Особенности литературной сказки сочинение

Обновлено: 11.05.2024

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин на завершении своего творчества писал в большое количество сказок, в сюжете которых был скрыт смысл трактовки сложных политических и нравственных проблем. Несмотря на то, что его творения были довольно-таки короткими, он смог передать в них всю суть своей сатиры. Благодаря разнообразию художественных приемов и социальной значимости, они помогают развеять иллюзии разных возрастов. Людей, которые привыкли смотреть на мир через розовые очки.

Поэт объединил разные жанры, тем самым читатель может разглядеть в героях его трудов маски, скрывающие реальные лица. Салтыков-Щедрин замаскировал в своих героях разные типы. Присущие характерные черты, были обрисованы в животном мире персонажей писателя.

Каждое творение писателя очень интересно. Здесь добро противостоит злу каждое произведение наделено особенной маралью, которая воспитывает народ. Не зря М.С.Щедрин употребляет пословицы и поговорки, которые уже заложены в голове каждого, с давних времен.

Образы, созданные.Салтыковом-Щедриным, актуальны и в наше время. Всегда можно встретить человека с его недостатками, которые он, почему-то считает достоинством. Автор хотел донести, что не нужно забывать о моральных ценностях. Ведь иногда человеку гораздо проще быть зайцем, медведем или лисицей. Тем самым люди выбирают для себя более удобные качества.

Чтобы продемонстрировать связь с народным фольклором писатель употребляет сказочные выражения. С помощью употребления сказочных зачинов, автор демонстрирует связь с фольклором. Народную речь изучившую во время службы, писатель часто употреблял в своих произведениях

Михаил Евграфович создал новый политический жанр, которым были написаны его произведения, создавая противостояние общественному строю. Итог многолетних наблюдений был воплощён в каждом созданным писателем произведении.

2 вариант

Сказки Щедрина – это квинтэссенция проблем, существовавших и существующих в обществе. Он верит в то, что когда-нибудь люди поймут его посыл и посылы других творцов и смогут встать на защиту справедливости.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляется в виде сатирического рассказа, основой которого является реалистический жизненный случай, напоминающий анекдотическую ситуацию.

Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.

Начнем с того, что разберемся кто такой Григорий Александрович Печорин. Григорий Александрович является главным персонажем

В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается проблема выбора профессии. Для того чтобы правильно решить ее, в первую очередь нужно понять для себя, что такое профессия

Наконец-то пришло воскресенье! Этот день я всегда жду с особым трепетом. В течение недели все члены семьи заняты делами, но в выходной мы обязательно собираемся вместе. Дружные походы куда-нибудь стали неизменной традицией

Самым популярным жанром детской литературы была и остается сказка. Сказка прошла длительный путь развития, она отличается нечеткостью жанровых границ и большим разнообразием. Сказка может приобретать форму эпоса, романа, повести, поэмы, быть народной либо литературной. При всем этом сказка является самостоятельным жанром, в котором всегда присутствуют удивительные события, а сама направленность сказки носит развлекательный характер.

Фольклорная сказка имеет много общего с легендой, мифом и сказом. Однако между ними есть и существенные отличия, среди которых необходимо назвать следующие:

- сказ, в отличие от сказки, повествует о тех событиях, которые имели место в реальности; легенда содержит себе представление либо образ, которые можно назвать чудом, но при этом рассказчик и слушатель воспринимают их как реальные; для сказки характерно то, что ее сюжет является вымыслом;

- во всех жанрах присутствуют разные действующие лица: в легендах это герои, в мифах – боги, в сказках – неизвестные люди или животные;

- перед сказкой не стоит задача объяснить, как строен мир, по каким законам он развивается и как это вязано с действиями главных героев, которые преодолевают те или иные препятствия;

- для сказки часто характерна ирония, миф же, а также легенда и сказ излагаются серьезно;

- в сказке развитие сюжета происходит последовательно, в мифе они могут повторяться, двигаясь по кругу.

Народная сказка представляет собой образец классического фольклора, в то время как сказка литературная (авторская) опирается на фольклорную модель, но имеет свои характерные особенности.

Перечислим основные отличия литературных (авторских) сказок от народных :

1) все элементы народной сказки четко обозначены : это всегда зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. Авторская сказка устойчивого строения не имеет, это может быть рассказ или повесть сказочного характера;

2) для авторской сказки характерно то, что она всегда имеет реальные детали;

4) в народной сказке, как правило, счастливый конец. В литературной сказке конец часто бывает несчастливым, герои погибают, не добившись своего;

5) текст народной сказки вариативен, сказитель может вносить свои изменения, что привело, к примеру, к появлению множества вариантов историй о Золушке, Синей Бороде, Сивке-Бурке. Текст авторской сказки, напротив, лаконичен;

6) литературная сказка больше народной по объему, что объясняется устной формой фольклорных произведений. Авторская сказка – это часто длинное, многоходовое произведение с большим числом действующих лиц, может иметь несколько театров действия одновременно.

7) установить время бытования народной сказки невозможно, время создания авторской сказки известно.

Литературная сказка – это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов

Известно, что литературная сказка – жанр, впитавший в себя черты народного фольклора и элементы литературных жанров. Действительно, сказка как самостоятельный жанр существует и в фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия народа и его мудрость. Однако возраст литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией. Кроме того, сказка знакомит ребенка и с его историческим прошлым, с культурой его предков, с явлениями, которые уже забыты современниками.

Секрет популярности сказок кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в ее доступности к пониманию для любого слушателя. Язык сказок прост, безыскусен, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует ясности и точности смысла.

Воспитательная функция сказки осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Сказка создает эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных. Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение. Ребенок очень рано знакомиться со сказками, и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Таким образом, внутренний духовный рост человека происходит через правильное и увлекательное познание русских народных сказок. Рассудительным, внимательным, добропорядочным человеком может стать тот, кто ближе приблизится к пониманию основных нравственных идеалов, изложенных в сказках.

Год литературы в детском саду

Год литературы в детском саду .

Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:

1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

«И царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо,
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась

4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером:

5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность:
Сказка о царе Салтане – светлая, благородная, чистая.
Сказка о мертвой царевне – грустная, изящная, женственно-нежная.
Сказка о Балде – насмешливая, балагурная.
Сказка о золотой рыбке – печальная, ироничная.

Чем литературная сказка отличается от народной?

Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:

1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

«И царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо,
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась

4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами. Даже чертенок у Пушкина становится незабываемым героем с индивидуальным, по-детски трогательным и наивным характером:

5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Так каждая сказка Пушкина имеет свою эмоциональную тональность:
Сказка о царе Салтане – светлая, благородная, чистая.
Сказка о мертвой царевне – грустная, изящная, женственно-нежная.
Сказка о Балде – насмешливая, балагурная.
Сказка о золотой рыбке – печальная, ироничная.


мммммммммммммм

Гост

ГОСТ

Что такое сказка

Сказка может быть, как видом народного, так и литературного творчества. Сказка, как правило, является произведением, написанным в прозе (но может быть и в стихотворной форме), обычно включает в себя волшебную, героическую или бытовую тематику. Отличительной особенностью сказки является придуманный сюжет.

Существует две разновидности сказки:

  • фольклорная – жанр письменного или устного творчества народа, сюжет построен на вымысле, сказки противопоставляются мифам, былинам, легендам, преданиям, то есть тому, что претендует на историчность.
  • литературная – эпический жанр, сюжет построен на вымысле, связан с фольклорной сказкой, но имеет автора. Также эта сказка оригинальна, то есть не имеет вариантов, представленных ранее. Литературная сказка появилась позже фольклорной.

Литературная сказка как вид художественного произведения

Литературная сказка - это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, так же и герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. Главное отличие литературной сказки состоит в том, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные, моральные, нравственные и другие вопросы.

Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик:

  • отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана
  • может содержать заимствования из фольклорной сказки
  • может сочетать в себе как придуманное, так и реальное
  • описанный мир может иметь черты гротеска
  • психологизация персонажей
  • прослеживается явная авторская позиция
  • дается оценка происходящим событиям

Как появилась литературная сказка

Готовые работы на аналогичную тему

В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

Сходство литературной сказки и фольклорной

Литературная сказка включает в себя как особенности народного творчества, так и литературного произведения. Литературная сказка появилась из сказки народной. Процесс трансформации народной сказки в литературную происходил в несколько этапов:

  • сначала люди просто начали записывать народные сказки
  • происходила обработка сказок
  • затем некоторые авторы стали пересказывать народные сказки
  • авторы начали заменять народные элементы исходя из своей задумки сюжета
  • более ярко начинает прослеживаться педагогическое начало
  • речь и стилистика приближены к литературному произведению

Писатели часто ставили перед собой цель сделать свою сказку максимально народной, для этого они использовали особую речь – многочисленные эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки.

Композиция сказки

Композиция традиционной сказки состоит из трех частей:

  • зачина
  • основной части
  • концовки

Может быть и более сложная композиция:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие сюжета
  • кульминация
  • развязка

Такая структура более характерна для сказки волшебной.

Цель сказки обучить, побудить к положительной деятельности. У сказки очень развита эстетическая сторона, а положительные герои всегда идеальны, сказочный мир ярок и разнообразен, события так же имеют точную положительную либо отрицательную оценку.

Сказки несут в себе определенную мудрость и ценность. Несмотря на то, что первоначально кажется, что сказка несет в себе только развлекательно начало, на самом деле это не так. Цель сказки достаточна серьезна и глубока. Она представляет и помогает читателю пережить важнейшие человеческие ценности.

Классификация сказок

Сказки делят на следующие основные группы:

  • сказки о животных
  • волшебные сказки
  • новеллистические сказки
  • анекдотические сказки
  • небылицы

В сказках о животных главными героями выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и явления природы. Человеку обычно достает второстепенная роль или роль наравне с животными. Сказки про животных можно так же поделить на группы исходя из того, кем является главный герой, например, дикие или домашние животные, птицы или рыбы и так далее. Сказки про животных можно классифицировать по жанровому признаку: волшебные сказки о животных, басни, сатирические сказки. Так же сказки можно разделить и по целевой аудитории – взрослые или детские сказки. В особую группу выделяют кумулятивные сказки, то есть композиция построена на многократном повторении сюжетной единицы.

Волшебная сказка имеет более сложную композицию. Основу сюжета составляет повествование о преодолении некой проблемы с помощью волшебных средств. Обычно представлены два поколения. Главные герои сражаются со злом и непременно всегда его побеждают. Волшебные сказки далее переходили в сказки бытовые.

Анекдотическая сказка - это развёрнутое повествование анекдота.

Небылицы — это разновидность сказок, сюжет которой построен на бессмыслице. Эти сказки обычно корытные, могут быть рифмованными, более характерны для народного творчества.

Известные сказочники

Читайте также: