Огэ литература сочинение критерии

Обновлено: 05.07.2024

В материале представлена структура оценивания ОГЭ по литературе в 9 классе: даны комментарии к выполнению каждого задания и критерии их оценивания.

ВложениеРазмер
struktura_otsenivaniya_oge_po_literature.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структура оценивания ОГЭ по литературе в 9 классе.

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи . Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами .

Шкала перевода баллов в оценки:

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме .

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа ).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3 ) оценивается по трем критериям:

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям :

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ

авторская позиция искажена,

Критерии оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объёмом 5–8 предложений .

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Произведения поверхностно, формально сопоставлены в заданном направлении анализа.

Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция обоих произведений не искажена, И/ИЛИ

Для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена,

текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена,

Для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена,

авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений,

искажена авторская позиция двух произведений,

Критерии оценивания выполнения заданий 2.1–2.5, требующих написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов.

Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

При оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Литература является одной из дисциплин по выбору для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников девятых классов в 2019 году.

Формат проведения ОГЭ по литературе

Итоговая аттестация по литературе для девятиклассников проходит на базе школы.

Билет ОГЭ по литературе для 9 класса 2019 года включает следующие блоки:

Выполнить анализ текста (проза или стихотворение), развёрнуто ответив на вопросы трёх заданий.

Написать сочинение на одну их четырёх предложенных тем.

На выполнение заданий экзамена учащимся предоставляется почти четыре часа — 235 минут.

При выполнении заданий экзаменационного билета следует обратить внимание на следующие важные моменты:

Перед началом работы над анализом текста учащемуся необходимо ознакомиться с двумя предоставленными текстовыми вариантами и выбрать для себя только один текст. Анализировать оба текста нельзя!

При анализе текста лучше всего использовать несложные речевые конструкции. Ответ должен быть ёмким и читабельным, но также он должен чётко отвечать на вопрос и не быть слишком поверхностным.

Для каждого задания в Части № 1 существует определённый объём развёрнутого ответа:

Для работы над сочинением экзаменующимся разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения. Свои мысли и точку зрения следует аргументировать, подкрепляя слова цитатами из художественного текста. Объём сочинения должен быть не менее 150 слов.

Расписание ОГЭ по литературе

Экзаменационный период ОГЭ по литературе состоит из трёх частей: досрочный, основной и дополнительный для пересдачи экзамена осенью.

Досрочный период для сдачи ОГЭ по литературе в 2019 году предусмотрен для:

выпускников 2017-2018 учебного года, которые не смогли преодолеть минимум по шкале баллов или решили улучшить свои показатели;

Основной период для сдачи ОГЭ предусмотрен для большей части выпускников.

Резервные дни всех периодов помогут учащимся, которые не смогли присутствовать на сдаче экзамена по уважительной причине.

Справочник предназначен для подготовки учащихся к ОГЭ по литературе. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом, а также тренировочные задания в форме ОГЭ. В конце справочника приводятся ответы. Издание будет полезно учителям литературы, так как даёт возможность эффективно организовать учебный процесс и подготовку к экзамену.

Критерии оценивания

Так как экзаменационные билеты по литературе не содержат стандартной для ОГЭ тестовой части, то все работы оцениваются независимыми преподавателями. Как и в прочих экзаменах, ответы оцениваются двумя преподавателями. Если разница в оценивании заданий превысила два балла, работа проверяется третьим, контрольным, учителем. Если же разница менее двух баллов, то выставляется среднее арифметическое двух оценок.

При оценивании экзаменационных работ специалисты опираются на особые критерии, разработанные ФИПИ специально к ОГЭ 2019 по литературе. Изучив требования к экзамену и верно применив свои знания во время сдачи ОГЭ, можно получить максимально высокий результат.

Рассмотрим критерии оценивания для ОГЭ по литературе:

Часть № 1. Критерии оценивания первого и второго заданий

Соответствие ответа заданию

Содержание соотнесено с задачей

Содержание не соотнесено с задачей

Аргументы и использование текста произведения

Суждения аргументированы, проанализированы элементы текста

Суждения аргументированы, но приведены только общие рассуждения по теме или только его пересказ, отсутствует анализ элементов текста

Суждения не аргументированы, текст не использован или существенно искажён

Фактологическая, логическая и речевая точность ответа

Полностью отсутствуют ошибки

Допущено не более одной ошибки каждого вида

Допущено две и более ошибок одного вида

Часть № 1. Критерии оценивания третьего задания

Соответствие ответа заданию

Содержание соотнесено с задачей

Содержание не соотнесено с задачей или существенно искажено

Сопоставлены два произведения, тезисы обоснованы текстом двух произведений

Сопоставлены два произведения, но тезисы обоснованы текстом одного произведения

Сопоставлены два произведения, но суждения не обоснованы текстом

Нет сопоставления произведения с текстом

Фактологическая, логическая и речевая точность ответа

Полностью отсутствуют ошибки

Допущено не более одной ошибки каждого вида

Допущено две и более ошибок одного вида

Часть № 2. Критерии оценивания сочинения

Соответствие сочинения теме

Сочинение полностью соответствует теме

Сочинение написано не по теме, тема не раскрыта или существенно искажено содержание

Аргументированность, привлечение текста произведения

Суждения аргументированы, проанализированы элементы текста

Суждения аргументированы, но приведены только общие рассуждения по теме или только его пересказ, отсутствует анализ элементов текста

Суждения не аргументированы, недостаточно отсылок к тексту

Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены, выявлена роль хотя бы одного художественного средства

Теоретико-литературные понятия включены, но не выявлена роль художественных средств

Теоретико-литературные понятия не включены

Обладает композиционной цельностью, соблюдены пропорции между частями

Частично присутствует композиционный замысел, но есть нарушения пропорциональности частей

Почти отсутствует композиционный замысел, нарушения последовательности затрудняют понимание смысла

Допущена одна ошибка

Допущено две и более ошибок

Допущено не более одной ошибки

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Соблюдение речевых норм

Допущено не более двух ошибок

Допущено 3-4 ошибки

Допущено 5 и более ошибок

Таким образом за каждое задание можно получить следующий максимальный балл:


Если верить статистике, основной государственный экзамен по литературе выбирает лишь 3% школьников. Это испытание не является обязательным, но крайне необходимо тем ребятам, которые планируют связать свою жизнь с филологией.

Низкая востребованность экзамена в первую очередь объясняется тем, что в заданиях ОГЭ по литературе нет возможности дать краткий ответ одной буквой, цифрой или их последовательностью. Испытание составлено таким образом, что каждое задание предусматривает анализ и аргументирование ответа. В то же время такой формат экзамена позволяет школьнику определить позицию по отношению к автору и выразить исключительно свое мнение.

На выполнение заданий ОГЭ по литературе в 2022 году отводится 3 часа 55 минут, и это самый продолжительный из всех экзаменов, несмотря на сравнительно небольшое количество заданий. Школьник может выбрать вариант задания, которое будет выполнять, среди нескольких представленных.


Формат: видеозаписи

Занятия: 30


Формат: видеозаписи

Занятия : 31


Формат: видеозаписи

Занятия : 30

В 2022 году изменилось число заданий – увеличилось с четырех до пяти. В новом задании №2.1/ 2.2 школьнику предлагается провести анализ фрагмента произведения.

Изменение суммарного числа вопросов привело к тому, что максимальное количество баллов, которые можно получить за ОГЭ по литературе, увеличилось с 39 до 45.

Приносить какие-либо материалы на экзамен запрещено. Но школьники могут пользоваться предоставленными орфографическими словарями и полными текстами художественных произведений на бумажных или электронных носителях (без доступа к интернету).

Подготовка к ОГЭ по литературе с нуля возможна, даже если времени до экзамена осталось мало, а готовиться придется самостоятельно. Главное — иметь четкий план действий и нужные материалы

Количество часовых поясов в нашей стране и быстрый доступ к сети создали некоторые трудности разработчикам заданий для ОГЭ. Из-за опасений, что ответы для списывания появятся в интернете, как только школьники покинут аудитории, каждый год специалисты готовят отдельные пакеты экзаменационных вариантов для каждого часового пояса. При этом задания формируются таким образом, чтобы по максимуму соответствовать установленным образовательным стандартам, спецификации по предмету и программе, освоенной выпускниками 9-х классов.

С примерными заданиями для ОГЭ можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Каждый год Федеральный институт педагогических измерений публикует демонстрационную версию экзамена, чтобы школьники могли увидеть типовые задания по литературе и обратить внимание на вопросы, вызывающие трудности.

В 2022 году ОГЭ по литературе состоит из нескольких заданий:

  • I часть – 4 задания, из которых 3 по 2 варианта вопроса на выбор;
  • II часть – сочинение на одну из пяти предложенных тем.

Все вопросы первой части требуют развернутого ответа и нацеливают экзаменуемых на анализ художественного произведения, углубленную работу с текстом, аргументацию своей точки зрения о проблемных сторонах материала. Такой формат ответа, в отличие от тестовой формы, позволяет определить уровень освоение школьной программы по литературе.

В задании №1 (1.1/1.2) и №2 (2.1/2.2) школьник должен на основе представленного текста связно ответить на вопрос, аргументировав свою позицию, и, выбрав другой фрагмент, проанализировать его в соответствии с заданием.

После прочтения фрагмента текста предлагается ответить на вопрос и выполнить задание:

1.1. Кому, с вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачеву или Гриневу?

2.2. Выберите другой фрагмент романа, в котором Гринев попадает в ситуацию выбора. Проанализируйте его поведение в сложившейся ситуации.

В первую очередь стоит обратить внимание на то, что в задании 1.1 уже представлен вариант ответа. Необходимо лишь определить верный ответ, аргументировав при этом выбор. Свою позицию также нужно подкрепить цитатой из произведения.

В задании 2.2 на основе уже другого фрагмента предлагается проанализировать представленные в тексте факты и на основе этого дать собственную оценку ситуации. При этом важно не вдаваться в пересказывание материала.

Задание №3 (3.1 / 3.2) направлено на размышление и анализ представленного стихотворения, басни или баллады.

В задании №4 выпускнику необходимо сопоставить представленное ранее в задании №3 произведение с другим предложенным, аргументируя свою позицию.

Подробный перечень авторов и произведений, по которым формируются вопросы в ОГЭ, есть на сайте ФИПИ – это около 40 авторов различных периодов в истории литературы. Список достаточно обширный, поэтому подготовку лучше начать за год до предполагаемой даты экзамена.

Задание №5 – сочинение на одну из выбранных тем объемом не менее 200 слов. Важно проанализировать представленный материал, аргументировать каждое свое суждение, использовать литературные понятия, следовать композиции в ответе и логичности изложения информации. Кроме того, рассуждение должно содержать персональное видение произведения, не искажая при этом позиции автора.

В отличие от перечня авторов и произведений, возможных вариантов тем сочинений в открытом доступе нет.

  1. Грамотное изложение мыслей и следование речевым нормам.
  2. Аргументация посредством использования литературных произведений.
  3. Соответствие ответа заданию.
  4. Отсутствие лексических и грамматических ошибок.
  5. Разборчивый почерк.

Рекомендуемый объем ответа на задания №1-3 – 3-5 предложений. Но это указание скорее условное и не влияет на количество баллов, если мысль изложена грамотно и соответствует вопросу.

Для ответа на задание №4 рекомендуется формулировать в 5-8 предложений. Чтобы набрать максимальное количество баллов в данном упражнении необходимо:

  • обоснованно сопоставить произведения,
  • исключить лексические и речевые ошибки,
  • позиция автора не искажена, аргументированы все ключевые для анализа образы, темы и детали.

Для получения максимального количества баллов (13), требуется отсылка к двум лирическим произведениям. Если школьник опирается только на одно литературное творение, задание не оценится более чем одним баллом даже при отсутствии речевых ошибок. Среди прочих к этому заданию есть и такие требования:

  • Раскрытие темы сочинения.
  • Фактическое отображение мысли автора.
  • Использование в сочинении литературных понятий.
  • Логика и последовательность в изложении собственных мыслей.
  • Отсутствие речевых ошибок.

Каждое из пяти заданий ОГЭ по литературе оценивается определенным количеством баллов, которые в итоге и образуют суммарный первичный балл. В 2022 году максимальный первичный балл – 45.

Актуальная шкала перевода первичных баллов в привычную 5-балльную систему для ОГЭ 2022 года по литературе не опубликована. По последним данным на 2021 год (до изменений в количестве вопросов) таблица баллов выглядела таким образом:

Для обучения в профильных классах нужно было набрать на ОГЭ по литературе не менее 26 баллов.

За успешное выполнение каждого из упражнений можно получить:

  • Задания 1-3 – по 6 баллов;
  • Задание 4 – 8 баллов;
  • Задание 5 – 13 баллов;
  • Оценивание грамотности – 6 баллов.

Рассмотрим, как же будут ставиться оценки по разным предметам, сдаваемым школьниками в контексте ОГЭ в этом учебном году

Ксения Фокина, консультант по подготовке к экзаменам по литературе, профессиональный стаж – 5 лет:

– ОГЭ по литературе не похож на остальные предметы, так как там нет тестовой части, все баллы необходимо набрать развернутыми письменными работами. За экзамен учащимся предстоит написать пять сочинений, но на самом деле не всее так страшно. Четыре из них небольшие по объему, полноценными сочинениями их назвать сложно, однако каждая работа требует глубокого погружения в вопрос, раскрытия его с нескольких сторон.

Сложности вызывают именно письменные работы. Основной проблемой и ошибкой в работах школьниках отмечу подмену анализа произведения его пересказом. Для качественного ответа на вопрос экзамена необходимо обращаться к теории литературы, включать в ответ анализ содержания, выходя на уровень точки зрения автора.

Сложность подготовки также объясняется структурой экзамена. Готовиться самостоятельно, без учителя или репетитора, достаточно сложно, далеко не каждый ученик может анализировать свои письменные работы сам. Нужен человек, который проверит сочинения, будет выставлять баллы в соответствии с критериями. Как правило, в школах у учителей на это нет много времени. Компетентного в этом вопросе репетитора тоже не очень просто найти, необходимо позаботиться об этом заранее.

На ОГЭ по литературе проверяются и навыки анализа лирического произведения, стихотворения. По моему опыту преподавания, это может быть достаточно сложно для ученика, некоторые такие произведения даже бывает сложно понять с точки зрения содержания. Научить анализу лирики – еще одна важная вещь, которую должен сделать учитель или репетитор.

Подготовку по структуре экзамена необходимо начинать только в 9 классе, не раньше, иначе велика вероятность выгорания. Учебного года хватает для подготовки к ОГЭ по литературе с головой, главное – грамотно распределить время и не забрасывать письменные работы, создавать их регулярно. Своим ученикам я задаю около пяти работ в неделю.

Читайте также: