Олимпиадное сочинение по истории примеры

Обновлено: 19.05.2024

Олимпиады по истории | АПО

Олимпиады по истории | АПО

Олимпиады по истории | АПО запись закреплена

Продолжаем концерт по вашим заявкам - перед вами годные эссе со всероса 2015-2016 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология написания олимпиадного эссе по историиУчитель истории и обществозн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология написания олимпиадного эссе по историиУчитель истории и обществозн.

Технология написания олимпиадного эссе по истории
Учитель истории и обществознания Мызникова Мария Алексеевна

При выборе темы исходите из того, что Вы: 1.Ясно понимаете смысл высказывани.

При выборе темы исходите из того, что Вы:
1.Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Критерии эссе1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, к.

Критерии эссе
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Структура эссе 1. Заставка, призванная показать знакомство участника с истори.

«Великая ошибка Наполеона состояла не в том, что он пошел в Москву, его ошиб.

 Историческое сочинение 1801 1825

Правление Федора Алексеевича – Историческое сочинение 1676 – 1682

Правление Федора Алексеевича

1676 – 1682 – период правления Федора 3, старшего сына царя Алексея Михайловича.

Владимир Мономах СОЧИНЕНИЕ | Историческое сочинение ЕГЭ 1113 – 1125

владимир мономах сочинение

1113 – 1125 гг – период правления в Киевской Руси великого князя Владимира Мономаха. Этот период русской истории отметился значительными внешне- и внутриполитическими событиями.

Князь Святослав СОЧИНЕНИЕ | Историческое сочинение ЕГЭ 964 – 972

Князь Святослав сочинение 964 972

964 – 972 гг – период правления на Руси князя Святослава Игоревича. Это период характеризуется важнейшими событиями, повлиявшими на дальнейший ход российской истории.

Иван Грозный сочинение по истории| Эссе ЕГЭ по истории 1533 – 1584


Иван Грозный сочинение

Р. Г. Скрынников

Всероссийская олимпиада по истории – Заключительный этап (11 класс)

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 3 часа.

Всероссийская олимпиада по истории - Заключительный этап (11 класс)

Примеры тем сочинений олимпиадных эссе

(примеры охватывают отдельные исторические периоды)

Примеры тем сочинений олимпиадных эссе

Историческое сочинение как олимпиадный и экзаменационный вид заданий (приемы работы)

Историческое эссе – жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно. Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Задача участника олимпиады – выбрать утверждение, сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися наиболее существенными. При выборе темы необходимо исходить из того, что участник олимпиады:

  1. Ясно понимает смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Может выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагает конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеет терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Необходимо иметь в виду, что жюри, оценивая работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Приемы работы по подготовке учащихся к написанию эссе.

Чтобы свободно владеть навыком написания эссе необходимо в течение учебного периода тренировать данный навык при помощи проблемных, творческих заданий.

Осознание проблемы и попытка ее разрешения . В предлагаемом тексте содержится в явном или неявном виде формулировка проблемного вопроса. Нужно предложить способ его разрешения.

Обращение к личности неслучайно, тема личности – характеристика целой эпохи, направления деятельности той или иной личности отражают основные исторические процессы. В эссе важно подчеркнуть актуальность выбранной темы (как в широком научном смысле, так и для понимания современных проблем; в зависимости от выбранной темы можно подчеркнуть и то и другое).

Нахождение и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений . Автор эссе должен показать знания историографии вопроса, эволюцию различных суждений по выбранной теме. Результаты сравнения можно оформить в виде таблицы.

Оценка петровских преобразований

Досоветская историография

Советская историография

Современная историография

В.О.Ключевский

Славянофилы

Сторонники петровских реформ, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, С.М. Соловьев)

Петр I делал историю, но не понимал ее… Чтобы защитить отечество от врагов, Петр I опустошил его больше всякого врага… После Петра I государство стало сильнее, а народ беднее.

Противники петровских реформ, благодаря которым были разрушены национальные русские устои (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков)

Прогрессивный характер петровских преобразований в рамках классовых оценок исторического прошлого (Е.В. Тарле, Н.Н. Молчанов, В.И Буганов)

Реформы Петра I носили противоречивый характер, проводились насильственно-репрессивными методами и привели к перенапряжению народных сил (Е. В. Анисимов, А.Б. Каменский

Для тренировок можно использовать ряд заданий ЕГЭ по истории на анализ исторических версий и оценок типа 25.

Например: Ниже приведены две из существующих точек зрения на реформы Петра I :

1) Политика Павла I была продиктована лишь его неприязнью к матери – Екатерине II , четкого плана действий у него не было.

2) Политика Павла I была последовательна и имела целью укрепление основ социально-экономической жизни и политического строя России.

Определение понятий на основе выполнения игровых заданий творческого характера (кроссворды, анаграммы, лабиринты) . Такого рода задания пробуждают интерес к историческим понятиям.

Прозвища великих князей и царей

Если в горизонтальные ряды вы правильно впишите прозвища, данные великим князьям и царям, то в выделенном вертикальном ряду можно будет прочитать прозвище императора Александра I (1801–1825). (В скобках даны даты правления великих князей и царей.)

ОТВЕТЫ

По горизонтали: 1. Храбрый. 2. Калита. 3. Красный. 4. Гордый. 5. Мономах. 6. Донской.
7. Великий. 8. Долгорукий. 9. Невский. 10. Великая. 11. Грозный. 12. Окаянный. 13. Мудрый. 14. Тёмный.

По вертикали: Благословенный.

Историческое сочинение – портрет исторического деятеля, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности – новая модель заданий в структуре ЕГЭ по истории-2012.

Задание С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

Можно использовать следующие приемы работы по подготовке учащихся к выполнению задания.

Пример алгоритма характеристики выдающегося исторического деятеля

1. Определите время жизни исторического деятеля.

  • Назовите время жизни /деятельности (год, век, период) исторической личности.

_________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте основные направления деятельности

  • Перечислите основные направления (в социальной, экономической, духовной, политической сферах);
  • Раскройте связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
  • Перечислите и оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

3. Охарактеризуйте основные результаты деятельности

  • Перечислите (определите), каких результатов он достиг в своей деятельности (в социальной, экономической, духовной, политической сферах);
  • Дайте обобщенную характеристику перечисленным результатам (по значимости этих результатов для страны, народа; по их влиянию на последующий ход событий и т.д.)

Вариантом также может служить заполнение опорной схемы или таблицы.

I . Государственный деятель, российский император, руководитель СССР, крупный русский военный деятель и др.; годы правления, период жизни и деятельности; определял государственную политику, время правления называют… – 1 балл.

II . Направления и результаты внутренней и внешней политики; реформаторский и реакционный курс, блестящие победы и умелые действия для предотвращения разорительных набегов. Итоги и значение деятельности – 4 балла.

Пример ответа учащегося получившего максимальный балл при апробации задания (Я.В. Соловьев, Е.А. Гевуркова История: 25 новых типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М., 2015).

Н.С. Хрущёв - руководитель СССР в 1953-1964 гг. (до 1957 г. шла борьба за лидерство с Л.П. Берия, Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и др.).

Алгоритм написания эссе

1. Вступление Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). (Почему выбрали эту тему? Какие задачи перед собой ставите? Актуальность данной темы. Какие существуют теории, гипотезы, версии по данному вопросу?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие может помочь учителям для подготовки к написанию исторического сочинения на олимпиадах разных уровней.

Учебное пособие

Основная часть стр.3

Список использованной литературы стр. 23

Мне всегда очень нравилось эссе, потому что это практически единственный вид задания, который позволяет обратиться к личности автора. Все мы сталкиваемся с обезличенностью процесса обучения и бесконечного натаскивания на тесты. А часто очень хочется увидеть за текстом человека. Тем ценнее возможности, которые дает в этом плане преподавателям, историческое эссе.

Научиться писать эссе можно вне зависимости от того, где вы находитесь: в столичной гимназии или небольшой сельской школе; занимаетесь ли вы сами или с опытным педагогами. Я считаю, что это самый демократичный вид задания, который создает равные возможности.

Я учитель одной из школ небольшого провинциального опыта. В 2017 году мой ученик стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Мы долго шли с ним вместе к этой победе, осталось много наработок, творческих работ моего ученика. Поэтому я решила написать это пособие, поделиться опытом подготовки к написанию исторического сочинения, надеюсь, что кому-то это покажется полезным.

Основная часть.

Историческому эссе как жанру олимпиадного задания присущи следующие признаки:

1.Тема всегда конкретна

2.Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе интересно тем, что дает возможность автору выразить свою индивидуальность и соображения по конкретному вопросу.

3.Небольшой объем. Жестких границ не существует, на размеры олимпиадного эссе, как правило, не превышают 2-3 страниц рукописного текста формата А4.. Это особенность связана также с ограниченностью времени, на написание эссе обычно отводится 1.5 часа.

4.Внутренне смысловое единство. Ключевые тезисы должны быть согласованны и непротиворечивы.

Подводя итог, ещё раз подчеркну, что в эссе должны быть отражены в первую очередь мировоззрение, мысли и чувства автора.

Критерии оценивания эссе.

1.Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 10 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (может быть сформулировано до 4 задач и общая проблема высказывания).

Максимально 5 баллов может быть выставлено за внятное, оригинальное и разноплановое объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме. Далее идет снижение оценки за формальный подход к обоснованию, отсутствие личной заинтересованности, излишнюю затянутость.

Максимально 5 баллов выставляется за четкую постановку задач работы, исходя из понимания смысла высказывания. ( мне предстоит ответить на такие-то вопросы, я должен буду высказаться, определить свое отношение к таким-то проблемам – в идеале минимум 4 проблемы) Оценка снижается, если задачи не привязаны к высказыванию и есть недопонимание смысла в отдельных его частях.

Приведу примеры вводной части в различных эссе:

В данном высказывании, принадлежащем русскому историку Николаю Карловичу Шильдеру, автор рассматривает политику Николая I как реакцию на восстание декабристов.

Значимость этого вопроса для российской истории безусловна, поскольку от выбора Николаем I курса правления, на который и оказали непосредственное влияние события 14 декабря 1825 года, напрямую зависело направление дальнейшего развития Российской Империи, её будущего. Что же повлияло на выбор именно этой темы для написания эссе? Прежде всего, это вызвано моим интересом к процессам, происходящим в то время в обществе, а конкретно к зарождению свободной мысли в условиях консерватизма и ее дальнейшей судьбы, которую и предопределил император Николай I.

На мой взгляд, высказывание Н. К. Шильдера является абсолютно верным и, дабы доказать свою точку зрения, я рассмотрю наиболее значимые аспекты данной темы, осветив причину и значение восстания декабристов, его роль в формировании взглядов Николая I и выборе им курса политики, непосредственно затронув его внутреннюю и внешнюю политику.

История знает самые разные войны: Столетнюю и Тридцатилетнюю, за Испанское, Польское или Австрийское наследство, войну Алой и Белой розы. Однако с таким явлением, как Холодная война, мир впервые столкнулся в середине XX века. Мой интерес к данной теме вызван ее особым местом в мировой и отечественной истории, огромным влиянием на международные отношения, развитие экономической и политической мысли, культурную жизнь. Помимо этого, по мнению некоторых аналитиков, тень Холодной войны висит и над современным миром, а значит сейчас как никогда важно усвоить уроки недавнего прошлого. В своей работе я раскрою высказывание Джона Льюиса Гэддиса - американского историка, специалиста по Холодной войне - , в котором он обращается к проблеме истоков глобального противостояния. По его мнению, по окончании Второй мировой войны и США, и СССР заботились, в первую очередь, о собственной безопасности, и при рассмотрении причин начала Холодной войны не следует возлагать всю вину на одну из сторон. Для того, чтобы обозначить и доказать собственную позицию по данному вопросу, мне предстоит ответить на следующие вопросы: Какая международная обстановка сложилась после окончания Холодной войны? В чем заключались цели, которые СССР и США преследовали в своей внешней политике в тот период? Какие конфронтационные шаги предприняли обе стороны в начале Холодной войны? Имелись ли объективные обстоятельства, в силу которых глобальное противостояние было неизбежным? Итак, приступим.

В этом году исполняется сто лет русской революции 1917 года – революции, которая обошлась в нашей стране в неисчислимое множество человеческих жизней, далекие отзвуки которой слышны до сих пор. И в этой связи многие задаются вопросом: а можно ли было избежать те трагические события? И чтобы попытаться хотя бы частично ответить на этот вопрос, я и выбрал данную тему для написания эссе, потому что реформы председателя совета министров Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина традиционно считаются одним из путей, следуя которому наша страна могла избежать революционной катастрофы. Но Столыпин был убит за шесть лет до революции, и полностью его курс реализован не был. Позднее Василий Шульгин так оценивал это убийство: по его мнению, причиной убийства явилась деятельность Столыпина по подавлению революции, а также тот эволюционный путь развития, который он указал, но смерть реформатора закончила эпоху его преобразований. Я могу лишь частично согласиться с Василием Витальевичем и, чтобы доказать свою позицию рассмотрю следующие вопросы:

1) Какую роль сыграл Столыпин в подавлении революции?

2) Были ли проводимые им реформы реальной альтернативой революции?

3) Заплатил ли он жизнью за проведенные преобразования?

4) Закончилась ли столыпинская эпоха со смертью Петра Аркадьевича?

Как видим, для обоснования выбора темы можно использовать юбилейные даты, которые связаны с темой эссе, значимость и особый характер событий эссе для данного периода истории, особое значение событий для хода истории. Можно также обосновать выбор темы тем, что недавно вы посещали исторические места, связанные с событием, посмотрели исторический фильм или прочитали книгу, которая вас впечатлила. Главное, чтобы тема действительно была интересна автору и сочинение имело индивидуальную окраску.

Основная часть.

Основная часть работы оценивается максимум в 35 баллов.

Грамотность использования исторических фактов и терминов

Аргументированность авторской позиции.

1) Какую роль сыграл Столыпин в подавлении революции?

Автору работы, безусловно, удалось достаточно четко сформулировать свое отношение к поднятой проблеме.

Третий вопрос в этой же работе:

3) Заплатил ли он жизнью за проведенные преобразования?

Знание различных точек зрения по выбранной теме.

Этот критерий позволяет оценить знакомство школьника с историческими источниками, так и с историографией. Оценка выставляется после знакомства с работой целиком, так как дискуссионность темы может быть затронута в разный частях эссе. Под различным и точками зрения подразумеваются позиции как историков, так и современников, по выбору самого участника.

10 баллов выставляется в том случае, если участник корректно и конкретно излагает несколько позиций, отраженных в литературе или в источниках с конкретными указаниями на авторов. Работа с различными авторскими позициями ведется на протяжении всей работы, то есть привлечение источников и историографии не носит формальный характер. ( использование домашних заготовок, приведение выученных цитат вне зависимости от темы работы). В таких работах историография, как правило, дается в начале или в конце работы. От школьника не требуется дословное цитирование о соблюдением авторской орфографии, главное-понимание позиции автора.

И. Греков, Ф. Шахмагонов

Это событие имеет определенную значимость в истории России, поскольку оно повлияло на перестановку сил в пользу Москвы, тем самым завершив продолжительное соперничество Твери и Москвы за верховенство в Северо-Восточной Руси.

Выбор этой темы эссе обусловлен интересом, проявившимся после просмотра лекции российского историка Николая Сергеевича Борисова, посвященной Ивану Даниловичу. Настигнувшие меня вопросы, а именно: почему же он оказал поддержку своему врагу, вместо того, чтобы присоединиться к Тверскому восстанию, когда то уже было начато; является ли участие в этом походе невольным или же оно вызвано личными целями, - побудили меня более подробно рассмотреть данный вопрос.

В данном эссе просто представлены различные точки зрения историков на период правления Ивана Калиты, вся историография размещена в начале сочинения. Поэтому здесь ученик не получит высокий балл за данный критерий.

Три десятилетия Сталинского правления были для нашей истории как три холодных зимних месяца, в течение которых велась активная борьба со всякой оппозицией генеральной линии партии и лично ее вождю. Однако жизнь Сталина, как и любого другого человека, была не вечна, и 5 марта 1953 года он скончался - со смертью “бессмертного вождя” наша страна оказалась на распутье. Началась новая эпоха, вошедшая в нашу историю как “оттепель”. Это еще не весна, а ее первые преддверия, слабая надежда на наступление тепла. И, наверное, больше всего надежды, словно луч солнца, выглянувший из-за облаков и начавший растапливать залежавшийся снег, вызвал доклад первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева “О культе личности и его последствиях” на XX съезде партии в феврале 1956 года. По меркам истории нас отделяет от того события совсем небольшой отрезок времени, и значение этого судьбоносного доклада до сих пор остается во многом дискуссионным, даже идеологическим вопросом, водоразделом между правыми и левыми, либералами и государственниками: оценка его роли является одним из маркеров общественных отношений, и я, как интересующийся общественной жизнью, не мог пройти мимо столь неоднозначной темы. Чем же руководствовался Хрущев, выступая со столь резкой критикой своего предшественника на посту лидера партии? Ответ на этот вопрос дает доктор исторических наук Владимир Алексеевич Шестаков: по его словам, причиной разоблачения культа личности стало кризисное состояние советской экономики и социальной сферы на рубеже 50-х годов, а также тупиковость сталинской социально-экономической политики. Я могу лишь частично согласиться с Владимиром Алексеевичем. По моему мнению, экономический и социальный кризис явился причиной подготовки знаменитого доклада, однако, помимо этого, в выборе курса на десталинизацию сыграла еще не завершившаяся к тому моменту в руководстве КПСС внутрипартийная борьба за власть. Чтобы доказать собственную позицию, мне предстоит ответить на следующие вопросы: Справедливо ли утверждать, что сталинская социально-экономическая политика была тупиковой, и на рубеже 50-х в этих сферах Советский Союз испытывал кризис? Какую роль подобная ситуация сыграла при выборе советским руководством курса на десталинизацию? Как проходила внутрипартийная борьба за власть в течение трех лет, предшествовавших XX съезду? Какое влияние оказал XX съезд на ее продолжение? Итак, приступим.

На обе части первого вопроса я склонен отвечать утвердительно. Сталинская социально-экономическая модель была основана на мобилизации партией-государством ресурсов общества для выполнения установленных государством же задач. Методы принуждения к труду были полностью неэкономическими: система эксплуатировала трудовой энтузиазм масс, а также труд заключенных. Политика государства в социальной сфере также полностью диктовалась интересами производства - созданная советским руководством образовательная система имела целью снабжение новых заводов квалифицированными кадрами, а уже после войны уровнем жизни населения государство жертвовало в угоду восстановления промышленности и активности во внешней политике. При отсутствии материальной заинтересованности у рабочих и служащих в результатах своего труда истощение энтузиазма населения, а со стороны государства - ослабление репрессивного аппарата, в подобных условиях неизменно приводят к замедлению экономического роста, что впоследствии и произошло. Таким образом, подобная модель действительно является тупиковой. Кризисное же состояние социальной и экономической сферы Советского Союза на рубеже 50-х годов связано с возникновением по окончании Великой Отечественной войны повестки расширения свобод граждан: у людей возникла потребность в достойном уровне жизни и потребления, но построенная Сталиным система этого позволить не могла, потому что держалась на репрессивных методах. Кроме того, находившаяся в постоянном напряжении экономика также начала давать сбои. Этого не могло не замечать новое руководство страны, что и послужило поводом для изменений курса.

Для того, чтобы обозначить связь между кризисной социально-экономической ситуацией и курсом государства на преодоление культа личности, мне хотелось бы обратиться к работе специалиста по истории XX века Александра Пыжикова “Хрущевская Оттепель”. Автор замечает, что причины, побудившие Хрущева пойти на разоблачение культа личности, заключаются в стремлении нового лидера осуществить проекты, которые не вписывались в сталинские теоретические каноны. Это и концепция мирного сосуществования двух систем, и реорганизация МТС и передача их колхозам. Со своей стороны, я хотел бы добавить в этот список и другие мероприятия, проведенные Н.С.Хрущевым: программа массового жилищного строительства и учреждение совнархозов на смену отраслевым министерствам. Разве мог Сталин одобрить крупномасштабное предоставление населению, которое он считал винтиками в огромном механизме, жилья в ущерб другим статьям бюджета? И пошел бы Сталин, все свое правление посвятивший концентрации власти в своих руках, на децентрализацию управления промышленностью? Эти новые меры в социальной и экономической политике также нуждались в новом идеологическом обеспечении, и отказ от сталинизма был подходящим решением.

Обратимся теперь к еще одной причине десталинизации. После смерти Сталина 5 марта 1953 года началась борьба за наследие вождя. Основными претендентами были вновь занявший пост министра внутренних дел Лаврентий Берия, председатель Совета Министров Георгий Маленков и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Сразу же обозначилась новая повестка, вокруг которой и строилась борьба, - осуждение преступлений Сталина. Берия начал пересмотр ряда громких политических дел, в частности, объявил дело врачей сфальсифицированным, что угрожало Маленкову, сыгравшему в его развитии одну из главных ролей. В конце концов представлявшего угрозу всему новому правительству Берию арестовали и расстреляли, обвинив в том числе и в фальсификации уголовных дел в годы репрессий. Годом позже был обвинен в фальсификации ленинградского дела и расстрелян экс-министр государственной безопасности Виктор Абакумов. В 1955 году настал черед Маленкова. Подвергнутый критике в том числе и за ленинградское дело, он был смещен с поста председателя Совета Министров, а его место занял Булганин. А в начале следующего, 1956 года, собрался XX съезд Коммунистической партии Советского Союза.

Подводя итог проделанной работе, можно прийти к следующим выводам. Сталинская социально-экономическая политика была тупиковой и уже к рубежу 50-х годов эти сферы находились в кризисном состоянии. Для изменений в данном курсе Хрущеву потребовалось разоблачить культ личности Сталина, в правление которого его идеи были бы неосуществимы. Вокруг процесса десталинизации строилась и внутрипартийная борьба после смерти вождя. Доклад Хрущева на XX съезде серьезно укрепил его позиции и позволил противостоять своим оппонентам, опираясь на более широкие слои партийной номенклатуры. Таким образом, мы убедились, что социально-экономический кризис и борьба за наследие Сталина - основные причины, в силу которых Хрущев пошел на разоблачение культа личности.

В данной работе ученик использует различные точки зрения историков на протяжении всей работы, удачно вплетая их в контекст повествования. Определенно, в данной роботе будет выставлен высокий балл за знание различных точек зрения по выбранной проблеме.

Творческий характер восприятия темы и ее осмысления

При оценке заключения обращается внимание на умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении. Заключение к работе оценивается максимум 5 баллов. Рассмотрим пример заключения к работе, с вводной частью которой мы уже имели возможность ознакомиться:

Суммируя все сказанное выше, мы приходим к следующим выводам:

1) Столыпин сыграл огромную роль в подавлении революции.

2) Проводимые им реформы не представляли из себя альтернативы революции.

3) Причиной убийства послужила деятельность по подавлению революции, но не реформы.

4) Столыпинская эпоха закончилась с убийством председателя совета министров.

Таким образом, Василий Шульгин, по моему мнению, прав лишь частично.

Заключение конкретно, соответствует поставленным задачам, раскрывает позицию автора, но сформулировано очень кратко, возможно не хватает оригинального, творческого подхода в заключительной части эссе.

Хочется привести еще несколько готовых работ, которые, возможно, помогут учителям и ученикам в подготовке и успешном выступлении на олимпиадах по истории различных уровней.

Читайте также: