Отец сергий сказал я исследователь сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту М.Л. Москвиной по проблеме познания тайны творчества.

(1)Зюся — сын деревенского музыканта Шломы Блюмкина.

(2)Шлома бродил по деревням, зажигал на многолюдных родственных застольях и свадьбах,, развлекая столяров, кузнецов, лодочников и горшечников.(3) Он был худ и бледен, и близорук. (4)Но из-под засаленной тульи глядели на тебя сияющие глаза — то серые, в синеву, а иногда какой-то немыслимой голубизны и прозрачности, точно смотришь с обрыва в чистейшую хлябь морскую, и видно, как там проплывают рыбки.

(5)Все ждали, когда Шлома Блюмкин начнет прелюдию. (6)Мягкой рукой он принимался водить смычком по старенькой скрипке, нащупывая мелодию, пробуя на вкус, на цвет, буквально осязая ее изгибы и повороты, неторопливо разукрашивая трелями и причудливыми росчерками.

(7)В игре его всегда присутствовала какая-то безумная искра, особенно когда Шлома окончательно съезжал с катушек, обратившись в сгусток бешеной энергии.(8) И этот яркий огонь и зорный свет охватывали тебя и разжигали огонь невыносимого накала.

(9)Но Шлома не был бы Шломой, если б неистовые динамические фиоритуры под его смычком не оборачивались томительными и чарующими мелодиями. (10)В них слышался горький плач над загубленной жизнью, мольба о милосердии, что-то бесконечно жалобное и щемящее, когда все лишнее, пустое, мелкое уносится прочь, и остается неуловимая звенящая беззаботность, которая наполняет тебя от макушки до пяток.

(11)Зюся повсюду таскался за Шломой, шагал по ухабистым дорогам, грязь месил, пропадал под лучами палящего солнца, - чтобы в конце концов увидеть, как Шлома достает из футляра свою волшебную скрипку.

(12)Однажды Зюся не выдержал и поздней ночью, когда все затихли, решил посмотреть, что у нее там внутри, откуда льются эти божественные звуки.

(13)Зюся на цыпочках подкрался к футляру. (14)Щелкнув замочком, он поднял крышку - на бархатной подушке лежала загадочная и грустная царица Зюсиной души, та, за которой он готов был шагать в осенние потемки, снежную пургу и весеннюю распутицу.

(15)Около скрипки дремал черноголовый смычок.

(16)Зюся почувствовал себя Алладином, завладевшим волшебной лампой.(17)Откуда же берутся эти таинственные мелодии, думал он, вытаскивая из футляра сокровище Шломы. (18)Что она прячет под своей деревянной кожей?

(19)Зюся начал раскручивать колки - струны жалобно пискнули и ослабли. (20)Он расстелил чистое белое полотенце, каждую струну отдельно завернул в бумагу и выложил по порядку. (21)С грифом пришлось повозиться, но он справился.

(22)Теперь у него в руках лежало само тельце скрипки. (23)Легкое, как перышко, - тут и ребенку ясно: столь невесомая коробочка могла быть только пустой. (24)Но Зюся еще надеялся - вдруг это устройство, откуда льются звуки, сделано из какого-то неведомого ему, воздушного материала. (25)Острием ножа он отсоединил деку от боковой скрипичной дощечки. (26)Внутри было пусто.

(27)Живой чистоте скрипка Шломы обязана была пеньем, чистым, как серебро, мягким и теплым тембром, силой и блеском.

(28)Зюся стоял потрясённый, испытывая одновременно радость и ужас. (29)Он страшно устал. (30)Поэтому всё обстоятельно разложил на полотенце и подумал:

- Пораньше встану, возьму клей и склею.

(31)Но утром его разбудили буйные возгласы:

- Горе мне, горе, несчастье, скрипочка моя…

(32)Шлома бледный, с потемневшими глазами метался по дому, заламывая руки:

- Кто это сделал. (33)Где он, злой вандал, подайте сюда этого дикаря, я вытряхну из него душу.

(34)Зюся сжался в комочек и заскулил, уткнувшись в подушку.

- (35)Ты. – обескураженно воскликнул Шлома. – (36)Ты. (37)Мой возлюбленный Зюся? (38)Зарезал! (39)Без ножа зарезал. – он обхватил голову руками и заплакал.

(40)Зачем? – стонал Шлома. – (41)Ты можешь мне объяснить? (42)Зачем?

(43)Хотел посмотреть, что у неё внутри, - чуть слышно лепетал Зюся. – (44)Откуда берутся все эти звуки… (45)Подумал, открою и увижу механизм с дудочкой и колокольчиками…

- (46)Какой же ты болван, Зюся, - проговорил Шлома изумлённо. – (47)Ты разве не видел? (48)Это поют ангелы небесные.

(По М. Л. Москвиной)

В чём заключается волшебная сила искусства? Почему она владеет человеком, пробуждает в нём волнение, радость, грусть? М.Л. Москвина поднимает проблему познания тайны творчества.

Писательница далее повествует о том, что Зюся, сын Шломы, пытался своим детским умом понять, что же спрятано в недрах скрипки, что помогает его отцу извлекать божественные звуки. Любознательный мальчик разобрал инструмент, думая, что там спрятана коробочка с чудесными мелодиями. Его поразили одновременно радость и ужас – страх от содеянного и счастье понимания, что это благодаря его любимому отцу, за которым он постоянно ходил по пятам, наслаждаясь дивной музыкой, скрипка поёт и плачет, волнует и зовёт за собой. С помощью этих двух примеров М.Л. Москвина открывает тайну воздействия музыки на человека: инструмент мёртв, пока его не коснётся рука мастера, играющего на нём своим сердцем.

Автор считает, что тайна искусства заключена во вдохновении истинного мастера, который способен зажечь огонь в душах людей.

ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Отец Сергий сказал:

– С удовольствием… Расея – страна крестьянская. Не чёрная от фабричного дыма, а зелёная от полей и лесов. И русская правда тоже должна быть зелёная, крестьянская. Крестьянская правда – простая и суровая, но честная и не заёмная, а своя.

Отец Сергий слушал очень внимательно.

– Основа крестьянской жизни – семья. В большой крестьянской семье как? Нет ни свободы, ни равенства, а вот братство, то бишь любовь, есть. Слово отца – закон. Хороший отец детей любит, но не балует, как городские. И учит, постоянно учит. Как пахать и сеять, как обустраивать дом, как уживаться с общиной. Крестьянская семья – это ещё и школа.

– То есть вы считаете весь народ ребёнком?

– Ещё не хватало! Народ глуп. Навыбирают крикунов с краснобаями. Учителей назначаю я, директор. Самых уважаемых людей, по заслугам. В крестьянской семье уважение к личности – не подарок, который всякому достаётся от рождения. Уважение зарабатывают… Ты вырасти, прояви полезность, получи аттестат жизненной зрелости – тогда и претендуй на уважение…

Тут отец Сергий задал вопрос:

– А кто назначил директором вас, Никодим Львович? По какому праву именно вы решаете, кто достоин уважения, а кто нет?

Никодим Львович не рассердился.

– Директором Зеленского народного училища меня назначили ещё тридцать пять лет назад – я его и создавал. И за эти годы у меня отучились все местные, кому сейчас до сорока пяти лет. Они привыкли слушаться меня с детства. Мы здесь живём своей собственной властью с позапрошлой осени, когда в Петрограде всё развалилось… Земли много, всем хватает ­– помещичьи владения мы реквизировали… В России из-за войны мужчин всюду мало, а у нас много. Дезертиры приходят – и от белых, и от красных…

– Вы умный человек. Не вам объяснять, что с детьми без наказаний нельзя – испортятся. За хорошее детей надо поощрять, за плохое – давать взбучку. Для их же пользы и в наущение другим. Наказание обязательно должно быть страшным. Потому что страх – отличный воспитатель… За пьянство у нас наказание первой степени ­–­ порют. За самогоноварение – вторая степень: гоним в шею. За торговлю спиртным – смерть… Наша правда сурова. Но спастись Россия может только ею.


Каким становится человек, получивший власть в свои руки?

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

В формулировке проблемы допущена речевая ошибка:

Б.Акунин предлагает своим читателям задуматься над проблемой власти в одних руках .

Слово "власть" указывает на тему, а не на проблему текста. При формулировке проблемы в виде конструкции с существительным в Р.п. рекомендуется использовать отглагольное существительное: проблема сосредоточения власти в одних руках, проблема установления диктатуры в обществе, проблема проявления деспотизма.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (отношение Никодима Львовича к народу) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (отношение отца Сергия к Никодиму Львовичу) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.

Нарушена логика изложения примеров. Сначала вы рассматриваете один пример, выделяя в нем два предложения, которые считаете разными примерами, определяете связь между ними - дополнение. Но это один и тот же пример! Он не может дополнять сам себя. Потом приводите второй пример - мнение отца Сергия, но этот пример не показываете во взаимосвязи с первым.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибка: ложный вывод. Из того, что Никодим говорит о глупости народа, не следует, что он перестал считать подчиненных людьми.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: балл снижен из-за речевых ошибок, указанных в К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

По какому праву именно вы реша й те, кто достоин уважения, а кто нет?

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Оба примера ЗПТ дополняя друг друга, дают ясно понять то, что Никодим Львович стал жестоким, высокомерным человеком ЗПТ после того как получил власть в свои руки.
Чаще всего после их правлени я, в стране начинаются большие проблемы, которые народу приходиться решать.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Рассуждая над проблемой, автор приходит к выводу о том
Герой считает народ глупым, который не способен самостоятельно выбрать достойного руководителя.

Ошибка в построении сложноподчиненного предложения с придаточным определительным: союзное слово "который" находится далеко от определяемого слова "народ" и не согласуется с ним. Правильно: . считает народ глупым, неспособным.

Оба примера дополняя друг друга, дают ясно понять то, что Никодим Львович стал жестоким, высокомерным человеком после того как получил власть в свои руки.
автор приходит к выводу о том, что люди с такими же качествами ЗПТ как у Никодима Львовича ЗПТ не должны находиться у власти.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Автор показывает нам, что такие люди ни в коем случае не должны находиться у власти, потому что их правление приведёт к большим проблемам .
В заключение хотелось бы сказать, что безжалостные люди никогда не остаются долго у власти. Чаще всего после их правления , в стране начинаются большие проблемы , которые народу приходиться решать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

В заключение хотелось бы сказать, что безжалостные люди никогда не остаются долго у власти.

Голословное утверждение, не соответствующее действительности. Многие безжалостные люди находились у власти довольно долго, вспомним хотя бы Сталина, который правил страной 31 год.

Общие рекомендации: следует усилить работу над структурой сочинения, над формулировкой и комментарием проблемы. Удачи!

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №6 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема отношения человека к природе по тексту по Васильеву Б. Л.

Готовое сочинение №1

Как люди должны относиться к природе? Можно ли допускать неоправданную жестокость по отношению к живым существам? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя Бориса Васильева.

Авторская позиция заключается в следующем: нельзя проявлять неоправданную жестокость по отношению к природе, нужно проявлять сострадание по отношению к живым существам. Человек не царь природы, а её часть.

Мне близка позиция автора. Действительно, нельзя потребительски относиться к природе, разрушать её среду, уничтожать живые существа. Необходимо беречь природу.

В заключение подчеркну, что губительное отношение к природе неприемлемо, нужно беречь всё, что нас окружает.

Готовое сочинение №2

Именно проблеме отношения человека к природе посвящён текст, который я прочитал. Здесь говорится о туристах, которых поманила к себе лесная тишина и красота. Но они пришли не как гости, а как завоеватели. И когда им не понравилось соседство с огромным муравейником, просто сожгли его, не обращая внимания на то, что это дом миллионов муравьёв, уничтожив и всех этих насекомых. С ужасным реализмом и болью описывает автор в предложениях 66-67 гибель изумительного чуда природы — громадного муравейника — и несчастных существ, пытающихся защитить свой дом от безжалостного огня. И контрастом к этим мучительным словам автор приводит высказывания туристов в предложениях с 68 по 71: восхищенные своей сообразительностью, приезжие видят в случившемся не трагедию, которую они устроили собственными руками, а фейерверк, победу, торжество человеческого разума. Таким образом автор подчеркивает разницу в отношении людей к природе: одни люди относятся к ней с вниманием, любовью, восхищаясь каждой мелочью, которая их окружает; другие же видят в ней всего лишь источник своего удовольствия и, если что-то мешает им наслаждаться жизнью, просто уничтожают, не задумываясь ни о последствиях, ни об обыкновенный справедливости.

Автора возмущает такое отношение к природе. Он уверен, что достоинство человека не в том, чтобы уничтожать, а в том, чтобы внимательно и хозяйственно беречь то, что ему, как разумному существу, доверено.

Я думаю, если человек в ближайшем будущем не научится бережно относиться к природе, мы все останемся на пустой планете, с болью вспоминая о той красоте, которой лишились по собственному неразумию.

Готовое сочинение №3

Является ли человек царем природы? Имеет ли он право распоряжаться жизнями других живых существ? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский писатель Б.Л. Васильев.

Раскрывает проблему бережного отношения к миру природы автор, противопоставляя поступки туристов мыслям лесника Егора Полушкина и его сына Кольки.

Автор текста находится на стороне Егора Полушкина и его сына Кольки. Увидев муравейник, лесник сразу же предложил туристам отнести вещи на другое место, чтобы не потревожить муравьев. Когда у него попросили бензин, герой даже не мог подумать о том, что туристы хотят убить всех этих муравьев. И Егор, и Колька не могли равнодушно отнестись к тому, что туристы подожгли живых муравьев. Б.Л. Васильев демонстрирует, что отцу и сыну не свойственна жестокость по отношению к животному природы.

В тексте ярко выражена авторская позиция: человек не является царем природы, поэтому он не имеет права распоряжаться жизнями живых существ, каждый человек должен бережно относиться к миру природы.

С автором текста невозможно не согласиться. Ни один являющийся частью природы человек не имеет права убивать таких же живых существ, как и он сам. Каждый человек должен беречь природу и заботиться о ней. Такая точка зрения находит отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно отметить, что человек должен бережно и заботливо относиться к животному и растительному миру, поскольку жизнь человека, который вовсе не является царем природы, зависит от природы.

Готовое сочинение №4

Как люди относятся к природе-вот вопрос, который ставит в тексте Б. Л.Васильев.

Таким образом, люди по-разному относятся к природе: кто-то считает, что он вправе губить ее, а кто-то хочет ,чтобы она жила вечно.

Готовое сочинение №5

Человек – это часть природы, а не её царь, поэтому мы не имеем права уничтожать живых существ ради собственной прихоти. Писатель Б.Л. Васильев поднимает в тексте проблему отношения людей к природному миру.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: люди должны заботиться обо всех живых существах и брать ответственность за свои поступки, которые могут нанести невосполнимый урон миру природы.

В заключение хочется сказать, что все люди на земле должны бережно относиться к нашему общему дому, потому что без природы не было бы и самого человека.

Сам текст из 6 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Триединая цель урока: обратиться к примерам жизни и деятельности известных людей нашей страны, совершивших нравственные подвиги как к важнейшему воспитательному источнику традиции для новых поколений русских людей; проследить, как тема нравственного подвига раскрывается в русской классической литературе XIX века.

  • биографии известных людей нашей страны, совершивших нравственные подвиги, особенности их жизненного пути;
  • тексты художественной литературы, в которых раскрывается данная тема
  • находить примеры подобных подвигов в литературе XIX века и в современной жизни;
  • анализировать;
  • выделять главное;
  • сравнивать факты;
  • доказывать и опровергать.
  • в обычной жизни эти люди были лучшими людьми своего времени и по уму и по талантам, и по мужественности; их жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей;
  • эти люди являются воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу;
  • они обозначают для нас нравственные координаты духовного пространства.
  1. Организационный этап: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материла. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
  3. Этап усвоения новых знаний: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью “подвижников” земли русской- Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия Страгородского; помочь осознать, что вкладывается в понятие “нравственный подвиг”;на примере биографии Л. Н. Толстого и его повести “Отец Сергий” показать учащимся, что человек способен к нравственному и становлению, пройдя путь духовных исканий; Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.
  4. Этап закрепления новых знаний. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу; добиться в ходе закрепления повышение осмысления полученного материала.
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения. Подвести итоги урока.

Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.

  • мультимедийная презентация урока “Нравственный подвиг русского человека”
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • фонограмма колокольного звона;
  • лампада;
  • тексты повести Л.Н.Толстого “Отец Сергий”.

Конспект урока с теоретическим обоснованием.

I. Организационный этап.

Психологическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

1. Приветствие: “Здравствуйте ребята!”

Приветствие учителя выражает уважение, симпатию, желание добра. Это первый ключ к сотрудничеству.

Если приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он проведет урок, ответ учеников – реакция на эту заявку.

2. Определение отсутствующих.

Учитель формирует и демонстрирует свою позицию к факту отсутствия кого – либо: порицает, если ученик отсутствует без уважительной причины, сочувствует тем, кто болеет, приветствует ребенка, который после долгого отсутствия вновь появился в классе; реализуется необходимость углубления сотрудничества.

3. Проверка готовности учащихся к уроку

Негласно учитель интересуется внешним видом учеников, их рабочей позой, состоянием рабочего места.

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Классное помещение – рабочее место класса и учителя, от состояния которого зависит, в том числе и здоровье. Забота учителя о своем самочувствии и здоровье каждого учащегося – важнейший канал формирования чувства собственного достоинства.

5. Организация внимания.

Учитель берет небольшую психологическую паузу. Психологическая пауза, взятая учителем, выражает твердое намерение перейти к уроку. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача этапа:

1. Мотивация учащихся к освоению нового материала

Звучит колокольный звон, на его фоне учитель читает стихотворение:

“Лесной ручей бежал, журча.
Благоухала сныть-трава,
Кругом раскинув кружева.
И в нежном пении ручья
Звучали мудрые слова:
“Ищите к Господу дорогу,
Любите и хвалите Бога!”
Весенний ветерок живой
Шептал, слегка шурша листвой:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”
Небес сияла синева, и золотом лились слова:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”

(В это время на экране - фотографии соборов, храмов)

. В качестве эпиграфа мы выбрали слова Л. Н. Толстого:

“Я думаю, что рождение духовное, как и все великое, в нашей жизни происходит ростом незаметным… такое рождение совершается во всяком человеке в продолжение всей жизни…” Как слова Л. Толстого соотносятся с темой нашего урока?

Примерные ответы учащихся: “Подвиг- поступок, который совершает человек во имя общего блага. Нравственный подвиг- Это подвиг не только во имя кого-то, а прежде всего во имя самосовершенствования”.

В понимании писателя нравственный подвиг- это духовное рождение человека, которое происходит благодаря постоянному самосовершенствованию.

(Данная формулировка темы и эпиграфа способствует механизму погружения учеников в изучаемый период времени, а также они составляют основу проблемной ситуации, которую предстоит разрешить в ходе занятия).

3. Постановка перед учащимися учебной проблемы:

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем состоит жизненный подвиг С. Радонежского, С. Саровского. С. Страгородского? Можем ли мы их считать образцами для подражания? Можно ли привести примеры из художественной литературы и из жизни современного мира, доказывающие, что такие личности есть?

Ученики воспринимают и осмысливают учебную задачу. Учитель, используя проблемный метод, ставит перед учащимися учебную задачу, которая является точкой пересечения педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.

4. Формулировка цели и задач изучения темы.

Слова учителя: “Во все времена русская земля славилась духовными наставниками народа. Это и игумен земли русской, создатель жемчужины Православия- Троице-Сергиевой Лавры- преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и патриарх Московский и всея Руси Сергий. Люди разных сословий и званий со всего государства Российского стремились к ним за советами и наставлениями. Цель нашего урока - познакомиться с жизнью этих удивительных людей и определить какие духовные качества помогали им в трудные минуты их жизни, проследить как литература XIX века рассматривала эту проблему.

Учитель пытается вызвать личностное, заинтересованное отношение учащихся к достижению цели. В процессе данного УВМ используется проблемный метод.

III. Этап усвоения новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа:

Познакомить учащихся с примерами жизни духовных наставников русского народа, с людьми высочайшего духа. Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.

1. Организация внимания.

Учитель берет небольшую психологическую паузу, выражающую твердое намерение перейти к основному этапу урока.

2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся материала.

Слова учителя: “Каждая рабочая группа получила опережающее задание- презентовать материал о каждом из подвижников земли русской. Задания выполнялись в виде презентации. Давайте посмотрим, что удалось сделать каждой группе.

1 группа – презентация “Сергий Радонежский”:

Уже семь веков прошло со времени кончины преподобного Сергия Радонежского. Но и сегодня, словно неземной город, на земле стоит созданная им Троице-Сергиева Лавра. Со всей России съезжаются сюда тысячи людей, ища здесь духовной помощи и поддержки.

2 группа – презентация “Серафим Саровский”

Серафим Саровский… Батюшка Серафим… Так называли этого человека русские люди. Он помогал советами, добрым словом всем, кто обращался к нему с просьбой. При этом он забывал о себе.

3 группа – “Сергий Страгородский”

Сергий Страгородский- патриарх Московский и всея Руси ( в миру Страгородский Иван Николаевич ), уроженец города Арзамаса. Всю свою жизнь связал с русской православной церковью. Перед ним стояла задача – найти основу взаимоотношений между церковью и Советской властью, легализировать церковь.

Вопрос учителя: “Можно ли считать жизнь этих людей нравственным подвигом?”

Да, действительно, путь духовных исканий проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни. У одних он связан с самопожертвованием во благо народа, а у других- с самосовершенствованием своей души. И те и другие послужили основой для создания литературных образов как в житейной литературе, так и в классической литературе XIX века. Обратимся к творчеству Л. Н. Толстого. Вся его жизнь – это нравственные искания. “Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям”- писал в своем дневнике великий писатель. Он считал, что жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть, поэтому самыми счастливыми годами Л.Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Та нравственная высота, которой достиг писатель, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы. Его учение о нравственном самоусовершенствовании связано с теорией непротивления злу насилием. Бороться со злом можно только добрыми делами: “Смысл жизни каждого отдельного человека…в постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь представит такую возможность, а искать ее”. Этому правилу писатель следовал всю свою жизнь. И герои его произведений тоже ищут смысл жизни. Пути их нравственных и духовных исканий сложны, но важны для осознания жизненной цели. Обратимся к повести Л.Толстого “Отец Сергий”.

1. Какой чертой характера отличался молодой Касатский?

Ответ ученика: Целеустремлённость, именно она помогла ему добиться определённого положения в обществе.

2. Что заставило Касатского принять решение уйти в монастырь?

Ответ ученика: Хотелось быть выше остальных; религиозное чувство.

3. Каким предстает отец Сергий будучи в монастыре?

Ответ ученика: Радовался внутреннему совершенствованию; он трудился, был кротким, смиренным, чистым не только в делах, но и в помыслах. “Пострижение было важным внутренним событием для Сергия” - пишет автор.

4. Что произошло в душе Сергия после того, как он стал затворником?

Ответ ученика: Жизнь его была трудная. Не трудами поста и молитвы, это были не труды, а внутренней борьбой, которой он никак не ожидал. Источников борьбы было два: сомнение и плотская похоть.

5. Как борется священник с мирскими соблазнами, стремясь остаться настоящим затворником? Анализ эпизода “Встреча”.

Ответ ученика: Спасение в молитве, которую отец Сергий постоянно читал, но чувства не поддаются ни разуму, ни молитве. “Он чувствовал, что он слаб и что всякую минуту может погибнуть, и поэтому не переставал молиться”. Понимая, что не устоит перед соблазном, он “приводит себя в чувства” жестоким методом: отрубает себе палец, чтобы испытать физическую боль и избавиться тем самым от соблазна. После этого он ещё строже стал к себе относиться, “дожил до того, что не принимал больше ничего, кроме чёрного хлеба один раз в неделю”. Это своеобразная плата за те чувства, которые испытал.

6. Почему Сергий разочаровался в своей жизни после того, как начал исцелять людей?

Ответ ученика: “… он чувствовал, как внутреннее переходило во внешнее, как иссякал в нём источник воды живой, как то, что он делал, он делал всё больше и больше для людей, а не для Бога”.

7. Какую роль в повести играет сон?

Ответ ученика: После сна Сергий понял, что смысл жизни не в слепом служении Богу, а в служении людям, как это делала Пашенька. Чтобы быть ближе к народу, он становится странником. Когда поданные ему 20 копеек он отдал нищему, то почувствовал себя ближе к Богу. “Чем меньше имело значения мнение людей, тем сильнее чувствовался Бог”- размышляет Сергий.

Вывод: Трудный путь к постижению смысла жизни, который, по мнению автора, заключается в служении людям, проходит главный герой. Но именно это дает ему возможность стать духовно богаче.

Выполнение данного задания способствует включению всех учащихся в работу, обеспечивает максимальное участие детей в освоении нового материала, формирует коммуникативные умения учащихся. Усвоение нового материала осуществляется через групповую форму познавательной деятельности. Это позволяет включить в работу каждого ученика, воспитывать уважение друг к другу через атмосферу в группе. Задания, которые выполняют группы на этом этапе урока, нацелены на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного практического результата. Кроме того, ответы учащихся являются итогом коллективной деятельности.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа: закрепить те знания, умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления полученного материала, глубины его понимания, выработать соответствующие навыки и умения.

1.Закрепление новых знаний и умений.

Слова учителя: “Давайте подведем итоги. Что же включает в себя понятие “нравственный подвиг человека”? Встречаются ли в современной жизни люди, которые прошли сложный путь духовных исканий? Приведите примеры.

Ученики делают обстоятельные выводы.

Образец ответа учащихся: “Составляющими нравственного подвига являются: служение людям, служение Богу и служение самому себе. Таких ярких личностей, как С.Радонежский, С.Саровский, С.Страгородский,к сожалению, нет сегодня. Но это не значит, что понятие “нравственный подвиг” утратило свою актуальность. Каждый человек способен к нему и каждый должен стремиться к духовному самосовершенствованию через нравственный подвиг.

На данном этапе учитель применяет несколько методов обучения:

1.Репродуктивный метод позволяет закрепить сформированность умения выявлять главные характеристики; наряду с этим используется метод сравнения. 2.Частично – поисковый метод помогает проверить умение применить полученные знания, способствует развитию возможности сопоставлять, анализировать, обобщать. При выполнении заданий на этапе закрепления усвоенных знаний оправдана индивидуальная форма работы, т.к. цель – закрепить и углубить знания каждого ученика

2. Закрепление усвоенного материала на основе его применения при разрешении проблемной ситуации, созданной в начале урока.

Слова учителя: “А сейчас давайте вернемся к тем проблемам, которые мы определили в начале урока”.

Ученики актуализируют учебную задачу, заданную в начале урока, размышляют над поставленными проблемами.

Образец ответа учеников:

“Основные качества “подвижников” русской земли - безграничная доброта, милосердие, принятие чужой беды как своей; любовь ко всему живому на земле; чувство ответственности за всех живущих на русской земле. Этих людей можно назвать образцами для подражания. Они совершили настоящий нравственный подвиг - поставив общие идеи выше своих личных интересов, при этом пережив настоящее духовное перерождение. Именно такие качества и привлекали русских писателей XIX века, одним из которых был Л.Н.Толстой. Решение проблемной задачи урока осуществляется в процессе фронтальной познавательной деятельности учеников.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебно-воспитательная задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения; подвести итоги урока.

1.Подведение итогов урока.

Слова учителя: “А теперь обратите внимание на класс - на расстановку парт. Они поставлены лучами. Наша земля- это солнце, вы - лучи, которые согревают землю. И вот насколько больше каждый из вас будет отдавать тепла другим, настолько богаче вы будете духовно, тем самым делая мир чище и добрее.. Горите и согревайте землю своим теплом”.

Учитель анализирует работу класса, отмечает тех учащихся, кто старался.

Учащиеся подводят итоги своей работы на уроке

2. Мотивировка домашнего задания; подробный, но сжатый инструктаж по его выполнению.

Слова учителя: “В качестве домашнего задания мы предлагаем два вида работы:

- сочинение- рассуждение “Способен ли я на нравственный подвиг?”

-подобрать примеры из литературы XIX века, показывающие героев, совершивших нравственный подвиг.

Учащиеся активизируют внимание, осмысляют предложенное домашнее задание, задают уточняющие вопросы, записывают его в дневники. В домашнее задание учитель включает задание, которое позволит углубить полученные учениками на уроке, а также позволит развить аналитические способности.

Читайте также: