Обучающее сочинение рассуждение на лингвистическую тему 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

2 Цель урока: обучение восьмиклассников созданию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Задачи урока: - Повторить и обобщить знания о тексте, определить отличия текста- рассуждения от других типов речи; - закрепить умения и навыки, связанные со структурой рассуждения; - совершенствовать умение точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли; - сформировать умения анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; - развивать умения аргументировать и доказывать свое мнение; - воспитать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения. 2

6 Типы речи Повествование Описание Рассуждение 6

7 этап 2 Осмысление 7

9 СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ 9 Тезис (то, что надо доказывать, объяснять или опровергать) Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения) Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

10 ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (1) 1.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 2. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 5.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 10

11 ПРОВЕРИМ СЕБЯ (1) 1. Хотя приставок в русском языке довольно много, чаще всего затрудняет написание приставок пре- и при-. Почему? 2.Во-первых, они на слух не различаются (е и и в них безударные). 3.Во-вторых, значение каждой приставки не всегда легко определить. 4.В-третьих, в русском языке есть слова иноязычного происхождения, где пре- и при- входят в корень. 5. Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо прежде всего разбираться в составе слова. 11

12 ВОССТАНОВИТЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ (2) 1.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Правила пунктуации обязательны для всех. 4. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 12

13 ПРОВЕРИМ СЕБЯ (2) 1. Правила пунктуации обязательны для всех. 2.Так, знаками показывается смысловое членение текста, отношение между его частями. 3. Кроме того, знаки препинания помогают осмыслить письменный текст, точно передать то содержание, которое было задумано автором. 4.Итак, пунктуация выполняет важную роль не только в языке, но и в жизни. 13

17 этап 3 Рефлексия 17

18 1. В ПЕРВОЙ СТРОЧКЕ ТЕМА НАЗЫВАЕТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ (ОБЫЧНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ). 2. ВТОРАЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ТЕМЫ В ДВУХ СЛОВАХ (ДВУМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ). 3. ТРЕТЬЯ СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ТРЕМЯ СЛОВАМИ (ГЛАГОЛАМИ). 4. ЧЕТВЕРТАЯ СТРОКА - ЭТО ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ. 5. ПОСЛЕДНЯЯ СТРОКА - ЭТО СИНОНИМ ИЗ ОДНОГО СЛОВА, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ТЕМЫ. Синквейн 18

19 Домашнее задание Написать сочинение- рассуждение по высказыванию А.В. Текучёва от имени Стародума Митрофанушке. 19

20 Самооценка Возьмите жетон определённого цвета: Жёлтый – не в полной мере себя реализовал Красный – в полной мере себя реализовал 20

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока №29 по русскому языку в 8 классе

Тема: Р/р. Подготовка к сочинению

Цели: 1. учить создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;

2. развивать умение находить в тексте примеры, подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о морфологии, её принципах;

3. воспитывать требовательность к себе, гордость за родной язык, бережное отношение к нему.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим тему текста.(Приложение 1)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

- Данный текст о славе России, о её истории и культуре.

- Тема этого текста – Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, каждый из которых уникален.

Учитель. К какому типу речи относится данный текст?

- Это рассуждение. Так как есть тезис и аргументы, подтверждающие его.

III. Объяснение нового материала.

IV. Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель. Можем сделать вывод, что функции главных членов предложения достаточно значительны. А теперь найдите в тексте предложения, в которых есть сказуемые и определите их вид. Постепенно мы должны заполнить таблицу:

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

3, 12, 17, 19-е предл. – простое глагольное сказуемое.

2, 7, 16-е предл. – составные именные сказуемые.

Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы

Учитель. Можно сделать вывод, что без сказуемого невозможно понять смысл высказывания. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?

Кто он такой? Что такое предмет?

- Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем особенности композиции текста данного типа?

Учитель. Как мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише, данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во вступлении нашего сочинения.

- Нужны ли главные члены предложения? Безусловно, нужны.

- Какова роль сказуемых в речи? Они играют важную роль в понимании текста.

Учитель. Аргументы, которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте- рассуждении?

Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.

Союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной части сочинения.

Учитель. Как можно закончить сочинение?

- Итак, можно убедиться в том, что…;

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

-Таким образом, можно увидеть, что…;

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже готовые сочинения.

1. Без определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуемые лучше помогают раскрыть образ, дают полное представление о предмете. Иногда встречаются предложения, в которых на первый взгляд сказуемое отсутствует, но это не так.

2. В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?

Сказуемое играет важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно понять смысл высказывания. Например, предложение 15.

Таким образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную роль в нашей речи.

Ученик. В этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было еще написать о разных видах сказуемого.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при написании домашнего сочинения?

- Мы обобщили знания о сказуемом, его функциях на письме.

- Познакомились с видами вступления и заключения.

- Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.

VI. Домашнее задание.

1. Повторить §14-19.

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект представляет собой урок-подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему "Зачем нужна орфография?" Урок является обучающим и может быть проведен в любом классе (7-9). Конспект содержит обширный теоретический материал, презентацию, что способствует быстрому овладению учащимися навыка написания сочинения-рассуждения. Полученные на уроке знания являются хорошей помощью в деле подготовки к ГИА.

Львова Лариса Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Открытый урок русского языка в 8 классе

Цель: 1. учить создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;

2. развивать умение находить в тексте примеры, подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о русской орфографии, её принципах;

3. воспитывать требовательность к себе, гордость за родной язык, бережное отношение к нему.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (текст для чтения, справочные материалы).

Организационный момент

3. Знакомство с заданием к сочинению

- Ознакомьтесь с мнением Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

4. Определение целей и задач урока

- Теперь сформулируем учебные задачи, необходимые для выполнения задания.

- Какой текст вы должны создать?

- Какие доказательства мы должны привести?

5. Составление плана сочинения

- Итак, мы должны создать текст типа рассуждение. А какие ещё типы текстов вам известны? 9повествование, описание, рассуждение)

- Чем текст рассуждение отличается от других? Каковы его композиционные части?

Тезис, связанный с темой сочинения и основной мыслью.

Доказательства (теоретически обоснованный и подтвержденный примерами из текста ответ на поставленный в теме вопрос)

Вывод (подтверждение тезиса).

- Запишите план себе в тетрадь.

6. Работа с тезисом

- С чего нужно начать сочинение?

- Обратимся к заданию, где говорится, что начать сочинение вы можете, во-первых, фразой, принадлежащей Илье. Слайд №7

Во-вторых, собственным высказыванием. Есть несколько способов сформулировать тезис.

1. Фраза, принадлежащая Илье.

В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии.

2. Собственное высказывание:

А) передать актуальность обсуждаемого вопроса;

Б) с использованием стилистических фигур:

- парного соединения однородных членов;

- вопроса и ответа;

В наше время особенно остро стоит проблема орфографической грамотности.

Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что означают эти понятия?

Звуки и буквы, орфоэпия и орфография. Как связаны эти понятия между собой?

Орфограмма и орфографическая ошибка – понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой.

Орфографическая ошибка… Что стоит за ней?

Нужно ли знать правила русской орфографии? Безусловно, нужно.

Какая же она трудная, русская орфография!

3. С помощью пословиц и поговорок.

4. в виде небольшого отступления.

Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным. Одним из признаков хорошего образования является орфографическая грамотность.

7. Работа над основной частью (доказательствами)

- В основной части нужно теоретически обосновать выдвинутый тезис: дать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Чтобы знать, о чем следует писать в основной части, ещё раз обратимся к заданию.

- Следовательно, в основной части необходимо назвать и раскрыть принципы русской орфографии – исходные теоретические положения, определяющие написание слов, знание которых является основой для формирования орфографической грамотности. Задание требует указать два принципа и привести два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие их.

- Очертим круг необходимых лингвистических терминов, которые мы будем использовать в сочинении.

- Что такое орфография? (исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; раздел языкознания, изучающий данную систему правил).

- Что такое орфограмма? (правильное написание на месте затруднения).

- Что такое орфографическая ошибка? (нарушение орфографической нормы).

- Принципы русской орфографии? (теоретические положения, определяющие выбор одного написания там, где есть орфограммы, т.е. там, где возможны два или более разных написания).

- Какие принципы лежат в основе русской орфографии?

- Какие правила регулирует фонетический принцип?

- Какие правила регулирует морфологический принцип?

- Какие правила регулирует традиционный принцип?

Принципы русской орфографии

Фонетический принцип – требование соответствия звука и буквы.

- Правописание приставок на –з(-с).

- Правописание приставок раз-(рас-).

- Правописание и(ы) после приставок на согласный.

2. Морфологический принцип – требование графического единообразия морфем в слабой и сильной позициях.

- Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов.

- Правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.

- Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных.

3. Традиционный принцип – требование написания в соответствии с этимологией (происхождением) и традицией (историей) слова.

- Правописание и после шипящих.

- Написание окончания –ого прилагательного ед.ч. Р.п.

8. Работа с текстом М.Пришвина

(текст читает подготовленный учащийся)

Дедушкин валенок

1.Хорошо помню – дед Михей в своих валенках проходил лет десять. 2. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. 3. Поглядит, бывало, себе на ноги и скажет:

- 4. Валенки опить проходились, надо подшить.

5. И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьёт, и опять валенки идут, как новенькие.

6. Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только дедушкины валенки вечные.

7. Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. 8. Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.

- 9. Это у тебя от холодной воды, - сказал фельдшер, - тебе надо бросить рыбу ловить.

- 10. Я только и живу рыбой, - ответил дед, - ногу в воде мне никак нельзя не мочить.

- 11. Нельзя не мочить, - посоветовал фельдшер, - надевай, когда в воду лезешь, валенки.

12. Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. 13. Но только потом дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки.14. Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, а и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.

16. Люди стали деду указывать на валенки:

- 17. Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.

18. Не тут-то было! 19. Дед Михей, чтобы снег в трещинки не забивался, окунул валенки в воду – и на мороз. 20. Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерзла, и лёд заделал трещинки. 21. А дед после того валенки ещё раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. 22. Вот какие валенки после этого стали тёплые и прочные…

23. И опять я вернулся к мысли, что, пожалуй, дедушкиным валенкам никогда не будет конца.

24. Но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись.

- 25. Верно, правда, - сказал дед в сердцах, - пришла пора отдыхать в вороньих гнёздах. 26. И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники…

- 27. Почему ж валенки только воронам? – сказал я. – 28. Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку…

29. Тут вскоре началась птичья пора. 30. Вниз, к реке, на репейники, полетели всякие весенние птички и, поклёвывая головки репейников, обратили своё внимание на валенок. 31. Каждая птичка его заметила, и когда пришла пора вить гнездо, с утра до ночи птицы стали разбирать на клочки дедушкин валенок…

Пример на доске:

Фонетический принцип: избаловался(13)…

Морфологический принцип: проходил(1)…

Традиционный: подшить(4)…

9. Отбор языковых средств связи частей текста

- Связь тезиса и доказательств оформляется с помощью определенных языковых средств. Глаголов 1 лица: докажем, найдём, подтвердим, приведем, определим; союзов и союзных слов: так как, так что, поэтому, в результате чего, чтобы, для того чтобы; вводных слов: например, следовательно; синтаксических конструкций: это подтверждается тем, это объясняется тем, причина состоит в следующем, отсюда вытекает, из этого следует, это позволяет предположить; сложноподчиненных предложений: Я разделяю точку зрения Ильи, потому что…; с помощью вопроса-ответа: Разве можно не согласиться с Ильёй? Конечно, нет!

- Связь доказательств и вывода чаще всего оформляется с помощью вводных слов: таким образом, итак; и синтаксических конструкций: в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу.

- В заключение необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение, согласившись или не согласившись с мнением Ильи, т.е. подтвердить выдвинутый тезис.

10. Чтение учителем примерного сочинения-рассуждения

11. Итог урока

Читайте также: