Остаются ли актуальными слова белинского искусство без мысли что человек без души сочинение

Обновлено: 06.07.2024

На переломе 1830-1840-х годов Белинский провозгласил, что искусство – это “непосредственное созерцание истины”. Но здесь уже на главном месте оказывались специфические формы “непосредственности” искусства: его образность, связь с чувственными сторонами объективного мира. Кроме того, искусство сопоставлялось с наукой, религией, с другими формами познания истины. В моменте созерцания выделен субъект творчества, сам художник.

Но и здесь позиция художника ограничивается “созерцанием” истины, ничего активного, мировоззренческого

в познании пока не раскрывается. Теперь перейдем к слову истина. Оно также очень важно: искусство не просто отблеск божественной идеи, а познание “истины”.

Ясно, что речь идет о посюсторонней истине, о конкретной действительности, в которую воплотилась идея. Еще одна ступень – это формула 1841 года; она гласит: “Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах” (“Идея искусства”).

Искусство – это “мышление”, оно уже не бессознательный акт, на него можно распространить богатство категорий логики, эстетика возможна как наука. Важно указание на образность

как специфическую черту мышления в искусстве. Эту формулу следует признать весьма удачной у Белинского (она упоминается им в несколько иной редакции и в обзоре литературы за 1847 год).

В ней нет и намека на творчество, воссоздание жизни. Формула не подразумевает художественных методов, способов создания произведения. Ведь искусство не является мышлением образами “про себя”, а мыслить можно и про себя. В чем же разница между писателем и читателем, если читатель тоже мыслит образами?

В искусстве мы имеем дело не с намерением творить, а с готовыми произведениями искусства. Творческий акт – акт познавательный. Вот почему эта формула не осталась единственной у Белинского и в общем не постоянно им употреблялась. В формуле выпадает момент об истине, не указана цель искусства, его предмет (познание истины действительности).

Мышление, о котором идет речь, здесь так же бесстрастно и созерцательно, как и в предыдущей формуле.

Когда Белинскому нужно было указать на отражательную, идеологическую особенность искусства, он всегда прибегал к другим формулам.

В статье “Горе от ума” Белинский отмечал как важное свойство искусства его активное вторжение в жизнь и переработку ее: “Создания поэта не суть списки или копии с действительности, но они сами суть действительность, как возможность, получившая свое осуществление”. Домысливать действительность по логике самой же действительности, т. е. типизировать ее, может не гегелевское само себя мыслящее абсолютное мышление, а субъективное человеческое, отражательное мышление.

В статье “Стихотворения М. Лермонтова” (1841) Белинский также подчеркивал эти особенности искусства. Образ здесь не только слепок с действительности, но и ее переработка, делающая предмет доступным взору со всех сторон. В формуле “мышление в образах” эта особенность активного познания жизни в образах скрадывалась, а теперь она выступала ясно.

У Белинского нет однозначной формулы сущности искусства,- именно широкое, много аспектное ее понимание избавляло его от односложных решений. Ведь и в прежних формулах, которые Белинский готов был выдавать за универсальные, в сущности, подчеркивалась то одна, то другая сторона искусства (то выпадает истина как цель, то образность как форма). В 40-х годах Белинский говорил уже о типизирующей образности в искусстве, о тенденциозном, даже социальном отражении жизни (девятая статья о Пушкине), об идейной противоречивости творчества гениев (Гоголь).

Вся эта сложная диалектика могла раскрыться только перед взором материалиста, для которого существуют субъект и объект познания, реальное человеческое общество и социальное сознание.

Перед Белинским вставала проблема уяснения места искусства среди других форм духовной деятельности человека, или, как мы сказали бы сейчас, среди других форм общественного сознания. Не зная этого термина, возникшего позднее в марксистской философии, Белинский фактически все время в таком именно смысле определял специфику искусства как образного мышления, сопоставляя его с наукой, религией. В сущности, он ставил вопрос о специфике “предмета” и “содержания” искусства.

В прямых сопоставлениях искусства с наукой Белинский чаще отождествлял их в области содержания, проводя различия лишь в области формы. Критик недостаточно четко подчеркивал специфику таких понятий, как объект, предмет, содержание искусства. Оц знал только последний термин. Но из смысла его высказываний ясно, что он отождествлял науку и искусство только по объекту познания, подразумевая под ним действительность.

Критик знал, что есть дистанция между реальной жизнью и ее идеальным отображением в искусстве. В сущности, он проводил границу между искусством и наукой и по предмету. Это видно из рецензии на роман Лажечникова “Басурман”.

Искусство берет совсем не те стороны действительности, какие берет наука. Художник берет в жизни чувственные стороны, мимо которых может легко пройти ученый, которому важен общий смысл явлений, закономерности процесса. Это не что иное, как разница между искусством и наукой в области предмета при тождестве объекта.

Но Белинский шел и дальше: он выделял категорию содержания в современном нам понимании. Он знал разницу между реальной жизнью, взятой художником в определенном ракурсе, в формах жизни (предмет), и ее идеальным, образным, зачастую вымышленным отображением в искусстве (содержание). Он говорил: жизнь в поэзии является больше жизнью, чем в действительности; из этого вытекает у него и сама необходимость искусства.

Искусство потому и необходимо, что оно – “вторая”, “изящная” действительность, познанная, художественно осмысленная и помогающая наслаждаться сознанием духовного самоутверждения человека, властелина природы и творца собственной истории и собственной сущности. Это и есть образно выраженное содержание искусства.

Итак, при тождестве с наукой в объекте изучения у искусства есть свой предмет и свое содержание. В науке содержание логическое, оно анализируется, разлагается и обобщается, наконец, формулируется в итогах и законах. В искусстве содержание оборачивается перед читателем пли зрителем как картины, как новый, повторенный объективный мир, пропущенный через призму авторского восприятия.

11средко мы лишь выносим общее эмоционально-оценочное впечатление от содержания произведения, постепенно разбираясь и наших мыслях и чувствах, в структуре произведения.

Белинский (ту же самую мысль позднее четко высказал Добролюбов) ищет содержание произведения не в декларациях автора, а в художественных образах и за основу берет их объективный, вытекающий из образов, часто самому автору не до конца ясный, смысл.

Определив сущность искусства как обобщенно-образного воспроизведения действительности (объект), а также его сходство и различие в сравнении с наукой (предмет, содержание, форма), Белинский особо выделял поэзию как искусство слона среди других форм искусства (живопись, скульптура, музыка, архитектура) (“Идея искусства”, “Разделение поэзии на роды и виды”).

Поэзия, по Белинскому, самая сильная, наиболее адекватная человеческой мысли и наиболее современная по проблематике форма искусства. Здесь критик выступал не просто как патриот русской литературы, русского реализма, но и как глубокий последователь Лессинга и Гегеля, уже доказывавших особую мощь словесно-поэтического творчества. И действительно, даже при последующем расцвете русской живописи и музыки ведущей формой русского искусства в XIX веке оставалась литература.

Белинский произвел глубокое философское разделение типов самой поэзии. В статье “О русской повести и повестях Гоголя” (1835) он говорит: “Поэзия двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни. Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели.

Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей се наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности.

Белинский знал, что “идеальные” образы Фауста, Манфреда, Каина, Демона стоят выше не только натуралистических копий, но и многих созданий реализма. При этом поступательное развитие “реальной” поэзии нередко предполагало целые эпохи господства способа идеализации, на основе которого “реальная” поэзия могла сделать новый шаг вперед. Только с повышением конкретного историзма мышления человека, раскрытием законов действительности в XIX веке вполне проявились преимущества “реальной” поэзии, и не случайно она оказалась “более в духе времени”, как считал Белинский.

Но это еще нисколько не означает устарелости, непригодности способа идеализации в современной нам литературе: это самостоятельная, продолжающая совершенствоваться разновидность поэзии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет подготовиться к итоговому сочинению-2018.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”


Аспекты направления:

1. Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.

2.Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.

3.Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.

4.Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.

ИСКУССТВО

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Синонимы: умение, мастерство, художество; занятие, знание, артистизм, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, квалификация

изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство.

РЕМЕСЛО

Определение:

1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.

2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд: дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Итоговое сочинение –2018

Тематическое направление

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

В литературе есть много сюжетов, где искусство спасает души или губит их…


Возможные темы по направлению

1. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?

2. В чем разница между ремеслом и искусством?

3. Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?

4. Может ли ремесленник стать художником?

6. Могут ли способности превратиться в талант?

7. Кто такой талантливый человек?

8. Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?

10. Какова роль искусства в развитии человечества?

11. Чем настоящее искусство привлекает человека?

12. Что такое настоящее искусство?

13. Как отличить настоящее искусство от ремесла?

14. Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

15. Кого можно назвать истинным творцом?

16. Почему люди путают искусство и ремесло?

17. Кого можно назвать ремесленником в искусстве?

18. Что такое талант?

19. Почему искусство называют вечным?

21. Можно ли научиться искусству?

23. Что такое настоящее искусство?

24. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?

25. Над каким искусством время не властно?

26. Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?

27. Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?

28. Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?

29. Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?

30. Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?

37. Нужно ли талантливым людям доказывать свой талант?

38. Можно ли утверждать, что скромность сопутствует таланту?

39. Можно ли утверждать, что любому таланту сопутствует зависть?

42. Важна ли смелость в творчестве?

Цитаты по теме:

Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы выражать ее.

Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.

Конечная цель искусства — побудить людей делать то, что им нужно, и осознавать то, что они знают.

Форма без содержания — это звонок, который не звонит.

О. Блюменталь

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Любое великое произведение рождается лишь после долгого периода тихих и углубленных размышлений.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (потребность в общении с душой другого) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (потребность в общении с небом) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора определена верно, но сформулирована с логической ошибкой.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Авторская позиция понятна. В.Солоухин считает, что ценность произведения искусства заключается в обретении человеком внутренней свободы и чувства легкости.

Смысловые отрезки предложения плохо логически связаны друг с другом: непонятно, что значит "ценность произведения заключается в обретении", то есть создатель произведения обретает чувство внутренней свободы или его обретает тот, кому адресовано произведение искусства, -- потребитель?

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

То ес ть, ч асто, занимаясь искусством, человек не замечает, как быстро проходит время и что происходит вокруг.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Она тесно связана с искусством, так как благодаря нему можно полностью выразить свои чувства.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

То есть, часто, занимаясь искусством, человек не замечает, как быстро проходит время и что происходит вокруг.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над логикой и речевым оформлением сочинения. Удачи!

Однако для того, чтобы донести свое видение искусства и то, как я распознаю его, необходимо пойти дальше и обозначить правила, которыми я руководствуюсь. Моих знаний для формирования данного списка, ровно как и опыта, не хватило. Поэтому я приняла решение полагаться на экспертов, людей, которые, в свою очередь, создавали шедевры искусства: мысли, ремесла и пр.

Искусство никогда не умирает. Петроний.

Мое первое правило. Настоящее искусство всегда актуально, ибо обнажает правду и показывает жизнь во всех ее пороках и благодеяниях.

Искусство — как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно. Батлер С.

Если вы не запомнили что-либо увиденное в музее или услышанное на концерте, это вряд ли можно назвать искусством. Искусство всегда оставляет отпечаток в нашем сознании и на сердце, так как в его основе лежит важная, чрезвычайно важная мысль и ценность ее в том, что она непременно заставит вас задуматься или переживать.

Искусство без мысли, что человек без души — труп. Белинский В.Г.

Каким бы потрясающим не было бы исполнение, оно не может назваться себя искусством, если в его основе не лежит авторская мысль, которая… см.п.2.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дидро Д.

Искусство удивляет. Его сила в том, что мастер, творящий его, умеет увидеть больше других и показать это.

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука… Искусство должно быть средством воспитания, но цель его — удовольствие. Брехт Б.

Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. Блок А.А.

На мой взгляд, эта мысль могла бы положить конец множеству споров о том, являются ли современное искусство, лозунги и реклама, откровенная хореография настоящим искусством. Ведь настоящее искусство должно тонко намекнуть и, возможно, подтолкнуть нас к какой-либо мысли, а не заставить нас во что-либо поверить.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем. Толстой Л.Н.

Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их. Лессинг

Истинные творцы всегда работают с запалом, страстью и безграничной любовью к своему делу. И это непременно передается всем, кто созерцает творение. Тонкая ли это энергия, наполняющая все вокруг, мазок, выведенный с особой тщательностью или откроенный язык тела, передающий историю- остается для меня загадкой, однако часто я ощущаю особое волнение, и оно, как мне кажется, говорит: это истинное искусство.

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит.

Рука мастера всегда выдаст его гений. Здесь уместно говорить о таланте. Могу лишь попросить прощения, если затрону чьи-то чувства, однако отпечаток руки на белом полотнище для меня пуст и неубедителен. В детстве я делала это, и даже став взрослой. Я рисовала широкими мазками нечто абстрактное или двигалась не в такт музыке. Предпоследнее мое правило можно выразить проще- искусство это то, чего не могут сотворить большинство других людей. Быть первым в чем либо- не всегда означает, что творение причислят к искусству и, к сожалению, очень часто прекрасные пейзажи выпускников художественных школ недооцениваются.

Искусство- лекарство от всего. Бойцова Л.

Пожалуй, последнее правило я оформлю в собственном высказывании. Не могу соревноваться с великими деятелями искусства, но очень хочу передать то, что переживаю я после соприкосновения с искусством. Какие бы мысли не занимали меня до этого, как бы я себя не чувствовала, после того, как все мое существо подалось навстречу искусству, я ощущаю необыкновенную легкость и… искрящуюся радость. Именно за это я и люблю его больше всего, именно за это ценю и по этому правилу могу определить- удалось ли мне сегодня увидеть подлинное искусство.

Читайте также: