно писать сочинения

В школе дети в разных классах на протяжении всех этапов обучения пишут сочинения, обучаются логично излагать свои мысли, развивают мышление и красноречие. Итоговой работой станет выпускное сочинение, в котором старшеклассник должен будет не только продемонстрировать знание русского языка, но и умение логично и аргументированно излагать свои мысли.


Методические рекомендации по обучению детей написанию сочинения

Ребенок должен понять, что сочинение лучше писать по плану:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

При этом следует объяснить школьнику, что вступление и заключение пишутся коротко, а основная часть сочинения должна иметь четкую структуру. После этого нужно вместе с ребенком продумать, что должно входить в каждый пункт такого плана при написании творческой работы. Начать обучение можно даже в 7-м классе, если школьник испытывает сложности при написании сочинения.

Умение правильно излагать свои мысли в письменной форме поможет детям развить логику и ораторские способности.

Сочинение в повествовательной форме позволяет детям научиться делать описания. Картина предоставляет для этого отличные возможности. Изображенный на ней лес и медвежья семья вызывают у детей позитивные впечатления. Описание занятий животных и леса, изображенных художником на картине, будет по плечу детям из начальной школы, которые с большой охотой сначала расскажут родителям, что они видят, а потом постараются записать все это с планом сочинения.

Необходимо задавать детям наводящие вопросы:

  • что изображено на картине;
  • какое время суток в лесу;
  • чем занимаются лесные обитатели;
  • какие мысли приходят в голову при взгляде на картину.


Примеры сочинения для учеников начальной школы

Пример 1

На картине художник Иван Иванович Шишкин изобразил рассвет в сосновом лесу, который встречает семья лесных жителей – медведей. Деревья и лес нарисованы настолько реалистично, будто их не рисовали, а фотографировали. Глядя на это лесное утро, кажется, что находишься там, в лесу, и тихо наблюдаешь из укромного места за медвежьей семьей. Вот что пришло мне в голову, когда я рассматривал эту картину.

Какие мысли и чувства возникают при просмотре картины

Мне показалось, что мама-медведица очень похожа на мою маму, которая всегда внимательно смотрит по сторонам, когда мы вместе с ней и братом переходим дорогу, или когда катаемся во дворе на велосипеде. Наверное, все мамы одинаковые, как и дети. Медвежата весело лазают по дереву, словно мы с братом.

Сначала кажется, что в лесу никого нет, кроме медведицы и медвежат, но, наблюдая за поведением медвежьей мамы, начинаешь понимать, что она кого то учуяла или увидела и говорит своим детям, что нужно вести себя тише. Третий медвежонок тоже кого-то учуял или слушает свою маму. Он, наверное, самый послушный из всех ее медвежат. Те двое заигрались на поваленном дереве и не слышат свою маму, продолжая рычать радостно друг на друга.

Картина художника И.И. Шишкина не только красивая, но и познавательная. Она показывает жизнь медведей в дикой природе. Не знаю, писал ли художник медведей с натуры. Ведь это очень сложно – так близко подобраться к диким зверям. Скорее всего, он нарисовал их по памяти, но получилось у него это очень реалистично, как будто он сфотографировал утренний сосновый лес с огромными деревьями и милую медвежью семью на прогулке в лесной прохладе в лучах восходящего солнца.


Пример 2

Школьники 3-4-х классов смогут выполнить более сложное задание, описав полотно с искусствоведческой точки зрения, используя более сложный и структурированный план. Вот короткий пример такой работы:

Сюжет и стилистика изображения

Картина написана в реалистическом жанре. Художник, который специализировался на пейзажах, изобразил на полотне, кроме огромных сосен, животных, выбрав для этого хозяина русского леса – медведя.

На картине изображена медвежья семья: мама-медведица и трое ее медвежат. Выбрав такой сюжет, художник как бы подчеркивает вековечный покой могучего соснового леса, охраняющего мирную жизнь его диких обитателей.

В центре картины на переднем плане изображены медведи, находящиеся у поваленной ветром старой сосны. Хотя медведь – крупный зверь, на фоне изображенных вековых сосен медведица выглядит не такой внушительной и опасной. Она, в отличие от играющих медвежат, находится в напряженной позе с открытой пастью, чутко прислушиваясь к тишине утреннего леса.

На заднем плане картины в верхней части изображены лучи восходящего солнца. О том, что в лесу только начинается утро, говорит стелющийся понизу туман, цепляющийся за могучие корни вековых деревьев. Художник настолько реалистично его изобразил, что кажется, что ощущаешь утреннюю свежесть соснового леса.

Используя характерный подбор цветов и оттенков, И.И. Шишкин создает светлое, как утро, настроение жизни русского леса, скрывающего под сенью ветвей повседневную жизнь своих обитателей.

Верхушки темно-зеленых сосен Шишкин позолотил желтым цветом, реалистично изобразив первые солнечные лучи. Они вскоре нагреют сосновую чащу, которая наполнится к полудню жаркого летнего дня стойким ароматом хвои. А пока в лесу довольно свежо и прохладно, что только на руку медвежьей семье, решившей прогуляться по лесной чащобе.

Хотя мишки располагаются в нижней части картины, написанной темными тонами, их поведение вкупе с золотыми солнечными лучами и желтым разломом поваленной сосны создает умиротворяющее и доброе настроение. Поэтому контраст темного низа и светлого верха картины очень реалистично передает неуловимый момент смены утренних сумерек наступлением раннего утра, когда воздух свеж и прохладен, а деревья вокруг кажутся теплыми и уютными, не успев сильно остыть летней ночью.

В картине, написанной в реалистичной манере, присутствует много темных тонов, контрастирующих с золотистыми красками солнечных лучей. Но вместе с тем создается светлое, как летнее утро, игривое настроение благодаря изображению играющих в утренних сумерках медвежат и их любящей лохматой мамы, стоящей на страже своих резвящихся детенышей.


Пример 3

Ученики старших классов могут написать сочинение-исследование по картине, описав малоизвестные факты истории ее написания. Школьникам средних классов лучше предлагать более сложные задания, в которые входят предварительный сбор информации о картине и история ее создания. Перед написанием сочинения нужно подобрать школьнику литературу об И.И. Шишкине и об этой картине. После этого школьник должен будет составить план и в соответствии с ним написать сочинение, в котором раскрывается история создания художественного полотна.

Нельзя просто переписывать чужие работы. Следует научить школьника мыслить самостоятельно и правильно излагать свои мысли в письменном виде по определенному плану.

История создания картины

Когда И.И. Шишкин в 1889 году работал над своим полотном на острове Городомля, его коллега по цеху, художник Константин Савицкий, предложил нарисовать на картине медведей. Когда создатель коллекции Третьяковской галереи купец Третьяков купил эту картину у Шишкина, он оставил на ней только подпись мастера, так как посчитал, что полотно написано в его характерной манере.


Младшим школьникам не стоит давать слишком длинные сочинения. Достаточно будет коротко изложить свои мысли, которые возникают у них, когда они смотрят на картину.

Картина хорошо подходит для того, чтобы дети могли научиться структурировать свои мысли, излагая их в определенной последовательности. Они могут сравнить медвежат с маленькими детьми, играющими под присмотром своей матери в безопасной для них обстановке.

Стоит попросить их описать лесную чащу, время суток, изображенные деревья, свои ассоциации, возникающие при разглядывании картины. Сам процесс обучения написанию сочинения следует приблизить к игровой форме. Ребенок должен получать удовольствие от того, что он справился со сложной задачей и смог научиться чему-то сложному. При выполнении такой работы родители должны хвалить ребенка за явные достижения и корректно указывать на ошибки, исподволь подводя его к правильному варианту.

Читайте также: