Одна старость на двоих сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Сочинение ЕГЭ 2020. По тексту Астафьева о нравственных уроках на войне.

Сочинение ЕГЭ 2020

Шёл май сорок третьего года…

В данном тексте автор поднимает проблему нравственных уроков на войне.

В тексте говорится об одном из простых случаев на фронте, но писатель называет его самым справедливым, самым нравственным уроком для рассказчика.

Позиция автора такова: он хочет сказать, что очень важно, чтобы человек делал правильные выводы из уроков, которые преподаёт ему жизнь.

С этим нельзя не согласиться. Нравственности мы учимся всегда, а в годы испытаний она проявляется в людях особенно ярко. Как поведёт себя человек в трудной ситуации, зависит от того, каков он сам, какие качества в нём преобладают: справедливость или подлость, смелость или трусость, мудрость или глупость.

Я думаю, что в жизни мы многому учимся. Важно только, чтобы нравственные уроки делали нас чище, лучше, добрее.

Сочинение ЕГЭ 2020

Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть?

Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и благородства в трудных жизненных ситуациях.

Герой-рассказчик отмечает, что он, благодаря своей сдержанности, смог уберечь себя от недостойного поступка. А наиболее ярким примером достойного поведения является престарелый боец, поступивший по справедливости и честности, который отдал большую часть макаронины напарнику без чувства жадности.

автор текста, через описание переживаний героя-рассказчика выражает свою позицию, с которой нельзя не согласиться.

Автор считает, что нужно поступать так же достойно, как это сделал престарелый боец, быть примером для многих, в том числе и для молодых.

По моему личному мнению, умение сохранять человечность и достоинство в трудных жизненных ситуациях очень похвально не только для бойца, солдата, но и для человека любого.

себя проявляет семейство Ростовых, предоставляя для временного проживания раненным солдатам свое имение, заботясь о них. Они терпят неудобства, но прекрасно осознают, что ради благого дела можно перенести все трудности. В целом, их поступок можно оценить как благородный, достойный уважения.

Проблема сохранения человечности и благородства в трудных жизненных ситуациях существует не только на войне, но и в повседневной жизни. Но каждый должен с достоинством претерпевать все трудности, не терять сострадание к другим людям.

Открытый урок. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Комментарий к проблеме текста.

(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет… (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всё-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

(По В. Астафьеву)

Проблема.
В данном тексте автор поднимает проблему проявления великодушия.

  1. К каждой микротеме исходного текста подберите основную мысль (разрезанные листы).
  2. Выберите те микротемы и основные мысли, которые помогают раскрыть данную проблему и проследить ход авторской мысли. Напишите к данной проблеме комментарий по исходному тексту. Задача комментария – показать, как автор раскрывает данную проблему. При написании комментария используйте вопросы-помощники и речевые клише.
  1. На каком материале автор раскрывает проблему?

— Рассматривая проблему……………. на примере…………………………. Астафьев рассказывает о том,……………

2) На какие стороны проблемы автор обращает внимание?

Писатель обращает внимание читателя………………………….. (Астафьев подчеркивает……., Автор показывает…………).

  1. Как, при помощи чего автор позволяет читателю увидеть эти стороны?

Прием противопоставления, использованный автором, позволяет увидеть………..

(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всё-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

Рассказчик одержим чувством голода

Основная мысль

поведение пожилого бойца, мудрое благородство старого солдата

Рассказчик одержим чувством голода

Рассказчик одержим чувством голода

поведение пожилого бойца, мудрое благородство старого солдата

поведение пожилого бойца, мудрое благородство старого солдата

Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо.

Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо.

Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо.

нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины.

нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины.

нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины.

рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.

рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.

рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.

Вариант 3 Великодушие — это качество, которое свойственно умным и щедрым людям. Они могут в сложной ситуации поступиться собственным комфортом, личной выгодой ради других. В тексте В. Астафьева мы видим пример великодушия, проявленного пожилым бойцом. В сложную минуту нравственного выбора он поступил порядочно: оставил себе меньшую часть единственной макаронины (предл. 23). Хотелось ли ему есть меньше, чем рассказчику? Конечно, нет, они ведь оба были голодны! Но именно благородством поступков и отличается великодушный человек. Я могу назвать великодушным поступок и моего отца. Однажды он вызвался помочь пожилой женщине с ребёнком. Они пропустили последний автобус, и некому их было отвезти из города домой, в деревню. Несмотря на усталость после работы и необходимость рано вставать на следующий день, отец помог этим людям. Я думаю, что великодушного человека можно увидеть по его делам, поступкам.

С каждым годом уходит всё дальше в глубь истории памятный май сорок пятого. Всё…

С каждым годом уходит всё дальше в глубь истории памятный май сорок пятого. Всё меньше остаётся на земле нашей тех, кто вынес на своих плечах тяготы войны — как на фронте, так и в тылу, тех, кто видел войну в оккупации, в блокаде, в концлагерях. Миллионы наших соотечественников ясно сознавали, принимая жестокие удары врага, что судьбы Родины и человечества несравненно дороже собственной жизни.

(По материалам Интернета)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Январь сорок третьего года (Игорь Растеряев)

Похожие материалы:

  • ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства — .
  • ЕГЭ по русскому языку. Проблема взаимоотношения поколений — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема великодушия, доброты, уважения к людям. Образец сочинения — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема судьбы, выбора жизненного пути. Образец сочинения — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема взаимоотношения поколений, влияние взрослых на формирование личности подростка — .
  • Сочинение ЕГЭ. Проблема сохранения правильной литературной речи, чуткости к слову, борьбы со сквернословием — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема любви к родине — .
  • ЕГЭ по русскому языку. Проблема происхождения и воспитания совести — .

Более новые статьи:

  • ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства — .
  • ЕГЭ по русскому языку. Проблема взаимоотношения поколений — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема великодушия, доброты, уважения к людям. Образец сочинения — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема судьбы, выбора жизненного пути. Образец сочинения — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема взаимоотношения поколений, влияние взрослых на формирование личности подростка — .
  • Сочинение ЕГЭ. Проблема сохранения правильной литературной речи, чуткости к слову, борьбы со сквернословием — .

Алгоритм написания сочинения

Сочинение-рассуждение должно состоять из 4 абзацев.

  1. Вступление. Тезис, который необходимо доказать. Объяснить, как вы понимаете смысл финала текста. Клише для вступления: Смысл последних строк подчеркивает…Я считаю, что идея текста заключается в том, что… Писатель предлагает читателю задуматься над…
  2. 1-й аргумент+пример. Второй абзац следует начать с приведения первого аргумента в поддержку своей точки зрения, а также первого примера из текста, прокомментированного вами. При аргументации используйте вводные слова. Клише для основной части: Убедиться в правильности этого утверждения можно, обратившись к предложению… В нём автор говорит о…
  3. 2-й аргумент+пример. Третий абзац необходимо начать с приведения второго аргумента в поддержку своей точки зрения, а также второго примера из текста, прокомментированного вами. Включаем вводные слова! Мне кажется, герой способен доказать свою правоту. Не случайно автор подчеркивает, что…
  4. Заключение. Вывод должен содержать ответ на вопрос, который можно задать к цитате. Клише для заключения: Таким образом, можно прийти к выводу ,что… Следовательно, … Именно эти строки помогают понять отношение автора к герою.

Лайфхак! Помните, что понять смысл указанных строк вам поможет задание №2.

Матери девяносто пять. Сыну семьдесят. Когда-то он покинул родительский дом. Три раза был женат. И ни с одной женой не ужился: характер колючий. И гонора много. Ростика небольшого, невзрачный на вид. Но внимание к себе привлечь умел. Как говорил Проспер Мериме, удаль карлика в том, чтобы высоко (выше всех плюнуть). Так и у него. За это, наверное, дамы его и любили.

Помотался по стране. Детей наплодил. Старость пришла: ни кола, ни двора. Детям не нужен, бывшим женам тем более. Наверное, выше всех плюнуть уже не мог: силы не те.

И вот попутный ветер принес его к маме. У нее однокомнатная квартира на краю города. Ей 95, но она сохранилась хорошо. Прямая, худая, жилистая, сильная. А он маленький, старенький, желтенький, горбатенький. Мама как будто младше его. Бывают странные вещи на белом свете!

Пенсии объединили и зажили.

Годы пролетели, и его как подменили: заботливый, терпеливый и даже нежный.

Сидит сын на кухонном табурете, сгорбившись, картошку чистит. Мать тут же им любуется, радуется. Соберутся гулять, он помогает ей пальто надеть. Затем она ему воротник поправляет на куртке.

Идут, поддерживая друг друга. У матери палочка в правой руке, у сына – в левой. И не поймешь, муж с женой или мать с сыном. Дойдут до магазина, мать, если есть скамеечка, посидит. А он зайдет и купит, что надо. Затем, пошатываясь, шагают домой.

Если она сядет на диван. Он рядом садится. Он уйдет на кухню в окно посмотреть, глядишь, и она за ним идет, рядом пристраивается и в окно смотрит.

Летом на балконе сидят. Прохожих наблюдают. С осени по весну дома сидят. Раз в неделю в магазин выберутся – вот и всё.

В феврале у нее микроинсульт случился. В больницу отвезли. Он всю неделю не спал. Не знал, что будет, если она не вернется. То есть что с ним будет. И душа сильно болела.

Бог миловал. И старая привычная жизнь возобновила свое течение.

Когда старушку в клинику повезли, он сказал ей, что она всегда его поддерживала. Мать ответила, что она и после смерти его поддерживать будет. Святые слова!


Задание 27 № 36128

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(2)После семидесяти, выйдя наконец на пенсию, мама стала очень решительной старушкой. (3)Всё-таки дитя своей эпохи, мыслила не иначе как в пятилетках. (4)Когда ей стукнуло семьдесят пять, она гордо заявила, что теперь она самая старшая, потому что у нас в роду никто ещё этот рубеж не переходил. (5)К восьмидесятилетию она бросила курить, потому что, когда зачем-то полезла на стул, у неё закружилась голова, и это её насторожило. (6)И только тогда до меня дошло и восхитило: она опять поступила на работу. (7)Мама всегда гордилась тем, что она профессионал. (8)Теперь её профессией стала жизнь. (9)Своим стареющим сыновьям она зарабатывала уже не на жизнь, а саму жизнь: способность прожить не меньше.

(10)Как молодой специалист, она не избежала ошибок. (11)Чем немощней она становилась, тем настойчивей отбывала срок. (12)Никогда ничего не попросить и ни у кого не одалживаться — избыточная самостоятельность её и подвела: каждый день ставя себе цель и неуклонно к ней стремясь, именно с неё она и начала падать, ломая то руку, то ногу, мужественно выкарабкиваясь и ломая снова.

(13)Так ей исполнилось восемьдесят пять, и она взяла установку на девяносто. (14)Но её беспокоила нога. (15)Точнее, один на ней палец. (16)Сосуды, возраст… всё это пугало. (17)Мама была нетранспортабельна. (18)Хирург сказал, что если его привезут и отвезут, то он посмотрит.

(19)Ему это было некогда и некстати — куда-то ещё ехать. (20)Но уж очень за меня просили. (21)Недовольного и усталого от бессонной ночи не то за хирургическим, не то за праздничным столом, привёз я его. (22)Осмотр длился минуту. (23)Он посоветовал протирать спиртиком. (24)Денег категорически не взял: мамин случай не стоил его вызова. (25)И именно тут, от его неприветливости, я поверил в его великую репутацию и всё-таки спросил напрямую…

— (26)Умрёт не от этого, — прямо взглянув мне в глаза, нехотя буркнул он.

(27)Я успокоился, перевёл дух и вскоре поехал сопровождать своего двенадцатилетнего Ваню в Абхазию, к морю. (28)Давненько я у него не был, у моря… (29)С маминого восьмидесятилетия, отмеченного так счастливо в той же Абхазии.

(30)И вот, выходя с этим трепетом первого в сезоне огурца на пляж, гордясь своим сынком, нетерпеливо стаскивая на ходу фуфайку через голову…

(31)Нательный крест у меня был особый, каменный, подаренный мне моим лучшим другом и крёстным, освящённый в Иордане… (32)Монолитный, толстый, он соскользнул с шеи, зацепившись, должно быть, за фуфайку…

(33)И вот, падая с метровой всего высоты на беловатый, пористый и присыпанный песочком бетон ступеньки, он раскалывается на кусочки, как рюмочка.

(34)И не успел я дойти до моря, как меня всполошённо позвали обратно в корпус, к телефону…

*Геронтолог —специалист в области геронтологии, науки, которая изучает процесс старения человека и разрабатывает способы замедлить этот процесс.

**Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) — русский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе.

Как люди относятся к старости? Именно этим вопросом задается Г. Гёссе в прочитанном мной тексте.



Из этих слов мы понимаем, что она относится к своему старению с некой иронией и насмешкой.


Этим Г. Гёссе хотел показать, что не стоит относиться к своим преклонным годам с сожалением, страхом или печалью. Как и все остальные, старость- лишь один из жизненных этапов, уготованных человеку.

Сопоставляя приведенные мной примеры, мы понимаем, что старение является абсолютно естественным процессом, к которому следует относиться с уважением, терпимостью и улыбкой.

Позиция автора выражена четко. Он убежден в том, что пожилые люди должны спокойно воспринимать свой возраст, ведь он, как и прочие, имеет свои прелесть и смысл. Необходимо научиться принимать старость, вместо того, чтобы ненавидеть или бояться ее.

Трудно не согласиться с мнением писателя, ведь, действительно, каждый период жизни имеет свои особенности, радости и горести, поэтому нужно всего лишь принять старение и суметь воспользоваться всеми его преимуществами. Так, например, главная героиня рассказа М. Горького, старуха Изергиль, прожила долгую и довольно насыщенную жизнь. Годы отняли у нее немало сил, но женщина не потеряла интерес ко всему, что ее окружало, и нашла свое призвание в том, чтобы делиться с молодым поколением своими историями.

Читайте также: