Ошаев халид чайра сочинение

Обновлено: 06.07.2024

18 января в Национальной библиотеке ЧР им. А.А. Айдамирова состоялся торжественный вечер памяти, посвящённый 120-летию со дня рождения классика чеченской литературы Халида Ошаева.

В своем выступлении Абдулкахир Израйилов выразил добрые пожелания и слова признательности Халиду Ошаеву за его неоценимый вклад в развитии чеченской литературы и науки, а также рассказал об основных вехах жизненного и творческого пути юбиляра.

В своем приветственном слове он отметил, что Халид Ошаев был настоящим къонахом.

- Принято считать, что для признания выдающегося произведения писателя уходит 10 или 20 лет. В творческом плане Халид Ошаев был очень счастливым человеком. Его художественные произведения, повествующие о жизни и самобытности чеченского народа, были признаны еще при жизни. Научные статьи о национальном фольклоре помогли в становлении и развитии нашей культуры. Сегодня для нас очень важно собрать огромное литературное наследие писателя, чтобы подрастающее поколение могло и имело возможность читать произведения мастера. Несомненно, Халид Ошаев является нашей гордостью, – сказал в своем выступлении – Министр культуры ЧР Х-Б. Дааев.

С докладом о творческом и научном наследии классика чеченской литературы и его значении для литературы и науки выступил д.ф.н. Ш. Джамабеков.

О своих встречах с Халидом Ошаевым рассказали ведущие учёные и писатели: А.Г. Киндаров, М.Х. Багаев, А.Д. Кусаев, К.Б. Гайтукаев, Э.А. Мамакаев, С. Натаев, журналист Д. Кагерманов.

Выступавшие говорили о трудностях, которые приходилось преодолевать писателю на пути к вершинам успеха на литературном поприще.

Писатель прожил долгую, но достойную жизнь: умер в 1977 году, не дожив до своего 80-летия. Он отдал всю свою жизнь и весь свой многогранный талант развитию культуры и просвещению родного народа.

Халид Ошаев писал много и интересно. Он стал классиком чеченской литературы, стоял по сути у истоков формирования литературного наследия нашего народа.

Но, пожалуй, бесценным материалом на выставке были рукописи самого автора и редкие фотографии Халида Ошаева из архива Национальной библиотеки ЧР им. А.А. Айдамирова.

Халид Ошаев – писатель, драматург, публицист и переводчик, член Союза писателей СССР, автор историко–этнографических повестей. Родившись в семье лесника, Халид собирался пойти по стопам отца. В 1916 году окончив Грозненское реальное училище, он поступил в Петербургский лесной институт для продолжения семейного дела. Еще во времена учебы Халид увлекся классической литературой, но и тогда не думал посвятить себя писательству. Последовавшие друг за другом Февральская и Октябрьская революции изменили жизнь молодого парня. Он возвратился в родные края после двух лет учебы. Будучи ярым защитником своей Родины участвовал в Гражданской войне – защищал от деникинцев Грозный, с. Алхан-Юрт, Чечен-Аул и др.

В эти годы как раз и началась его творческая и трудовая жизнь. В основном, Ошаев в своих книгах уделял внимание темам войны, защите страны, адатов и самобытности чеченцев.

Помимо всего, Х. Ошаев занимался и общественно-просветительской деятельностью, занимал высокие должности. Именно благодаря Х. Ошаеву были открыты школы.

По ложному доносу был арестован и осужден к высшей мере – расстрелу, который был в последнюю минуту заменен четырнадцатилетним заключением в ГУЛАГе. Отбывал свой срок в известных лагерях Магадана вместе с известным чеченским поэтом А. Мамакаевым. Однако все это не сломило дух писателя – после выхода он продолжал творить и трудиться во благо своего народа.

Халид Ошаев – писатель с гражданской позицией, его кропотливый писательский труд и талант помогли ему выжить, вернуться на родину. И даже чувство сострадания, сопереживания к его нелегкой жизненной доле меркнут перед уважением к его многогранному таланту.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Однажды рассказчик получил посылку от друга, из которой раздавались непонятные звуки. Откупорив ящик, мужчина увидел там щенка, который был агрессивно настроен и пытался наброситься на человека. Пришлось рассказчику даже забраться на стол и оттуда наблюдать за зверьком, который никак не желал успокаиваться. Щенок всем своим видом показывал, что при первой возможности укусит человека.

Мужчине пришлось сидеть на столе несколько часов и ждать, пока зверёк успокоится. Только к вечеру детёныш собаки устал и отправился к коврику около кровати, где и расположился. Рассказчик тоже бесшумно пробрался к ложу и улёгся под одеяло. Тогда зверёк улегся на кровать рядом с хозяином.

Когда мужчина стал поворачиваться, щенок его укусил за ногу. Всю ночь злобный зверёк ворчал и пытался кусаться, если рассказчик храпел или ворочался.

Мужчина решил щенку дать кличку Снап. Утром щенок вёл себя спокойно, не мешал хозяину делать дела и даже поел из рук человека. Через несколько дней дела наладились, собачонок и мужчина подружились.

Снап был задирой, при любом возможном случае он бросался в драку с любой собакой, которая оказывалась в поле его зрения. Набрасывался зверёк и на мальчишек, которые швыряли в него камни.

Человек и животное полюбили друг друга. Однажды рассказчику пришлось уехать из дома, он оставил Снапа на попечение своей квартирной хозяйки. Но женщина и собака не ладили друг с другом, и пришлось мужчине взять любимца с собой. Рассказчик гостил у друзей – заядлых любителей охоты. Мужчины хотели добыть волка, но это им никак не удавалось, потому что собаки не могли хищника загнать к людям. А волки совсем распоясались, они по ночам прибирались к жилищу людей и убивали домашних животных.

Когда Снап прибыл к рассказчику, то его взяли на охоту. Умная собака помогла людям изловить одного хищника. Охотники были очень рады. Однако Снап был ранен в схватке с волком. Хозяин ухаживал за раненым любимцем.

На следующий день мужчины снова решили выйти на охоту и убить волка – вожака волчьей стаи. Они взяли Снапа с собой. Храбрая собака повела всю свору своих соплеменников к хищникам. Псы выгнали волка из логова и набросились на него. В этой схватке Снап погиб.

Автор призывает читателей заботиться о своих домашних животных и быть добрыми по отношению к ним.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Семейство левонтия было большое, безалаберное, жило бесшабашно, не утруждая себя; их дом стоял сам собою, " ничего-то ему не мешало смотреть на белый свет кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни", так как их не было вовсе. в день получки гуляла вся семья, а спустя дня 3-4 дня хозяйка опять ходила по селу и занимала до получки денег, муки, картошки. рассказ начинается с того, что рассказчику, маленькому мальчику, жившему с бабушкой и дедушкой, бабушка приказала сходить в лес по землянику, чтобы она продала её и купила ему его мечту - пряник, обязательно в форме коня: "это мечта всех деревенских малышей! он белый-белый, этот конь. а грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые". и мальчик пошёл в лес с левонтьевскими , которые по дороге , дрались, на чьём-то огороде надергали луку и успокоились только перед лесом. стали собирать ягоды, но вскоре обнаружилось, что кто-то из них потихоньку съел собранное. ещё немножко подрались, потом решили искупаться в речке. мальчик не пошёл с ними, потому что ещё не набрал полную посудину, а собрано было порядочно. тогда соседские стали смеяться над ним, якобы он трус, боится своей бабушки, и малыш, заспорив с ними, нечаянно проспорил свои ягоды. ему пришлось высыпать их на траву, где левонтьевская орда сразу съела их. мальчику было ""грустно. тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт". но он не подал виду, а вместе с помчался к речке. "так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уже забыл про ягоды, но наступила пора возвращаться домой". по дороге соседские дети насмехались над ним, а потом научили натолкать в посудину травы побольше, а сверху собрать сколько-нибудь ягод, вроде туес полный. сами убежали. так мальчик и сделал. бабушка похвалила его. он поел и пошёл на улицу играть, там его дёрнуло рассказать обо всём старшему из детей левонтия, тот за сохранность тайны потребовал от мальчика калачей, которые малышу пришлось украсть из кладовки. после приезда с базара бабушка долго ругала внука, предрекая ему плохую жизнь, и в конце концов мальчик " не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата ". но вот он поднял голову, увидел перед собой "по скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой".

Х. Ошаев. Человек многогранного таланта. ЖЗЛ

Родился Халид Ошаев 1 января 1898 г. в селе Старые Атаги. Отец его, Дуда, был лесником, а мать, Келимат, довольно образованной по тем временам женщиной – в совершенстве владела литературным арабским языком и писала стихи на нем. Родители постарались дать хорошее образование и сыну: в 1916 г. Халид окончил Грозненское реальное училище и поступил в Петербургский лесной институт, намереваясь продолжить дело отца. Но судьба распорядилась по-своему: в России грянули вначале Февральская, затем Октябрьская революции… Халиду пришлось вернуться в Чечню. Тут он сразу же окунулся в революционные события: участвовал в защите от деникинских войск чеченских сел Гойты, Алхан-Юрт, Чечен-Аул и другие. В повстанческой армии Н. Гикало и А. Шерипова освобождал от деникинцев г. Грозный и очищал Терскую область от остатков белогвардейских полчищ.

В эти годы начинается насыщенная событиями и делами трудовая, творческая и просветительская деятельность Х. Ошаева: в 1920 году он – секретарь Грозненского городского комитета РКП (б), в 1921-м – председатель Чеченского ревкома, в 1925-1930 гг. – заведующий Чеченским областным отделом народного образования. В 1925г. Ошаев вырабатывает новый чеченский алфавит на латинской графике. В 1930 г. по его инициативе создаются Чеченский научно-исследовательский институт (которым он же и руководит), педагогический техникум в Грозном и сельскохозяйственный техникум в станице Михайловской (ныне Серноводск). Все это способствовало бурному и широкому развитию в Чечне культуры, образования, научно-исследовательской работы и издательского дела.

В конце 1930 г. по решению Северо-Кавказского райкома ВКП (б) Халид Ошаев назначается ректором Горского педагогического института, созданного во Владикавказе с целью подготовки преподавательских кадров для высших и средних специальных учебных заведений Чечни, Ингушетии, Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, а в 1936 г. – директором Пятигорского историко-лингвистического научно-исследовательского института.

Вернулся Х. Ошаев из лагерей в 1950 г. в г. Джамбул Казахской ССР, где в то время жила его выселенная с родины семья. Он работал фельдшером-лаборантом в различных медицинских учреждениях Джамбульской области, выбирая самые глухие и отдаленные уголки. В 1957 г. Х. Ошаев приезжает в Грозный и сразу же назначается заместителем директора по научной работе Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы. Он продолжает просветительскую и научную деятельность: преподает в Чечено-Ингушском пединституте, исследует вопросы иберийско-кавказской группы языков, записывает, обрабатывает и публикует произведения чеченского фольклора.

Над ним автор работал около пятнадцати лет. На чеченском языке роман был опубликован в 1959-1961 гг., на русском - в 1966-1967 гг. в авторском переводе. В нем, на фоне исторических событий в жизни Чечни и чеченского народа, прослежен полный приключений и лишений жизненный путь четырех поколений семьи Шапиевых, начиная с судьбы Алхаста и его отца (живших в сороковых годах XIX в. и участвовавших в Кавказской войне, но не поладивших с наибами Шамиля и ушедших от него) и кончая трудной судьбой Ахмата, прообразом которого, несомненно, является сам X. Ошаев. Поэтому и события тех лет схвачены взглядом очевидца.

Читайте также: