Ораторское искусство начинается с умения слушать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать. В нашей статье мы расскажем, что это за умение, как оно проявляется и каким образом ему можно научиться.

Признаки человека, обладающего умением слушать

В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника. Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик.

Вот – качества активного слушателя:

  • умение видеть ситуацию со стороны;
  • наличие терпения;
  • отстранение от суждений;
  • способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
  • умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.

Самореализация: как достичь жизненных целей

Когда человек рассказывает, он не всегда может точно передать то, что его волнует. Поэтому следует обращать внимание на его интонацию и эмоции во время рассказа. В такой ситуации слушателю необходимо проявить терпение и воздержаться от комментариев во время пауз.

Важность умения слушать

Навык умения слушать – один из важнейших и является основой человеческих взаимоотношений. В семье, на работе, при общении с друзьями – без него не обойтись. Не обращая внимания на слова собеседника, человек лишается возможности услышать то, что может быть полезно не только для рассказчика, но и для слушателя.

Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.

Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Пропасть между близкими людьми создаётся при отсутствии умения слушать и слышать то, что хочет донести тот или иной член семьи. Также без этого важного навыка трудно выстроить хорошие отношения в рабочем коллективе.

Умение слушать

Умение слушать

Для того чтобы наработать умение слушать, надо научиться сосредотачиваться на сути рассказа собеседника. Не мешать ему высказаться и стараться быть беспристрастным, не обращать внимание на манеру подачи информации. Следует забыть обо всех своих проблемах и полностью окунуться в те события, которые так для него важны.

Отличия между блестящими и средними слушателями

По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.

  • Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
  • Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
  • Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
  • Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.

Основа умения слушать

Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.

Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Фото: Shutterstock

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.


Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, -

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Фото:Unsplash

Как развить ораторское искусство

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Фото:Steve Marcus / Getty Images

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.


Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.[5]

1 Ораторское искусство

1.1 Понятие “ораторское искусство”

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Убедительность и красочность – обязательные признаки речи. Убедительность создается системой доказательств. А выражение эмоций и эффектные приемы подачи материала оживляют речь, обеспечивают поддержание внимания аудитории, а значит, и усиливают воздействующее влияние слова. Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной.

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них.

Ораторское искусство неоднородно. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания в современной практике публичного выступления выделяют следующие виды красноречия:

- социально-политическое (выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры; дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, парламентские речи);

- судебное (речи, произносимые участниками судебного процесса: прокурором, адвокатом, обвиняемым);

- социально-бытовое (приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.);

- духовное , или церковно-богословское – это проповеди для прихожан или официальные речи, адресованные самим служителям церкви (например, на Соборе).

1.2 Личность оратора

Что нужно человеку для того, чтобы приобрести навыки ораторского выступления?

Если оратор является такой личностью – сильной, умеющей убеждать, влиять на поведение людей, – то очень важным фактором становятся нравственные установки, которые он несет в массы. Как утверждают социологи, в нашей стране сейчас господствует нравственный плюрализм: каждый человек имеет свой моральный кодекс. Такое положение вещей опасно, поскольку может привести к моральной неразборчивости или вседозволенности. Уважая личное мнение каждого, все же необходимо формировать и определенную систему ценностей , руководствуясь которой человек, с одной стороны, не теряет своих индивидуальных качеств, а с другой – является представителем определенного социума. Поэтому риторическое образование должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием, формирующим такие принципы социального взаимодействия людей, как отказ от монополии на истину, готовность к диалогу и компромиссу, позитивная критика, борьба со злом, любовь к ближнему, порядочность и честность.

1.3 Подготовка к выступлению. Структура ораторской речи

В ораторской деятельности выделяется три основных этапа:

1) докоммуникативный (до встречи с аудиторией);

2) коммуникативный (сам процесс выступления);

3) посткоммуникативный (анализ выступления).

Не стоит игнорировать первый этап подготовки к выступлению. Оратор должен во многих деталях предусмотреть ту конкретную речевую ситуацию, в которой он окажется. От того, насколько оратор хорошо информирован об аудитории, перед которой ему предстоит выступать, может многое зависеть.

Поэтому заранее уточните:

- в каких условиях придется выступать (большое помещение или маленькое, тепло в нем или холодно, хорошая ли акустика, освещение и пр.);

- при каких обстоятельствах состоится встреча (предпраздничный день, конец рабочей недели, позднее время начала встречи и т.д.);

- кто те слушатели, которые придут на встречу: их численность (приемы, используемые в аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала бывают различными в малочисленной и многочисленной аудитории); возраст; однородность или неоднородность по половому, национальному признаку (чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция); уровень образования и круг профессиональных интересов; настроение.

Важно не упустить и такую деталь: как должен выглядеть сам выступающему? Его костюм должен быть уместен, то есть соответствовать ситуации общения, не вызывать удивления или зависти – это помешает слушать его. Но, с другой стороны, костюм должен отличаться и некоторой торжественностью, особенно если это первая встреча (тем самым выступающий дает понять, что относитесь к ней как к значительному событию, проявляя уважение к аудитории). Прическа должна быть аккуратной, макияж умеренным, украшения скромными. Необходимо помнить, что скромность предпочтительнее назойливого шика.

Итак, если оратор морально готов предстать перед аудиторией, теперь необходимо подготовиться к самому выступлению. Это очень важное и ответственное дело.

Практическая подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна представлять несомненный интерес для выступающего и его слушателей. Заглавие речи должно отражать суть проблемы в лаконичной форме и носить рекламный характер: привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории.

Определившись с темой и названием, необходимо продумать каковы цели : новизну информации, ожидаемую реакцию слушателей.[1]

Содержание речи должно раскрывать тему, и для этого используются факты, доводы, рассуждения, объяснения. Чтобы почерпнуть иллюстрирующий материал, можно воспользоваться:

- научной, научно-популярной литературой;

- справочной литературой: энциклопедиями, энциклопедическими словарями, статистическими сборниками, ежегодниками по различным вопросам, таблицами;

- результатами социологических опросов.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Ораторская речь состоит из трех частей: вступления , средней части (рассуждение) и заключения .

Функция вступления состоит в том, чтобы психологически подготовить аудиторию к восприятию темы, заинтересовать и создать психологически благоприятные условия для ее обсуждения. Для этого во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы, ее значение для данной аудитории, сформулировать цель, кратко изложить историю вопроса. Вступление должно быть кратким.

В средней части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры, таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.[2]

Работая над своим выступлением, необходимо учесть следующие рекомендации:

- быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не разъясните предыдущий.

- начинать выступление с наиболее существенных положений.

- не повторяться. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление. Если считаете необходимым повторить сказанное, дайте понять, что Вы это делаете намеренно.

- не отвлекаться на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.

- следовать принципу усиления, суть которого заключается в том, что значимость и убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.[1]

1.4 Запоминание и произнесение речи

Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Иногда приходится заучивать текст выступления, и это бывает оправдано, когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии. Заучивать можно небольшую по объему речь. Если же речь большая (лекция, доклад), то выучить ее на память удается не каждому, и тут могут возникнуть проблемы при воспроизведении: сильное волнение, шум в зале. Сбившись, оратор не всегда

может продолжить заученную речь. Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст : выделить основные смысловые части; подчеркнуть основные мысли; выделить фактический материал (фамилии, статистические данные, цитаты). Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления, и само выступление создаст впечатление свободного владения материалом, даст возможность оратору свободно общаться со слушателями.

Сведем рекомендации специалистов к следующим правилам произнесения речи:

- речь должна быть правильной во всех ее аспектах;

- надо избегать монотонности; придерживаться среднего темпа речи;

- говорить необходимо достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора.[2]

Существуют типичные недостатки ораторской речи . Обратим на них внимание.

Бедность словаря . Небольшое количество слов, которыми пользуется выступающий, постоянные их повторы действуют удручающе и свидетельствуют о его слабой образованности и низком интеллектуальном уровне. В речи должны содержаться синонимы, красочные обороты, сравнения.

Стилевое несоответствие . Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили: о важных делах нельзя говорить низким стилем, о печальных – веселым. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонных, просторечных слов вообще нельзя употреблять в ораторской речи.

Кроме того, не следует говорить слишком напыщенно или слащаво, что делает речь неестественной.

Длинноты . Слишком длинные замысловатые рассуждения подлежит сокращению, а сложные предложения разбиваются на 2-3 предложения.

Излишняя краткость . Опуская какую-то информацию или что-то недоговаривая, оратор делает свое выступление не совсем понятным. Говорить нужно не так, чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять. Следует избегать употребления малоизвестных слов, узкоспециальных терминов, устаревших слов.

Моменты неблагозвучия . Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз (слов-паразитов) типа э-э-э-э…м-м-м-м…как это?…как его?… и др., а также неблагозвучных аллитераций – повторений согласного (Министр встретился с высокопоставленными представителями…).[4]

1.5 Контакт с аудиторией. Этика и эстетика ораторского выступления

Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями .

На его установление, несомненно, влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемой проблемы, новизна в освещении данного вопроса. Опытные ораторы никогда не высказывают важных идей в начале выступления, поскольку знают, что на этой стадии аудитория еще только привыкает к выступающему. Иногда оратор нужно сделать спорное заявление, чтобы вызвать интерес слушателей.

На установление контакта влияют и некоторые особенности психологии слушателей . Важно, чтобы они почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Чем более уверен и внутренне спокоен выступающий, тем больше доверия будет проявлять к нему публика.

Особенностью психологии слушателей является и то, что они одновременно являются и зрителями. Поэтому все аспекты внешнего облика выступающего становятся предметом пристального внимания. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем даже его внешний вид. Слушатели предъявляют к выступающему особые требования: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он держит себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателей мгновенно сменится разочарованием и досадой.

Слушателям далеко не безразлично, смотрит ли оратор на аудиторию, как в пустое пространство, или же создается впечатление, что он обращается ко всем и к каждому. В правильной позе должны сочетаться непринужденность осанки и легкость движений. Жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.[3]

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее уважение к слушателям, признание в них партнеров по общению, доброжелательность и профессионализм.

Внешне контакт проявляется в поведении публики. Главные показатели взаимопонимания между говорящим и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей: их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты. Уверенное и естественное поведение самого оратора также есть показатель контакта с аудиторией.

Установить контакт с аудиторией – очень важно, но этого, увы, мало. Гораздо сложнее поддерживать это внимание на протяжении всего выступления: как бы оно интересно ни было, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Выступающему необходимо иметь в своем арсенале различные приемы управления аудиторией и заранее планировать их. К ним относятся:

- прямое требование внимания;

- голосовые приемы (вспомните пример с У.Черчиллем);

- прерывание речи, создание некоторой паузы;

- обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

- драматизация речи (эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий);

- так называемый вопросно-ответный ход (оратор ставит вопрос и сам на него отвечает, как бы вслух рассуждает и спорит, выдвигает сомнения и приходит к определенным выводам).

- оживляют выступления примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения;

- опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора, каламбуры, анекдоты.

Любому выступлению должно быть чуждо менторство в худшем смысле этого слова, излишняя назидательность, безапелляционность заявлений, неуважительность к оппоненту или аудитории, ханжество и грубость. Тот, кто не может избавиться от этих недостатков, не имеет морального права нести свое слово в массы.

Чтобы достичь успеха, следует помнить о следующих правилах:

- надо опровергать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его личные качества, пристрастия, образ жизни жизнь;

- обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование ею;

- не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, к которой он принадлежит (совсем не обязательно, что они полностью совпадают);

- нельзя искажать мнения оппонентов. Будьте скрупулезно точны при цитировании;

- не бравировать личными качествами, не преувеличивать свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д;



История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

Выбор темы, которая подойдет для выступления


Выступать можно с любой темой, обо всем на свете, лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям.

О чем можно рассказать?

Можно, к примеру, блеснуть эрудицией и подобрать тему о каком-нибудь уникальном животном, о жителях подводного мира.

Расскажите о домашних питомцах – и это будет очень удачное ораторское выступление, которое будет идти из самого сердца.

Можно найти интересную тему, которую будут слушать. А о чем любят слушать люди?

Любят слушать, к примеру, о том, как кто-то был обычным, ничем не примечательным, человеком, но стал известным и успешным.

Также вас будут слушать о загадочном, о непостижимом или необычном.



В чём значение ораторского искусства в наши дни?

В чём значение ораторского искусства в наши дни? Буянов Олег

бульвар Рябикова, 50 Иркутск Россия 664043

Буянов Олег

Дата: 24 апреля, 2020 ||

Рубрика: Для саморазвития

Значение ораторского искусства в наши дни. В чем важность ораторского мастерства? Ораторское искусство как важный навык современного человека. В чём главный секрет ораторского искусства. Обо всё этом вы узнаете из этой статьи.

Одним из главных навыков является — навык общения, диалога, умение выражать свои мысли с помощью слова. Из этой заметки вы узнаете о важном умении современного человека, об ораторском искусстве.

Значение ораторского искусства в наши дни.

Успешному человеку необходимо обладать прекрасными ораторскими способностями. Как говорят историки, кто-то из великих картавил, заикался, не умел читать или писать. Их не остановили недостатки. Они нашли силы не обращать на них внимания или даже преодолеть.

Считается, что именно недостатки вызывают сильнейшее желание развиваться и стать лучше, чем есть, достичь целей. Действительно, вокруг много красивых людей со звучными, выразительными голосами, но они не пользуются своим талантом.

В то же время не каждый, кто полон недостатков, находит в себе силы и волю для совершенствования. Иначе мир был бы полон великими личностями.

В чем важность ораторского мастерства?

Искусство красиво говорить важно потому, что:

— это лучший способ выразить и донести обществу гениальные идеи;

— это лучший способ воздействия и убеждения;

— это лучший способ произвести благоприятное впечатление. Не зря же говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Ум выражается с помощью речи.

— это метод борьбы со страхом перед большой аудиторией.

— это один из важнейших навыков в современном обществе.

Без умения говорить не продвинешь даже ту идею, которая не имеет риска проигрыша, а только явную пользу.

Ораторское искусство в современных реалиях.

Можно читать труды Цицерона, Юлия Цезаря, Владимира Ленина и др. для наглядного примера. Но все эти книги имеют один существенный недостаток: они были актуальны в свое время.

Сегодня как никогда раньше ценится лаконичность. Даже употребление метафор и уж тем более гипербол порицаемо в большинстве случаев. Поток информации бесконечен. Оградите себя от негативной информации, и впускайте только позитивную!

Чтобы запомниться и выделиться, нужны самые важные и сильные слова. Хорошими учителями могут стать обыкновенные дикторы и телеведущие. Екатерина Андреева, Михаил Леонтьев, Мария Ситтель и др. В условиях работы в ограниченном эфире они выражаются лаконично, и тем более учитывают все тонкости современной русской речи.

Главный секрет ораторского искусства.

Человек должен умело пользоваться своим телом и мимикой, дополняя ими слова. Запомните! Пусть лучше будет много живой мимики, но мало жестов, чем наоборот! Тренируйте свою дикцию!

Движения отвлекают и мешают понять смысл слов, а каменное лицо выдает неискренность. В умелом использовании всех возможностей тела и скрывается главный успех оратора.

Главное — постоянное развитие!

Тему ораторского искусства я продолжу в новых заметках на блоге. Техники ораторского мастерства, риторика, борьба со страхом и другие необходимые навыки — об этом вы прочитаете на моём блоге. Не пропустите!

До новых встреч на блоге, в моих новых статьях!

Рейтинг: 5 из 5 (2 голоса)



Редкие темы для выступления

  • Культура потребления
  • Молекулярная кухня
  • Готическая архитектура
  • Поп-арт
  • Элитарная культура
  • Дополненная реальность
  • Кто такие фрики
  • Дауншифтеры
  • Космический туризм
  • Бодипозитив
  • Декоративная гравировка
  • Муралы
  • Гротеск
  • Глобализация
  • Гегемония

Интересные темы, раскрытые в притчах

Лучшие притчи о жизни и мудрости

Темы, поднимаемые в притчах – мудрые, полезные. Притчи будут слушать все с большим удовольствием. Предлагаем готовые мудрые притчи, с которыми можно выступить перед любой аудиторией.

  • Секрет семейного счастья.
  • Секрет долголения
  • Как найти друзей
  • Как научиться делить поровну
  • Секрет воспитания
  • Притча о том, как покорить мужчину
  • Другие интересные притчи


Известные ораторы зарубежья

В зарубежных странах существует множество знаменитых величайших ораторов, которые отличались прекрасным умением строить свою речь во время выступлений так, чтобы люди не сомневались в их убеждениях . К самым выдающимся личностям следует отнести двух ярких политических деятелей:

Адольф Гитлер

Несмотря на всю свою дьявольскую сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное.

Гитлер

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.

Черчилль - великий оратор

Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Виды публичных выступлений по форме и особенности каждого из них

К устной публичной речи относится:

ораторское мастерство риторика

публичная речь ораторское искусство

К диалогическим видам устных публичных выступлений относится:

  • Интервью.
  • Переговоры.
  • Дискуссии.
  • Совещания.
  • Пресс-конференции.

Дыхание

Вдыхаемый воздух является совершенно необходимым условием для произношения звуков, стонов, речи и пения. Легкие не могут дышать сами. Они скорее вентилируются благодаря работе дыхательных мышц.

Многочисленные альвеолы легких не могут быть активными, они зависят от мускулов, которые расположены вокруг легких. Задача человека — научиться не хватать воздух, а плавно набирать его в легкие. При этом желательно делать это через нос. В этом случае воздух нагревается и фильтруется. При осуществлении только ротового дыхания происходит быстрое пересыхание гортани, что ведет к осипшему голосу и воспалению дыхательных путей.

Кроме того, нужно стремиться к глубокому дыханию. Его еще называют диафрагменным или брюшным. Не следует довольствоваться поверхностным дыханием. Поскольку его последствиями могут выступать спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Дыхание можно считать правильным, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Рекомендуется использовать глубокое дыхание и по возможности — свежим воздухом. Акцент делается на том, чтобы выдыхать и оставлять внутри воздух в спокойном, тихом состоянии для наполнения кислородом самых отдаленных уголков легких. Полезно представлять вдыхание аромата цветов.

Ребенок с книгой и летающие буквы вокруг


Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

Что нужно тренировать

По мнению Х. Леммермана, фундамент красивой и свободной речи закладывается за счет хорошего управления дыханием, четкого произношения и эффективного речевого мышления. Постоянная тренировка памяти также является важным навыком для любого оратора.

Девушка нюхает цеточек

Речь оратора должна быть отчетливой и осмысленной. Звучание голоса тоже должно быть хорошим. Прежде всего необходимо добиться плавности речи. А вот силу голоса, тембр, темп, ударение и резонирование необходимо настраивать согласно контексту имеющейся ситуации.

Упражнения, направленные на формирование речи, должны выполняться систематически на протяжении достаточно длительного периода времени. Например, еженедельно в течение полугода. Здесь важно разумное поэтапное продвижение к заданной цели.

В качестве таких упражнений выступают, например, чтение текста вслух и передача смысла прочитанного своими словами. При этом читать нужно громко и периодически бросать взгляды на воображаемых зрителей. При пересказе текста важно запоминать детали и передать их по возможности дословно, либо собственными словами.

Для развития свободной речи рекомендуется регулярно практиковать формирование навыка на основе конспектов с ключевыми словами и развивать умение речевого мышления, то есть способности думать во время произнесения речи.

Читайте также: