Основные достижения древнеримской культуры сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.

Древняя Греция во II – I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.

Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию, находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.

Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.

Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.

В IV – III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр.

Наиболее известным представителями литературы того времени были: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Катон Старший, Варрон, Цицерон.

Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.

Развивалась архитектура: римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.

В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус – статуи, изображавшие ораторов в тоге.

Из наук большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.

Последняя эпоха римской цивилизации – имперская (31 г. до н.э. – 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю – с центром в Риме, и Восточную империю – с центром в Константинополе.

Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).

К этому периоду относится и создание таких архитектурных памятников, как Колизей и Пантеон.

В поздний имперский период римской цивилизации (III – IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризис античной культуры, обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.

История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.

В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Христианские храмы строятся по подобию базилик.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.

Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках,в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культурысохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Заключение

Главное достижение античной цивилизации - расцвет человеческой личности, приоритет духовной сферы, подъем науки, искусства, мифологии, раскрепощение личности, свобода.

Крупнейшим новшеством того периода стало рождение первосистемы абстрактных наук – философии (которая приобрела всеобъемлющий характер), астрономии, математики, механики, медицины, истории, юриспруденции, экономики. Возникли школы философов: Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей (мусеион). Сложилась система образова­ния.

Развитие духовной сферы в период античной цивилизации привело к возникновению мировых религий, переходу от политеизма к монотеизму.

Сложился строй общественно-политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления со­общества свободных людей.

Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов — независимых, самоуправляемых городов – государств со многими признаками общины.

В античную эпоху цивилизация вышла за сравнительно узкие ло­кальные рамки, впервые возникли мировые империи.

В эту эпоху впервые сложилось (особенно в период расцвета Римской империи) многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок.

Кроме того, в Древней Греции в V в. до н.э. возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент.

Таким образом, именно античность дала человечеству высочайшие образцы философии, литературы, архитектуры и искусства, оставив после себя культурное наследие, повлиявшее на культуру Средневековья, Возрождения и Нового времени.

2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие – М.: Гардарики, 2003;

3. Зольева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. М.: Олма - Пресс, 2001;

4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. М.: РГГУ, 1998;

5. Маркова А.Н. Культурология. ЮНИТИ – ДАНА, 2006;

7. Уколова В.И. Античность в литературе и искусстве. Средневековая литература. – М.. 1989;

8. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов вузов гуманитарноог профиля. 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

Анализ особенностей развития римской культуры, которая сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего, этрусков и греков. Усовершенствование колесного транспорта. Изобретение водяных мельниц с колесом. Работы скульпторов, творчество софистов.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.05.2012
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа по дисциплине: Культурология

римский культура скульптор софист

Выполнила: Гарифуллина А.И.

ИМВЭД 2-вз-1. № 1023310

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим -- родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.

Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.

Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в различии мифологий. Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе организации государства, зафиксированная и развитая в форме римского права; членение любого действия или процесса на отдельные фазы и функции, соотнесенность каждой из них с определенным богом привело, очевидно, к возникновению последовательного мышления, названного позже рациональным.

Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) с целью обеспечить содержание армии -регламентировать участие в его снаряжении в зависимости от доходов. Введение имущественной классификации населения, в отличие от греческого территориального деления полиса на филы, не затрагивало родовую структуру римского общества, а лишь оценивала ее и разнообразила экономическими критериями. Поскольку цари избирались и делили власть с советом старейшин, можно говорить о том, что римляне находились на стадии военной демократии. Высшие должности государства совпадали с воинскими званиями.

Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но и разграбление покоренных стран и захват рабов. Видимо, наследием военной демократии был и запрет сенаторам заниматься торговлей и финансовыми сделками. Этот запрет, очевидно, должен был предотвратить чужеземное влияние на римские социальные структуры, но на деле привел к превращению родовой знати в крупных землевладельцев. Всадники, на которых запрет не распространялся, стали аристократией финансовой. Таким образом, в отличие от Греции и земельная, и финансовая аристократия была родовой. Изменить порядок политическим путем, хотя бы дать всем италийским союзникам римское гражданство, пытался Гай Гракх, но безуспешно. Именно реформа армии в последние годы II в. до н. э. - набор неимущих добровольцев, которые затем получали участки земли -- положила начало социальным изменениям. Можно увидеть некоторую аналогию между установившейся затем эпохой военных диктатур в Риме и периодом греческих тираний. Но если последние были рычагом окончательной силовой ломки родового общества и утверждения господства наследственной аристократии, то военный характер римского общества обусловил противоположную направленность диктатуры Суллы: возвращение полноты власти аристократам-землевладельцам. Гражданская война в Риме -- это война двух аристократий. Но военный характер государства не позволил установить даже аристократическую республику: новая диктатура Юлия Цезаря привела, в конечном итоге, к единовластию -- принципату (империи). После короткого затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между патрицианскими родами.

Борьба за власть требовала средств и поощрения финансовой активности. Уже в эпоху республики ростовщичество приняло государственные масштабы. Римская знать погрузилась в неслыханную роскошь и разврат. Женщины ни в чем не уступали мужчинам. Семья деградировала. В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома -- инсулы -- в 3--6, а порой и в 8 этажей. Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д. В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики. Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин -- туника и тога, у женщин -- туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи. Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья. Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены -- апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов. Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский -- гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый. Во время правления Августа (27 г. до н. э. -- 14 г. н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции. На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи. Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно -- от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами -- до религиозной покорности судьбе к V в. н.э. Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь "Одиссеи" и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его "серьезная" комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра).

Но если в "родных" комедиях зрителю все было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости. Однако современники ценили Теренция более как стилиста -- за чистоту языка. Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В своем творчестве он не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский уклад жизни от эллинской изнеженности роскошью.

Воспринимая литературу, прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры. Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Отсюда погружение в александрийскую ученость, использование уже отработанных выразительных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как и другие поэты его круга, он писал большие "ученые" произведения и легкие небольшие стихотворения. И в тех, и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику. В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием "Энеиды" - эпической поэмы о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как "Илиада" - идеологическое осмысление единства греческой нации, так "Энеида" -- это осознание единства Рима с Италией.

Однако именно в "Энеиде" впервые чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм. Поэты-лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, возрождение семьи и нравственности (33, 348), любовные элегии расценивались как кощунство -- остаток жизни Овидий провел в ссылке. Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя. Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы.

Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а также преобладание обыденного утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к вполне земным приключениям и любовным переживаниям ("Дафнис и Хлоя" Лонга). Заметная деградация личности и чувств нашли отражение в литературе, переживания ее героев - это страдания собственника, лишенного собственности. Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония). Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины.

Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость. Но материализм Лукреция и субъективизм объединяла борьба против фатализма, понятия рока, т. е. против объективного идеализма. Между тем в обществе преобладала тенденция к объективному идеализму, как преобладало по численности население, жизнь которого не зависела от него самого, а зачастую не принадлежало человеку и собственное тело.

Оправдание (и даже похвалу) собственного бессилия и вынужденного аскетизма римляне находили в стоицизме, сторонниками которого были и крупнейшие римские философы вместе с Се- некой, и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев. Хотя в стоицизме много общего с субъективным идеализмом и он тоже искал решение внешних проблем в изменении к ним своего отношения, юристы-стоики настаивали на незыблемости внутренних нравственных законов, вытекающих, впрочем, из договорных отношений между людьми. Целью законов являлась защита частной собственности, точнее, права на частную собственность, к которому сводилось моральное равенство людей. Субъективизм был ответом на невозможность противостоять внешнему существу, которое Сенека не решался назвать как-нибудь определенно (богу, року). В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера -- неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

Достижения Древнего Рима

Достижения Древнего Рима были столь огромны, что европейские цивилизации, возникшие после его падения, вырастали именно на обломках Римской империи. Медицина и культура, наука и искусство, строительство и архитектура – римляне преуспели во многом, пройдя долгий путь.

Достижения древних цивилизаций

Древнеримская цивилизация

Древний Рим прошёл через три периода – царство (всего с момента основания Рима было семеро царей), республика и империя. Каждый из них пополнил римскую культуру разнообразными изобретениями и достижениями в самых разных областях. Современное общество многими изобретениями и технологиями обязано именно римлянам. При этом Древний Рим находился под сильным влиянием цивилизации Древней Греции, хотя после упадка последней он захватил Грецию и превратил её в одну из своих провинций.


Достижения древнеримской цивилизации в культуре и искусстве были очень велики

При этом древнеримская цивилизация обладала значительным количеством передовых для своего времени технологий. Некоторые построенные римлянами дороги и здания пережили несметное количество веков! При этом после падения Западной Римской империи (ранее империя разделилась на Западную и Восточную, последняя также известна, как Византия) многие знания и технологии римлян были утеряны, и европейцы заново изобретали и открывали их для себя на протяжении столетий. Тем не менее, многие знания оказались утерянными на более чем тысячу лет.

Этапы Холодной войны

Основные этапы Холодной войны в таблице. Характеристика и события.

Тамбовское восстание

Тамбовское восстание. Причины, итоги, события кратко.

Достижения древнеримской цивилизации


Римское право – ещё одно бесценное изобретение Древнего Рима


Достижения Древнего Рима в архитектуре кратко

Культура Древнего Рима обладает огромным значением для последующего развития мировой цивилизации. Многие памятники материальной культуры сохранились по сей день и до сих пор не теряют своей актуальности и будоражат умы исследователей, влияя на современный мир. Воздействие культуры Рима прослеживается в таких областях как литература, искусство, архитектура, научная терминология.

Главные достижения культуры Древнего Рима

Важным достижением древнеримской культуры был латинский язык, который выступал языком образования и науки на всем протяжении Средних веков и Нового времени.

В нынешние времена латынь широко используется в научной сфере – медицина, биология, юриспруденция, общественные и естественные науки. Латынь стала фундаментом для рождения целой группы романских языков, на которых в нынешнее время говорят народы большей части Европы.

Великие средневековые астрономы – Галилео Галилей и Николай Коперник – в своих работах основывались на трудах древнеримского автора Аристарха Самосского, который разработал теорию вращения планет вокруг Солнца.

В основе школьного обучения лежит Евклидова геометрия, теорема Пифагора, а также законы Архимеда.

Ценности античной культуры впитало в себя и христианство, которое также зародилось в Древнем Риме и на сегодняшний день представляет собой ведущую мировую религию.

В основу правовых систем государств Западной Европы легло римское право. Правовая система, созданная древними римлянами, сыграла ведущую роль в последующем развитии юриспруденции.

Многие современные жанры литературы также уходят корнями в античность. Так, драматургия и театр часто обращаются к достижениям данного периода.

Опиравшаяся на греческие каноны архитектура Древнего Рима также легла в основу создания великих сооружений эпохи Возрождения и Нового времени.

Истоки древнеримской культуры

Историки полагают, что город был основан в 753 г. до н.э.

В этот период римляне, наполнившись достижениями этрусской культуры, начали создавать собственную уникальную цивилизационную и культурную модель.

Территориальное распространение культуры Древнего Рима

Эллинистические государства, которые возникли в IV веке до н.э. существовали достаточно недолго, и в I-II веках были почти все завоеваны римлянами. С этого времени территория Италии становится сердцем античной культуры. Древнеримская культура опиралась на достижения культуры греков, всех других национальных культур региона, в результате чего привнесла в культуру нечто совершенно новое и уникальное, характерное только для Рима.

Во времена своего расцвета культура Древнего Рима объединяла все Средиземноморье, включала в себя Грецию, а также влияла на Ближний Восток, значительную часть Европы и Северную Африку.

Древнеримская культура – это уникальный феномен, обусловивший последующее развитие современной цивилизации. Благодаря ей были заложены основы современного искусства и научных исследований, правовой системы, а также религиозного разнообразия мира.


1. Латинский алфавит

Где используется латиница.

Самый очевидный предмет наследия Рима. Сегодня на языках, которые основаны на латинице, говорит и пишет полмира. Сам же латинский алфавит, по наиболее популярной (и правдоподобной) теории ученых, появился в результате адаптации этрусского алфавита и добавления в него элементов греческого.


2. Бетон

Только римляне оценили сей материал по достоинству.

Бетон был изобретен людьми задолго до римлян. Тем не менее, именно римляне в полной мере оценили все достоинства этого материала. В центральной и западной части империи, из бетона строилось буквально все от зданий мастерских и жилых домов, до храмов, акведуков, государственных и культурных зданий.
Более того, римляне делали особый бетон, невероятно прочный и долговечный! Его секрет ученые разгадали совсем недавно. Вся соль была в том, что римляне для укрепления материала использовали морскую воду и вулканическую сажу.


3. Мощеные дороги и каменные мосты

Римляне первыми стали широко строить каменные мосты.


4. Дорожная паутина

Римские дороги дошли и до наших дней.

Римские дороги сегодня конечно уже не используются там, где они сохранились. Однако, римляне оставили нам другой подарок. Транспортная паутина Европы и Малой Азии все еще определяется местами прохождения римских дорог. Многие современные магистрали и шоссе сегодня совпадают с древнеримскими.


5. Водопровод

Акведуки римляне также популяризировали.

Запатентовать авторство водопровода за римлянами будет трудно. Строить акведуки пробовали еще в древнем Вавилоне. Однако, именно римляне стали использовать акведуки везде, где только могли. В отличие от всех цивилизаций-предшественников, римляне использовали акведуки не только для ирригации, но и для снабжения водой городов, а также промышленных объектов: ремесленных кварталов и мест добычи ресурсов. Один только город Рим снабжался с 11 акведуков! Сегодня более-менее сохранившиеся акведуки можно найти по всей Европе: в Италии, Франции, Германии и в других местах.


6. Канализация

Самые большие города и самые большие клоаки для них, были у римлян.


7. Регулярная, профессиональная армия

Ополчение хорошо, а армия еще лучше.

История Рима – это история воин, внешних и внутренних. И всю историю этого государства, развивалась и его армия, которая прошла большой путь от описанной выше милиции и ополчения, до регулярной и более того – профессиональной армии. Именно римляне сменили понятие воина на солдата, поняв, что в большом государстве постоянно нужны те, кто будет защищать его интересы с оружием в руках.

Примечательно, что окончательный переход к регулярной армии произошел благодаря экономическому кризису в государстве. В стране страшнейшими темпами рост уровень безработицы из-за разорения крестьянских хозяйств. Решение нашел Гай Марий, который стал брать всех свободных жителей страны (не только граждан), на воинскую службу обещая жалование и земли при выходе на пенсию


8. Меценатство

Римляне сделали модным покровительство искусству и науке.

Само это явление в обществе было названо в честь Гая Цильния Мецената, лучшего друга правителя Рима Октавиана Августа. Выражаясь современным языком, можно было бы назвать Мецената первым министром культуры в истории человечества. На деле, Гай Цильний не занимал никакой официальной должности, однако активно спонсировал деятелей культуры, дабы те прославляли государственные ценности и самого Октавиана Августа.


9. Республика

Республика есть общее дело.

Когда современные люди говорят о демократии, республике и свободе, можно подумать, что все эти три слова – синонимы. На самом деле все это совсем не так. Демократия Афин не имела никакого отношения к Республике Рима, последняя же, как раз и является дедушкой всех республиканских форм правления.

Именно римляне первыми оценили пользу от разделения власти, поняв, что концентрация таковой в руках одного человека может быть опасной для всего общества. По иронии судьбы, именно концентрация власти в одних руках уже в имперский период и станет одним из могильщиков древнего государства.

Тем не менее, долгое время римлянам действительно удавалось успешно разделять власть в обществе, достигать общественного консенсуса между всеми свободными жителями страны. Пускай временами для этого беднейшим представителям общества и приходилось шантажировать богатейших массовой миграцией в другие земли, или даже браться за оружие.


10. Гражданство

Гражданином может быть каждый, кто живет и свободен.


11. Христианство

Сим победишь.

Долгое время в Римской Империи христиане считались опасной иудейской сектой. Однако все изменилось при Константине Великом, который после битвы за Рим уравнял все религии в правах. Он же перенесет тот самый крест из Иерусалима в новую столицу государства – Константинополь. Уже Феодосий I Великий сделает христианство государственной религией. Так, благодаря Риму христианская вера начнет свое распространение по миру.


12. Социальная мобильность

Римская империя по социальной мобильности едва ли не превосходила современные США.

До Рима, в какой-нибудь древней Греции, Египте, Вавилоне – люди умирали теми, кем рождались. Еще много столетий после Рима, люди умирали теми, кем рождались. И только в Риме, впервые, люди стали активно пользоваться социальной мобильностью. Здесь рабы становились свободными, вольноотпущенники возносились в аристократию, а простые солдаты проходили дорогу до императора.


Post scriptum

Мавзолей простого пекаря.



Сам герой.

Сегодня, в современном Риме, в центре города, недалеко от Колизея и руин форума, можно найти маленький мавзолей. Хозяином этого мавзолея был не император, не сенатор и даже не почтенный гражданин. Его хозяином является простой пекарь – Марк Вергилий Эврисак. Он был рожден рабом в семье греческих мигрантов, смог получить свободу, заключил со столицей страны договор на поставки хлеба и разбогател настолько, что в итоге смог позволить этот самый памятник для себя и своей жены.

Читайте также: