Опорные слова сочинение описание

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Мыскова Мария Александровна

Населенный пункт: Симферополь

Сочинение – это вид письменной работы в школе, которое представляет собой рассуждение на определённую тему, изложение собственных взглядов на тот или иной предмет. Развитие речи является одной из главных задач на уроках русского языка и литературы, и сочинение занимает центральное место в уроках развития речи.

С сочинением обучающиеся сталкиваются ещё в начальной школе, таким образом, уже имеют представление, о чём нужно писать. Но в средней школе ещё сложно формулировать мысли самостоятельно, поэтому рекомендуется разрабатывать памятки. Лучше, чтобы памятки использовались как раздаточный материал, были у каждого ученика перед глазами. Хорошо, когда в памятках можно делать самостоятельно пометки.

Любое сочинение – это большая умственная работа ребёнка. От правильно поставленных целей учителя зависит результат обучающегося. Поэтому так важно перед началом работы над сочинением определить тему, количество слов, составить план, выписать ключевые слова или словосочетания. Важно понимать, что процесс работы над созданием сочинения долгий, это не один урок, а целый цикл уроков. Чтобы ребёнка научить писать самостоятельно сочинения, нужно показать ему пример (для этого можно использовать фрагменты классической литературы, различные таблицы с опорными словами).

Важно помнить, что сочинение – это свободное выражение мысли. В сочинении проявляется восприятие красоты природы, человека. Поэтому целесообразно давать оценку сочинению, подчёркивать сильные стороны и развивать в детях стремление совершенствовать свои умения и навыки.

Для примера можно использовать такую таблицу:

О лице, выражающем здоровье, молодость:.

Бодрое, гладкое, детское, живое, жизнерадостное, здоровое, краснощекое, крепкое, мальчишеское, молодое, упитанное, цветущее, юношеское, юное.

Улыбка: беззубая, белозубая, бессильная, застывшая, искривленная, натуральная, натянутая, неживая, неподдельная, неудержимая, ослепительная, открытая.

Нос: Большой, большущий (разг.), длинный, короткий, крохотный (разг.), крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Лоб : Большой, вдавленный, выпуклый, высокий, громадный, квадратный, крутой, массивныйнависший, низкий, овальный, огромный, открытый, плоский.

Щёки: Бархатистые, бархатные, брюзглые (разг.), бульдожьи, ввалившиеся, впалые, втянутые, выхоленные, вялые, гладкие, горячие, горящие, дряблые, жаркие, жесткие, бескровные, бесцветные, матовые,

Волосы: белёсые (белесые), белокурые, белоснежные, белые, бесцветные, блестящие, вороныевыгоревшие, выцветшие, горчичные, золотистые, золотые, каштановые, линялые, льняные, медно-золотистые,

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Шея: бархатная, боксерская, высокая, вытянутая, гибкая, гладкая, девичья, длинная, дряблая, жилистая, изящная, кадыкастая, короткая, крепкая, круглая, могучая, морщинистая, мощная, мускулистая, мягкая, белоснежная, бело-розовая, бронзовая, коричневая, красная, матовая,

Плечи: заостренные, изящные, квадратные, костлявые, косые, красивые, крепкие, круглые, крутые, ладные, литые, могутные (нар.-поэт.), могучие, могущественные (устар.), молодецкие (разг.), мощные, мягкие.

Глаза: очаровательные, чудные, искристые, чарующие, колдовские, томные, дивные, лукавые, хитрые, злые, добрые, бесовские, пытливые, яркие, бесстыжие. наглые, дерзкие, блёклые, манящие, притягательные. раскосые, миндалевидные, юные, потухшие, задорные, выразительные, манящие. бесцветные, фантастические.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Взгляд: изучающий, пристальный, обеспокоенный, изумлённый, негодующий, пытливый, тоскливый, высокомерный, красноречивый, обеспокоенный.

Нос: тонкий, породистый, с горбинкой, кривой, ровный, аристократический.

Лицо: безобразное, безукоризненное, благообразное, вульгарное, грубое, изящное, интересное, красивое, миловидное, милое, невзрачное, неинтересное, некрасивое, непривлекательное, неприятное, несимпатичное, обаятельное, обворожительное, отталкивающее, очаровательное.

Губы: Алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, глинистые, карминные, карминовые, коралловые, красные, малиновые, матовые.

Опиши фотографию, используя подходящие слова из предложенных:

Чем хорошо данное упражнение? Подобраны фотографии людей разного возраста и разной внешности. Ребёнок учится обращать внимание на детали. Описывая одного человека, можно подбирать слова-характеристики, данные для другой фотографии. Ведь на уроках развития речи учитель не работает лишь над одной темой, а развивает ребёнка всесторонне.

После устной работы рекомендуется для закрепления приступить к письменной. Тут можно описать друга, одноклассника, маму, актёра.

Важно помнить, что любое сочинение начинается с плана:

  1. Вступление (Можно предложить ребёнку ответить на вопрос: Для чего я пишу сочинение? Что хочу рассказать? Почему выбрал именно этого человека для описания?). Вступление должно занимать не более 3 части от всей работы.
  2. Основная часть (Само описание. Следует подчеркнуть, что нужно остановиться на деталях: волосы, лоб, нос, подбородок, глаза, шея; рост, вес, телосложение, для более старшего возраста – характер. Для того, чтобы обучающийся научился подробно описывать внешность человека, даётся список вспомогательных слов. Ребёнку легче выбрать из списка, такой подход сделает сочинения в классе непохожими друг на друга). Основная часть может состоять из одного или нескольких абзацев. Предложения не должны быть односложными. Обучающийся должен научиться пользоваться богатством языка.
  3. Заключение (Здесь можно обратиться к началу – вступлению и ответить: Достиг ли я поставленной цели?).

Сначала обучающийся должен написать сочинение на черновике, перечитать его, при необходимости – внести корректировки, только после этого приступить к работе в тетради.

Для слабых учеников можно использовать опорную схему-клише:

В сочинении я расскажу о…

У него/неё… лицо. Лоб…. Кожа…. Нос…. Глаза… Губы…

Когда улыбается/смеётся, то….

Я выбрал/выбрала этого человека для описания, потому что…

Перед тем, как писать сочинение, обратимся к произведениям литературы. Для 5-7 класса подойдут те произведения, которые ребята читают на уроках или читали ранее. Таким образом, образуются метапредметные связи. Работать с отрывками-описаниями литературных героев можно по-разному: обучающиеся получают задание самостоятельно найти отрывки, учитель готовит отрывки на урок и даёт словарную работу: выписать слова, характеризующие внешность, характер, одежду человека. Таким образом, ребята самостоятельно составляют опорные слова.

Пример отрывков из литературы:

На уроках развития речи для актуализации знаний можно предложите ребятам лингвистическую игру-разминку: сгруппировать слова в зависимости от того, какие эмоции они вызывают, положительные или отрицательные. Таким образом, повторяется тема морфология (имя прилагательное) и составляются опорные слова для сочинения-описания. Пример слов-определений глаз: бегающие, лучезарные, добродушные, игривые, наглые, озорные, лукавые, злые, удивлённые. Так же ребята могут продолжить список слов-определений самостоятельно.

Алгоритм работы над сочинением-описанием внешности:

  1. Эврестическая беседа. (Что необходимо отразить в описании человека? Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека или его характер?)

Это этап знакомства с описанием как типом речи и особенности определённого вида описания.

  1. Целеполагание. Учитель обращает внимание на то, что описывающий должен быть наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям. Важно передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние на этот момент. Так же обучающийся должен понимать, для чего нужно умение описывать людей.
  2. Создание опорной лексики. (В виде таблицы, записей в тетрадь, распечатанный материал)

Этап собирания материала на основе источников: отрывка из художественного произведения, картины, наблюдение за людьми. Важно обратить внимание детей на то, что описание нельзя заменять повествованием (например, рассказом о том, как вы впервые встретили человека). Так же обратить внимание на использование художественных средств в описании (при необходимости повторить теорию из курса литературы: эпитет, гипербола, метафора, сравнение).

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый.

  1. Составление плана сочинения-описания. Необходимо напомнить, что сочинение должно включать не менее трёх абзацев. Любое сочинение – это оформленная мысль, значит, должно быть вступление, основная часть и заключение-вывод.
  2. Первичное закрепление с комментированием по внешней речи. Устная работа над сочинением-описанием. При необходимости – исправление ошибок и запись ключевых слов в тетрадь. При необходимости – работа с карточками (для слабых учеников).
  3. Коллективное создание сочинения-описания в классе.
  4. Самостоятельная письменная работа. Составление сочинение – описание. С обязательным использование плана и вспомогательного материала (таблиц, конспектов, раздаточного материала). Письменную работу рекомендуется дать в виде домашнего задания, тогда ребёнок будет не ограничен временем урока.
  5. Проверка сочинений-описаний с комментированием.

Пример сочинения-описания 6-классника:

Сегодня хочу рассказать вам о моём лучшем друге и однокласснике Юрке.

Можно сказать, что Юрка обаятельный! С Юркой весело и на уроках, и на переменах. Он всегда может придумать новую захватывающую игру. Из-за того, что игры у нас всегда активные, внешний вид Юрки за день меняется: от опрятного и аккуратного мальчика утром до сорванца с оторванной пуговицей на рубашке вечером.

С Юркой мы сидим за одной партой с 3 класса, но дружить стали только в 5 классе. Но я ни разу не пожалел о том, что у меня есть друг Юрка!

Использование разных приёмов и технологий на уроке помогает лучшему усвоению материала. Следует помнить, что работа над сочинениями продолжается до 11 класса, и с каждым уроком совершенствуются навыки обучающихся.

Типичные ошибки при написании сочинения-описания внешности:

Для избегания этой ошибки нужно научить детей различать три типа речи: описание, повествование и рассуждение, знать особенности каждого стиля. К сожалению, и у старшеклассников часто возникают проблему с заданием ЕГЭ, где нужно определить тип речи. При каждой работе с текстом нужно учить школьников определять его тип и стиль. Так же для предупреждения подобной ошибки можно предлагать для анализа два текста: описание внешности и рассказ о случае из жизни.

  1. Непоследовательность описаний, хаотичность в передачи признаков предмета.

Для предупреждения данной ошибки необходимо определить последовательность описания, дать обучающемуся чёткие рекомендации для написания, так же определить возможные варианты перехода от одной части к другой.

Необходимо обогащать словарь учащихся необходимой лексикой, проводить работу над ошибками. При подготовки к сочинению-описанию проводится работа по собиранию портретной лексики.

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

Герои (герой) рассказа вызывают сложные чувства (чувство восхищения, негодования, недоумения).

Поступки героя (сюжет рассказа) заставляют задуматься о…

Тема (проблема), затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.

Проблема (взаимоотношений…) в наши дни особенно волнует, потому что…

Автор призывает поразмышлять о…

Нельзя не согласиться с рассказчиком…

2. Анализ текста.

В произведении (в тексте, в рассказе) изображается; говорится о…

Автор (рассказчик, повествователь) показывает, как (что)…

психологически точно передаёт…

выделяет (такую особенность героя, как…)

акцентирует (сосредотачивает) внимание на…

Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)…

Обращает на себя внимание деталь…

Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…

Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…

Читатель с интересом (с тревогой) следит, как…

Особенно трогательна картина (сцена)… Особенно взволновал меня эпизод (момент), когда…

3. Анализ эпизода.

Эпизод по типу речи представляет собой…

Данный эпизод можно озаглавить… потому что… Действующими лицами этого фрагмента являются…

Своеобразной экспозицией эпизода можно считать…

Завязкой (кульминацией) эпизода является…

Если бы я был режиссёром данного эпизода, я бы поставил его так…

Если бы не было этого эпизода, мы бы…

Эпизод развивает (затрагивает, завершает) тему…

4. Ввод новой мысли.

Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…

Интересно заметить… Любопытно взглянуть…

Очень важно, что… Можно предположить, что…

5. Доказательство своей мысли (примерами из текста, фактами, цитатами).

Можно проследить, как от сцены к сцене… Показателен момент (эпизод), когда…

Достаточно вспомнить (обратиться к)… Существенная деталь…

Обратимся к… Ещё раз перечитаем строки о… Вспомним (Не забудем о…)

Примечательно… Не случайно… Характерно, что… Интересно мнение критика (писателя, учёного)…

6. Дополнения, добавочные замечания, рассуждения.

Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.

Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…

7. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого высказывания, спорной мысли.

Неожиданный (резкий) перелом в повествовании наступает, когда…

Вопреки первоначальному впечатлению… Несмотря на (невзирая на)…

На первый взгляд странно (кажется странным)…

Нельзя согласиться (с мнением, с характеристикой, со словами)…

Но в противоположность (такой точке зрения)…

С одной стороны…, с другой… Пусть (и хотя…), но…

Вряд ли (едва ли) можно согласиться… Хочется поспорить с (оспорить)…

Тем не менее (между тем…)…

8. Сравнительно-сопоставительная характеристика.

Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный

И… и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется

Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны

В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй

В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе

9. Переход к выводам; заключение.

Вот почему… Как видим… Становится ясным (понятным), как…

Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…

В финале рассказа проясняется авторская идея…

Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)…

Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)…





Оставьте свой комментарий

40%




У автора в друзьях: 2


Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Для того, чтобы написать качественное сочинение по картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать.

Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.

Описание картины

Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.

Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.

Раскрытие темы и вывод

Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник. Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь). Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.

К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.

Сочинение должно содержать ТРИ основных части:

  • во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине;
  • в основной части даете анализ изображенного на картине
  • в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

3. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины:

  • художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
  • создает, пишет, изображает, воспроизводит;
  • картина, полотно, репродукция, холст…

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Фразы, которые могут вам помочь:

План и речевые клише для написания сочинения по картине*.

Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

Вступление:

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины – ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Что нужно знать о визуальном искусстве?**

Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.

Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.

Читайте также: