Основной закон письма сочинение

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку в 9 классе учителя русского языка и литературы Нарижней Александры Львовны, МАОУ СОШ №40 им. М. К. Видова г.Новороссийска Краснодарского края

Письмо как жанр сочинения

( урок развития речи в 9 классе)

Цели урока : 1) обобщить знания учащихся о структуре и языковых особенностях построения письма – основного жанра эпистолярных произведений;

2) отметить общественную значимость письма в современном обществе;

3) закрепить навыки самостоятельной работы со справочной литературой и материалами газетных публикаций…;

4) подготовить учащихся к самостоятельной работе над письмом.

Задачи урока : 1) изучение основных принципов построения письма как основного жанра эпистолярных произведений;

2) систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности писем;

3) концентрирование внимания школьников на ценностях родного языка, развитие языкового чутья;

4) воспитание глубокого уважения к другому человеку.

Оборудование : интерактивная доска, раздаточный материал, аудиозапись писем.

С помощью письма лучше всего приникаешь в человека… черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку.

Чтение фрагмента письма .

Милая моя, Варвара Алексеевна!

Умоляю вас, родная моя, не разлучайтесь со мною теперь, теперь, когда я совершенно счастлив и всем доволен. Голубчик мой! Вы Федору не слушайте, а я буду все, что вам угодно, делать; буду вести себя хорошо, из одного уважения к его превосходительству буду вести себя хорошо и отчетливо; мы опять будем писать друг другу счастливые письма, будем поверять друг другу наши мысли, наши радости, наши заботы, если будут заботы; будем жить вдвоем согласно и счастливо. Займемся литературою… Ангельчик мой! В моей судьбе все переменилось, и все к лучшему переменилось…

Вам душевно преданный

Учитель : Скажите, ребята, а вы хотели бы получить такое или подобное письмо, написанное рукой любимого, близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым его писали?

3. Беседа по данному фрагменту письма.

? – Какую форму для своего романа выбрал Федор Михайлович? (эпистолярную)

На доске : epistol ē – послание, письмо.

Ученик : Эпистолярная литература – переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двухсторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий ее от записок и дневника.

Ученик : Эпистолярный жанр – это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки.

– А что позволяет передать (раскрыть) форма письма или послания, как вы думаете?

Учитель : Избрав для своего романа эпистолярную форму, Достоевский как художник получил возможность более полно раскрыть душевное состояние героев, мир их переживаний и чувств.

4. Анализ письма И. П. Павлова к молодежи.

Учитель : Форма письма используется в романах, в критике, в публицистике (открытое письмо).

– Прочтите письмо И. П. Павлова, обращенное к молодежи.

Письмо И. П. Павлова к молодежи.

Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?

Прежде всего – последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность.

С самого начала своей работы приучайте себя к строгой последовательности в накоплении знаний.

Изучите азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего… Научитесь делать черную в науке…

Второе – это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда.

Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их не хватило бы вам. Большого нетерпения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях!

Ученик : Публикация писем – это уже не частная переписка. Будучи опубликованным, письмо становится достоянием не одного лица, а тысяч… Такие письма затрагивают интересы, важные для широкой аудитории.

5. Подготовка к написанию письма.

Учитель : Для школьного сочинения в эпистолярном жанре подходит как публицистическая, так и литературно-критическая тема, однако не стоит вести переписку от имени литературных героев, т. к. это затрудняет истолкование текста.

Подсказка учителя ! – Переписка двух друзей позволит раскрыть различные точки зрения на то или иное произведение или наиболее полно и глубоко доказать совпадающий взгляд, всесторонне осветив все аспекты рассматриваемой темы.

6. Слушание и анализ письма Н. А. Островского к матери.

Учитель : Прослушайте письмо Н. А. Островского к матери. Я думаю, его простота, искренность и теплота найдут сочувственный отклик в ваших сердцах.

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хотя малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Повторяю – никакой тяжелой работы. Я знаю, ты никогда нас не слушаешь в этих делах… Выполни мой наказ, мамочка!

Самое главное – береги себя. Все остальное ничто по сравнению с твоим здоровьем.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же сообщи. Все будет сделано так, как хочешь ты. Потом напиши, какие бы ты хотела получить подарки от меня в день приезда. Не будь скромницей и напиши.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

Москва, 26 марта 1936 года.

– Что вы можете сказать о содержании, языке письма?

– Что отражено в стиле письма?

– Какие черты характера Н. А. Островского выступают в этом письме?

(Родственная близость и простота в отношениях сына и матери отражены в простоте языка, близкого к разговорному. В нем много теплых слов и ласковых обращений, но язык письма свободен от характерных словечек, шуток, просторечья. В стиле данного письма отражено уважение к матери, старшему по возрасту человеку)

7. Практическая часть.

Учитель: Отвечая на данные вопросы и выполняя задания, проанализируйте дан -

Петербург, 13 августа, понедельник

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно

было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им

сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую

непрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров, нервы очень раздражены, а в

голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных

припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело (…) Точно сон и

дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две

от работы и заботы беспрерывной - вот что.

( Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В30 т.Т.29. Кн.1. М.,1986. - с. 2 - 9 )

Вопросы и задания:

- Что можно отнести к общим свойствам текста?

- Какая лексика используется в письме?

- Что придает тексту эмоциональный характер?

- Что характерно для синтаксиса данного письма?

- Охарактеризуйте композицию текста письма.

- Какой тип реакции адресата на текст?

Приблизительный анализ данного письма, выполненный учеником .

К общим свойствам текста можно отнести неофициальность, непринужденность, так как автор и адресат письма - близкие люди, в данном письме отсутствует тщательный отбор языковых средств.

В тексте письма, в основном, используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (хоть, надо, папа). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька); глаголы, передающие состояние автора (целует, благословляет, помнит); сравнения (точно сон и дремота, в голове как туман); экспрессивные обращения (милый друг, милые голубчики, милый голубчик Анечка), частицы (же, хоть, даже, бы).

Для синтаксиса характерны различные типы предложений, свободный порядок слов (отдохнуть бы надо хоть недельки две), частое использование однородных членов. Композиция текста свободная, преобладают фактическая информация, описание и повествование, эмоциональные средства воздействия на адресата.

Тип реакции адресата на текст - эмоция, действие ( например, ответное письмо )

8. Чтение лучших работ учащихся. Формулирование требований и условий для написания письма.

Учитель : Подведем итоги.

- Какие требования или необходимые условия должны быть выполнены

соблюдены при написании письма?

Дети формулируют самостоятельно, записывают в тетрадь.

Необходимое условие этого жанра - искренность.

Главное условие переписки - непринужденность отношений с адресатом.

Важная черта письма - индивидуальность, при этом выражается характер пишущего и отношение лиц, состоящих в переписке.

Особенности личных писем. Цель письма - информировать адресата, воздействовать на него, убедить его в том или ином вопросе.

9. Работа с раздаточным материалом .

- Проанализируйте данные письма, обратите внимание на основные компоненты письма.

Учащиеся: Основные компоненты письма:

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату) ;

б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы,

предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);

в) конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение

отправителя письма - если они не были указаны в самом начале).

10. Заключение

Группа учащихся знакомит остальных с памяткой для пишущего сочинение в эпистолярном жанре.

Ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются его мысли, взгляды, впечатления.

Выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора писем).

11. Домашнее задание.

12. Итог урока.

Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми - писателями, композиторами, учеными, путешественниками… Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения. Не вымысел, не яркие образы героев, не увлекательный сюжет привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни, об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык…

Сочинение-письмо – одно из самых интересных заданий на уроках русского языка и литературы. Эпистолярный жанр позволяет избавиться от строгих рамок и шаблонных фраз, а взамен дает возможность вдоволь пофантазировать, не уходя при этом от темы сочинения.

Как писать сочинение-письмо

  • Как писать сочинение-письмо
  • Как написать сочинение - письмо другу
  • Как написать интересное письмо

Несмотря на то, что письмо предполагает свободное движение мысли, вам необходимо заранее составить план сочинения. Это поможет не запутаться в собственных тезисах и не зайти в тупик в размышлениях. Кроме того, продуманная структура сделает ваш текст понятным не только адресату, но и для любому читателю.

Никакое письмо не может обойтись без обращения к собеседнику. Вы можете использовать образ знакомого человека, чтобы дополнительно не продумывать его психологию при составлении письма. Если же вы любите фантазировать, можно обратиться к вымышленному персонажу, придуманному вами или существующему в известных произведениях искусства. Также в этом задании можно позволить себе такую роскошь, как беседа с классиками литературы и живописи, с великими учеными эпохи Возрождения или с современной правящей элитой.

Затем в нескольких предложениях обоснуйте свой выбор собеседника. Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем.

После можно переходить непосредственно к теме письма (а значит и теме сочинения). В свободном стиле расскажите, чем важна и интересна затрагиваемая проблема. Возможно, ее делают актуальной какие-либо обстоятельства современности. Если вас натолкнул на размышления какой-то незначительный эпизод или случайно услышанная фраза, упомяните в сочинении и об этом.

Все свои мысли по заданной теме постройте по типу текста-рассуждения: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания или к картинкам, примерам, которые могут послужить иллюстрацией. В заключении сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения (вы можете предложить способы решения или хотя бы наметить направление, в котором стоит двигаться).

Поскольку вы пишете письмо, рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику. Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой. Для придания живости и непосредственности можно снабдить текст несколькими лирическими отступлениями.

“Письмо” – как много в этом слове. Это и любая письменная речь и отправленное послание, которое часто не обходится без слов, которые выражены на письме. Раньше письма доставляли почтовые голуби, а также специальные люди, которые преодолевали большие расстояния, чтобы отдать любимым послания их любимых, важные указы придворным, напоминания о долгах, а также другую важную информацию.

Позже, с развитием транспорта, передача посланий на большие расстояния значительно упростилась. А в нынешнее время все еще гораздо проще: стоит включить

компьютер, открыть страницу, несколько раз кликнуть мышкой, а потом напечатать текст – и через мгновение он будет на другом краю Земли. но давайте вернемся обратно.

И посмотрим, с каким трепетом относились к письмам раньше, как долго их писали, а еще могли хранить листок с письмом от любимой девушки, где лежит засушенный цветок – память былой любви, и перечитывать, пересматривать витиеватый прекрасный почерк, который завитками напоминал ее неспокойные волосы, и четким рисунком букв (буквы как бы нарисованы, а не написаны) показывал ее сдержанность.

Сейчас нажал на кнопку – и уже написал смс, а

раньше сидел с пером, стараясь осторожно не запачкать чернилами листы, где нужно – доставая промокашку, чтобы стереть следы от потеков. В наше время много слов просто обесценивается, становится обыденностью – это негативная сторона прогресса, когда писать становится слишком просто – стоит только нажимать пальцами на клавиши. Конечно, вы сможете пообщаться с человеком даже из другого континента, это огромный плюс современных технологий.

С другой стороны также можно увидеть, что письма сейчас могут отправлять гораздо больше людей, чем раньше, и среди этих людей всегда найдутся те, которые и электронное письмо пишут с любовью, вкладывая душу.

Бумажные листы уходят в прошлое. С появлением интернета, телефонов, социальных сетей просто отпадает необходимость тратить время и бумажные письма. Они невыгодны и неудобны: долго идут, могут потеряться, испортиться. Но рядом с этим мы забываем, какую же они имеют ценность! Печатный текст по сравнению с рукописным – мертв. Мы стираем ненужные буквы одним нажатием кнопки на клавиатуре, мы копируем информацию из сети, меняем цвет и написание текста в несколько кликов. А чтобы написать текст рукописный надо потратить значительно больше времени и терпения и привлечь больше фантазии.

Читая рукописный лист, можно почувствовать ход написания письма: где дрожала рука, буквы стелились неуверенно. Возможно, автор листа пил чай и несколько капель попали на бумагу. Возможно, письмо имеет аромат дома автора, а раньше вообще знатные дамы имели привычку спрыскивать свои письма своими духами.

Читая такое письмо можно нарисовать в воображении целую картину! Где оно писалось, при каких обстоятельствах, в каком настроении и с какими мотивами. Старался ли человек, выводил ли каждую букву? Почерк ли его спешный, размытый, неуверенный?

Мне кажется, такие письма вдыхают в себя вместе с буквами частичку человеческой души и его мыслей. Ведь недаром письма так ценились в прошлом: от любимых и дорогих людей и хранили, перечитывали, передавали следующему поколению. А как интересно представлять путь письма! Оно переходит из рук в руки, из отделения в отделение, через километры пути, пока не доберется до своего места назначения.

"Рукописи не горят!"- слова из известного романа М. Булгакова действительно имеют смысл. Компьютеры не вечны, диски ломаются, в сетях информация стирается, а листы могут лежать веками.

Я думаю, каждому человеку стоит хотя бы однажды попробовать написать настоящего письма. Сесть, сосредоточиться, отключиться от будничных забот, постоянной зависимости от технических средств и попробовать изложить свои мысли на бумаге. Можно даже адресовать его себе же и перечитать через некоторое время. Уверен, такой эксперимент оставит лишь положительное впечатление. Ведь время от времени любой человек имеет потребность в том, чтобы выговориться, а на бумаге это получается лучше…

Читайте также: