Они шли по вечереющей улице сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Тема: Позиция автора исходного текста по заявленной проблеме. Аргументация своей точки зрения Задание 27.

НАПОМИНАЮ, КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ:

  • Определить проблему текста
  • Найти 2 примера из текста и прокомментировать их.
  • Определить позицию автора
  • Подумать над собственным аргументом
  1. ИЗУЧАЕМ ТЕКСТ И ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕКСТУ

(1) Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё – и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

(2) Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. (3) Было предвечернее время июньского дня… (4) Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. (5) Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах… (6) Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране. (7) Они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. (8) И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так свободно и вольно, как они пели.

(9) Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши. (10) Они бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, свободной, ровной чередой.

(11) Теперь они пели, а мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

(12) Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели и чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. (13) Прелесть была в том неосознаваемом, но кровном родстве, которое было между ними, и нами, и этим хлебородным полем, что окружало нас. (14) Этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства. (15) Этим предвечерним временем и облаками на уже розовеющем западе. (16) Этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели. (17) И этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. (18) Прелесть была в том, что все мы были дети своей Родины и были все вместе, и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. (19) И ещё в том была(уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта Родина, этот наш общий дом была Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу.

(20) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. (21) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. (22) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. (23) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

(24) В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? (25) В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность.

(27) Ещё одно, говорю я, было в этой песне – это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далёкие – и невозвратимые…

В данном для анализа тексте И. Бунина заключена мысль о России как об общем доме его и тех людей, что косили и пели , в чьей песне он слышал душу своей страны. Именно проблема беспредельной любви к своей Родине рассматривается писателем.

Позиция автора предельно ясна: куда бы судьба ни забросила его – нет ему подлинной разлуки с Родиной, все будет над ним родное небо.

Родная земля была и остается местом безграничной любви и памяти о ней.

«(20)Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, её цель и отношения. (21)Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. (22)Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но жизнь моя шла всё тем же мелочным, запутанным и праздным порядком. (23)Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом моим Дмитрием, чудесным Митей, как я сам с собою шёпотом иногда называл его, ещё нравились только моему уму, а не чувству.

(27)Рассуждение Толстого открывает ворота в таинственный мир,называемый юностью. (28)Оказывается, юность – понятие нравственное. (29)С пробуждением сильного морального чувства вступил отрок Толстой, скрывшийся за Николенькой Иртеньевым, в юность. (30)А не пробудись в нём это чувство, осталось бы затянувшееся отрочество, за которым – аморфная молодость, имеющая ценность лишь физического свойства. (31)Из пленительных снов детства Иртеньев-Толстой вступил в многообещающее, но хрупкое отрочество, а затем – в тревожный, волнующий, полный прозрений мир юности, где приоткрывшиеся уму ценности стали горячим чувством, тем нравственным законом, что не переставал восхищать многомудрого долгожителя

(44)Выходит, юность не только счастье, но и обязанность. (45)Быть юным – большая ответственность; недолгий ещё опыт жизни не является оправданием тому, кто бессмысленно растрачивал золото юности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пишем комментарий к сформулированной проблеме текстаЕГЭ2021

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пишем комментарий к сформулированной проблеме текстаЕГЭ2021

Пишем комментарий
к сформулированной проблеме текста
ЕГЭ
2021

Задание 27



Информативность как признак текстаТекст содержит информациюО каких-либо факта.

Информативность как признак текста
Текст содержит информацию
О каких-либо фактах, событиях, людях
О способах авторского воздействия на читательское восприятие
Об авторе (отношение к поднятым проблемам)
О цели его создания (кому предназначен текст, чего хотел достичь автор, на какие вопросы ответить и т.д.)

Обратите внимание! Комментирование предполагает умение работать с различ.

Обратите внимание!
Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста, так как она неодинакова по значимости и способу выражения.

Виды информации в тексте

Виды информации в тексте

Взаимодействие разных видов информацииФактыСобытияГероиМесто действияфактуаль.

Взаимодействие разных видов информации
Факты
События
Герои
Место действия
фактуальная
концептуальная
КИ предполагает различные
варианты истолкований,
т.к. не всегда чётко и ясно
выражена словами.
Воспроизведение в
комментарии
ТОЛЬКО фактов из
текста – это ПЕРЕСКАЗ!

9Понять текст - значитвычитать текстовую информацию: фактуальную (о чем в т.

Текст

(1)Они шли по вечереющей улице. (2)Шли из школы, где Лола Игнатьевна.

(28)Ты – человек искусства. (29)Ты что, меня разыгрываешь? (30)Ах, как сла.

Анализируя текст художественного стиля, обращайте внимание на…сюжеткомпозици.

Анализируя текст художественного стиля, обращайте внимание на…
сюжет
композицию
конфликт
внешность,речь,
поведение героя
(-ев)
авторские комментарии
монологи,
диалоги
языковые средства
детали

ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №1
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №2
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №3
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №4
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №5
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №6
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №7
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №8
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №9
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №10
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №11
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №12
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №13
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №14
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №15
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №16
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №17
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №18
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №19
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №20
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №21
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №22
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №23
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №24
ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №25

ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №1

Слайд 1

 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом

Слайд 3

ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №4

Слайд 4

 Информативность как признак текста

Слайд 5

 Обратите внимание! Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста, так как она неодинакова по значимости и способу выражения.

Слайд 6

Обратите внимание! Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста, так как она неодинакова по значимости и способу выражения.

 Виды информации в тексте

Слайд 7

ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №8

Слайд 8

ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №10

Слайд 10

ЕГЭ Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста, слайд №13

Слайд 13

Слайды и текст этой презентации


Пишем комментарий к сформулированной проблеме текста

Национальный центр инноваций в образовании

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.
Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую
очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом



Информативность как признак текста

Текст содержит информацию

О каких-либо фактах, событиях, людях

О способах авторского воздействия на читательское восприятие

Об авторе (отношение к поднятым проблемам)

О цели его создания (кому предназначен текст, чего хотел достичь автор, на какие вопросы ответить и т.д.)


Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста, так как она неодинакова по значимости и способу выражения.


Виды информации в тексте


Взаимодействие разных видов информации

КИ предполагает различные варианты истолкований, т.к. не всегда чётко и ясно выражена словами.

Воспроизведение в комментарии ТОЛЬКО фактов из текста – это ПЕРЕСКАЗ!


Понять текст - значит





Анализируя текст художественного стиля, обращайте внимание на…
сюжет

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация 1

Вопросы для беседы:

1. В данном тексте вашему вниманию представлен монолог молодого учителя географии. Скажите, ученики современной школы действительно делят учебные предметы на серьезные и несерьезные?

2. Что, по мнению учителя, лежит в основе такого деления? А что об этом думаете вы?

7. Как ваше отношение к предмету зависит от отношения к учителю? Расскажите об этом одноклассникам.

9. Рассуждая, мы пришли с вами к выводу о том, как важно каждому ребенку встретить хорошего учителя. А кто такой хороший учитель?

Педагогическая ситуация 2

- Хватит донкихотствовать! - сказал Исаков-старший Исакову-младшему. - На рожон лезут глупцы и психи. А умные и сильные имеют выдержку. Они молчат и делают свое дело. Ты понимаешь меня, Борис? Они живут без болтовни, без криков о справедливости. И без высоких слов. Высокие слова - это для публики, запомни.

Они шли по вечереющей улице.

- Зачем тебе это нужно? - с неодобрением спросил Исаков-старший.

- Но ведь ты сам всегда говорил, что человек должен быть порядочным.

- Ты ведь неглупый человек, Боря. Пора бы уже понять, что жизнь штука сложная, и движут ею вовсе не законы добра и справедливости. Есть законы посерьезней.

- Ты мне раньше этого не говорил. - упрямо повторил Исаков-младший уже с отчаянием.

Ему хотелось, чтобы отец и теперь не говорил ему этого, потому что ему стало вдруг тоскливо и неуютно: изменилось все как-то вокруг. Дома, что ли, скособочились на родной улице или небо стало ниже в мире, где, оказывается, не в добре и справедливости было дело. И это отец ему говорил, самый главный человек, самый умный, все на свете знающий и понимающий.

- Как ты можешь? - растерянно сказал Исаков-младший. - Что ты говоришь?! Ты - человек искусства. Ты что, меня разыгрываешь?

- Ты, кажется, собирался стать кинорежиссером. Что, передумал?

- А для этого обязательно сначала стать подлецом? - запальчиво спросил Исаков-младший.

- Если тебя интересует мое мнение, - сухо сказал Исаков-старший, - то лучше уж быть подлецом, чем неудачником. Запомни: подлец - понятие относительное, а неудачник - всегда неудачник.

Вопросы для беседы:

2. Приведите примеры ситуаций из школьной жизни, когда про кого-то из ваших сверстников можно сказать: лезет на рожон. Одобряете ли вы такое поведение? Ответ аргументируйте.

4. Как вы думаете, что имел в виду отец рассказчика, когда говорил, что человек должен быть порядочным? А какого человека вы считаете порядочным? Давайте попробуем составить его характеристику, заполнив следующую таблицу:

Порядочный человек никогда (чего не делает?)

Порядочный человек всегда (что делает?)

7. Кого из персонажей русской классической и современной литературы вы считаете неудачниками и почему?

Читайте также: