Обучение сочинению в начальной школе 2 класс бакулина

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов

Русский язык занимает ведущее место среди учебных предметов в силу той роли, которую он играет в жизни общества, в культурном, социальном, нравственном и речевом развитии школьника. Государственные стандарты определяют значимые ориентиры для разработки такого учебного процесса, который бы способствовал развитию речи учащихся на основе освоения данного предмета как социально и личностно значимого.

Важнейшей задачей современного языкового образования является формирование у школьников коммуникативной компетенции, предполагающей владение устной и письменной речью, умением воспринимать и понимать речь других, а также создавать высказывания в соответствии с ситуацией общения. Поскольку речь является процессом творческим, то необходимым условием формирования речевых умений в школе становится использование в процессе обучения сочинений на свободную тему, требующих от учащихся творческого подхода к тексту.

Сочинение, как отмечает Г.С. Щёголева, представляет собой высшую форму проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения. Сочинения развивают мышление, творческие способности, способствуют становлению личности младшего школьника, развивают чувство языка [16, с.45].

Формирование навыка продуцирования собственного текста представляет собой сложный процесс, так как дети имеют небольшой речевой опыт в осуществлении данной работы. Проблема состоит в том, что младшие школьники только учатся писать сочинения, у них возникают трудности в формулировании свих мыслей, в нахождении средств для ее выражения.

Использование на уроках русского языка различных видов сочинений способствует речевому развитию младших школьников, делает этот процесс ярче, интереснее, эмоциональнее и привлекательнее. Создание письменных высказываний помогает младшему школьнику рассмотреть, прочувствовать богатый мир слова и обратить внимание на разнообразие жизненных ситуаций.

По мнению многих методистов ( Г.А. Бакулина, Н.Н. Мулярчик, Г.С. Щёголева), детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик ярко проявляет свою индивидуальность, выражая собственные чувства, интересы, склонности, дает выход своему воображению.

По мнению Л. С. Васильевой, детское сочинение представляет собой своеобразную форму самовыражения, самоосознания ребенка, это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, классом [4, с.12].

Сочинение – это творческая работа, которая требует активности, внесение личного в текст. Выбор оборотов речи, обдумывание композиции текста, установление логической связи, проверка – весь этот комплекс умений требует от учащегося напряжения всех его творческих сил.

В сочинении, как отмечают М.Р. Львов, О.В. Сосновская, В.Г. Горецкий, воплощаются изученные на уроках русского языка орфограммы, грамматические формы, нормы орфоэпии, культуры. В сочинении письмо осознаётся школьниками как средство правильного оформления собственных мыслей. Здесь проявляется связь теории с практикой [9, с.309] .

Все более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приемов, основу которых составляет речетворчество учащихся

Одним из направлений в работе по обучению младших школьников продуцировать свой собственный текст является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситуации фантазирования.

По мнению многих методистов ( Г.С. Щёголева, Г.А. Бакулина, Н.Н. Мулярчик) с очинение должны быть разнообразными по источникам материала, по типам текста, по стилю и жанрам, по степени самостоятельности, по применяемым методам.

В школьной практике можно использовать следующие виды сочинений: сочинения о пережитом самими учениками; сочинения на основе художественного произведении, сочинения по картине, спектаклю, сочинения на основе воображения учащихся.

По степени самостоятельности различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему, требующие общеклассной подготовки, и индивидуальные.

По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в первом и втором классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров [19, с.18].

В качестве новых Г.А. Бакулина предлагает использовать сочинения, в содержании которых в максимальной степени присутствует позиция автора. Это сочинение-зарисовка, сочинение-импровизация, сочинение-репортаж, сочинение-миниатюра с элементами анимации и др. Характерной особенностью данных видов сочинений является то, что для раскрытия обозначенной в них темы от учащихся требуются индивидуальные наблюдения, прочувствованные ими впечатления, осмысленные суждения и выводы. В проводимой перед их написанием подготовительной работе постепенно сокращается часть, которая помогает ученику представить описываемый объект и раскрыть тему письменного высказывания. Школьников знакомят с жанровыми особенностями и композиционной спецификой конкретных видов сочинений. Содержание и эмоциональная сторона сочинения при раскрытии одной и той же темы у каждого школьника имеют индивидуальный характер [2, с.23] .

Выбор темы для сочинения – довольно сложная и ответственная задача творческого характера. Чтобы ее правильно решить, следует руководствоваться такими критериями:

1) пониманием темы (каждое понятие может быть сознательно объяснено);

2) знанием и пониманием привлекаемого материала (опыта ребенка, книги, картины, события и т.п.);

3) интересом к теме;

4) опытом работы над определенным типом сочинения (рассуждение, повествование, описание) [4, с.18] .

Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

Как отмечает Г.С. Щёголева, чтобы дети овладели умениями писать сочинения, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в первом классе предшествуют различные устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, устные рассказы по прочитанному [20, с.45].

Сочинения во втором классе представляют собой уже небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводят элемент описания. В третьем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования.

Сочинения, как отмечает Г.С. Щёголева, проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания [20, с.65].

Работая над сочинением, ученики четвертого класса под руководством учителя целенаправленно предпринимают действия, чтобы сделать текст в речевом смысле более интересным, лексически богатым и по возможности оригинальным.

Д ля формирования у младших школьников навыка продуцирования текста необходима специально разработанная методическая система, включающая специально отобранный дидактический материал с произведениями устного народного творчества, и систему упражнений для работы с ним (упражнения, направленные на изучение композиционных требований, предъявляемых к произведениям устного народного творчества, упражнения, направленные на изучение структуры волшебной сказки, упражнения, направленные на совершенствование лексической структуры речи, упражнения, направленные на совершенствование грамматической структуры речи).

Подготовительный этап Провести пропедевтическую работу, направленную на формирование навыка продуцирования текста Включение детей в атмосферу сочинения, знакомство с основными типами упражнений

I этап Рецептивный Научить детей определять среди различных литературных жанров сказку, выделять основные компоненты сказки Вычленение в своей первой сказке следующих составляющих - положительные герои - отрицательные герои - волшебные предметы - сказочные действия - сказочных места - наличие трудных задач - сказочное время - сказочное превращение

2 этап Репродуктивный Составление своих сказок на основе уже существующих Умение продолжить любой текст (в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования

3 этап Продуктивный (эвристический) Знакомство детей с морфологией сказок, научить вычленять главные функции, сформировать умение располагать функции в сказке в зависимости от своей задумки Составление собственного текста (сказки) по уже имеющимся функциям Выявление следующих составляющих - наличие ситуации - наличие функций действующих лиц - наличие элементов сказки - способы включения действующих лиц - атрибуты действующих лиц

Этапы Задачи Результат

4 этап Продуктивный (творческий) Знакомство учащихся с наличием в сказках зачинов, присказкок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений, сочинение собственных зачинов, присказок, сказочных оборотов и выражений Работа над лексическими и грамматическими составляющими текста(сказки) Сочинение сказки с использованием всех тех знаний, которые учащиеся получили в течение каждого года и на протяжение трех лет обучения (2-4 классы)

В ходе обучающего эксперимента формировался и совершенствовался навык учащихся составлять свой собственный текст на примере различных жанров устного народного творчества (в частности, сказок)

Критериями формирования этого навыка мы считаем 1) способность учащихся вычленять из готового текста основные элементы, 2) умение продолжить уже существующий текст, 3) умение составлять текст по опорным структурам (словам, словосочетаниям, предложениям и тд), 4) продуцирование собственного текста с использованием теоретических знаний на практике

Работа над сочинениями включает:

– накопление материала: наблюдения, чтение, рассматривание картин, просмотр спектаклей и др.;

– отбор материала, систематизация, выделение существенного, составление плана;

– речевое оформление сочинения, составление текста, его запись, исправление ошибок, проверка.

С.А. Есенина отмечает, что, г отовясь к письменному сочинению, ученики должны оценочно подходить к выбору материала, к теме, выражать свое отношение к событиям, передавать в тексте свою точку зрения на волнующие вопросы [6, с. 34].

Итак, сочинение представляет собой творческую работу, в которой ребенок выражает свои мысли, взгляды. Это творческая работа, которая осуществляется по заранее продуманному плану. Написание сочинения требует самостоятельности учащегося, его активности, увлеченности, внесения своего, личного в текст. Работа над сочинением включает такие виды деятельности, как составление плана, умение редактировать текст и предложения, умения писать сочинения по опорным словам, умения анализировать собственные сочинения, умения распространять предложения. Всему этому необходимо учить учащихся на уроках развития речи.

Список использованной литературы

Атарщикова Е.Н. Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008 – 156 с.

Бакулина Г.А. Обучение сочинению в начальной школе. 4 класс. – Киров, 2013. – 187 с.

Баранов М.Т., Ипполитова H.A., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 365 с.

Васильева Л. С. Творческие работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2010. – 123 с.

Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя. – Тула: Родничок, 2008. – 98 с.

Вырыгаева Л.С. Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов. Автореф. дисс.кан.пед.наук. – Рязань, 2007.

Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 3 класс. Пособие для начальных классов. – М.: Грамотей, 2009. – 122 с.

🔻

Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 216с.

В книге представлена методика обучения русскому языку, стимулирующая интеллектуально-лингвистическое развитие детей младшего школьного возраста. Пособие подготовлено для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, родителей.

🔻

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.-М.: Владос, 2004

Данная книга является третьей частью пособия по системе комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.
Пособие содержит как теоретическую часть, так и конкретные поурочные разработки для 3 (по системе 1-3) и 4 (по системе 1-4) классов.
Пособие предназначено для учителей начальной школы, студентов педвузов, родителей.

🔻

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс.-М.: Владос, 1999. - 224с.

Данная книга является второй частью пособия по системе комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.
Пособие содержит теоретическое обоснование и практические разработки уроков для 2 (по системе 1-3) и 3 (по системе 1-4) классов.
Предназначено для учителей начальной школы, студентов педвузов, родителей.

🔻

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 класс.-М.: Владос, 2001.-144с.

В пособии представлена система комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка в условиях традиционной системы обучения.
Пособие содержит как теоретическую часть, так и конкретные поурочные разработки для 1 (по системе 1-3) и 2 (по системе 1-4) классов.

🔻

Бакулина Г.А. Уроки письма в 1 классе: к интересу и эффективности. - Кировск: Кировская областная типография, 2007. - 104с.

В данном учебно-методическом пособии предлагается вариант проведения уроков письма в период обучения грамоте, нацеленный на высокое интеллектуальное развитие и повышение интереса ребенка к работе во время формирования каллиграфического навыка.
В книге имеются подробные разработки уроков (на знакомство со всеми буквами алфавита), физкультминутки для отдыха и упражнения для подготовки руки к письму.

Конспекты уроков для учителя русского языка, Интеллектуальное развитие школьников, 7 класс, Бакулина Г.А., 2006

Конспекты уроков для учителя русского языка, Интеллектуальное развитие школьников, 7 класс, Бакулина Г.А., 2006.

Пособие содержит разработки уроков русского языка по всем темам, изучаемым в 7 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учениками программного материала и интенсивное развитие внимания, памяти, логического мышления, устной речи и т. д. Пособие предназначено для учителей русского языка и студентов педагогических вузов, обучающихся филологическим специальностям.

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004.

В пособии представлены примерные разработки уроков чтения, которые проводятся в период обучения грамоте. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др. ) с первых дней обучения в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов; будет полезно студентам педвузов, родителям.

Русский язык, Учусь с интересом, 4 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 4 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся второго класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 4 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 3 класс, Бакулина Г.А., Бершанская О.Н., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 3 класс, Бакулина Г.А., Бершанская О.Н., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся второго класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 3 класс, Бакулина Г.А., Бершанская О.Н., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 2 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 2 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся второго класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 2 класс, Бакулина Г.А., Обухова Е.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 1 класс, Бакулина Г.А., 2006

Русский язык, Учусь с интересом, 1 класс, Бакулина Г.А., 2006.

Данная книга представляет собой дидактический материал по русскому языку для учащихся первого класса. Все упражнения книги направлены на одновременное, взаимосвязанное интеллектуальное и языковое развитие школьников. Пособие предназначено для учителей, учащихся и их родителей.

Русский язык, Учусь с интересом, 1 класс, Бакулина Г.А., 2006

Конспекты уроков для учителя русского языка, 6 класс, Бакулина, 2004

Конспекты уроков для учителя русского языка, 6 класс, Бакулина, 2004.

Пособие содержит конспекты уроков по всем разделам русского языка в соответствии с учебной программой 6 класса. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь). Конспекты основаны на современных методических подходах к отбору учебного материала; содержат различные варианты проведения уроков; способствуют интеллектуальному развитию школьников.
Пособие предназначено для учителей-филологов, будет полезно студентам филологических факультетов педагогических ВУЗов.

Конспекты уроков для учителя русского языка, 8 класс, Бакулина Г.А., 2004

Конспекты уроков для учителя русского языка, 8 класс, Бакулина Г.А., 2004.

Пособие содержит разработки уроков русского языка по всем темам, изучаемым в 8 классе. Оригинальная авторская методика направлена на эффективное усвоение учениками программного материала и интенсивное развитие внимания, памяти, логического мышления, устной речи.
Пособие предназначено для учителей русского языка и студентов педагогических ВУЗов, обучающихся филологическим специальностям.

Уроки русского языка во 2 классе. Методическое пособие с примерными разработками уроков для учителя начальных классов общеобразовательных организаций - Галина Александровна Бакулина - скачать бесплатно

В пособии даны разработки 14 уроков по русскому языку, проводимые с учениками 2 класса общеобразовательных организаций. Структура уроков позволяет выстроить процесс обучения так, что происходит интенсивное развитие интеллектуальных качеств ребёнка: внимания, памяти, логического мышления, устной речи. Проведение уроков позволяет включить школьников в активное овладение знаниями в ходе учебного процесса. Пособие предназначено для учителей начальных классов, студентов педвузов, родителей.

Полная версия книги

Уроки русского языка во 2 классе. Методическое пособие с примерными разработками уроков для учителя начальных классов общеобразовательных организаций Галина Александровна Бакулина

Еще книги этого автора

Уроки русского языка во 2 классе. Методическое пособие с примерными разработками уроков для учителя начальных классов общеобразовательных организаций - Галина Александровна Бакулина - скачать бесплатно

Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс. Методическое пособие с примерными конспектами уроков для учителей начальных классов - Галина Александровна Бакулина

Уроки русского языка во 2 классе. Методическое пособие с примерными разработками уроков для учителя начальных классов общеобразовательных организаций - Галина Александровна Бакулина - скачать бесплатно

Уроки литературного чтения в период обучения грамоте. 1 класс. Комплексно-действенный подход - Галина Александровна Бакулина

Бакулина Галина Александровна - автор 17 книг. Из известных произведений можно выделить: Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка, Обучение сочинению в начальной школе. 3 класс. Методическое пособие, Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс. Методическое пособие с примерными конспектами уроков. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка

В книге представлена методика обучения русскому языку, стимулирующая интеллектуально-лингвистическое развитие детей младшего школьного возраста. Пособие подготовлено для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, родителей.

Русский язык. 2 класс. Разноуровневые задания. Учебное пособие

Пособие предназначено для учащихся общеобразовательных организаций. Материал направлен на глубокую проработку и прочное усвоение школьниками изучаемого материала по русскому языку во 2 классе. Задания в каждом разделе распределены по уровню сложности (базовый, повышенный и высокий). Уровень сложности ученик выбирает самостоятельно или при участии взрослых. Выполнение представленных в тетради задан.

Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс. Методическое пособие с примерными конспектами уроков

В пособие рассматриваются общеметодические вопросы организации и проведения занятий по обучению учеников начальных классов написанию сочинения на заданную тему. Такая деятельность учащихся рассматривается как часть воспитания у них активного творческого начала, становления сознания и личности в целом. В пособии представлены конкретные разработки, которые раскрывают специфику проведения сочинений в.

Читайте также: