Один день из жизни опричника сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В центре поэмы находится конфликт произвола опричника и гордости оскорбленного мужа. Кирибеевич — по тексту это один из самых сильных опричников в войске Ивана Грозного — влюбился в Алену Дмитриевну, супругу купца Калашникова. Женщина очень любила своего мужа, была верна ему, поэтому она не могла согласится на предложение опричника. Кирибеевич был оскорблен ее отказом, поэтому решил силой добиться любви девушки.

Алена Дмитриевна призналась во всем своему мужу. Купец Калашников решил отстоять честь своей семьи и вызвал опричника на бой, в результате которого тот был убит. Царь был разгневан.

В образе купца Калашникова отражены главные качества хорошего супруга, семьянина. Он был решительным и сильным человеком. Калашников решил не смиряться с судьбой, а защищать честь своей жены, невзирая ни на что. Опричное войско имело во времена Грозного большой авторитет. Никто и не мог подумать о том, чтобы идти против опричника. Поступок Калашникова указывает на его независимость, смелость, решительность. Для него ничего не имело большего значения, чем достоинство Алены Дмитриевны и благополучие его семьи.

Рассуждение

На пиру царь Иван Грозный спрашивает своего опричника Кирибеевича, почему тот грустит и не обращает внимания на общее веселье. Тот признается, что безответно влюблен в прекрасную девушку. На что царь дает ему кольцо и уверяет, что теперь она точно согласится выйти замуж. Только не знает Грозный, что девушка эта – счастливая жена и мать купца по фамилии Калашников. Но опричника это не смущает. Вечером он подстерегает девушку и пытается ее соблазнить. Ей удается убежать, но соседи уже увидели это позорное событие. Дома жена купца признается ему в том, как Кирибеевич недостойно повел себя. Тогда Калашников решает вызвать его на кулачный бой, в котором побеждает и убивает бесчестного мужчину. Царь был сильно разгневан подобным поступком. Он напрямую спрашивает, из-за чего купец решил убить его любимого опричника. Но тот не признается. Тогда царь угрожает, что казнит виновного. Но Калашников ответил лишь, что просит обеспечить свою семью, а его можно казнить. Что царь и делает.

Поэма эта просто ставит в ступор той жестокостью, с которой мирились люди того времени. Автор точно и четко описал нравы общества во времена правления Ивана Грозного. Царь, не разобравшись в проблеме, был слишком скор на расправу, не жалея никого. Его опричники считали себя полностью безнаказанными, поэтому могли без особых проблем для своей совести возжелать замужнюю женщину. Им не мешало то, что взгляды тогда были очень строгими, женщину такое поведение могло опорочить на всю жизнь.

Но это прекрасно понимал простой народ, олицетворенный в образе купца. Тот прекрасно понимает, что его жена и дети всегда будут унижены и презираемыми соседями. Поэтому он даже под страхом смерти не соглашается высказать истинных мотивов для убийства обидчика. Ему проще отдать собственную жизнь, надеясь, что семья будет жить в достатке. Этот поступок и восхищает, и вызывает искреннее сочувствие Калашникову. Лермонтов пытался показать узость взглядов власти на жизнь обычного народа и поступков своих подчиненных.



Купец Калашников и историческая правда

Секрет долготерпения цензуры мы обнаружили в… биографии Фёдора Растопчина — вельможи екатерининского, павловского и александровского времён, генерал-губернатора Москвы в 1812 году.

Среди прочих своих достоинств был он отчаянным болельщиком. В те времена этих наших богомерзких футболов не было, а самым массовым видом спорта были кулачные бои.

Растопчин кулачным бойцам благоволил и всячески их поддерживал, создав какое-то подобие современных спортивных обществ.

И вот однажды произошёл несчастный случай на производстве — два самых крутых московских бойца, Блоха и Трещало, как-то раз, как это бывает между интеллигентными людьми, в свободное время поспорили о преимуществах пятистопного ямба над хореем. Блоха ударил Трещалу в висок, отчего тот на месте скончался. Растопчин его спасал от Сибири потом.

Ознакомление с той историей проливает свет на причины того, за что грозный царь Иван Васильевич оттяпал башку удалому купцу Калашникову.

В школьном учебнике, понятно, расписано дело так, что это всё по жестокости царского нрава и в порядке мести за любимого опричника. А вообще Лермонтов целился не в Грозного, который благополучно умре за два с половиной века до того, а в здравствующего Николая I. С которым у поэта были дискуссии относительно пятистопного ямба.

Однако, Михаил Юрьевич жил лишь немного позже Растопчина и имел представление о кулачных боях. В то время этот вид спорта был весьма развитой и регламентированный. Делился он на несколько дисциплин (бой групповой и индивидуальный, которые и сами делились) с довольно большим корпусом правил, которым Лермонтов и руководствовался (хотя ко временам Грозного они не факт, что были применимы). Правила, как водится, должны были компенсировать возможные различия физических кондиций бойцов, дабы избежать напрасного смертоубийства в пределах разумного.

Бой Калашникова и Кирибеевича относился к индивидуальному, самого классического стиля. Два бойца становились друг против друга на расстоянии, определяемом рефери (чтобы не дать преимущества более длиннорукому) и мутузили друг друга, пока один не падал. Причём регламент был жёсткий — с места сходить нельзя, бить строго по очереди, отбивать удары нельзя, прикрываться пассивно — в определённых пределах, уклоняться не то, чтобы нельзя, но, как писал один из наследственных бойцов уже в наше время — пока смертный холод в затылке не почувствуешь. Но даже в этом случае уклонение засчитывалось как поражение. Бить можно только в корпус. Понятно, что при таких условиях убить соперника можно, конечно, но очень трудно. А вообще правила даже более мягкие, чем в современном боксе.

Как дрались, наверное, помните из школьного курса — Кирибеевич бьет Калашникова в грудь и тот понимает, что проиграет. Тогда он бьет опричника в висок и убивает (как Блоха Трещалу).

Купец Калашников и историческая правда

Купца тут же берут под белы руки и ведут к царю, который судья како спортивный, тако и всякий иной. Тот, понятно, вежливо интересуется:

А тот отвечает в том смысле, что, дескать, иже херувимы, житие мое.

Ничего иного он ответить не может. Кирибеевич обесчестил его жену (по тем временам неважно, целовал он её по взаимному согласию или насильно — всё равно бесчестие), но пока это в кругу трёх людей, один из которых немного неживой, это как бы не в счёт. А вот если это вслух сказать, то Алёне Дмитриевне житья не будет — только в прорубь или в монастырь. И то — не во всякий, а где возьмут.

Иван Васильевич не дурак и понимает, что причина есть и при прочих равных условиях Калашников мог бы собрать шайку и тихо прирезать обидчика где-то в уголке, но вместо этого вышел на поле. Создав, правда, условия, при которых обязательно победит.

Потому царь купца не бесчестит, а к его семье проявляет всякие милости — с уважением отнёсся.

При таком рассмотрении действующие лица выглядят несколько иначе, хотя, при желании, и тут можно разглядеть критику в адрес Николая — дескать, не приказал Дантесу голову оттяпать. Но острота момента сглажена.

Читатель своего времени эти аспекты понимал, оттого никаких проблем с цензурой у автора не возникло.

“Песнь…” повествует о том, как хороший друг царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец, Степан Парамонович Калашников. В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его, опричник же погибает. Царь не может оставить такое происшествие без наказания, не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.

Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV. Основная мысль произведения – защищать честь семьи нужно даже ценной своей жизни. Проблематика – изображение самоволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы. Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, чему учат народные сказки: иногда это закономерность не работает.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич сидит мрачнее тучи, не ест и не пьет. Разгневался царь:

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

Царь узнал, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. Но Кирибеевич не сказал, что она жена купца Калашникова. Посоветовал царь Иван Васильевич:

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное…

…И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитриевне:

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся.

И он стал меня целовать‑ласкать

И, целуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно,

Алена Дмитриевна жалуется мужу, прося у него, единственного ее защитника, помощи:

Ты не дай меня, свою верную жену,

Злым охульникам в поругание!

Купец Калашников решил в кулачном бою на Москве‑реке наказать опричника в присутствии царя. Купец призвал своих братьев в случае своей гибели отстоять честь семьи. На следующий день зазывалами был брошен клич:

Ой, уж где вы, добрые молодцы.

Кто побьет кого, того царь наградит,

А кто будет побит, тому бог простит.

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася…

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение 1565-1572 гг - опричная политика Ивана Грозного ( 25 задание).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Период 1565-1572 годов в истории России именуется Опричниной. В это время происходили массовый террор, разделение территории государства на несколько частей, а также укрепление деспотичной власти царя.

Иван Грозный помнил произвол боярства, который происходил в его детстве, а также измену приближенных во время его болезни. Все это вместе с неудачами в Ливонской войне и разрывом с Избранной радой привело к тому, что царь начал осознавать необходимость сильной деспотичной и самодержавной власти и борьбы с боярской оппозицией. Следствием этому стало введение политики Опричнины.

Приближенным Ивана Грозного являлся Малюта Скуратов — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, помощник Ивана Грозного. Малюта Скуратов в 1568 году убил митрополита Филиппа, который отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину.

Кроме того, по приказу царя Малюта Скуратов убил Владимиро Старицкого-последнего удельного князя, а так же возглавлял карательные походы на Новгород и Тверь.

После успешного похода на Новгород опричное войско Ивана Грозного, привыкшее только к грабежу и разбоям, не смогло противостоять набегу крымского хана Девлет-Гирея и подпустило его к Москве, из-за чего город был сожжен. Это показало неспособность опричного войска к борьбе с внешним врагом, что вследствие стало главной причиной отмены опричнины.

Во время повторного похода крымских татаров в 1572 году появилась острая необходимость объединить отряды опричников и земщины. Главою объединённого войска стал опытный полководец князь Михаил Воротынский, под предводительством которого в бою у деревни Молоди силы Девлет-Гирея, превосходившие в два раза войско Воротынского, были разгромлены. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

1566 год. Российское царство. Александровская слобода.

Он немного помедлил, помолился в уединении, а, когда выходил из церкви, на дворе уже светало. Начинался новый полный потехи и покаяния день…

В тот год зима пришла рано, морозы ударили в ноябре, но ни игумену, ни братии холодно не было. Из-под полов чёрных широких одеяний выглядывали светлые шитые золотом кафтаны на куньем меху… Подле Покровского собора возвышался дворец из белого камня и красного кирпича, к нему примыкали ещё два дворца – для царицы Марии Темрюковны и царевича Ивана Ивановича.

Иван Васильевич по узкой каменной лестнице сошёл в дворцовый подвал. Окованная железом дверь тяжело заскрипела и отворилась. На стенах мрачного подземелья висели горящие факелы. Из глубины доносились людские голоса. Иван Васильевич ступал, стуча посохом, по каменным плитам. Чем дальше он шёл, тем сильнее раздавались голоса людей, в которых всё отчётливее угадывались стоны и вопли страдающих…

Иван Васильевич беседовал с князем Вяземским наедине. Речь зашла об измене Курбского и попытках бояр уйти в Литву и Польшу.
-Отчего смеют лаять издалека псы вроде Курбского? - спросил у своего советника царь.
-А что им остаётся, государь, окромя как лаять из своих схронов, паче сего они сделать-то ничего не могут, - отозвался Вяземский.
-Не могут, говоришь, - вспылил царь, - а как же холоп, коего я зарезал днесь? Он получал указания от Курбского, как извести меня и посадить на престол литовского короля!
-А мы на что, как не для того, чтобы выметать и грызть крамолу! – отвечал, сверкая глазами, Вяземский. – Мы, верные слуги твои, охрана твоя и опора в великих делах твоих, рано или поздно искореним крамолу в царстве Российском… Государь, ты самодержец российский! Ты волен карать и миловать своих подданных. Бояре держатся за свои вотчины и древние права; не желая укрепления власти твоей, жаждут поставить на престол твой Владимира Старицкого, дабы всем заправлять, свободно расхищать земли и чинить насилие простонародью. Ты народный заступник и нелицеприятный судия! Ты поступил мудро, послушав нашего совета и учредив опричнину. Теперь власти князей и бояр поставлен предел; лишившись родовых вотчин своих, они станут слабы и немощны. Оттого они аки бешеные псы бегут к польскому королю, что обещает им богатства и власть паче прежних; те же, которые остались, спят и видят во сне на престоле Старицкого…

-Власть дарована нам свыше, - говорил царь, неподвижно глядя в белую стену, - я природный государь, как пращуры мои - ромейские кесари и царьградские василевсы! Мы всегда вольны были жаловать холопов своих, вольны были и карать за вины их. В иных царствах казнят не так, как у нас: на площадях при большом стечении народа; католические карлы сжигают на кострах еретиков-лютеран тысячами; чародеек сожжено бесчисленное множество! Мы же милость свою даруем подданным, обрушивая гнев токмо на изменников: бояр, детей боярских и входящих в сговор с ними приказных; мы жалуем простонародье, суд наш праведен…

Днём Иван Васильевич принимал новых чернецов в святое опричное братство. Стоя на коленях, Василий Грязной, некогда служивший князьям Старицким, произносил текст присяги:
-Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине, и не молчать о всём дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя и великого князя, его государства, молодых князей и царицы. Я клянусь также не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. На сем целую я крест…

Царь поднёс крест: опричник приложился к нему губами и поднялся с колен.
-А как же твоя клятва князю Владимиру Андреевичу? - спросил царь, глядя на него столь проницательным взором, что, казалось, в этот миг способен заглянуть ему в душу.
-Государь, я не служу псу, я холоп царя православного, - тотчас отвечал Василий Грязной.
-Я охотно поверю, что ты предан мне и телом, и душою, коли разгадаешь одну загадку, - с лукавой улыбкою на устах промолвил царь. - Скажи мне, Васюшка, чего достоин монах, который нарушил данные пред постригом обеты, - целомудрия, нестяжания и послушания? Грязной подумал немного и отвечал:
-Государь, монахам аки ангелам порхать надобно. Посади его на бочку с порохом, пущай полетает…

Взрыв хохота сотряс своды дворцовой палаты. Долго потешался царь над словами холопа своего, аж слёзы потекли из глаз его; он сел на свой трон из слоновой кости и покатывался со смеху. Вслед за государем смех прокатился по рядам бывших в палате опричников. Когда окончил царь потешаться, вытер он слёзы с глаз и подошёл к Василию Грязному.
-Как же ты думаешь посадить его на бочку с порохом, а то он и станет тебе спокойно сидеть? - спросил царь с серьёзным видом.
-Надобно смастерить срубец и посадить в него монаха, а под срубец поставить бочку пороха, и фитиль протянуть наружу, - отвечал, улыбаясь, Василий Грязной.
-Такого я прежде не слыхал! - удивлённо молвил царь. – Ну, Васюшка, порадовал ты меня своим ответом; правда, что в народе говорят - голь на выдумку хитра…

Светило солнце, весело заливая лучами широкий заснеженный двор. Иван Васильевич, укутанный в соболью шубу, был в прекрасном расположении духа и борзо подымался по ступеням помоста, на вершине которого громоздился его трон. Вслед за царём шли его верные слуги – опричники. Царский сын Иван Иванович, худородный князь Вяземский, кабардинец князь Михаил Черкасский; дворянин Григорий Лукьянович Скуратов Бельский, коего за малый рост прозвали Малютой; Никита Прозоровский, который родного брата едва не затравил медведем; Василий Грязной, только что принятый в опричники, но уже в глазах царя подававший большие надежды…

Иван Васильевич уселся на троне и рукою подозвал к себе Вяземского.

-Давеча прискакал холоп князя Бельского, - рассказывал Вяземский царю, который улыбался в предвкушении грядущего веселья. - Замышляет крамолу земский боярин: князя Старицкого жаждет посадить на престол российский он…
-Тёзку моего не трожь, - внезапно тихо, но с угрозой оборвал его царь. – Трое нас Иванов, на которых держится ныне Российское царство: я, он и Мстиславский. Холопа его яко клеветника велю утопить в Серой.

Вяземский, прикусив губу, умолк…

Железная дверца отворилась, - узники спокойно, будто не ведая, что их ждет, проходили внутрь ограды. Мгновение спустя дверца захлопнулась, - они оказались в западне. Ревели медведи в потайных клетках…И несчастные с ужасом уразумели, какую участь им уготовил царь. Один из них пал на колени, размашисто осеняя себя крестным знамением; иные стояли молча, поражённые страшной догадкой, и лишь узник, - тот, что остановился на пути к своей Голгофе, чтобы поглядеть на царя, - из последних сил громко возопил:
-Царь православный и вы, его верные слуги, кромешники! Придёт час, коего вы не ждёте, великий час отмщения Божьего за кровь невинную, проливаемую ныне вами…

***
Сгущались сумерки. Наступало любимое время опричников - вечернее застолье. После медвежьей забавы, окончившейся столь неожиданно, всем хотелось потешить себя медами и яствами. Кравчий подал царю золотую чашу, полную красного вина. Иван Васильевич перекрестился на икону Богоматери, мигом опустошил чашу и велел налить вина царевичу Ивану Ивановичу, потом - князю Михаилу Черкасскому, Вяземскому и так далее. Стольники суетились, разливая вино по кубкам. Опричники, пожалованные царём, вставали и кланялись, осушая кубок за здравие государя. В таком же порядке проходила подача первых блюд. Когда всем были розданы тарелки с кусками говядины, начались потешные разговоры, шум и веселье. Царь был угрюм, сидел, молча, и ел руками говядину, положив по привычке локти на стол. Ему не давал покоя дерзкий юноша, - тот, что нарёк его Дракулой. Вдруг из куска мяса, что он ел, полилась кровь… Он испуганно бросил его на стол. В палате стихло. Царь огляделся. На столе лежал жареный кусок говядины.
-Братья, - улыбнулся царь, - веселитесь, днесь вы заслужили…

Когда тяжкая болезнь в марте 1553 года обрушилась на царя, никто не чаял, что он выживет… Наследник Дмитрий Иванович был младенцем. Тогда бояре, противники Захарьиных-Юрьевых, при поддержке духовника царя Сильвестра пожелали возвести на трон удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, - тем самым они подписали смертный приговор себе и ему. Иван Васильевич, внезапно встав с постели, насильно заставил бояр и князя Старицкого присягать на верность своему сыну. В скором времени он выздоровел, но затаил обиду на Сильвестра и бояр, не желавших целовать крест Дмитрию, который в том же году утонул в реке, когда царь с царицею ездили по монастырям…

Когда умерла первая любимая жена Ивана Васильевича, он страшно горевал, но недолго, и вскоре женился на своенравной черкасской княжне Гошаней, после принятия православия наречённой Марией. Сильвестр, Адашев были обвинены в отравлении молодой царицы Анастасии. Но обоим повезло: Адашев умер от горячки, нестяжателя Сильвестра сослали в монастырь на Соловки. Начались первые казни видных князей и бояр, но окончательно спокойствие царя подорвали смерть любимых им людей, - митрополита Макария и родного глухонемого брата Георгия, а наипаче - измена Курбского, который, будучи на Ливонской войне, перебежал в стан неприятеля, испугавшись гнева, - того, что царь обрушил на других советников по Избранной раде…

Опричники держали за руки и за ноги выбранную царём девицу, покуда тот, разорвав на ней подол, удовлетворял свою похоть, остальных девиц разобрали верные царёвы слуги. Девушки плакали и кричали. Их били и насиловали. Оргия длилась почти до полуночи, когда царь велел воротить попорченных девок в дома их родителей…

Царь Иван Васильевич умрёт глубоким стариком, будучи пятидесяти четырёх лет отроду. Опричников, верных слуг своих: одних - казнит, других - обречёт на гибель; принудит Владимира Старицкого принять яд, прикажет Малюте Скуратову задушить митрополита Филиппа, который попытается образумить царя; пожжёт и потопит в Волхове бесчисленное множество новгородцев; после отмены опричнины посадит на престол татарского князя Симеона Бекбулатовича, дабы создать новый удел государев; в приступе ярости погубит родного сына своего Ивана – наследника престола; под конец жизни останется совсем один и погибнет от рук заговорщиков. Перед смертью царь составит подробный список всех убиенных им и сделает великие вклады в монастыри на помин душ опальных, желая заслужить прощения у Господа. Он умрёт, оставив по себе добрую память в народе. Сильные мира сего, как-то Пётр Первый и Иосиф Сталин, будут почитать его своим наставником, каковым он пытался стать для опричной братии. Но едва ли они сделают правильные выводы из царствования Иоанна Васильевича, прозванного в народе Грозным…

Опричнина — это внутренняя политика Ивана Грозного, проводимая в 1565 - 1572 гг.

Одним из ярких событий смутного времени это поход на Новгород в 1570 году. Причиной его послужило недоверие Ивана 4 к боярам, а также обвинение Новгорода в попытке перехода под власть Литвы. Яркой личностью этого события является Малюта Скуратов — один из главных опричников Ивана 4. Именно он был инициатором карательного похода на Новгород. Он прославился своими жестокими пытками и террором против местного населения. В Новгороде он устроил самосуд, в результате которого по неофициальным данным погибло от 10 до 15 тысяч человек. Так же Малюта Скуратов задушил митрополита Филипа, который осуждал жестокую политику Ивана 4. Следствием похода на Новгород можно считать разорение города, массовые казни, запугивание населения, а также убийство крупных, родовитых, талантливых бояр.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Ещё одним важным событием времен опричнины является поход Крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Целью похода можно считать желание крымских татар заполучить военную добычу, дань с России. Девлет-Гирей, воспользовавшись тяжелым внутренним положением нашей страны, собирает большое войско и идет на Москву. Первый поход состоялся в 1571 г. Иван 4 выставил против татар лучшее опричное войско, однако оно не смогло остановить врагов и Москва была разорена. В городе начался крупнейший пожар. Через год, в 1572 году, Девлет-Гирей вновь идёт на Москву. Большую роль в этом события сыграл русский военачальник Михаил Воротынский. Именно он принял решение объединить опричное и земское войско. А также он дал генеральное сражение при Молодях, в котором татары были разгромлены. Следствием данной битвы является ликвидация опричнины, а также то, что мы смогли в сложнейших условиях Ливонской войны сохранить нашу независимость от Крымского ига.

Опричная политика — это сложный процесс в истории моей страны, который привел к порухе 80х годов, которая в свою очередь будет причиной Смуты. Следствием вышеперечисленных событий явился глубокий экономический, хозяйственный, социальный и политический кризис, а так же опричнина — одна из причин проигрыша в Ливонской войне.

Читайте также: