Основная мысль романа униженные и оскорбленные сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли. Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии: первая — история семьи Ихменевых, вторая — трагическая судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям. Отец после мучительных колебаний признает ее.

На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи — Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве; он без жалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему. Страдания Николая Сергеевича усугубляются еп конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома — позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе, как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини — не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати.

ИСТОЧНИК http://www.studbirga.info/sochinenie-po-dostoevsko.

СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ ДОСТОЕВСКОГО "УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЁННЫЕ"

Две сюжетные линии романа — жизнь Ихменевых (судьба Наташи) и жизнь Смитов (судьба Нелли) — объединяются князем Валковским (отцом Нелли; сын же его, Алеша, соблазняет и оставляет Наташу). Валковский — новый у Достоевского тип человека, нагло раскрывающего свою низменную натуру, не стыдясь, а, напротив, даже гордясь своей подлостью. У него есть свой идеал — индивидуализм, безответственность, цинизм, открытое унижение всего высокого, прекрасного, добродетельного.

Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли.

Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток.

Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом.

Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница.

И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям.

Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по-другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком-то определенном.

Мир униженных и оскорбленных у Достоевского

Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.

В судьбе Наташи Ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алёши, зная, что он открыто любит другую девушку.

События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен.

Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Вот женщина с жёлтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала.

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда.

А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Её домогается Свидригайлов, в имении которого она служила экономкой. Купить её любовь хочет бездушный делец Лужин, считавший выгодной женитьбу на девушке, которая всем будет обязана только ему.

Дуня готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы хоть чем-то помочь своей семье выбраться из нищеты. Мать и сестра хотят видеть Родиона счастливым, образованным человеком. Они всеми силами стараются достать хотя бы немного денег, чтобы заплатить за обучение.

В страшном, равнодушном мире, где обездоленному, слабому нет жизни, где торжествует пошлость, обман, зло, где всё продаётся и покупается, приходиться жить умному, мыслящему человеку. Родион хочет иметь образование, но ему приходиться бросить университет, так как нечем платить за обучение. У него доброе сердце.

Пытаясь помочь своим родным и всем обездоленным, Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед мировым злом. И вот в такой среде под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Полное отчаяние в невозможности спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье толкает Родиона на преступление.

Трагизм положения героев Ф.М. Достоевского в том, что они видят безысходность своего положения. Всем содержанием своих произведений Ф.М. Достоевский доказывает, что жить в таком обществе невозможно.

Сочинение про роман Униженные и оскорбленные

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы.

Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью.

Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

В своем произведении автор поднимает множество важных тем, среди которых особенно выделяется проблема нравственного выбора в жизни каждого человека.

Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – “Униженные и оскорбленные” (1886), должно было напомнить читателям о “Бедных людях”. Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования “маленьких людей”, униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими.

Традиционная для реалистических произведений манера

Две сюжетные линии романа – жизнь Ихменевых (судьба Наташи) и жизнь Смитов (судьба Нелли) – объединяются князем Валковским (отцом Нелли; сын же его, Алеша, соблазняет и оставляет Наташу). Валковский – новый у Достоевского тип человека, нагло раскрывающего

свою низменную натуру, не стыдясь, а, напротив, даже гордясь своей подлостью. У него есть свой идеал – индивидуализм, безответственность, цинизм, открытое унижение всего высокого, прекрасного, добродетельного.

Добролюбов в статье “Забитые люди” (1886), посвященной роману Достоевского, выделил в творчестве писателя глубокую “боль о человеке”, страстную защиту человеческого достоинства “маленьких людей”. В то же время критик отмечал, что князь Валковский не вполне удался писателю: в нем слишком “сгущены” черты негодяя, он напоминает мелодраматического злодея. В дальнейшем подобный характер будет более реалистически разработан Достоевским в ” Преступлении и наказании ” (Лужин, Свидригайлов ), “Братьях Карамазовых” (Федор Карамазов).

В романе “Униженные и оскорбленные” особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит:

“Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…”

Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

В 1862 г. Достоевский впервые выехал за границу. Его заграничные впечатления послужили основой для книги “Зимние заметки о летних впечатлениях” (1863). Эти блестящие публицистические очерки начали ту антикапиталистическую тему, которая станет характерной для многих других произведений Достоевского. В “Зимних заметках…” содержится острая критика буржуазного образа жизни, буржуазной идеологии, основанной на обожествлении “миллиона”, который один только и может обеспечить человеку право “делать все, что угодно”.

Достоевский ненавидит и презирает буржуа с его мещанскими взглядами, индивидуализмом и аморальностью как своего личного врага. Буржуазный комфорт, буржуазная цивилизация пугают и возмущают писателя, который решительно не верит в прочность основ собственнического общества: “От цивилизации человек стал, если не более кровожаден, то уж наверное хуже, чаще кровожаден, чем прежде”. Но, справедливо критикуя капиталистический мир, Достоевский в то же время приходит к отказу от идеи прогресса в целом, отрицая самую возможность построения общества, основанного на принципах науки и разума.

Достоевский связывал свои мечты о “золотом веке” не с революцией и социализмом, а с идеалами мирного и братского единения всех людей как основой прекрасного будущего человечества. Постоянно обращаясь к коренным вопросам национального развития России, размышляя о своеобразии ее исторического пути по сравнению с капиталистическим Западом, писатель оказался противником и буржуазного эгоистического разъединения, и теории разумного эгоизма русских революционных демократов.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения Униженные и оскорбленные. Достоевский Ф. М..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Эти слова полностью можно отнести к Достоевскому — писателю, которого Томас Мани назвал первым психологом мировой литературы.

Возросший в наши дни интерес к творчеству Достоевского не случаев.

Некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский — певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он якобы родоначальник нынешних упадочнических литературных течений.

Одним из главных вопросов, волновавших Достоевского па протяжении всей его жизни, была борьба добра и зла в человеке. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ко всему этому следует прибавить, что Достоевский — величайший художник слова, мастерство которого стоит на уровне знаменитых классиков мировой литературы. Исповеди его героев, тонкие портретные характеристики, напряженные диалоги — философские поединки — все это вошло в сокровищницу русской и мировой литературы как неоценимое богатство.

В русском обществе накануне революционной ситуации 1859—1861 гг. четко обозначились две исторические тенденции — либеральная и демократическая. В столкновении их, естественно, участвовали две силы: либералы-дворяне и демократы-разночинцы. Если говорить о русской литературе, то представителями первой тенденции были И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, второй— Н. Г. Чернышевский, П. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Помяловский.

Эта линия получила дальнейшее развитие в творчестве писателей-семидесятников.

Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно отзывался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества. Но многие из этих униженных и оскорбленных стояли в стороне от освободительной борьбы, искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в творчестве Достоевского.

Личная судьба писателя сложилась драматично.

В эти годы классовая борьба в России резко обострилась. Готовилась реформа 1861 года. В обществе шли ожесточенные споры. Спорили о том, какими путями пойдет развитие страны с отменой крепостного права, во что выльются предстоящие реформы, возможна ли в России крестьянская революция.

Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии его: первая — история семьи Ихменевых, вторая — трагическая судьба семьи Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию русской сентиментальной литературы XIX века. Достоевский повествует о том, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за ото ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию своего отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к своим бедным родителям, и отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен отец Наташи — Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве; он безжалостно изгоняет Ихменева, как только тот становится более не нужен ему. Страдания Ихменева усугубляются его конфликтом с дочерью: для Николая Сергеевича уход Наташи из дома — позор.

Читайте также: