Омертвление души в поэме мертвые души сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Все мы знаем смысл выражения “мертвая душа” – эта такая душа, которая физически живая и дееспособная, но морально она мертва. Так говорят про людей, живущих только для самих себя, для своего блага, во имя своей личности, они являются эгоистами, черствыми, безжалостными людьми, которые не проявляют ни капли сочувствия, зачастую, алчными.
В произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души” мы встречаемся с этим термином. А Чичиков – центральный герой поэмы, вокруг него сосредоточено все действие, с ним связаны все ее персонажи. Образ Чичикова

является объединяющим и собирательным, он человек не глупый, терпеливый, бережный, хитрый, льстец, тот, кто хочет и может обогатиться за счет других. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится “своим человеком”.

Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.” Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке.
О чертах его характера мы узнаем постепенно, автор раскрывает их по мере его похождений. Чичиков – человек, включивший в себя и плохие и хорошие качества. Смысл

жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве, добычи средств. Но для Чичикова деньги – не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, . Он подумывает “о бабенке, о детской, о многом приятном”, что делает его человеком, которому свойственно мечтать, у которого есть сердце.

От остальных героев его отличает сила воли и целеустремленность.
Павел Иванович твердо и уверенно идет к своей мечте, не перед чем не останавливаясь, проявляя невероятную изобретательность, меняя образы, угождая всем ради собственной выгоды, он не привык останавливаться на достигнутом или опускать руки, потерпев неудачу.
Большинства этих качеств характера говорят о Чичикове, как о гнусном, безнравственном человеке, поэтому можно сказать, что его душа мертвая, но давайте рассмотрим героя с другой стороны. Ведь если человек мечтает о семье, стремится к ее созданию, мечтает о своем доме или каком – то имуществе, разве его душа не живет? Она процветает.

Деньги становятся для Чичикова главной ценностью. Теперь он способен пойти на обман, нарушение закона и принципов морали, только бы не расставаться с нажитым. Обратимся к эпизоду, где Чичиков не помогает больному и старому учителю, который души не чаял в послушном и примерном ученике Павлуше. Это горько разочаровывает преподавателя, ведь у Чичикова были деньги, и подобный поступок не может быть оправдан.

Приезжая в город NN, герой смотрит на людей исключительно с точки зрения выгоды. Он вступает в близкие дружеские отношения для того, чтобы люди передали ему мёртвые души. Даже встретившуюся на дороге молодую симпатичную девушку он оценивает по материальному состоянию, предполагая, какое приданое могли бы дать за неё, будь она его невестой.

Мы можем сделать вывод, что душа Чичикова не должна называться живой до тех пор, пока в ней сосредоточено столько алчности и расчёта. Каждый человек стремится к безбедной жизни, однако путь к успеху не должен прокладываться через обман, преступления и страдание других людей, а потому Павел Иванович Чичиков — мёртвая душа.

Понятие о ревизской душе

С самого начала повествования автор заинтриговывает читателя столь необычным названием. По определению душа никак не может быть мёртвой. Столкновение в одном словосочетании противоположных по смыслу понятий было сделано намеренно. Гоголь показывает абсурдность описываемых событий, которые происходили в то время как в некоторой степени происходят и сейчас.


Принято считать, что поэма — полностью творение Гоголя. Мало известен тот факт, что Пушкин сам кратко рассказал Гоголю историю о том, как в Бессарабии имена умерших людей отдавались беглым крестьянам из российских губерний.

Чичиков — яркий представитель чиновника и бюрократа, готового на мошенничество с бумагами ради собственной выгоды. На что только он ни готов, чтобы купить списки мёртвых мужиков по дешёвке и выдать их за живых. Ведь именно они сделают его богатым помещиком, что позволит ему занять более выгодное социальное положение. Самое интересное, что нашлись люди, готовые продать своих умерших мужиков, да подороже.

Существуют тематические сайты с достаточными объёмами информации, которые дают возможность изучить понятие ревизских душ более подробно.

Популярные сочинения

Гоголь в название своей поэмы вложил ещё более глубокий смысл. Он показывает не только то, как низко готов пасть человек в погоне за наживой, но и то, что можно умирать оставаясь живым. Он раскрывает образ жизни большей части помещиков того времени:

Критики пытались поспорить с автором, как можно назвать душу мёртвой, если человек испытывает страсти, присущие живым. Однако алчность, грубость и хитрость только подчёркивают бездуховность, мертвенность души. Недаром Гоголь расположил помещиков в таком порядке: от Манилова как олицетворения начальной стадии деградации до Плюшкина — полностью падшего человека.





Сочинение 2

Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь в сердце главного героя, у читателя могут возникнуть некоторые сомнения.

И сама идея того, что он стремится перепродавать что-либо, показывает задумку автора показать новый тип людей в обществе, которых можно назвать предпринимателями. Он показывает Чичикова расчетливым человеком, который заводит отношения ради своей выгоды, при этом обманывая многих людей, с которыми ему приходится иметь дело. Однако нельзя сказать, что душа Чичикова умерла окончательно. Он еще имеет цели, причем некоторые из них наполнены самыми прекрасными мечтами. Например, он мечтает завести собственную семью в лице супруги и детей. В этой задумке героя автор показывает его добрым человеком, который не стремится жить лишь ради собственного блага. Писатель видит в нем надежду на исправление. Поэтому, можно сделать вывод, что душа Чичикова, хоть и не является примером для подражания, все еще жива и готова исправляться.

Другие темы: ← Роль лирических отступлений в произведении Мертвые души↑ ГогольНоздрев в произведении Мертвые души →

  • крепостное право с бесчеловечным отношением к ревизским душам, как живым, так и мёртвым;
  • паразитское существование помещиков, омертвение их как класса.

Подразумевалось, что во втором томе начнётся духовное перерождение Чичикова. Однако после смерти писателя были найдены лишь рабочие версии и черновики.

По поводу третьего тома до сих пор ведутся споры, возможно, Гоголь собирался писать о жизни Чичикова в Сибири и о том, как в лучшую сторону изменились помещики в мыслях и поступках. Но и в одном томе, поэма до сих пор заставляет задуматься о смысле и ценности человеческой жизни в современном мире.

Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.

Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.

Ярким является образ Абакума Фырова, которому понравилась свобода и он решил пристать к бурлакам. Чаще всего тяжелый труд бурлацкой ватаги заканчивался шумными гуляньями и хороводами. Гоголь видит, что все лучшие качества народа или задавлены, или были изуродованы крепостным правом либо властью помещиков и чиновников.

Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.

Освещенные проблемы

Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ. Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.

Заметки на полях

Мысли, которыми делится Гоголь

Писатель с помощью лирических отступлений выражает собственное отношение не только к событиям и людям, описываемым им. Они заключают в себе, кроме этого, утверждение высокого предназначения человека, значимости великих общественных интересов и идей. Источником лиризма автора являются думы о служении своей стране, о ее печалях, судьбах и скрытых гигантских силах. Это проявляется независимо от того, высказывает ли Гоголь свой гнев или горечь по поводу ничтожества персонажей, изображенных им, говорит ли он о роли в современном обществе писателя или о бойком живом русском уме.


Пример сочинения 2

Мертвые и живые души в поэме “Мертвые души”

Цель поездки по губернским городам предприимчивого Чичикова – покупка ревизских душ, числящихся еще в списках живых, но уже умерших. Мертвые и живые души в поэме Гоголя обретают новый смысл. Классик самим названием произведения заставляет задуматься о жизни людей, ценности и материальности человеческого существования.

Почему его нельзя считать обычным живым, страстным и активным?

От человеческого образа остается только форма, оболочка. Помещики выполняют свои физиологические потребности: едят, спят, бродят. Того, что должен делать живой человек, нет. Нет развития, движения, стремления принести пользу другим.
С позицией автора спорили литературоведы. Одни пытались доказать жизненность персонажей наличием страсти, которая может быть только у живых. Алчность, жадность, грубость, хитрость – отрицательные качества подтверждают бездуховность, но не мертвенность представителей помещиков.
Большинство согласились с классиком. Помещики выстроены в порядке возрастания деградации: от начальной стадии (Манилов) до полного распада личности (Плюшкин).


Пример сочинения 3

Итак, помещик Манилов - тот, кого Павел Иванович навещает первым. Внешность этого героя приятна, но за ней скрывается пустота. Манилов - бессмысленный мечтатель, совершенно оторванный от жизни. Сам же он считает себя грамотным человеком, да только книга, которую читает помещик, давно покрылась толстым слоем пыли. Его хозяйством управляет посторонний человек, который обкрадывает Манилова и его крестьян.

Заехав в трактир, Чичиков знакомится с Ноздревым. С первого взгляда этот помещик кажется главному герою деятельным, но после раскрывается его настоящая натура - пустая и бесцельная. Врун и кутила, Ноздрев тратит жизнь на развлечения. Духовно он уже давно мертв.

Что касается Собакевича, то, говоря об этом герое, можно отметить, что он хороший хозяин. Но названного помещика отличают такие непривлекательные качества, как эгоистичность и расчетливость. Ради достижения желаемого он с легкостью преступит нравственные законы. Про душу он и вовсе давно позабыл.

Последний помещик, Плюшкин, и вовсе живой мертвец. Правда, так было не всегда. Раньше этот помещик был экономным хозяином, сведущим в разных делах, соседи приезжали к нему, чтобы перенять опыт. Только вот со смертью жены все стало по-другому: теперь его скупость разрослась до неимоверных размеров. Его амбары и кладовые ломились добром, зато он питался объедками. Крестьяне умирали или же бежали от такого хозяина. Душа Плюшкина давно погибла, ведь даже к собственным детям он не испытывал никаких чувств.

Кроме этих пяти помещиков, в поэме есть и другие персонажи, умершие внутри. В первую очередь, это чиновники города, погрязшие во взяточничестве и коррупции. Мы не видим их лиц, в произведении автор изображает этих героев серой массой.

А какие же души тогда живые? Есть ли такие персонажи в поэме Гоголя? Как ни странно, но это весь наш русский многострадальный народ. Их искалеченным судьбам Гоголь отводит существенное место на страницах своего произведения. И именно их живость и жизнь он противопоставляет мертвенности помещиков. Даже об умерших крестьянах автор рассуждает, как о живых, воскрешая в памяти их образы. А если мы о них помним, значит, они живы. И живы, прежде всего, душой. Велика душа русского народа. Сколько страданий может вынести она! И именно эти качества превозносит автор, ставя мертвые души крестьян выше живых душ помещиков.

История создания

Первый и единственный том был завершен 1842 году. Много времени и сил было потрачено на издание книги. Николай Васильевич тяжело переживал постоянный правки со стороны цензоров. После выхода в свет на автора обрушился шквал критики и обвинения в предательстве и нелюбви к собственной стране. Второй том постигла печальная участь. Автор его сжег, потом переписал и заново сжег. Гоголь был недоволен повествованием, сюжетом и собственным героем. Он не мог найти для Чичикова мотивацию для воскрешения его души, для возрождения его личности.

Автору настолько сложно давалось написание романа, что это стало сказываться на его здоровье, и в 1852 году он умер. Третий том так и не был написан.

Павел Иванович придумал хитрую схему обогащения: он разъезжает по всей стране с целью выкупа у помещиков документов на умерших крестьян, которые по ревизиям еще считались живыми. Помещики с радостью заключали с ним сделку, так как иначе они были вынуждены платить налоги за этих людей.

Главный герой же хотел заложить их в опекунский совет, который под заклад мог бы выдать деньги. Такая практика была распространена среди разорившихся помещиков, которые закладывали свои имения под проценты и получали возможность их выкупить, если удалось бы приумножить полученный капитал.

Чичиков – мертвая душа?

Чичиков в романе – изначально отрицательный герой. Ему трудно симпатизировать. Он живет только ради наживы и денег, общается исключительно с выгодными людьми. Сам Гоголь считал его подлецом и был уверен, что такой герой вряд ли понравится читателям. Особенностью Чичикова является то, что он способен мимикрировать и подстраиваться под каждого помещика, с которыми ему приходится иметь дело.

Нет никаких сомнений, что в первом томе, Чичиков – такая же мертвая душа, как и все его собеседники. Их главная цель – нажива, ничего кроме собственной выгоды их не интересует. Во втором томе герой должен был преобразиться, вырасти духовно и нравственно, и, наконец, обрести свою настоящую душу.

Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.

Последующие планы Чичикова шли гораздо далее того, что он имел. Послужив в канцелярии обычным чиновником, он сумел кое-чего добиться. Мечтал при этом перебраться "в службу по таможне", где больше возможностей для обогащения. А когда перешёл, то и провернул там несколько махинаций. Тогда и появились планы о приобретении мёртвых душ, чтобы потом купить (или взять в аренду) земельные участки, стать помещиком. Мечта Чичикова не далека от реальности, ведь земли, насколько ему было известно, "отдаются даром" при условии владения крепостными душами. Кто проверял бы, живые они или мёртвые? Ревизские списки велись не всегда образцово, да и друзей среди чиновников Чичиков приобрести успел.

Н.В.Гоголь, пользуясь возможностью путешествовать со своим героем по Руси, делает интересные выводы. Он высказывает в конце первого тома надежду на процветание русского государства и сообщает свою мечту о благополучной жизни народа, особая духовность которого вызывала искреннее восхищение у писателя, так как именно душа русского крестьянина была, по мнению Гоголя, по-настоящему живой.

Но всё же в романе "Мёртвые души" - странно, что литературоведы называют его поэмой - как скучны, как однообразны, как тяжеловесно-серы практически все действующие персонажи, как и в очень многих произведениях других авторов XIX века, и отнюдь не только русских, и лишь одно-единственное действующее лицо производит приятное впечатление - имеется в виду босоногая девчонка Пелагея, крепостная у помещицы Коробочки, которая показывала Чичикову дорогу. Несмотря даже на то, что Пелагея, по прихоти Гоголя, не знает, "где право, где лево".

Поэмой назвал сам Николай Васильевич, а мы уважаем его мнение и не можем называть по-другому. Дело в том, что у Гоголя в этом произведении немало лирических отступлений, и они замечательны. Эти размышления и высказывания писателя поэтичны, эмоциональны, будто песня льётся из души автора. Особенно те описания, которые касаются Руси и её будущего (птица-тройка). И всё это в противовес той прозе, где речь идёт о деградирующих помещиках, их быте и нравах.
Однако не соглашусь с Вами, что эти лица "тяжеловесно-серы". Нет, там каждый портрет - это особый и яркий тип, хотя приятного впечатления не вызывает. Зато понимаем, как уродуют человека те социальные отношения, где есть несправедливость, алчность, эксплуатация и стремление к НАЖИВЕ за счёт труда подневольных людей.
Спасибо за прочтение и отклик! Мне понравились Ваши размышления, хотя и несколько противоречат моему пониманию.
Всего Вам доброго!
С уважением

Александр, и ещё одна неточность, на мой взгляд:
не по прихоти Гоголя Пелагея не знает, "где право, где лево". Ведь крестьяне образования не получали, даже в церковно-приходских школах нужно было платить, а денег и на соль не хватало. Думаю, сатирик имел право подчеркнуть темноту, навязанную помещичьим обществом.
Перед революцией 70% населения России не умели читать и писать, и только с помощью ликбеза в 20-х годах ВСЕХ научили писать, читать, "право-лево" различать. Безграмотность за несколько лет была полностью устранена!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: