Обучение сочинению в начальной школе 4 класс бакулина 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Галина Александровна,

Ключевые слова: сочинение, речевое развитие младшего школьника, виды сочинений, сочинение по демонстрационной картине.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одной из главных задач обучения в начальной школе является развитие связной (устной и письменной) речи учащихся. Самыми эффективными способами решения данной задачи справедливо считается написание изложений и сочинений.

Сочинения являются очень важным воспитывающим и обучающим средством.

Работая над сочинением, школьники приобретают ряд важнейших умений:

умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы;

умения, связанные с накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией;

умения, связанные с составлением плана и письмом по плану;

умения, связанные с языковой подготовкой текста;

умение выражать в сочинениях свою позицию, передать идею;

умение создавать текст и записывать его;

умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Письменное сочинение – самый сложный, но, при правильной организации, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Сложность этой деятельности многоаспектна:

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1 Большое разнообразие видов сочинений, написание которых должны освоить дети, обучаясь в начальной школе.

Специфическая структура каждого вида сочинения, необходимость её теоретического осознания и практического освоения.

Возрастание требований к проведению сочинений с позиций новых стандартов, которые ориентируют учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на активизацию речемыслительной деятельности учащихся, увеличения активности и осознанности детей в организации и проведении уроков по развитию речи.

Сочинения классифицируются по разным критериям.

По источникам материала выделяются:

сочинения по личным наблюдениям (о пережитом, увиденном, услышанном самими детьми);

сочинения по прочитанным произведениям, картинкам, демонстрационным картинам, по просмотренному кинофильму или спектаклю;

по нескольким источникам одновременно (по картине и личным наблюдениям, по произведению и сюжетным картинкам и др.).

По темам имеют место сочинения о природе, о семье, о друзьях, о труде, об истории Родины, об увлечениях, о школе, о необычных предметах окружающей действительности и т. п. На уроках развития речи важно обеспечивать разнообразие тем для написания сочинений.

По языку сочинения делятся на эмоционально-образные (рассказ, очерк, зарисовка и др.) и деловые (объявление, письмо и др.). В начальных классах преобладают эмоционально-образные сочинения, но в небольшом количестве обязательно проводятся и деловые.

По типам текста практикуются сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения смешанного типа (контаминированные).

По жанрам выделяются такие виды: сочинение-рассказ, сочинение-зарисовка, сочинение-импровизация, сочинение-очерк, сочинение-объявление, сочинение-письмо, сочинение-статья (в газету, в журнал), сочинение-репортаж, сочинение-автобиография, сочинение-рецензия и др. В начальной школе преобладает сочинениерассказ, но важно познакомить детей с различными жанрами и их спецификой.

По степени самостоятельности речевой деятельности учащихся различают сочинения коллективные и индивидуальные. Обучение сочинению начинается с коллективной работы с плавным переходом на индивидуальную.

По месту проведения бывают сочинения классные и домашние. В начальной школе основными являются классные сочинения.

По объёму имеют место сочинения-миниатюры (12–65 слов); сочинения среднего объёма (от 18–20 до 85–120 слов); сочинения большого объёма (более 120 слов). В начальных классах больше практикуются сочинения среднего объёма.

Одним из самых непростых видов сочинений в начальной школе справедливо считается сочинение по демонстрационной картине. Работа над ним длится с первого по четвертый класс по нарастающей степени сложности. В первом классе дети овладевают умением в составлении письменного текста по сюжетным картинкам.

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1 Школьникам сообщается, что сюжет – это последовательность действий или событий, в которых раскрывается содержание того или иного художественного произведения. В данном случае художественным произведением являются картинки, созданные на определённую тему. Для лучшего уяснения детьми той особенности, что действия и события развиваются, следуя одно за другим, можно расположить картинки в нарушенной последовательности. После этого предложить школьникам поставить их в правильном порядке и определить, о чём в них рассказывается и каков их сюжет. Для сочинения выбираются яркие цветные картинки с доступным, привлекающим внимание учащихся содержанием, направленным на формирование личности первоклассника.

Важно, чтобы первое восприятие картинок привлекло внимание учащихся, пробудило интерес к увиденному и настроило школьников на плодотворную работу.

Написанию сочинения предшествует устная беседа учителя и учащихся, направленная на раскрытие содержания последовательно рассматриваемых картинок. К каждой картинке в среднем задаётся по два вопроса. Большая часть вопросов формулируется таким образом, чтобы при ответе на них учащиеся могли использовать основной лексический состав вопросительного предложения, добавляя в него одно-два слова. Наряду с ними, в беседе должны иметь место такие вопросы, для ответа на которые дети самостоятельно подбирают все слова и выражения. Все вопросы беседы воспринимаются детьми на слух.

Уч-ль. Посмотрите на первую картинку. Скажите, кто играл шариком на лужайке?

Уч-к. Мышка играла шариком на лужайке.

Уч-ль. Кто выбежал из кустов?

Уч-к. Из кустов выбежал котёнок.

Уч-ль. Посмотрите на вторую картинку. Скажите, где спряталась мышка?

Уч-к. Мышка спряталась за шарик.

Уч-ль. Что появилось в шарике?

Уч-к. В шарике появилось отражение мышки.

Уч-ль. Посмотрите на третью картинку. Скажите, куда протянул котёнок лапу?

Уч-к. Котёнок протянул лапу к отражению.

Уч-ль. Чем закончилась эта история?

Уч-к. Шарик лопнул, а мышка убежала.

Уч-ль. Кто кого перехитрил?

Уч-к. Мышка перехитрила котенка.

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1 Для общего развития и элементарного представления о жизни и творчестве художника учащиеся получают краткие, ёмкие сведения об авторе картины. (В сочинения биографические данные не вводятся.) В процессе аналитической беседы раскрывается содержание картины.

Уч-ль. Какое время года изображено на картине?

Уч-к. На картине изображена весна.

Уч-ль. Какая изображена весна: поздняя или ранняя?

Уч-к. На картине изображена ранняя весна.

Уч-ль. Какие признаки ранней весны вы видите на картине.

Уч-к. Снег начал таять. Он потемнел и стал рыхлым.

Уч-к. Появились проталины.

Уч-к. Прилетели грачи.

Уч-ль. Что они делают?

Уч-к. Они строят гнёзда, шумят, суетятся.

Уч-ль. Что можете сказать о небе? Какое оно: высокое или низкое? Какого оно цвета?

Уч-к. Небо невысокое. Оно серовато-голубого цвета. На нём белые облака.

Уч-ль. Что находится за деревьями?

Уч-к. За деревьями забор, дома и маленькая церковь.

Уч-ль. Нравится ли вам картина?

Уч-к. Мне картина нравится.

В третьем классе подход к написанию сочинения по демонстрационной картине существенно меняется.

Уч-ль. Скажите, какая картина и какого замечательного художника находится перед вами?

Уч-ль. Какое время и какое место изображено на картине?

Уч-к. Холодная зимняя ночь. Заснеженная лесная поляна. Тишина. Неяркий лунный свет освещает одинокую фигуру.

Уч-ль. Сказочная таинственная ночь. Царство Берендея. На заснеженную полянку льется мягкий лунный свет. Он освещает одинокую фигуру. (Работа в таблице.) Уч-ль. Кто же это?

Уч-к. Это Снегурочка.

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1 Уч-ль. Во что она одета?

Уч-к. Она одета в длинное светлое пальто.

Уч-ль. Чем украшено пальто?

Уч-к. Пальто украшено узорами.

Уч-ль. Что ещё из одежды есть на девочке?

Уч-к. На девочке шапка и тёплые варежки. (Работа в таблице.) Уч-ль. Какая у Снегурочки фигура?

Уч-к. У Снегурочки стройная фигура.

Уч-ль. В каком положении находятся руки?

Уч-к. Руки разведены в стороны.

Уч-ль. Куда повёрнута голова?

Уч-к. Голова повёрнута вправо, будто девочка к чему-то прислушивается. (Работа в таблице.) Уч-ль. Куда идёт Снегурочка по заснеженному лесу?

Уч-к. Снегурочка идёт по заснеженному лесу к людям.

Уч-ль. Что мы видим в её чудесных выразительных глазах?

Уч-к. В чудесных выразительных глазах Снегурочки затаилась тревога и некоторая растерянность перед неизвестным будущим. (Работа в таблице.) Уч-ль. Какие чувства и ощущения вызывает у вас эта картина?

Уч-к. Хочется, чтобы люди встретили Снегурочку с радостью.

Уч-к. Чудесен и прекрасен изображённый художником сказочный мир.

План рассмотрения картины Рабочий материал План сочинения

1. Сведения об авторе Замечательный русский ху- 1. Автор картины дожник

2. Зимняя ночь Зимняя ночь 2. Зимняя ночь Лесная поляна Тишина Лунный свет

3. Одежда девочки Длинное пальто 3. Одежда снегурочки Украшено узорами Теплые варежки Шапка

4. Фигура Снегурочки Стройная фигура 4. Фигура девочки Разведены в стороны Повернута вправо

5. Путь девочки Следы на снегу 5. Дорога в будущее Чудесные Выразительные глаза

Холодная зимняя ночь. Заснеженная лесная поляна. Тишина. На темном небе мерцают маленькие звёздочки. Неяркий лунный свет освещает одинокую фигуру.

Это Снегурочка. Она в длинном светлом пальто с узорами, в шапке и теплых варежках.

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1 У Снегурочки стройная фигура. Руки разведены в стороны. Голова повернута вправо, будто девочка к чему-то прислушивается.

Снегурочка идет по заснеженному лесу к людям. В её чудесных выразительных глазах затаилась тревога и некоторая растерянность перед будущим.

Хочется, чтобы Снегурочку люди встретили с радостью.

В четвертом классе работа по демонстрационной картине приобретает в определенном смысле (на простейшем уровне) философско-художественное наполнение. Дети учатся постигать глубину содержания произведений живописи, находить и выражать вложенную автором идею. У них формируется умение видеть и характеризовать детали картины. Обращается внимание школьников на цветовое решение картины, на сочетание содержания и выбранных автором художественных средств.

Соответственно в беседе появляются новые подтемы. Пример беседы по картине

Уч-ль. Итак, какая картина и какого выдающегося мастера живописи находится перед вами?

Уч-ль. Что изображено на переднем плане картины?

Уч-к. На картине изображено поле созревающей ржи.

Уч-ль. Что напоминает колосящийся ржаной простор?

Уч-к. Колосящийся ржаной простор напоминает безбрежное жёлтое море, которое спокойно катит свои мягкие волны. (Работа с таблицей.) Уч-ль. Что находится посередине поля?

Уч-к. Посередине поля вьётся убегающая вдаль дорога.

Уч-ль. Какие ощущения появляются при виде дороги?

Уч-к. Она словно манит пройти вдоль поля, подышать его запахами, насладиться тишиной и покоем. (Работа с таблицей).

Уч-ль. Какие птицы летают низко над полем?

Уч-к. Низко над полем летают быстрокрылые ласточки.

Уч-ль. Что они предвещают?

Уч-к. Они предвещают надвигающийся дождь или даже ливень. (Работа с таблицей.) Уч-ль. Посмотрите на задний план картины. Скажите, что ещё показывает, что очень скоро пойдёт сильный дождь.

Уч-к. Над полем тёмное, грозовое небо. На нем огромные дождевые облака.

(Работа с таблицей.) Уч-ль. Какое деревце особенно ждёт животворной влаги.

Уч-к. Особенно ждёт животворной влаги маленькое полузасохшее деревце, стоящее между могучих ветвистых сосен. (Работа с таблицей.) Уч-ль. Что ещё предвещает скорую грозу?

Уч-к. Напряжённая тишина и безветрие тоже предвещают скорую грозу или ливень. (Работа с таблицей.) Уч-ль. Каких красок нет в картине? Какие краски в ней преобладают?

Уч-к В картине нет ярких красок. Жёлтое поле. Темно-зеленые сосны. Белоголубая, переходящая в тёмно-синий цвет небесная даль. (Работа с таблицей.) Уч-ль. Какие чувства и ощущения появляются при виде обычного русского пейзажа?

ART 14880 УДК 373.31:811.161.1 лый ржаной запах, послушать тишину, ощутить бесконечность и красоту Вселенной.

И конечно же, не перестаёшь восхищаться талантом великого художника.

На картине изображено бескрайнее поле золотящейся созревающей ржи.

Колосящийся простор напоминает безбрежное жёлтое море, которое спокойно и величаво катит свои мягкие волны.

Посередине поля вьётся убегающая вдаль дорога. Хочется пройти по ней и насладиться тишиной, покоем, хлебным запахом.

Низко над полем летают быстрокрылые ласточки Они предвещают приближающийся дождь или даже грозу. Об этом предупреждают огромные облака на тёмном небе.

Особенно ждёт влаги маленькое полузасохшее деревце, которое стоит на поле между могучих ветвистых сосен.

В картине нет ярких красок. Жёлтое поле, тёмно-зеленые сосны. Белоголубая, переходящая в тёмно-синий цвет, небесная даль.

Смотришь на этот простой пейзаж и не перестаешь удивляться, как необъятна, плодородна и прекрасна русская земля.

Таким образом, систематическая, последовательная, правильно организованная работа по написанию сочинений, в основе которых лежит анализ демонстрационной картины, может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, а вместе с тем – для формирования их художественного вкуса, расширения кругозора, становления жизненных приоритетов и позиций.

Galina Bakulina, Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education of Vyatka State University of Humanities, Kirov Essay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildren Abstract. In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school – essay on the demo picture.

Key words: writing, speech development of primary school children, types of essays essay on the demo picture.

Рекомендовано к публикации:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Конспекты уроков для учителя русского языка, Интеллектуальное развитие школьников, 7 класс, Бакулина Г.А., 2006

Конспекты уроков для учителя русского языка, Интеллектуальное развитие школьников, 7 класс, Бакулина Г.А., 2006.

Пособие содержит разработки уроков русского языка по всем темам, изучаемым в 7 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учениками программного материала и интенсивное развитие внимания, памяти, логического мышления, устной речи и т. д. Пособие предназначено для учителей русского языка и студентов педагогических вузов, обучающихся филологическим специальностям.

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004.

В пособии представлены примерные разработки уроков чтения, которые проводятся в период обучения грамоте. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др. ) с первых дней обучения в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов; будет полезно студентам педвузов, родителям.

Русский язык, Учусь с интересом, 4 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 4 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся второго класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 4 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 3 класс, Бакулина Г.А., Бершанская О.Н., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 3 класс, Бакулина Г.А., Бершанская О.Н., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся второго класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 3 класс, Бакулина Г.А., Бершанская О.Н., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 2 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 2 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся второго класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 2 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 1 класс, Бакулина Г.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 1 класс, Бакулина Г.А., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся первого класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 1 класс, Бакулина Г.А., 2006

Конспекты уроков для учителя русского языка, 6 класс, Бакулина, 2004

Конспекты уроков для учителя русского языка, 6 класс, Бакулина, 2004.

Пособие содержит конспекты уроков по всем разделам русского языка в соответствии с учебной программой 6 класса. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь). Конспекты основаны на современных методических подходах к отбору учебного материала; содержат различные варианты проведения уроков; способствуют интеллектуальному развитию школьников.
Пособие предназначено для учителей-филологов, будет полезно студентам филологических факультетов педагогических ВУЗов.

Конспекты уроков для учителя русского языка, 8 класс, Бакулина Г.А., 2004

Конспекты уроков для учителя русского языка, 8 класс, Бакулина Г.А., 2004.

Пособие содержит разработки уроков русского языка по всем темам, изучаемым в 8 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учениками программного материала и интенсивное развитие внимания, памяти, логического мышления, устной речи.
Пособие предназначено для учителей русского языка и студентов педагогических ВУЗов, обучающихся филологическим специальностям.

Аннотация. В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе – сочинении по демонстрационной картине.

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников

Аннотация.В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе –сочинении по демонстрационной картине. Ключевые слова:сочинение, речевое развитие младшего школьника, виды сочинений, сочинение по демонстрационной картине.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

План рассмотрения картиныРабочий материалПлан сочинения1. Сведения об автореЗамечательный русский художник1. Автор картины2. Зимняя ночьЗимняя ночьЛесная полянаТишинаЛунный свет2. Зимняя ночь3. Одежда девочкиДлинное пальтоУкрашено узорамиТеплые варежкиШапка3. Одежда снегурочки4. Фигура СнегурочкиСтройная фигураРазведены в стороныПовернута вправо4. Фигура девочки5. Путь девочкиСледы на снегуЧудесныеВыразительные глаза5. Дорога в будущее6. Чувства и ощущения от картиныВстретили с радостью чудесный сказочный мир6. Мои впечатления от картины

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education of Vyatka State University of Humanities, KirovEssay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildrenAbstract.In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school –essay on the demo picture. Keywords:writing, speech development of primary school children, types of essays essay on the demo picture.

Рекомендовано к публикации:

Данная книга представляет собой дидактический материал по рус­скому языку для учащихся четвертого класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей

ВложениеРазмер
prakticheskiy_material_dlya_uchaschikhsya_po_russ_yazyku_4_kl.pdf 2.61 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.


Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации.


Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.


Урок математики с использованием ИКТ в малокомплектном классе. 2 класс "Таблица умножение и деление на 4", 4 класс "Формула одновременного движения"



Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.

Читайте также: