Описание дома лермонтова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской. " - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.
Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е. А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века.
Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.
В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. В этот дом приезжал он в отпуск зимой 1836 года. И всегда в ". Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки". Поэтому не случайно, размышляя о жизни и смерти, М. Ю. Лермонтов мечтал быть похороненным в Тарханах.
Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой.
Самая большая комната барского дома - зала обставлена роскошной мебелью конца ХVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий Петрович.
Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом. В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: "Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, "Ручная математическая энциклопедия", "Псалтырь, или Книга хвалений", "История государства Российского" Н. М. Карамзина, "Древнейшая всеобщая история" Милота.. .
Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. На секретере - ксерокопии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.

Среди курортных городов Кавказских Минеральных Вод одним из самых прекрасных и восхитительных считается Пятигорск. Он привлекает туристов своей красотой, целительным горным воздухом, и, конечно же, исторически ценными достопримечательностями, одной из которых является домик Лермонтова в Пятигорске.

Клумба с цветами на территории домика Лермонтова

С этим славным городком связанна жизнь и творческая деятельность великого русского писателя. Здесь можно встретить множество памятных мест, где когда-то жил и трудился Лермонтов. Попробуем, мысленно отправится в Пятигорск, и живо представить себе всю красоту и превосходство памятных и ценных лермонтовских мест.

Если вы желаете пройтись по следам Лермонтова, то стоит, в первую очередь, посетить место, где писатель жил, когда бывал в Пятигорске. Сегодня это литературно — мемориальный музей, который находится не далеко от центральной части города по адресу ул. Лермонтова, 4. Статус государственного музея — заповедника дом Лермонтова получил в 1973 году.

На сегодняшний день каждый желающий может посетить достопримечательность: вход открытый ежедневно, кроме понедельника и вторника. Среда — воскресенье — с 10.00 до 18.00 (касса закрывается в 17.00).

Попробуем подробно описать, как сегодня выглядит скромная достопримечательность, в чем ее особенности и ценность для истории русской литературы.

История существования достопримечательности

Приблизительно полтора столетия назад, знаменитый русский писатель и активный общественный деятель М. Ю. Лермонтов, впервые вошел в этот домик, который сегодня именуют, как литературный музей. Это было небольшое жилище на окраине города недалеко от подножья горы Машук.

Пришел он сюда со своим другом и родственником, чтобы посмотреть предложенный ему вариант квартиры. На то время, это был довольно скромный и простой домик, который не отличался пышнотой и напыщенностью. Но, поэту он очень понравился.

Его заворожила красота окружающей природы, а особенно его впечатлил открывающийся вид с террасы дома на величественные кавказские горы. Лермонтов с самого детства любил горы, с ними были связанны его лучшие моменты жизни. Подтверждением этого являются строчки из его художественных произведений, где он говорит о том, насколько близкими его сердцу являются горные пейзажи.

Во дворе домика Лермонтова в Пятигорске

С того времени поэт поселился, на первый взгляд, не очень привлекательную усадьбу. Всем известна история жизни Лермонтова, которая не была очень простой и гладкой. Такая же судьба ожидала и его облюбованный домик. Долгие годы, после смерти писателя, он переходил из рук в руки к частным владельцам.

К сожалению, бывали и такие хозяева, которые не очень ценили эту литературно — мемориальную достопримечательность. Были моменты, когда усадьбе грозила опасность полного разрушения. Спасли это памятное место передовые общественные активисты.

В 1912 году, пройдя тяжкие испытания и долгие процедуры, они смогли повлиять на местную власть, чтобы она вмешалась и защитила эту памятную достопримечательность.

Вид на Эльбрус со двора музея Лермонтова

После событий Октябрьской революции дом стал государственным заповедником отечественной исторической культуры. В конце 40-х годов прошлого столетия музей расширили, к нему добавили соседнюю усадьбу Верзилиных. В этом доме Лермонтов был частым гостем, и именно здесь он получил вызов на роковую для Лермонтова дуэль.

Спустя пару лет, в соседнем доме было открыто литературное отделение музея. На протяжении 60-х годов происходила колоссальная работа по реставрации памятного заповедника. Все силы были брошено на то, чтобы придать музею его первоначальный облик.

В семидесятых годах прошлого века, открылась, можно сказать, новая глава в судьбе музея. Власть того времени приняла указ о переименовании достопримечательности на Государственный музей — заповедник М.Ю.Лермонтова. Он стал центром и неотъемлемой частью всего лермонтовского квартала в городе Пятигорске.

Также был выдан указ, о реставрации всех домов из района лермонтовских мест, где когда-то бывал писатель. В состав музея вошли четыре дома, которые ранее принадлежали Уманову и Верзилину. В итоге, был полностью восстановлен прежний вид квартала, дома снова стали напоминать о времени когда был жив Лермонтов.

Государственный музей-заповедник Лермонтова

Наверное, в Ставропольском крае не найдется такого места, как Пятигорск, где бы так тесно переплеталась жизнь и творчество великого русского писателя Лермонтова с жизнью самого города. Это место его особенно привлекало и манило. Поэтому, сегодня в Пятигорске есть целый список достопримечательностей, которые связанные с именем писателя, его личной жизнью и творческой деятельностью.

Экскурсия по музею

С историей этой достопримечательности мы уже ознакомились, теперь стоит наглядно описать то, как сегодня выглядит сам музей. Вся обстановка в середине дома была до мелочей продумана и реконструирована из рассказов очевидцев того времени. На помощь музейным работникам также пришли сохранившееся планы дома и его изображения.

Подробное описание того, как дом выглядел внутри на то время, когда его снимал Лермонтов со своим другом, было найдено в литературных статьях П. Мартьянова. Он посвятил целый цикл статей по описанию и исследованию жизни писателя последних месяцев.

Мартьянов побывал в доме Лермонтова спустя тридцать лет после трагической смерти писателя. Также, в своих статьях он рассказывает о его встрече с В. Чилаевым, который был хозяином дома, где Лермонтов снимал жилье последние два месяца своей жизни. Мартьянов составил из слов владельца дома полный список предметов мебели, какие в нем были за Лермонтовым, и детальное описание всех комнат.

Внутри домика Лермонтова в Пятигорске

Его удивляло то, что такой известный писатель, который имел приличные доходы, мог жить в таких скромных и простых условиях. Ведь даже на то время, уже были в доступности дома с удобствами и хорошими условиями для комфортного проживания. Но, для Лермонтова это не было необходимостью, ведь он прекрасно себя чувствовал в этом простеньком домике с прекрасным видом на Кавказские горы.

К сожалению, до сегодняшнего дня из подлинных предметов мебели сохранилось не много. Большая часть мебели и предметов интерьера, которые мы видим сегодня, заменили на вещи, подобные по виду к тем, что бытовали в то время. Обстановка в середине музея начала пополнятся новыми экспозициями времен Лермонтова с 1912 года.

Двор и внешний вид дома

Домик расположен в самом центре двора. Создается впечатление, что он так и просит, чтобы его обошли и рассмотрели со всех сторон. С дороги он выглядит довольно скромным и простеньким, но сразу чувствуется, что в нем есть какая-то загадка, что-то особенное.

Стены чисто выбеленные, низенькие. Их покрывает крыша из камыша, которая делает домик Лермонтова теплым и уютным. Окна обрамлены двухстворчатыми ставнями, которые всегда открыты для взора посетителей.

Во дворе музея Лермонтова в Пятигорске

Окружающая природа впечатляет своею живописностью. Смотря на дом со стороны, создается впечатление, что он как — бы лежит в самых ладонях горы Машук. Именно эти горные пейзажи так сильно притягивали Лермонтова, что он проводил здесь свое свободное время и отдых.

На территории усадьбы расположен небольшой сад с деревьями, где также растут и миловидные цветы. У самого порога дома висит мемориальная табличка, де говорится о том, что здесь жил поэт Лермонтов. Ее установили еще в конце 80-х годов 19 столетия, за инициативой А.Н.Островского, великого русского писателя жанра драматургии.

Что внутри дома?

В середине дома располагаются четыре небольшие комнаты. Две из них занимал друг писателя капитан Столыпин, а в других двух жил и сам Лермонтов. То, как, в общем, выглядели эти комнаты, можно сказать несколько слов — скромность, ухоженность и простота.

Потолки низкие, обитые деревом, полы также деревянные. Окна во всех комнатах разных размеров. На стенах были наклеены самодельные обои из обычной бумаги.

Войдя в дом, мы попадаем в маленькое помещение, которое раньше называли сенями. Здесь есть дверь, которая ведет в прихожую. В эту комнату слабо попадает свет, поэтому она, немного как — бы находится во мраке.

Сени в домике Лермонтова

Из прихожей есть две двери, которые ведут одна в приемную или гостиную комнату, а другая в зал. В приемной находится дверь, ведущая в комнату капитана Столыпина. Комната самого Лермонтова была угловой, ее окна выходили в живописный сад.

В половину дома, которая находилась в пользовании Лермонтова, входили две комнаты, гостиная и спальня. Приемная комната отличалась простотой и скромностью, как в принципе и весь дом.

Здесь находится небольшой стол, над которым висит единственное зеркало на весь дом. В углу комнаты находится печка. Возле стены расположен маленький диван и пред-диванный столик.

Именно этот столик сохранился подлинным до наших дней. Кто знает, может быть сидя за ним, писатель создавал свои литературные шедевры.

Стоит также упомянуть о том, что над диваном висит красочный ковер, украшенный дорогими предметами оружия. Когда-то был старый Кавказский обычай — украшать стены дорогостоящими кинжалами, ножами, ружьём и пистолетами.

Печка маленький диван и пред-диванный столик в домике Лермонтова

Сегодня в спальне поэта находится только его подлинная мебель. Она была перевезена в Пятигорск в музей после его смерти. Кресло и письменный стол были взяты из квартиры Лермонтова в Санкт-Петербурге. Эта комната служила писателю одновременно кабинетом и спальней. В ней находится огромный стол с парой стульев, узкая кровать, маленький столик в форме треугольника и четыре стула между двумя дверями.

В углу была расположена небольшая дровяная печка. Письменный стол стоит возле окна, а на нем лежат книги, которыми Лермонтов интересовался в последние дни своей жизни. Это были, книги сочинений Жуковского, и полный сборник стихотворений Шекспира на оригинальном английском языке.

Лермонтов очень любил работать за столом возле открытого окна, за которым росло чудесное черешневое дерево. И вот таким образом он совмещал приятное с полезным, творил мировые литературные шедевры и лакомился вкусными плодами дерева. Личная спальня писателя — это особенное место, ведь здесь он работал, предавался различным раздумьям.

Стол за которым работал поэт, в домике Лермонтова

Вторая половина дома была в расположении у друга Лермонтова капитана А. Столыпина. Так же, как и другие комнаты, его спальня и гостиная отличалась скромностью и простотой. Войдя в них можно сразу же понять, что здесь когда-то жил Кавказский офицер тех времен. В приемной комнате стоит у окна стол, два стула и сундук для вещей.

Комната капитана Столыпина в домике Лермонтова

В спальне из мебели есть большой стол, железная кровать и деревянный шкаф. На столе лежат такие принадлежности как: курительная трубка, подсвечник и табачница. На деревянном шкафу висят капитанский сюртук и фуражка. На столе также можно увидеть портрет Столыпина, автором написания которого является сам Лермонтов.

В доме Верзилиных

В состав государственного музея входит, как уже упоминалось, соседняя усадьба Верзилиных. Ее внесли в список памятных мест, так как именно здесь писатель бывал в гостях чуть ли не каждый день перед своей смертью. Сегодня в этом доме можно увидеть шесть комнат, в которых находится литературный отдел музея.

Дом Верзилиных на территории музея Лермонтова

Большую часть творческого наследства писателя мы видим именно здесь. Сюда входят: зарисовки и картины Лермонтова, книги, исторически ценные документы, журналы, документальные материалы того времени и другие не мало важные вещи. Находясь в литературном музее, можно убедиться в том, насколько сильно Кавказ вплетался в жизнь и творческую деятельность писателя.

Во времена Лермонтова дом Верзилиных пользовался большой популярностью в Пятигорске. Здесь всегда было шумно и весело. Сам хозяин усадьбы отличался такими качествами, как гостеприимство и доброжелательность. Часто — густо здесь проходили общественные мероприятия, да и просто вечерние посиделки за чаем в душевной дружеской компании.

Внутри дома Верзилиных

Лермонтов же был довольно общителен по своей натуре, поэтому в доме соседей он бывал очень часто. По рассказам очевидцев в последние свои дни перед смертью, Лермонтов посещал Верзилиных ежедневно.

В доме Уманова

Незамеченным никогда не остается и усадьба Уманова, которая также входит в состав музейного заповедника. В этом доме писатель частенько бывал в гостях. Его хозяином на то время являлся его однополчанин по гусарскому полку А. Арнольди. Усадьба была построена в 1823 году, но мало что из нее сохранилось в подлинном виде.

В доме Уманова можно увидеть все портреты, зарисовки и изображения Лермонтова, исполненные многими русскими художниками. Также здесь находится огромное количество иллюстраций к произведениям писателя. Не случайно именно в этом доме была расположена картинная галерея, ведь хозяин дома Арнольди, так же, как и Лермонтов, увлекался рисованием.

Жизнь поэта в Пятигорске

То какой образ жизни вел Лермонтов в последние два месяца перед своей смертью, мы узнаем из записей Мартьянова. В Пятигорск поэт направился с целью, оздоровится.

Ведь даже в то время, это место считалось курортным, так как здесь были обнаружены редкостные источники минеральных целебных вод. Дом Лермонтова всегда был открыт для близких друзей и дальних знакомых. Сам писатель не жил по определенно составленному графику.

Он мог просыпаться с рассветом солнца и засыпать с закатом, или же наоборот, гулять до поздней ночи по Пятигорску, а потом спать до второй половины дня. Но, по словам очевидцев, вечера Лермонтов всегда проводил в шумных компаниях с друзьями, или, же просто гулял по курортному Пятигорску.

Двор музея Лермонтова в Пятигорске

Любимым занятием писателя были скачки на лошади. Очень часто ранним утром он прогуливался на своем коне Черкесе загородом. И это не были спокойные прогулки, Лермонтов обожал быстрые, а иногда даже экстремальные скачки. На коне он чувствовал себя свободным, сильным и непреодолимым. В большинстве случаев гулять Лермонтов уезжал в одиночку, и даже без предупреждения.

Если сказать современным языком, для поэта прогулка выполняла физическую, моральную и духовную разрядку. Он мчался по бескрайней степи, и просто забывал обо всем на свете.

Осень в музеи Лермонтова

Ежедневно, в течение многих десятков лет, тысячи туристов приходят посетить музей Лермонтова где в последние два месяца своей жизни жил великий писатель мирового уровня М.Ю.Лермонтов. Сегодня это центральная достопримечательность лермонтовского заповедного комплекса. Это место освященное гением литературы и талантливым художником, память о котором не сотрется годами и столетиями.

Путешествуя по Пятигорску, стоит выделить время и посетить памятное место, где полтора столетия назад жил и трудился великий русский писатель Лермонтов, которого без преувеличения можно назвать — гением русской литературы.

Купянская Вера Николаевна

В данной работе автор повествует о достопримечательностях Ставропольского края, в частности о Лермонтовских местах Пятигорска. В работе представлены фотографии домика Лермонтова, рассказывается о посещении Лермонтовым Пятигорска.

ВложениеРазмер
ishchenko_i.docx 722.83 КБ

Предварительный просмотр:

Я живу на Ставрополье,

Где степей больших раздолье,

Где громада гор зелёных

Смотрят в небо удивлённо.

Где целебная водица-

Можно всем нам вот напиться,

Я люблю свой край родной

Потому что он друг мой!

Неизведанная Россия с территорией более 17 млн кв. км. — вот уж действительно, понадобится несколько жизней, чтобы увидеть все ее красоты воочию. Зачастую нам хочется верить, что мы знаем о своей родине все.

Так как же этот маленький домик стал большим достоянием культуры России? В теплый майский полдень 1841 года Михаил Юрьевич Лермонтов вошел во двор одного из домов на крайней улице Пятигорска, у самого подножия Машука. Улица так и называлась— Нагорная. Пришел он сюда со своим родственником А. А. Столыпиным, чтобы осмотреть надворный флигель, сдававшийся под квартиру майором в отставке В. И. Чиляевым, с которым познакомились они утром у военного коменданта. Судьба домика оказалась такой же трудной, как и жизнь самого поэта. Власти не были заинтересованы в сохранении памяти о М. Ю. Лермонтове. Многие десятилетия домик переходил от одного частного владельца к другому. Среди них попадались не только плохие ценители этой исторической реликвии, но и просто никудышные хозяева. Ничем не обозначенный дом ветшал, и порою над ним нависала серьезная опасность разрушения.

А теперь давайте окунемся в обстановку дома. В домике всего четыре комнатушки. Сердце наполняется трепетом, когда переступаешь порог жилища великого поэта. Меня поразила простота интерьера: деревянные полы, низкие потолки.

У стены напротив – маленький диван с круглым столиком возле него, который поэт любил выносить в тёплые дни на террасу и работал за ним. Тот самый, за которым, по преданию, поэт писал пером последние строки… Заточенные перья, несколько листов бумаги с обрывками стихотворений Лермонтова на круглом столе.

На стене, по традициям того времени, - ковер с дорогим оружием.

Как странно звучат эти строки. Молодой офицер, любящий жизнь, мечущийся в поисках счастья, не нашедший его. И скромный приют, маленький домик под камышовой крышей. Как жил поэт в эти последние месяцы? Что чувствовал? О чем мечтал?

Из гостиной попадаю в комнату поэта. Комната Лермонтова, маленькая, тоже очень скромно обставленная, - совершенно особое место в доме. Она служила и кабинетом, и спальней. Под окном стоит большой письменный стол, у глухой стены – кровать и трехугольный столик. Лермонтов чаще всего работал именно здесь. Старался не закрывать окно. Под окном росла старая черешня, и он, работая, машинально срывал спелые ягоды и лакомился ими.

В комнате, где жил и творил поэт, представлены только те вещи, что действительно ему принадлежали: массивный рабочий стол и широкое кресло, обитое кожей, – из его питерской квартиры. За этим столом Лермонтов писал свой знаменитый роман о Печорине и многие другие произведения. На столе – сочинения В.Шекспира на английском языке, которые прислала поэту его бабушка. Это свидетельство того, что Лермонтов в совершенстве знал английский язык и читал книги в подлиннике.

Спал на этой кровати, которая и сейчас стоит в кабинете. Здесь же лежал, когда 27 июля после дуэли его привезли с места поединка, лежал в исторической красной канаусовой рубашке. Кровать эта освящена кровью поэта, а также и обеденный стол, на котором он лежал до положения в гроб.

На стенах – две акварели. Но поскольку автор на них не подписался, считается, что они только приписываются Лермонтову.

Многие недоумевают: такой великий человек, а жил в крошечном неказистом домике? Дело в том, что творчество не терпит суеты. Именно этот дом приносил частицу тепла в его душу, согревая своей простотой и уютом.

Любовь к родине естественна, как дыхание. Земля, где родился, некрасивой не бывает. Она прекрасна уже тем, что живет в моей душе, а степь это или горы, леса или пустыня – значения не имеет. Мой край самый прекрасный, уезжая на время, мне хочется быстрей вернуться домой.

Люблю тебя, родное Ставрополье.

Простор степей, бескрайние поля,

Журчанье рек и ветерка дыханье, Стрелой манящие нас в небо тополя.

Личные комнаты поэта после его гибели и смерти Е.А. Арсеньевой долгое время сохраняли прежнюю обстановку. В 1859 году усадьбу посетил прапорщик Стрелкового батальона, стоявшего в уездном городе Чембаре в 20 верстах от Тархан, И.Н. Захарьин-Якунин. Он писал: "Когда мы приехали. и вошли в господский дом, то он оказался пустым, то есть в нем никто не жил, но порядок и чистота были в доме образцовые, и он был полон мебели, той же, какая была восемнадцать лет назад, когда в этом доме жил М.Ю. Лермонтов. Нас встретил тот самый дворовый человек, бывший с Лермонтовым на Кавказе, и повел нас наверх, в мезонин, в те именно комнаты, в которых всегда жил, находясь в Тарханах, Лермонтов. Там, как и в доме же, все сохранилось в том виде и порядке, какие были во времена гениального жильца этих комнат".


На столе одной из комнат поэта представлены шахматы в коробке красного дерева первой половины XIX века. Лермонтов любил игру в шахматы и, по свидетельству кавказского сослуживца К.Х. Мамацева, предавался ей с увлечением. "Он искал, однако, сильных игроков, и в палатке Мамацева часто устраивались состязания между ним и молодым артиллерийским поручиком Москалёвым. Последний был действительно отличный игрок, но ему только в редких случаях удавалось выиграть партию у Лермонтова", - писал В.А. Потто со слов Мамацева.

В плоском жестяном портсигаре с изображением охотничьей собаки на верхней крышке сохранились пять папирос, на внутренней стороне крышки надпись: "Лермонтов - убит Мартыновым в Пятигорске, 1841-го июля 15-го. Грустное воспоминание! подарена Лермонтовым А.Г. Реми".





В личной комнате М.Ю. Лермонтова в застекленных шкафах красного дерева представлены книги круга чтения поэта, акварели "Маневры в Царском Селе", "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой", "Сражение при Валерике", "Зимний путь". Посетители могут увидеть работу маслом "Атака лейб-гусар под Варшавой", рукоять турецкого ятагана, принадлежавшего М.Ю. Лермонтову, его альбом с портретом Е.А. Арсеньевой в молодости, портсигар и курительную трубку, портрет поэта в форме лейб-гвардии Гусарского полка художника П.Е. Заболотского.

Работы на военную тематику и турецкий ятаган напоминают о службе Лермонтова на Кавказе, где он участвовал в кровопролитных сражениях, командовал сотней отважных "партизан", принятых им от Руфина Ивановича Дорохова, участника Кавказской войны, "который коротко знал и любил. Лермонтова, странствовал и сражался вместе с ним". Поэт был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов. "Славный малый - честная, прямая душа. он пылок и храбр, - не сносить ему головы", - писал Р.И. Дорохов. Однако ". военное поприще не было призванием Лермонтова, и военный мундир он носил только потому, что тогда вся молодежь лучших фамилий служила в гвардии".



На письменном столе в кабинете М.Ю. Лермонтова располагаются рукописи произведений, над которыми поэт работал в Тарханах зимой 1835/36 года. За один месяц с небольшим он сделал вольный перевод Байрона ("Умирающий гладиатор"), написал четвертый акт новой драмы "Два брата", вступление к "Тамбовской казначейше", закончил поэму "Сашка". В это же время Лермонтов беспокоится о судьбе драмы "Маскарад", которую не пропускает цензура. Комнату украшают акварельные портреты работы поэта: С.А. Раевского, его друга; отца - Ю.П. Лермонтова, женщины, которую Лермонтов любил всю жизнь, - Варвары Александровны Лопухиной.

На столе находятся и личные вещи поэта: фарфоровая чернильница, дорожная шкатулка, печатка с инициалами "М" и "Л" - ею Лермонтов опечатывал письма. Странствия и путешествия были постоянным уделом поэта. За свою короткую жизнь он провел в дороге 365 дней, проехав свыше 1500 верст (исключая поездки по Кавказу в составе боевых частей). "Право, мне необходимо путешествовать, - я цыган", - писал Лермонтов в 1832 году. В 1837-м он сообщает: ". я сделался ужасным бродягой, а право, я расположен к этому образу жизни".


Когда М.Ю. Лермонтов уезжал в последний раз на Кавказ, князь В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с дарственной надписью: "Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную. 1841. Апреля 13-е". В эту книжку М.Ю. Лермонтов вписал последние 16 лирических шедевров, среди них: "Выхожу один я на дорогу", "Спор", "Тамара", "Листок". Копия записной книжки также представлена в экспозиции. У поэта было предчувствие ранней смерти и страстная жажда жизни:

Читайте также: