Один день в марьино отцы и дети сочинение

Обновлено: 08.07.2024

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный” а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? ” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… ” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

Благодаря этому эпизоду мы понимаем всю невозможность и ненужность базаровской бравады по поводу отрицания природы. Здесь, в 11 главе, нашла свое отражение одна из важнейших идей И.С.Тургенева: все преходяще, природа вечна.

Эпизод логично связан с предшествующей главой, из которой мы узнаем о важном разговоре между Базаровым и Павлом Петровичем. Спор этот имел большое значение для характеристики героев, а через них и для выяснения общественного конфликта эпохи.

Николай Петрович, присутствующий в гостиной, согласен с братом. И вместе с тем он внимательно следит за сыном и болезненно переживает его реплики. Николай Петрович лишний раз убеждается в том, как далеко ушел от него Аркадий.

Мы видим его в начале главы печальным, подавленным, одиноким. Ему больно, сердце его ноет и стонет, потому что нет гармонии в отношениях с самым родным человеком. Николай Петрович не понимает сына, хотя, казалось бы, сделано все, чтобы отношения между ними были иными. Герой может принять многое во взглядах молодых, но есть ценности вечные, незыблемые. Такими ценностями для Николая Петровича всегда были и будут поэзия, литература, природа.

Красота тихого деревенского летнего вечера заставила Николая Петровича забыть о споре. Писатель, используя данный прием, подчеркивает важную мысль. Резкие высказывания Базарова не имеют ничего общего с реальностью, одним безапелляционным утверждением нельзя вычеркнуть из человека, из его жизни тот прекрасный и вечный мир, который окружает нас. Еще один прием, принцип контраста, помогает ярче почувствовать и понять этот важный для автора вывод. Ожесточенный спор сменяется умиротворенной, прекрасной картиной. И мы соглашаемся с И.С.Тургеневым: природа все-таки – храм, храм необыкновенный и вечный. Действительно, как можно не сочувствовать природе?

Мы видим пейзаж глазами Николая Петровича и понимаем, что это душевно тонкий человек, умеющий видеть необычное в обычном.

Таким образом, пейзаж открывает и новые грани характера героя, а с другой стороны, это и своеобразная полемика с Базаровым. И не только Николая Петровича, но и автора. Это и проверка целесообразности базаровского отрицания. Читатель лучше понимает героев и отношение к ним самого писателя.

Вместе с И.С.Тургеневым мы приходим к достаточно простой, но в то же время философской мысли: природа не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. И еще – все сиюминутно: и споры, и обиды, и даже жизнь. Вечна лишь природа.

Эпизод помогает понять, что нельзя в жизни проходить мимо могучих сил красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства.

Кроме того, в 11 главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения на отношение к прошлому. Только осознание человеком своих корней, своей духовной связи с прошлым дает ему право надеяться на будущее.

Известно, что И. С. Тургенев вёл дневник от лица Базарова. На уроке литературы нам было предложено тоже создать дневник Базарова от его имени, сделав несколько записей за разные дни.

Для дневниковых записей я выбрала первые дни пребывания Базарова в Марьино.

21 мая 1859 года.

Приехали вчера мы с Аркадием в Марьино. Думаю погостить у него некоторое время.

Понравился мне отец Аркадия, он - славный малый. Добряк. По всему видно, что хорошей души человек и сына своего любит. Хотя и бестолковый в хозяйстве, этакий старенький деревенский романтик. В сорок четыре года играть на виолончели и Пушкина читать! Смешно. А в деревне его кругом разруха и нищета.

Поселили они меня отдельно, вот сижу я сейчас в этой комнате, в ней английский рукомойник, вы только представьте! А дверь не закрывается.

Но зато рукомойник, зато английский! Прогресс!

Дядя у Аркадия тот еще чудак! Не понравился он мне, вот совсем не понравился. Аристократишко! Его ногти хоть на выставку отправляй. А все эти его накрахмаленные воротнички? Они же у него стоят, точно каменные. Как я его увидел? Это же смех! По деревне и таким щёголем ходить. Английский сьют на нем, при галстухе, да еще сапожки лаковые напялил. Ну прямо английский джентльмен. И одеколоном за версту несет от Кирсанова, как от надушенной барышни.

Такой высокомерный и брезгливый, даже руки мне не подал при знакомстве. А впрочем, мне плевать.

Смешно, но он даже за столом с нами не сидел во время ужина, у него, видите ли, такие "принсипы".

Проснулся сегодня пораньше. Сейчас вот допишу да пойду. Надо бы лягушек для опытов наловить. Вчера, когда ехали сюда, приметил я возле осиновой рощи болотце. Там-то и наловлю. Мальчишек местных, дворовых надо бы взять с собой парочку. Пожалуй, вон того возьму, белобрысого, что сейчас под окнами у меня мелькал.

23 мая 1859 года.

Смешной да чудной дядя у Аркадия. Рассказал мне Аркадий его историю. Сделал я один вывод - дурь из него не вся вышла. смешно! Несчастный человек? Да какой он несчастный! Раскис из-за бабы и сидит теперь в деревне, изображает из себя меланхолика.

Воображает, верно, себя дельным, важным человеком. Как же, мужика от экзекуции освободил. Эка великодушность! А сам, приблизившись к мужикам, морщится да одеколон нюхает.

Да он без своих "принсипов" ни шагу ступить, ни вздохнуть не может. Глупо!

Даже сегодня за завтраком пытался остроумно шутить. А на что? И допрос еще этот мне устроил за чаем.

5 июня 1859 года.

Эх, и схватка произошла сегодня за вечерним чаем. Думал, этот английский лев Кирсанов так и растерзает меня. Живу я у старичков Кирсановых уже недели две, верно. И вот сегодня, пожалуйте, не выдержал аристократ и высказал мне все, что думает.

С первого дня моего приезда было понятно, что я его сильно раздражаю, возможно, он даже ненавидит и презирает меня, но он держался, виду не подавал. Аристократ же!

И вот сегодня на тебе! Видели бы вы этого аристократа: сорвался, кричал, развопился.

Нигилисты для него, оказывается, болваны.

И он, вероятно, полагает, что он меня чем-то задел. Да, не скрою, немного он меня разозлил. Хотя, в сущности, плевать я хотел на его "принсипы". Тоже мне личность!

Он, видите ли, думает, что себя уважает, одеваясь в щегольский костюмчик и побрызгиваясь одеколоном. А сам живет в своей деревеньке, сложа ручки, и небо коптит.

Ничего не делает, пустой человек, никакой практической пользы от него нет.

Он считает меня гордецом, нахалом, циником. И что же? Так и есть.

Подумайте только, он обиделся на слово "аристократишко". А сам меня лекаришкой величает и лягушек моих презирает. Ну так и что? Я же не обижаюсь. Да мои лягушки во сто крат больше пользы приносят, чем этот деревенский аристократ всем своим существом.

И плевать я хотел на его мнение. На что оно мне, Базарову, когда я имею свое собственное.

Да-а, встряхнули мы их за ужином хорошенько, жаркий спор вышел. Думаю, надо дать старичкам Кирсановым передышку. Эх, не понять им, этим старым отставным людям, что будущее за такими, как мы.

За нами - передовыми людьми. За теми, кто не занимается вздором и не болтает попусту всякую ерунду.

Надо бы нам с Аркадием уехать дней на пять в город, поболтаться где-нибудь, пока Павел Петрович в себя приходит. А может, к отцу съездить? Надо бы своих стариков тоже проведать. И Аркадия с собой возьму, познакомлю.

Решено. Едем завтра в город.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: