Обязательное сочинение которое пишется каждую неделю

Обновлено: 29.06.2024


Всего девять дней осталось до единой даты итогового сочинения - уже 1 декабря все российские 11-классники должны участвовать в своем первом выпускном испытании. Мы уверены, что давно изучены все примерные варианты тем, а может быть (надеемся на это), даже прочитаны соответствующие произведения классиков из школьной программы!
Тем не менее, у многих выпускников и их родителей возникают вопросы о том, как будет проходить, а затем оцениваться выпускное сочинение, и о том, что при этом можно и что нельзя.

Мы постарались ответить на самые популярные вопросы.


Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.

Кто должен писать сочинение?

Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.

Когда и где пишут итоговое сочинение?

Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, заполнить бланки регистрации и записи.

Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (школа, лицей, гимназия), в котором учится выпускник.

Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?

" На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Когда будут известны темы сочинений?

Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.

Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.

Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла!
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году.

В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Для тех, кто еще не успел обдумать, что можно написать по предложенным направлениям, напомним, что есть официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022.

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?

С собой разрешается взять:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов, при необходимости).

Кроме того, вам выдадут на месте:

  • орфографический словарь,
  • листы бумаги для черновиков.

С собой запрещено брать:

  • средства связи;
  • фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
  • справочные материалы;
  • письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • собственные орфографические и толковые словари;
  • тексты литературного материала для использования в сочинении.

Да-да, тексты произведений тоже использовать нельзя! Организаторы считают, что достаточно просто рассуждать на основе прочитанных книг; допускается свободное цитирование.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.

Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?

Мы не нашли точного ответа на этот вопрос: допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии.

Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Если вы уверены, что успеете и сами разберетесь в заполнении бланков – попытайте счастья. Хотя лучше, конечно, не рисковать и постараться выйти заранее!

Когда и где можно будет узнать результаты?

Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия.

Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали.

Кто и как проверяет итоговое сочинение?

Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия.

Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?

Итак, как оценивают итоговое сочинение?

" Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.

Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.

1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной.

Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке. Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения. Надеемся, что за долгие школьные годы классическая структура сочинения (вступление (тезис) - собственное мнение - доказательства и подвыводы – вывод) освоена абсолютно всеми! Во всяком случае, позаботьтесь, чтобы текст был логично разбит на абзацы, и вашу мысль было можно понять и проследить.

4. Качество письменной речи. Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.

5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Что делать, если не сдал итоговое сочинение?

Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ.

  • 2 февраля 2021 года – первый дополнительный день для тех, кто не смог прийти по уважительной причине, и пересдача.
  • 4 мая 2022 года – второй дополнительный день.

Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:

Можно ли оспорить результат в случае неудачи?

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.

Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Если вы все же не нашли ответа на именно ваш вопрос, имеет смысл обратиться к основному документу Гособрнадзора.
И не страшно, если вы все еще не во всеоружии - за 9 дней вполне можно подготовиться!


ЕГЭ Другие статьи автора

8. Find in Text Three English equivalents for the following words and phras­ es. Use them in sentences:

последний урок перед большой переменой; не терпеть вмеша­ тельства; обязательное сочинение, которое пишется каждую неделю; записать что-л.; совершенствовать навыки письменной английской речи; достаточно честные (объективные); указать; узнать, что инте­ ресует учащихся; первое знакомство; быть вне себя от гнева; как я выгляжу в их глазах; долго не задержусь; отсутствие всяческого ува­ жения; оказался не на высоте; давать пищу для размышлений; редкая птичка; по всякому глупому поводу; держаться самоуверенно; сочув­ ствовали тем, кто; прерывать урок

9. Explain what is meant by:

1. Each Friday morning the whole school spent the pre-recess period in writing their W eekly Review. 2. . he would brook no in­ terference. 3. No one and nothing was sacred . . 4. It is of advan­

tage to both pupils and teacher. 5. . it would be pointless to be an ­ gry with them for pointing such things out. 6. . the sensible teacher will observe the trend of individual and collective interests

. 7. I was anxious to discover what sort of figure I cut in front of them . 8. . they probably imagined I would be as transient as my

9. It was up to me to find some way to get

through to them. 10. .

I was not making the grade. 11. .

to discover some way of providing the children with the sort of in­ tellectual challenge to which they would respond . 12. with the same careful attention a birdwatcher devotes to the rare feathered visitor. 13. . illustrations from the familiar things of their own background. 14. it was as though there was a conspiracy of disin­

terest, and my attem pts at informality fell pitifully flat.

it with as much show of aplomb as I could m anage. 16.

ed the third stage of their conduct. 17. .

did was coloured by an ugly viciousness.

10. Answer the following questions and do the given tasks:

1. W hat occupation did the whole school have each Friday mominxf? Do you think this is common in the majority of schools?

W hy not? 2. W hat advantages did the Headm aster see in pupils' writing their W eekly Reviews? Can you find any disadvantages in the scheme? W hat's your opinion of it? W hat traits of character are necessary for a teacher to be involved in a schem e of the kind ? 3. W hy did the narrator feel “a mixture of relief and disappoint­ ment" after having read a few of his pupils' reviews? 4. In what way

did the narrator try to explain his pupils' lack of interest concern­ ing his personality? 5. How did the narrator try to be a successful teacher? How helpful is it for a young teacher to read specialist books? Give reasons for your answer. 6. Do you find the children's unresponsiveness natural? How can you account for it? 7. W hat was the first phase in the narrator's relationship with his class? It was rather a quiet stage, w asn't it? W hy then was the teacher dis­ satisfied with it? 8. In what way did he try to interest his pupils in the subject? Can you find any reasons to explain his failure? 9. Characterize the second phase of the pupils' campaign. Do you think the teacher is to blame for it? Do you agree with the narrator that "there was nothing he could do about it"? Do you think a teacher's aplomb can help under the circumstances? Do you find the second phase more unpleasant? W hy? 10. Do you think the teacher's feelings are understandable? W ould you try to stop the campaign? How? 11. W hat do you think of the third phase of the pupils' conduct? 12. The school described in the extract was situat­ ed in the East End of London. The pupils attending it had been poorly fed, clothed and housed. Some were from homes where the so-called bread-winner was chronically unemployed. Do you think the children's background can account for their bad language and m isconduct? Can a teacher expect such a behaviour under other circumstances? 13. Can the pupils' behaviour be explained by the fact that their teacher was a Black? 14. The extract above describes the narrator's first weeks in school. Think of a possible develop­ m ent of his relations with the class. Do you think the teacher will m anage in the end to gain the children's confidence and respect? W hat m ethods and techniques would you advise him to use?

11. Retell Text Three a) dose to the text; b) as if you were one of the pupils;

c) as if you were one of the narrator's colleagues.

12. Write a summary of Text Three.

13. Make up and act out dialogues between:

1. The narrator and one of the pupils (discussing some possible ways of cooperation).

2. Two pupils of the class (discussing their new teacher and the atm osphere in class).

3. The narrator and his colleague (discussing the narrator's problems with his class).

14. Pick out from Text Three all words and phrases belonging to emotion (irritation and annoyance) and use them in a situation of your own (a quarrel).

15. Use the following words and phrases to describe a mother's visit to the school:

to be free to comment (criticize); not to be sacred; from the Headm aster down; utter disrespect for smb.; to take pains to do smth.; to improve written English in the terms of spelling, con­ struction and style; to have a pretty good idea; reasonably fair; comment on smb.; to be angry with smb.; a m ixture of relief and disappointment; no point in wasting either time or effort; it is up to smb. to do smth.; intellectual challenge; to encourage smb.; lid of the desk; loud bang; to look at smb. with wide innocent eyes; to feel frustrated; to be rudely interrupted; to dare to open one’s mouth; deliberate remarks; noisy interruption.

1. Study the Vocabulary Notes and translate the illustrative examples into Russian.

2. Translate the following sentences into Russian. Pay attention to the words and word combinations in bold type:

1. Anthony's letters from school were now short and hurried­

ly written. 2. No boy at the school had ever taken a scholarship

University. 3. She's been here since the school started.

4. The school will be closed until the end of the term. 5. Htf had an

admiration for Boucher, W atteau, and all that school. 6. There was

no doubt that in some fashion Clark had a moral advantage over

him. 7. I knew that Sadie was a notorious liar and would tell any

falsehood to procure herself even a quite temporary advantage.

I mean, why not take advantage of the sunshine before the fog

comes back? 9. You may feel that all I've asked is that you should

spy upon people to my advantage. 10. The uniform set off his fig-

to advantage. 11. M ary's attitude was one of frank admission

arid penitence. 12. Mrs. Turton was the only visitor admitted to the

• ^ s ic k r o o m . 13TSome British Universities lowered their standards of entry iiTsome subjects in order to admit more students. 14. It was exciting to me to be admitted to such company. 15. You're afraid that if you admit the truth, I'll think you were mixed up in this with W egler. 16. Our new theatres can admit a great num ber of people. 17. But Auntie Marne was never one to admit defeat. 18. He smiled at her unconscious admission that she would have been happy without Charles. 19. Consumption is a wasting disease. 20. Turn

the water off, don't let it waste. 21. M any houses are being built on waste land outside the city. 22. Waste not, want not. ( proverb ) 23. I felt half faded away, like some figure in the background of an old picture. 24. The backroom on the first floor was prepared for her. 25. "Are you English?" I asked, perhaps tactlessly. "Rather. You don't think I look like an American, do you? British to the backbone, that's what I am." 26. W e sat on the ground with our backs against the wall. 27. Have you any paper left? — Oh, that'll do, write on the back of the map. 28. They give you a look that says all that can be said in a civilized community, and you back out prom ptly and shut the door behind you. 29. W hen people say things behind your back, there's nothing you can deny. 30. The work was heavy and backbreaking, but it had to be done.

В. 1. It requires the feminine tem peram ent to repeat the same thing three times with unabated zest. 2. Truly this is all Becky asked of a man, all she required, that he'd have the power to make her laugh. 3. I should have rem embered that when one is going to lead an entirely new life, one requires regular and wholesome meals. 4. He had replied to the telegram he had received that he re­ quired no help. 5. It gave Austin pleasure to read and memorize the great speeches w hether they were required in the course or not. 6. Does he know what is required of him? 7. He didn't refer to doc­ uments, but answered out of his head. 8. He always referred to her father as Dr. Lambert. 9 .1 felt a certain shyness at referring to m at­ ters which were no concern of mine. 10.1 murmured something po­ lite that m ight equally have referred to her last remark or to the garden itself. 11. She m ade no reference to our conversation of the night before. 12. She seem ed to be working in a reference li­ brary. 13. Excellent references, that's all we need. 14. Old Mrs. Ra- m age seems to take pleasure in showing her temper. 15. Linda went dead white with temper and disappointment. 16. Samuel had com pletely got over his bad temper. 17. In all sorts of political situ­ ations he had learned to keep his temper, to take advantage of m en who lost theirs. 18. Her temper was beginning to rise again at the thought that this rude and im pertinent m an had heard every­ thing. 19. Clark was a hospitable man, he liked displaying fruit on the sideboard. 20. The peacock displayed its fine tail feathers. 21. The English gave me a medal for having displayed what they called "conspicuous gallantry in the field". 22. Brodwen came bus­ tling into lunch with a great display of gaiety. 23. Mary was al­ ready earning a decent wage as a clerk to Larkins. 2 4 .1 didn't know him well, but I felt that at heart he was decent, sound and healthy.

25. I kept going as I was until he was a decent distance behind me.

26. It was a short letter, a letter of passionate reproach, to my young standards, rather indecent.

3. Paraphrase the following sentences using your active vocabulary:

A. 1. At twelve, he had been obliged to quit studies and go to work as a W estern Union m essenger boy. 2. Are the educational establishments for children any better in Australia? 3. All the teachers and pupils turned out to welcome the celebrity. 4. She has a nice voice, but she hasn't had any (special) education. 5. I was in possession of a better position which I didn't want to lose. 6. He knows how to show good points in his knowledge. 7. The boy was perm itted to sit up a few hours, but he never used the privilege profitably. 8. I wonder at your capacity for facing facts. 9. The University accepted many oversea students last year. 10. She was short-sighted but hated to say it was true. 11. I don't deny I took several things from my uncle's drawer, but I w on't have it called a theft. 12. The door opened to let in a tall thin man. 13. She absolutely believes his version and will listen to no other. 14. Percy is always so careful about m oney matters. He hates spending uselessly. 15. He was losing weight so much that he constantly seem ed to need a smaller size. 16. The "natural m ethod" of learning a language is admirable for infants and horribly useless and unprofitable for other people. 17.1 don't see how you expect to recover strength if you don't take som ething nourishing in to the system. 18. W e all agreed we ought to support him. 19. You know, Thomas, I don't like discussing her in her absence.

B. 1. This kind of work takes a lot of time. 2. He said they did not >ask for documents. 3. Let's hope that no such terrible sacrifice will be asked of you. 4. There is no art, no skill needed for that sort of thing. 5. All the equipm ent necessary for experim ents was simple. 6 .1 soon learned however that my services would be needed on the stage that evening. 7. The clerk had an excellent testim onial from former employers. 8. I was sent to the manager. 9. D on't speak about the m atter again. 10. Does this rem ark concern me? 11. I'm sure-siie didn't m ean it, she said it in a fit of anger. 12. I've never seen her fly into a rage. 13. She is a woman of a gentle disposition. 14. You would never have said such an absurd thing if you had

последний урок перед большой переменой; не терпеть вмеша­тельства; обязательное сочинение, которое пишется каждую неделю; записать что-л.; совершенствовать навыки письменной английской речи; достаточно честные (объективные); указать; узнать, что инте­ресует учащихся; первое знакомство; быть вне себя от гнева; как я выгляжу в их глазах; долго не задержусь; отсутствие всяческого ува­жения; оказался не на высоте; давать пищу для размышлений; редкая птичка; по всякому глупому поводу; держаться самоуверенно; сочув­ствовали тем, кто; прерывать урок

9. Explain what is meant by:

1. Each Friday morning the whole school spent the pre-recess period in writing their Weekly Review. 2. . he would brook no in­terference. 3. No one and nothing was sacred . . 4. It is of advan­tage to both pupils and teacher. 5. . it would be pointless to be an­gry with them for pointing such things out. 6. . the sensible teacher will observe the trend of individual and collective interests . 7. I was anxious to discover what sort of figure I cut in front of them . 8. . they probably imagined I would be as transient as my many predecessors . 9. It was up to me to find some way to get through to them. 10. . I was not making the grade. 11. . an effort to discover some way of providing the children with the sort of in­tellectual challenge to which they would respond . 12. with the same careful attention a birdwatcher devotes to the rare feathered visitor. 13. . illustrations from the familiar things of their own background. 14. it was as though there was a conspiracy of disin­terest, and my attempts at informality fell pitifully flat. 15. . I bore it with as much show of aplomb as I could manage. 16. . it herald­ed the third stage of their conduct. 17. . everything they said or did was coloured by an ugly viciousness.

10. Answer the following questions and do the given tasks:

1. What occupation did the whole school have each Friday morning Do you think this is common in the majority of schools? Why not? 2. What advantages did the Headmaster see in pupils' writing their Weekly Reviews? Can you find any disadvantages in the scheme? What's your opinion of it? What traits of character are necessary for a teacher to be involved in a scheme of the kind? 3. Why did the narrator feel "a mixture of relief and disappoint­ment" after having read a few of his pupils' reviews? 4. In what way did the narrator try to explain his pupils' lack of interest concern­ing his personality? 5. How did the narrator try to be a successful teacher? How helpful is it for a young teacher to read specialist books? Give reasons for your answer. 6. Do you find the children's unresponsiveness natural? How can you account for it? 7. What was the first phase in the narrator's relationship with his class? It was rather a quiet stage, wasn't it? Why then was the teacher dis­satisfied with it? 8. In what way did he try to interest his pupils in the subject? Can you find any reasons to explain his failure? 9. Characterize the second phase of the pupils' campaign. Do you think the teacher is to blame for it? Do you agree with the narrator that "there was nothing he could do about it"? Do you think a teacher's aplomb can help under the circumstances? Do you find the second phase more unpleasant? Why? 10. Do you think the teacher's feelings are understandable? Would you try to stop the campaign? How? 11. What do you think of the third phase of the pupils' conduct? 12. The school described in the extract was situat­ed in the East End of London. The pupils attending it had been poorly fed, clothed and housed. Some were from homes where the so-called bread-winner was chronically unemployed. Do you think the children's background can account for their bad language and misconduct? Can a teacher expect such a behaviour under other circumstances? 13. Can the pupils' behaviour be explained by the fact that their teacher was a Black? 14. The extract above describes the narrator's first weeks in school. Think of a possible develop­ment of his relations with the class. Do you think the teacher will manage in the end to gain the children's confidence and respect? What methods and techniques would you advise him to use?

11. Retell Text Three a) close to the text; b) as if you were one of the pupils; c) as if you were one of the narrator's colleagues.


1 декабря школьники будут писать итоговое сочинение. С основными темами и критериями все уже знакомы, но наш блогер Михаил Ланцман нашел ещё 4 факта об этом экзамене, которые важны для поступающих в вузы и не только.

Сперва давайте вместе пройдёмся по всем важным аспектам экзамена:

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School впервые в этом году включили в договор на обучение пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги за весь курс подготовки к ЕГЭ.

В столице наши филиалы есть на каждой ветке метро. Если вы живёте не в Москве, но хотите заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, регистрируйтесь на наши онлайн-курсы. Любой вопрос смело пишите сюда.

А теперь я перечислю 4 факта, о которых не всегда рассказывают в школе. Уверен, что какую-то информацию об итоговом сочинении вы узнаете от меня впервые.

1. Итоговое сочинение — это экзамен не по литературе (и не по русскому)

В официальных документах чётко сказано, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не вашу грамотность и начитанность, вернее, не только вашу грамотность и начитанность, но и другие навыки.

В методических материалах сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Экзамен проводится, чтобы убедиться в первую очередь, что вы умеете грамотно и логично формулировать свои мысли, рассуждать на любую предложенную тему, научились аргументировать свою позицию, а также владеете нормами русского языка. Согласитесь, такие навыки нужны не только на уроках русского и литературы.


Вывод: поскольку итоговое сочинение не является экзаменом по литературе, в качестве примеров-аргументов помимо художественных тестов (причём не только из отечественной литературы, но и зарубежной) можно использовать, фольклорный материал (например, народные сказки, былины и баллады), а также публицистику, дневники и мемуары.

2. Зачёт ежегодно получают 99% участников

Вывод: бояться итогового сочинения (или изложения) не стоит, поскольку критерии оценивания очень лояльные, а за шпаргалки наказывают не так жёстко, как на ЕГЭ.

3. Итоговое сочинение не обязаны писать все, кто планирует поступать в вузы

Многие думают, что итоговое сочинение обязаны сдать все, кто планирует участвовать в ЕГЭ или ГВЭ, но это не так. Итоговое сочинение действительно является допуском к государственной итоговой аттестации, но есть несколько категорий выпускников, имеющих право не сдавать этот экзамен:

При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут! Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться также и в устной форме.

Участники выпускного изложения с ОВЗ должны оформить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), инвалиды или деты-инвалиды — копию индивидуальной программы реабилитации, а также заверенную справку, подтверждающую факт инвалидности.

Выводы: Сдать ЕГЭ досрочно в 10-м классе можно, но вот итоговое сочинение — нет. Выпускники прошлых лет, а также учащиеся, окончившие СПО, могут зарегистрироваться на итоговое сочинение по желанию. Некоторые категории выпускников могут сдавать итоговое изложение вместо сочинения, но для этого надо иметь подтверждённые документально основания.

4. Дополнительные баллы при поступлении в вуз

Вот список вузов, где в 2021 году начислялись баллы за итоговое сочинение (индивидуальные достижения):

До 1 ноября 2021 года каждый вуз разместит обновлённые правила набора студентов, где будет информация и о начислении баллов за итоговое сочинение. Советую после 1 ноября внимательно ознакомиться на сайте выбранных вузов со списком предусмотренных в 2022 году дополнительных достижений, за которые можно получить бонусные баллы. В разных вузах эти таблицы могут сильно различаться, поскольку университеты имеют право самостоятельно решать, за что добавлять баллы, а за что нет.

Будут ли в вузе перепроверять итоговое сочинение перед начислением дополнительных баллов? В МГУ, например, итоговое сочинение перепроверяют по своим внутренним критериям. Если вы собираетесь поступать в МГУ, обязательно посмотрите, что это за критерии. Какие-то вузы дают дополнительные баллы без проверки работы.

Скан итогового сочинения в вуз присылать или привозить не надо, поскольку у каждого вуза есть доступ ко всем экзаменационным работам в специальной базе ФИС ГИА и Приёма.

Вывод: если хотите получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, ознакомьтесь заранее (до 1 декабря) с подробной информацией об условиях получения баллов за итоговое сочинение в 2022 году. Эта информация на сайтах всех университетов скоро обновится. Если вуз планирует в 2022 году перепроверять сочинение по своим критериям (отличающимся от классических), учитывайте эти требования во время написания экзамена, чтобы набрать максимум бонусных баллов и по вузовским критериям тоже.

Обложка поста: shutterstock / GoodStudio

Читайте также: