Описание покровской церкви в кижах сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек… Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север и, конечно же, остров Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Слово Кижи короткое и какое-то странное, загадочное, нерусское. Когда-то в далекие языческие времена карелы так называли место для игр. Местное население ещё в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Кижи — один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера. Но здесь на маленьком островке стоят удивительные, неповторимые создания архитектуры. Деревянные церкви и избы, срубленные русскими плотниками, стали шедеврами мирового зодчества. Ансамбль древнего погоста на острове Кижи состоит из трех зданий: главной Преображенской церкви, меньшей — Покровской и стоящей между ними колокольни.

2. История Кижского архитектурного ансамбля

Церкви в Кижах были построены раньше 1583 года – упоминание Кижского погоста встречается в Писцовой книге 1563 года, которая к тому же содержит ссылки на еще более раннее его описание 1496 года (оно до настоящего времени не сохранилась). Таким образом, можно полагать, что церкви на острове Кижи существовали, по крайней мере, с конца XV века. В конце XVII века в результате удара молнии на погосте возник пожар, уничтоживший церкви. Современные церкви и колокольня были возведены на их прежнем месте.

3. Покровская церковь

По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскоре на церкви утвердилось девятиглавое завершение, тонко и органично сочетающееся с нарядным многоглавием церкви Преображения. Покровская церковь приобрела современный вид.В основе архитектурной композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма, называемый в старину 'восьмерик на четверике с трапезной'. По своему назначению трапезная при северных церквах была чисто гражданским светским помещением и служила главным образом для общественных нужд населения погоста. Восемь малых главок венчают углы большого восьмерика церкви, а завершает композицию большая глава-девятая, стоящая в центре. Все вместе они образуют ажурную корону, легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом и в то же время достаточно скромную, чтобы не соперничать с величием горделивой соседки. Этот прием позволяет зодчим добиться и своеобразного художественного эффекта, индивидуальности всего здания.

4. Преображенская церковь

5. Колокольня

6. Звонница Кижской колокольни

7. Заключение

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжаю рассказ о посещении острова Кижи.


По традиции северных русских погостов рядом с летним храмом Спаса Преображения стоит теплая зимняя церковь. Официально службы в Покровской церкви проходили в холодное время года: от праздника Покрова (14 октября по н.с.) и до Пасхи. Сегодня она используется как летний храм.


Построена в 1694 году. В настоящее время различные исследователи народной архитектуры, основываясь на анализе особенностей конструкций этого храма, архитектурных аналогов и данных дендрохронологического анализа древесины, выдвигают предположение, что в его истории было три строительных периода, что Покровская церковь не раз перестраивалась и к 1764 г., а возможно и ранее, сформировался ее современный облик.





Столбы крыльца Покровской церкви традиционной геометрической порезки.



Покровская церковь построена с использованием традиционных строительных пород дерева: сосны, осины, березы (бересты). Пазы бревен, в отличие от летней неутепленной Преображенской церкви, проложены мхом – для утепления стен.




История формирования современного архитектурного облика существующей колокольни включает два строительных периода. Построенная в 1862 году, она перестраивалась в 1874 г. В таком виде колокольня и дошла до наших дней.

В основе объемно планировочного решения колокольни Кижского погоста мы видим традиционную схему – восьмерик на четверике, но вместе с тем оно значительно отличается от архитектурного решения древних аналогов. Особенностью колокольни Кижского ансамбля является то, что пропорциональные отношения здесь изменены в сторону увеличения четверика. Он необычайно высок и равен по высоте прирубам Преображенской церкви.

По мнению специалистов, она обладает уникальными акустическими качествами и сегодня является практически единственной, на территории России, действующей деревянной колокольней столь большого размера.



Исторически ограды на русских погостах имели два назначения. Первоначально это были своеобразные военно–оборонительные сооружения, в последствии, когда оборонная функция отпала, они служили обозначением границы между церковной землей, где располагались церкви и кладбище (погост), и мирской.


Ограда Спасско–Кижского погоста, которую мы видим сегодня, была реконструирована в 1959 г. по проекту архитектора А.В.Ополовникова. За основу проекта реконструкции были приняты близкие архитектурные аналоги, такие как ограды Водлозерского Ильинского погоста (Пудожский район) и Почезерского погоста (Архангельская область), а также изображение Кижского погоста на гравюре Р.Зотова.


Ее бревенчатые стены высятся на каменном основании из крупного булыжника. При сооружении основания реставраторами были использованы камни ограды 1800 г. Стены и кровля выполнены из нового материала.




Длина сооружения, согласно обмерам, произведенным в 2003 г. архитектором А.Ю.Любимцевым, составляет 305 м.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Кижи)17.jpg

Содержание

Кижский погост — одно из древнейших русских поселений Заонежья — сохранил до наших дней две церкви, принадлежащие к числу наиболее значительных созданий русского деревянного зодчества.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, стоящий по соседству со Спасо-Преображенским храмом и составляющий вместе с ним единый ансамбль, на 50 лет младше своего "соседа". Хотя его и начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмы Кижского погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в следующем столетии претерпела серьёзную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям. Произошло это в 1764 году. Чтобы новый храм полностью соответствовал главному храму Кижского погоста — Спасо Преображенскому, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастерами было решено сделать сооружение — "отголосок", своеобразное архитектурное "эхо".

При ремонте 1860-х годов Покровская церковь была обшита тёсом, который был снят только в конце 1950-х годов, благодаря предпринятой реставрации по проекту московского реставратора А. В. Ополовникова. В 1865 году Покровский храм лишается Никольского придела, существовавшего в нем изначально, и разбирается "из-за тесноты".

С ХVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная Покровской церкви — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее. В более позднее время в трапезной проходили занятия церковно-приходской школы. Недаром вдоль стен трапезной Покровской церкви расположены лавки, в углах её находились печи. В сенях ныне расположена небольшая выставка, посвящённая Кижскому восстанию 1769-1771 годов. По конструкции и декоративным деталям крыльцо Покровского храма тождественно крыльцам крестьянских домов — та же простота, выразительность, отточенность каждой детали. Многое роднит эту церковь с гражданскими постройками: и кладка сруба "в обло", и высокий подклет, и безгвоздёвая крыша с потоками, причелинами и полотенцем. Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно.

Особенно серьёзным явилось поновление 1903 года, когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причём в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделяющую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили. В 1950-е годы интерьеры церкви были реставрированы по проекту А. В. Ополовникова и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью "изгладить" память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы её видны и теперь.

Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная в 1874 году на месте старой, является приблизительным воспроизведением последней.

В настоящее время Покровский храм используется совместно Церковью и музеем. Раньше "зимний" храм отапливался, службы в нём проводились с 1 октября и до Пасхи. Богослужения вновь проводятся в летнее время с 1997 года.

В 2003 году было создано Спасо-Кижское патриаршее подворье.

Храм является архитектурным памятником мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО.

Центральный восьмерик увенчан своеобразным многоглавием: на каждом из восьми углов здания стоит глава; в центре – девятая, самая большая; десятая главка над алтарным прирубом. Девять верхних глав образуют поразительную по красоте ажурную корону – легкую, изящную, пронизанную светом и воздухом. Многоглавие такого типа уникально и подобного ему нет в русской деревянной архитектуре. Купола поставлены не прямо на пологую кровлю центрального объема, а на небольшие восьмерики, нижняя часть кровли которых заканчивается зубцами.

В основе Покровской церкви - четырехугольный сруб – четверик. Наверху при соединении с восьмериком он расширяется, образуя промежуточный повал, выполняющий архитектурно-конструктивную роль карниза. Еще более энергичным и плавным повалом заканчивается восьмерик. Под ним – декоративный пояс из резных треугольных фронтонов. Фронтонный пояс не только декоративная, но и конструктивно-защитная деталь, принимающая на себя часть осадков и отводящая их в стороны.

Воссозданием интерьера в 1960-е годы занималась Галина Ивановна Фролова - научный сотрудник музея-заповедника "Кижи", художник-реставратор темперной живописи, музейной коллекции икон. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма ХVII-ХIХ веков. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который был реконструирован Ополовниковым на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 году В. Г. Брюсовой (Светличной). Самые ранние иконы, датируемые 2-ой половиной ХVII века были подобраны для иконостаса из "Кижской коллекции", составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Первоначальный иконостас не сохранился, известно лишь, что он тоже был тябловый. В самом храме разместилась небольшая выставка "Древнерусская живопись Карелии" из фондов музея-заповедника "Кижи". Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м. Материал — сосна, осина.

Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" (сектор "Русские Заонежья")

Как добраться: от Петрозаводска на теплоходе на Великую Губу до пристани Кижи, от причала идти пешком на юг 1 км


В 18 веке русское деревянное зодчество уходит на второй план и перемещается в более труднодоступные и богатые сырьевым лесом места. Причины:

Петровские реформы – новый уклад жизни, новые вкусы – как следствие, предание забвению русских обычаев

Становятся более доступными другие строительные материалы – камень, кирпич

Уменьшается численность сырьевых лесов

Однако, именно в 18 веке создано большое кол-во шедевров деревянного русского зодчества

Примеры: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге (шатрового типа, основной объем 2 восьмерика с повалом поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и 2 висячими крыльцами. Иконописный потолок-небо).

Успенский собор (Кемь) 4 шатра с луковками и крестами

Ансамбль Кижского Погоста

Ансамбль в Кижах

Находится на острове Кижи, в Онежском озере

Церковь Преображения Господня 1714 г

Церковь Покрова Богородицы 1764 г.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году (более древняя сгорела в 1694 году). Высота церкви — 27 м, общая длина — 32 м, ширина — 8,7 м.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.

Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.

Шатровая колокольня 1863 г.


1-2 Произведение Джакомо Кваренги

Дворец Юсуповых на Фонтанке




1730-е - арх. Д. Трезини - одноэтажный деревянный дом

1740-х - каменный дворец барокко

1790 - арх. Кваренги Д. - перстройка классицизм

В 1724 г. Петр I подарил своему сподвижнику Г. Д. Юсупову участок земли между Большой просекой (Садовая ул.), Безымянным ериком (р. Фонтанка), Царской перспективой (Московский пр.) и Просекой (пер. Бойцова).

За ним находился регулярный сад с фигурными прудами, каналами.

В 1790 г. по заказу владельца Н. Б. Юсупова дворец был перестроен арх. Д. Кваренги. Зодчий сохранил стены дворца, но уничтожил барочный декор и придал зданию классический облик.

Садовый фасад оформлен шестиколонным портиком. Другие фасады украшены галереями с дорическими колоннами. Со стороны Фонтанки дворец был обнесен глухой стеной.На наб. Фонтанки, 115 выходят два одноэтажных флигеля на высоком цоколе, соединенные въездной аркой.

Читайте также: