От первобытного общества к цивилизации сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Переход от первобытности к цивилизации.

Цель и задачи урока:

1. Добиться усвоения студентами основных понятий урока.

2. Выявить этапы перехода от дикости к цивилизации.

3. Продолжать развитие мышления учащихся в процессе изучения истории.

Основные понятия : протогорода, индоевропейцы, вождь, старейшина, государство, налоги, город, цивилизация.

Тип урока : изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ : Загладин Н.В. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. М.: “ТИД “Русское слово – РС.), карта, презентация.

I Организационный момент.

III Изучение нового материала.

1. Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

2. Протогорода.

3. Начало формирования народов.

4. Эволюция общественных отношений. Соседская община.

5. У истоков государственности.

6. Начало цивилизации.

1. Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли.

Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и разведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда — выделение земледелия и скотоводства, а отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев искотоводов, получая от них продукты питания. Земледельцы и скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Такзарождалась торговля.

Протогорода.

Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для зашиты от врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов — жилище богов. Боги теперь считались покровителями урожая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога ветра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияющими на жизнь земледельцев и скотоводов.

В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, побывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Стандартные дома стояли вплотную друг к Другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Начало формирования народов.

С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сель ского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-климатические условия сказались и в холе формирования разных народов.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевропейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевро­пейским языкам относятся и славянские языки.

Эволюция общественных отношений. Соседская община.

Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.

У истоков государственности .

Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и не­равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­ла переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями — налогами.

Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации.

К концу периода Древнего мира ( V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.

Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци­вилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную циви­лизацию.

Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди­ненное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

IV. Закрепление изученного материала:

1. Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации?

Гост

ГОСТ

Первые очаги цивилизации

Уже в IV-III тысячелетиях до н.э. центры цивилизации возникли в:

  • Египте, в долине Нила,
  • Месопотамии – между Тигром и Евфратом.

Чуть позже – в III-II тыс. до н.э. в долине Инда зародилась индийская цивилизация, а во 2-м тысячелетии – китайская (в долине Желтой реки). Примерно в то же время сформировалась хеттская цивилизация в Малой Азии, финикийская цивилизация в Западной Азии, еврейская цивилизация в Палестине.

На границе III-II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова возникла крито-микенская цивилизация, из которой позднее сформировалась древнегреческая цивилизация. В I тыс. до н.э. появилось множество новых цивилизаций:

  • на территории Закавказья образовалась цивилизация Урарту,
  • на территории Ирана возникла могущественная цивилизация персов,
  • в Италии зародилась римская цивилизация.

Зона цивилизаций охватывала не только Старый Свет, но также и Америку, где в ее центральной части (Мезоамерике) сформировались цивилизации ацтеков, майя и инков. Но нужно отметить, что развитие этих цивилизаций началось только на рубеже нашей эры.

Трансформация формы семейных отношений

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Этому способствовало множество факторов, в том числе: неолитическая революция, интенсификация сельского хозяйства, развитие специальной селекции, появление металлургии, формирование специальных ремесел, развитие торговли.

С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщин в руки мужчин, а мужчина – воин и земледелец – получил пост главы семьи. Накопление в разных семьях создавалось по-разному, и любая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестал делиться между членами общины, и собственность начала переходить от отца к детям, тем самым закладывались основы частной собственности на средства производства.

Готовые работы на аналогичную тему

От счета родства по материнской линии произошел переход к счету родства по отцу – формировался патриархат. В результате начала меняться форма семейных отношений – возникла патриархальная семья, основанная на частной собственности. Покорная позиция женщины проявлялась, например, в том, что обязанность моногамии установлена только для женщин, а для мужчин разрешена полигамия (многоженство).

Древнейшие документы из Месопотамии и Египта говорят о такой ситуации, которая сложилась к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. Этот же факт подтверждают древнейшие письменные памятники, которые появились у некоторых племен в предгорьях Малой Азии и Китая во II тысячелетии до н.э.

Выделение знати

Рост производительности труда, рост торговли, постоянные войны – все это привело к возникновению имущественного расслоения членов племенами. Имущественное неравенство привело к общественному неравенству.

Сформировалась верхушка клановой аристократии, которая практически руководила всеми делами.

Знатные члены общины сидели в совете племени, отвечали за поклонение всевышним, выделяя вождей из среды жрецов и военных. Помимо владения и общественного разделения в племенной общине существовало также разделение в племени между отдельными кланами. С одной стороны, выделялись крепкие и богатые роды, а с другой – слабые и обнищавшие. В результате первые из них медленно трансформировались в доминирующую верхушку, а вторые – в подчиненных. В результате войн целые племена или группы племен получали возможность оказаться в подчиненном положении.

Но долгое время, не обращая внимания на принадлежность и публичное расслоение общины, верхушке родовой знати все же приходилось прислушиваться к мнению всей общины. Но все чаще мнение общины игнорировалось в своих интересах высшим кланом, с властью над которым обычные члены сообщества больше не могли соревноваться.

Таким образом, признаки распада племенной системы лежали в основе неравенства собственности, власти и концентрации богатства в руках вождей племен, увеличения вооруженных столкновений, превращения военнопленных в рабов, превращение клана из кровнородственного коллектива в территориальную общность. Археологические раскопки в разных уголках мира, в том числе на территории СССР, позволяют сделать такие выводы.

Одним из примеров является знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, датируемый II тысячелетием до н.э., или великолепные захоронения правителей в Триалети (к югу от Тбилиси). Обилие сокровищ, захоронение с вождем рабов и насильственно убитыми рабами, большие размеры курганов – все это говорит о могуществе и богатстве вождей, нарушении изначального равноправия в племени.

Распад родовой общины и образование общины соседской

В разных частях света разрушение первобытных общинных отношений происходило в разное время, модели перехода к высшему образованию также были разнообразны: одни народы образовали примитивные раннеклассовые страны, другие народы образовали рабовладельческие государства, многие народы перешли к феодализму, а некоторые освоили колониальный капитализм (население Украины, Австралии).

Иными словами, рост производительных сил способствовал укреплению связей между общественными организациями, а также развитию дарообменных взаимоотношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а затем к моногамному, укреплялась семья, которая была изолирована внутри общины. Общинная собственность дополнялась личной собственностью.

С развитием производительных сил (переход к рабочим орудиям из бронзы, меди и металла) и усилением территориальных (соседских) связей между семьями первая первобытная община сменилась примитивной соседской, а позже – земледельческой общиной. Для нее характерно сочетание частного землевладения с неспециализированной земельной собственностью, а также частнособственнического и общинного начал. Усиление этого внутреннего разрыва создало условия для возникновения государства и классового общества.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Историки воссоздают первобытность по самым разнообразным источникам. Решающую роль при этом играют изыскания ученых-археологов. В земле, на месте стоянок и поселений древних людей, ученые находят остатки жилищ, орудия труда, черепки посуды, монеты, ремесленные поделки, ювелирные изделия, оружие.

Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и прочего). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из главных признаков, отделившим его от животного мира.

Другой вид источников — этнографических, позволяют ученым при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого

в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых представлений об обществах и людях прошлого. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая их физический облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах.

Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза — происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать многое о жизни прошлого — материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов трудно датировать, и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

Периодизация древнейшей истории

Периодизация — это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский

археолог Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией.

Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хьюк, Иерихон, Джармо и другие).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли

первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и

собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий.

Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы — и передать их потомству.

Антропогенез

Антропогенез — это процесс выделения человека из мира животных. Существует несколько теорий происхождения человека.

1. Эволюционная теория стремится доказать, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян, путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эта теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

2. Теория творения (креационизм) — утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой.

Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и аналоги в мифах других народов. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых — сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

3. Теория внешнего вмешательства: появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций.

Согласно наиболее устоявшейся точке зрения, антропогенез прошел четыре стадии: антропоидные предки человека:

-дриопитек, австралопитек; древнейшие люди: питекантроп;

-древний человек: неандерталец; современные люди (неоантропы): кроманьонец.

Процесс появления человека на Земле явился результатом долгого исторического развития. Примерно 45 млн лет назад в экваториальных районах Африки и Азии началось формирование семейства древних человекообразных обезьян.

Развитие некоторых их видов привело к появлению современных горилл и шимпанзе. Развитие других пошло по пути очеловечивания.

Сначала приматы вели растительный образ жизни и питались растительной пищей. 10 млн лет назад в Африке произошло резкое изменение климата. На месте густых лесов

образовались открытые пространства саванны. Это заставило человекообразных обезьян переселиться на землю и постепенно обрести способность к прямохождению. Передние конечности стали служить только для хватательных действий, выполняя функцию руки. Около 5-6 млн лет назад в Южной Африке появились представители австралопитеков (обезьянолюдей), которые являли собой переходную форму от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям.

Растительной пищи не всегда хватало, и они перешли отчасти к пище животной, стали охотиться. Постоянное употребление мяса животных способствовало их ускоренному развитию.

Особенно большое влияние мясная пища оказала на развитие мозга, объем которого у австралопитеков составлял уже 600 см3. Они жили стадами, где, как правило, имели место жестокие и даже кровавые столкновения из-за пищи и самок.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом. Впервые ископаемые останки этих древнейших людей (их называют еще архантропами) были обнаружены на острове Ява в 1890 г. Питекантропы — существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, еще много черт от обезьяны, как в форме черепа, так и в строении лица. Они жили первобытным стадом от 20 до 40 особей, вели бродячую жизнь, передвигаясь по берегам рек, озер и в глубине лесов. Постепенно питекантроп начал осваивать и приспосабливать для своих нужд готовые природные жилища: пещерные навесы и гроты. Как правило, он обходился без одежды или же ограничивался накидками из шкур животных.

С течением времени его образ жизни менялся. Начали возникать первые более или менее постоянные поселения. С изготовлением орудий труда начинается человеческий труд.

Осмысленными становились охота и собирательство, поскольку в этих видах деятельности человек обучался предвидеть результаты, хоть примитивно, но планировать свои действия.

Охота была коллективной и требовала координации действий. Так возникла древнейшая речь, которая была в основном звуковой (гортанные звуки и выкрики).

Примерно 200 тысяч лет назад возник новый физический тип человека — неандерталец, в котором человеческое начало явно преобладало над животным. Неандертальцы жили оседло в пещерах, пользовались огнем, который добывали, уда-

ряя камень о камень или растирая дерево. Они делали каменные орудия. Коллективная форма охоты, общее жилище, общий огонь, защита от крупных хищников объединенными усилиями способствовали консолидации стада. Именно неандертальцы впервые начали хоронить умерших, смерть которых, возможно, еще не осознавалась полностью и воспринималась как временное явление.

Примерно 40 тыс. лет назад сформировался новый вид человека. Впоследствии ему дали название человек разумный (Homo sapiens). Человек разумный обладал физическими и психическими способностями, позволявшими ему быстрее совершенствовать все стороны жизни. Изучение находок останков кроманьонцев показывает, что его внешний облик не отличается от человека нашего времени. Уже вполне сформировались прямая походка и современная человеческая рука, обладающая способностью точных и сложных движений. Его мозг, если судить по строению черепа, был близок нашему. Он способен был воспринимать информацию, перерабатывать ее, делая различные умозаключения и обобщения.

Вместо стадной организации появился род и родовая община. Конфликты и столкновения из-за женщин уменьшились, заметно меняя жизнь первобытных людей. Внутри рода браки окончательно запрещались, а его члены составляли родовую общину. Первой формой брака в истории человечества был групповой брак, когда женщины всех поколений одного рода являлись реальными или потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Первоначально родство считалось лишь по женской линии. Человек знал свою мать, бабку, но не знал, кто его отец и дед. Такой род назывался материнским.

Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что

позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев.

Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.

Общество первобытности

Первобытнообщинный строй — своеобразная отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация существовала у всех народов на ранней стации развития. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда — земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства.

В неолите люди научились резать камень, сверлить и полировать его. При помощи новой техники обработки были созданы орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, ступки, зернотерки. Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя

по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры.

В эпоху неолита произошло также и второе общественное разделение труда — ремесло стало отделяться от земледелия.

Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений в городах, что привело к отделению города от деревни. Неолит возродил и закрепил оседлость, ведь занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия людей, возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа.

Читайте также: