Как подробности быта повлияли на становление характера обломова сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова, автор рисует беспечного и апатичного человека. Используя прием сравнения, автор сопоставляет Обломова с Волковым, Судьбинским, Пенкиным, Алексеевым, Тарантьевым. Обломов умеет понять, насколько искренен человек, насколько результативна или бесцельна его деятельность. Но беда Обломова в том, что, верно рассуждая, он сам ничего не делает и нигде не служит.

Сейчас имя Обломова стало нарицательным. Так называют человека, который постоянно ленится и ни к чему не стремится в своей жизни, которому ничего не интересно.

2 вариант

Детство барина прошло в деревне Обломовка, его родовом имении. Илья Ильич был единственным ребёнком в семье, и родители безумно его любили и баловали. Илья рос в теплой и уютной семейной атмосфере, а все дела за него делали многочисленные слуги. В семье Обломовых большое значение отдавали привычке вкусно и много поесть, в результате чего Илюша рос очень полным мальчиком.

Родители барина были ленивыми людьми, не уделяли должного внимания хозяйству и вели аскетичный образ жизни, что также не послужило хорошим примером для подрастающего Ильи. Одной из важных семейных традиций Обломовых была привычка спать днём. Илья Ильич также отлично перенял эту привычку.

Многие привыкли считать Обломова отрицательным персонажем. Но это не так. Внутри героя живет мечтательный, добрый и сентиментальный человек. Воспитанный в атмосфере безграничной родительской любви, Илья и сам мог испытывать чувства. Его встреча с Ольгой Ильинской была не случайна и ввела некоторые изменения в его жизнь. Также, он был очень наивен и слепо верил людям, что хорошо видно в ситуации с письмом от старосты.

Поэтому, можно сделать вывод о том, что образ Обломова не положительный, и не отрицательный. Обломов – жертва времени, жертва обстоятельств, поскольку существующая на тот момент крепостническая среда обитания взяла вверх над всеми хорошими чертами характера, что были у Ильи Ильича.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ жизни Обломова

Популярные сегодня темы

Когда я был довольно маленьким, то жил в районе, который трудно назвать благоприятным в смысле безопасности, этот район изобиловал представителями всяческих радикальных молодежных сообществ

История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью.

Отрицательные

Безусловно отрицательными чертами характера Обломова являются лень и безразличие к собственной судьбе, вложенные в него ещё домашним воспитанием. Когда Илья Ильич был маленьким мальчиком, от него не требовалось особенных навыков, чтобы выжить в мире с высокой конкуренцией и требованиями к нему. Он рос в обстановке обыкновенного помещичьего быта, где мягкие и нетребовательные родители не позволяли ребёнку перетруждаться. В результате этого взрослый Обломов продолжает твёрдо надеяться, что кто-то разрешит все его проблемы вместо него: слуга Захар, друг Андрей Штольц, Тарантьев. Даже слыша о бедственном положении родного имения, которое Обломов так любит, он не спешит подняться с любимого дивана, поехать туда и проверить, что же происходит у него в Обломовке.

Положительные

Помимо отрицательного, в характере Обломова сосредоточено и много положительных черт, которые отмечает в нём его друг, Андрей Штольц, единственный человек, которому под силу хотя бы изредка приводить Илью Ильича в чувство. Так, в главном герое есть исключительная мягкость и доброта характера, он всегда готов посочувствовать чужой проблеме, внимательно выслушать человека. Обломов первым осознает, что Ольга Ильинская ему не пара, о чём сразу же сообщает девушке. Это говорит о проницательности, тонком психологизме характера Обломова. Илья Ильич — мечтательный, романтичный, тонко чувствующий человек, который, к сожалению, попросту не в силах воплотить свои фантазии в жизнь.

Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?

Единственным человеком, который мог вытащить Обломова из его постоянного полусонного безделья, являлся друг детства героя – Андрей Иванович Штольц. Он представлял собой полную противоположность Ильи Ильича как по внешнему описанию, так и по характеру. Всегда деятельный, стремящийся вперед, умеющий достигать любых целей, Андрей Иванович все же дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил то душевное тепло и понимание, которого ему очень не хватало в окружении.

Схема плана – конспекта по литературе.

Тема: Обломов – это сущность, характер, судьба.

Цель: определить социально-психологический тип героя, составить портрет Обломова.

Задачи: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, обобщение, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание уважения общечеловеческих ценностей;

развивающая: развитие речи, коммуникативных навыков, самостоятельного поиска информации, творческих способностей.

Форма урока: Комбинированный.

Тип урока: формирование и совершенствование знаний.

Оборудование: мультимедиа, тексты произведения.

  1. Орг. Момент.
  1. подготовка психологического настроя;
  2. обеспечение порядка;
  3. проверка состояния классного помещения;
  4. взаимное приветствие;
  5. проверка отсутствующих;
  6. проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
  1. Целеполагание.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1) Гончарова звали Иван Алексеевич? (нет. Иван Александрович)

3) Гончарова учился в Симбирском университете? (нет. в Неженской гимназии)

8)

Лучшего друга Ильи Ильича Обломова звали Андрей Штольц? (да)

9) Возлюбленную Ильи Ильича Обломова звали Ольга Ильинская? (да)

10) Илья Ильич Обломов в начале романа жил на Гороховой улице? (да)

3. Имя жены А.С. Пушкина? (Наталья)

4. Название произведения Н.В. Гоголя, в котором из картины выходит старик в азиатском халате? (Портрет)

5. Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова? (Демон)

  1. Молодцы! Вы правильно разгадали кроссворд. Герой, о котором пойдет речь, Илья Ильич Обломов.

ни на что не понадобился

  1. ничего не совершал
  2. ни с кем не хотел встречаться

ни о чем не тревожился

  1. ничто не мешает думать лежа
  2. ни у кого не бывал
  3. никого не знал и не видел
  1. Это все об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Перед вами несколько вещей (книга, ручка, спортивный костюм, тапочки, халат, ночной колпак) из повседневной жизни человека, выберете те предметы, которые подходят образу Обломова. (У доски стоит обучающийся, на которого одевают выбранные вещи)

Чего не хватает нашему Обломову? (правильно, дивана)

Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость. (Вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).

«:поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:

Сладкие слезы потекут по щекам его:

  1. Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны — наслаждения высоких помыслов горько плакал: над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:

Какой высокий порыв! Мысли — желания — намерения — стремления!

Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел.

Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. Действительно, характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц — это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало детство и школа — две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству.

  1. Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к выяснению причин “обломовщины”.
  1. Обучающийся 1.

Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, поэтому он вырос добрым и отзывчивым. Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, ее ласковые руки, объятия близких и друзей… Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали от всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Такая опека и забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому.

Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины сказки о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на — Выборгской стороне.

Для Обломова Ольга — путеводная звезда, ангел-хранитель.

Какая же она Ольга Ильинская? Ольга — умная, гордая, самолюбивая и деятельная натура. Глубина чувств и женственность сделала Ольгу одним из самых гармонических и светлых образов в русской литературе XIX века. Ольга может любить безоглядно и безумно. Для нее любовь — один из способов двигаться вперед. Она ждет, что и ее избранник, Обломов, тоже будет преодолевать любые препятствия для достижения счастья. Но герой стремится к покою, который Ольга воспринимает как проявление его лени и апатии.

Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце. Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал никаких действий для того, чтобы Ольга стала его женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний… от других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и надежный брак со Штольцем.

Полной противоположностью Ольги Ильинской является Агафья Матвеевна Пшеницына. Эта героиня берет на себя все заботы об Обломове. Ее чувства к Обломову представляют собой своеобразное самоотречение во имя любимого человека

Писатель рисует образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими. Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца. Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при первом же затруднении оставляет службу.

Итак, как у вас обстоят дела с обломовщиной? В некоторых из нас он живет как у себя дома, другие борются с ним и даже побеждают, третьи вообще не желают с ним водиться. Сейчас мы узнаем, кем он приходится вам. Если вы согласны с утверждениями, начислите себе по 2 балла за каждое.

  1. В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
  2. На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
  3. Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
  4. Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
  5. Мой любимый цвет — синий.
  6. В школе я учился очень нестабильно.
  7. Мне часто в работе не хватает терпения.
  8. В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
  9. Я ярко выраженная сова.
  10. Я всегда откладываю работу на самый последний момент.

0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и, в конце концов, у вас все получится. Главное для вас — хороший план действий.

14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.

События юных лет оказывают значительное влияние на жизнь человека. Не стало исключением детство Обломова — литературного персонажа И. А. Гончарова. В детских годах следует искать причины, по которым главный герой одноименного романа вырос апатичным и ленивым. Его характер формировался под влиянием близкого окружения и родителей, которые не смогли привить сыну волевой характер и стремление к успеху.

  • Идея романа
  • Сюжет литературного произведения
  • Родина Обломова
  • Умственное развитие
  • Обучение мальчика
  • Близкие люди в детстве Ильи
  • Роль воспитания
  • Последствия событий юных лет

Детство Ильи Обломова

Идея романа

Сюжет литературного произведения

Знакомство с кратким содержанием и цитатами из произведения поможет понять его суть и выделить моменты из детства главного героя. Им выступает Илья Ильич Обломов, человек 30—32 лет, который со слугой Захаром живет в Петербурге на улице Гороховой. Он практически не встает с дивана, не ведет никакую деятельность. По описанию автора, это полный обрюзгший человек с выразительным серыми глазами. Его лицо можно было бы назвать привлекательным, если бы он весил намного меньше.

 Илья Обломов

Полнота для Обломова — великое дарование бога. Илья считает, что она дана свыше и предопределяет образ жизни, который он ведет. Внешний вид его не волнует — подобное отношение к внешности и гардеробу передалось от родителей. Сдвинуть с дивана апатичного Обломова не могут ни чувство к Ольге Ильинской, ни угроза разорения поместья.

Антиподом в произведении выступает Андрей Штольц, которому автор дает хорошую характеристику. Он помогает Илье на время очнуться от вымышленного мира и окунуться в реальность. После долгих размышлений Илья даже решается просить руки Ольги Ильинской. Поддавшись интригам Тарантьева, он переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, который расположен на Выборгской стороне.

Постепенно все хозяйство лентяя оказывается прибрано к рукам Агафьи, сам же Обломов окончательно деградирует. В это время по Петербургу уже ходят слухи о его женитьбе на Ольге Ильинской. Обломов этому удивлен, ведь он еще ничего не решил. Ольга приходит в новую квартиру Ильи и убеждается, что он не может очнуться он мира фантазий, сочинений, размышлений. Она разрывает отношения, а на Обломова начинает претендовать Пшеницына.

Брат Агафьи старается прибрать к рукам дела Обломова, а сама она рожает ему сына. Вскоре девушка раскрывает планы брата и отрекается от него. Ольга выходит замуж за Андрея Штольца, который посещает Обломова, так и не способного покинуть диван и начать жить интересно. Илья просит не оставлять его сына. Спустя пять лет после инсульта он умирает, а опеку над его ребенком оформляют Андрей и Ольга.

Роль сына в жизни Пшеницыной стала главной. Слуга Захар пережил своего барина, он стал испытывать лишения и просить милостыню.

Родина Обломова

Обитатели редко выезжали за пределы усадьбы, практически не принимали у себя гостей. Единственным преступлением была кража урожая на огородах. Жители Обломовки хорошо знали друг друга в лицо и боялись чужаков. Когда слуга привез письмо из города, все вдруг чего-то испугались и четыре дня не решались его прочитать. Открыв, успокоились: в письме знакомый помещик просил рецепт варки пива.

Забота о пище — главное занятие обитателей поместья. При деревенском изобилии составить меню на каждый день было непросто. О том, что подать к столу на обед и ужин, совещались всем домом. Каждый предлагал свое блюдо, поэтому выбрать было сложно. После еды в усадьбе становилось тихо, все засыпали. В ожидании сна и еды проходило детство ребенка. В Обломовке не любили перемен, все незнакомое у ее жителей вызывало страх:

  1. Галерею не чинили. Однажды ее часть обрушилась, задавив наседку с цыплятами. При этом едва осталась в живых дворовая Аксинья.
  2. Крестьяне боялись подходить к упавшему от усталости страннику и думали, что это чудовище. В отсутствии стремления к лучшему заключалась жизнь обитателей Обломовки.

Умственное развитие

В сказках и историях, которые рассказывала мальчику няня, мир представал жестоким и полным опасностей. Обломовка на этом фоне казалась островком спокойствия и благополучия. Такой она и была, пока управление не было передано в руки апатичного Ильи Ильича. Из процветающего уголка, где ткали холсты, варили пиво, а в каждом домохозяйстве было все необходимое, произошло формирование имения в заброшенный мирок.

Умственное развитие мальчика нельзя назвать нормальным. Любознательный от природы, он часто расспрашивал мать и няньку о вещах и явлениях, которые его интересовали. Однако невежественные женщины давали ребенку бестолковые ответы:

Няня рассказывает обломову

  1. На вопрос, почему в одном месте темно, а в другом светло, няня ответила, что солнце идет навстречу месяцу. Если оно не видит луны, то хмурится, а как увидит — сразу посветлеет.
  2. Идеальный край по представлению няни был в медовых реках и кисельных берегах. Там ничего не делают, лишь празднуют и гуляют. Сказки о богатырях, колдунах, Милитрисе Кирбитьевне посеяли в душе ребенка ложную надежду на то, что все проблемы могут решаться сами собой. Они же породили у повзрослевшего Ильи страх перед жизнью, от которой он спрятался в петербургской квартирке на Гороховой улице, а впоследствии — в Выборгской стороне.

Обучение мальчика

Обломовка навсегда осталась в воспоминаниях Ильи Ильича райским местом. В распорядке дня Обломова в детстве находилось место шалостям и играм. Он обожал убегать из дома к роще и оврагу, прогуливаться по галерее, следил за делами старших жителей имения, внимал их рассуждениям и беседам.

Обломов и андрей

Единственным другом Обломова был сын его учителя — Андрей. В детстве у мальчиков были похожие характеры, они увлекались многими вещами и все хотели познать. Однако родительское воспитание дало разный результат. Под опекой родителей и нянек Обломов стал апатичным юношей, Андрей же вырос активным молодым человеком.

Если бы Верхлёво располагалось дальше от Обломовки, то из обучения мальчика вышел бы толк. Однако родители жалели Илюшу, часто забирали домой из пансиона, чтобы он не перетрудился. Все искренние желания и порывы мальчика не находили поддержки у близких.

Из подвижного жизнерадостного ребенка, который смотрел на мир восторженным взором, он вырос в бездельника, не приученного к труду и обучению.

Близкие люди в детстве Ильи

Из сна Обломова становится понятно, что он был единственным ребенком в семье. Близкие его ласкали и баловали, а слуги не позволяли ничего делать самому. Илья постоянно вспоминает нежный голос и руки матери, объятия друзей и близких.

Родители мальчика были беспечными и ленивыми владельцами имения, не желали уделять внимания хозяйственным вопросам. Больше всего их заботила еда, и ее культ прививался ребенку. Переедание отразилось на внешности Обломова — он рос полным мальчиком. Близкие и родители Обломова хорошо описаны в романе:

Отец Илья Иванович.

  1. Отец Илья Иванович. Добрый и искренний человек, который при этом абсолютно ленив и безынициативен. С детства Илья замечал, что его отец целыми днями сидел у окна и делал пустые замечания дворовым или ходил по дому, заломив назад руки. Его не занимали дела, а жизнь была посвящена лишь созерцанию действительности. Все, что нужно было для благоустройства поместья, откладывалось на последний момент. В результате дом пришел в запустение, но исправлять недостатки никто не спешил. Отец мальчика читал только газеты, делая это скорее автоматически, чем в стремлении узнавать что-то новое. Для обычных людей газета — источник свежей информации, однако старший Обломов находил удовольствие в прочтении новостей трехлетней давности.
  2. Имя матери осталось неизвестным, она покинула этот мир намного раньше отца. Илья горячо ее любил и часто вспоминал во взрослом возрасте. Известно, что мать постоянно хлопотала о еде. Хозяйство она не вела и создавала видимость своего участия в делах.
  3. Штат приживалок и дальних родственников. Близкие ребенка предавались только еде и сну. Привычка спать после обеда передалась и мальчику.

Роль воспитания

Будучи единственным ребенком в семье, Илья был обласкан со всех сторон и не привык ничего делать самостоятельно. Без помощи слуг он одевался, выполнял гигиенические процедуры. Если же Илья был не в духе, он мог ударить слугу в лицо ногой. Это было в порядке вещей, ведь слуги существовали для угождения господам.

Илья одевался при помощи слуг

Беготня и подвижные игры запрещались родителями, поэтому Илье часто приходилось тайком уходить из дома. Однако из-за усиленной слежки совершить побег с каждым днем становилось все труднее. В скором времени природная активность и любознательность угасли, уступив место апатии и лени.

Стремление родителей уберечь дитя от тягот мира было естественным, однако оно не принесло пользы главному герою романа. Детство промелькнуло, а воспитание Обломова не помогло ему обрести даже элементарных навыков самообслуживания. Он вырос несамостоятельным и безынициативным молодым человеком. Конечно, родители мечтали о блестящей карьере для ребенка, но без денежных затрат и усилий со своей стороны.

Последствия событий юных лет

Воспитание Обломова в детстве серьезно повлияло на его судьбу. Переняв манеру и стиль жизни близкого окружения, он стал ленивым и апатичным. При этом никакие доводы на взрослого Илью не действовали: он коротал время на диване, не заботясь о выполнении даже самых необходимых дел.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову стать великой личностью, реализовать себя в карьере, успешном управлении поместьем, семейной жизни. Из-за лени, которую в романе описывают как обломовщину, он упустил все возможности, которые давала молодость. В итоге любовь и успех прошли стороной, а в реальности остались пустые фантазии.

Слово “обломовщина” стало нарицательным, это, если так можно выразиться, диагноз определенной болезни — болезни “ничегонеделания”, ленивой души.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности был полон прогрессивных идей, мечтал служить России. Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского. Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг с детских лет, Андрей Штольц, говорит о главном герое: “Это — хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям, больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

Но как же Илья Ильич Обломов, человек с добрым сердцем и умом, превратился в “нарицательного” персонажа?

Чтобы понять характер человека, его поступки, надо обратиться к его истокам: к детству, юности, воспитанию, окружению, к полученному образованию. В Илюше сосредоточилась сила всех поколений его предков, в нем были задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Он рос любознательным ребенком, но все стремления самостоятельно познавать мир пресекались родителями, няньками, слугами, не спускавшими с него глаз.

В “Сне Обломова” проходят все этапы его жизненного пути. Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет. Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведет к чаю. Весь “штат и свита” дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками. Потом мать, приласкав его еще, “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома”. День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Следующая пора, которая снится 06ломову, — он немного постарше, и няня рассказывает ему сказки, былины о тезке — Илье Муромце, который столько лет лежал на печи и ничего не делал, а потом волшебным образом стал богатырем. “Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы”. Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, “как экзотический цветок в теплице”. “Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая”.

Главная забота — хорошая еда, а потом крепкий сон. Этому правилу Илюша будет следовать всю свою жизнь. Образование — это выход в большой мир, но родители видели в нем только путь для продвижения по службе, получения чинов, наград и прочих отличий, выгодных для будущего. Это все пагубно сказалось на Илье: он не привык к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель. В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъем натура Ильи Ильича.

Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Он даже сам хотел назвать роман “Обломовщина”. (“Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое ядовитое”.) Автор видит и причины, породившие это явление, — условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров все-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину “из мускулов и костей”, лучше и более подходит для России. В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: “Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?” Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом авторе: “Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но грустная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его жалкое состояние нравственного рабства”.

Читайте также: