Обучающее сочинение по литературе 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?

  • начало события
  • развитие события
  • конец события

Какое сочинение вы писали в этом жанре? (“Невыдуманный рассказ о себе”)

  • общее впечатление от предмета
  • отдельные его признаки
  • оценка

В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

  • тезис (то, что доказывается)
  • доказательства (аргументы)
  • вывод

При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица, город) через двадцать лет” (закрепление темы “Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом сочинения – сочинением по памяти, сочинением-воспоминанием. Тема сочинения – “Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий след, отпечаток. Послушайте, какое определение понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем словаре: “способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы весомо, имеет значение. Высказывание надо строить так, чтобы каждое предложение в нем помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу, произвел неизгладимое впечатление, остался в памяти своей красотой, яркостью, оригинальностью, неповторимостью, тем, кто его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет читать сочинение, что ваш подарок действительно неповторим, другого такого не было и нет на свете, и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне помн…тся, буду помнить (указать время глагола), (не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут стоять в разных частях текста. Представим ваше сочинение в виде схемы (на доске)

  • осталось в памяти
  • вспоминаю
  • помню

Важно, что использование данных слов в начале, середине, конце текста, в начале каждого абзаца, в конце каждого абзаца дает согласование зачина с концовкой

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь вы же должны будете показать свои подарки во всей красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так, чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма, размер, цвет, назначение и т.д.
  • Не забуду то впечатление, ощущение радости, счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над сочинением (сначала черновик, консультация учителя).

IV. Домашняя работа: закончить работу над сочинением “Мой первый подарок”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задачи: -обучить структуре сочинения; -написанию по плану.

Задачи: -обучить структуре сочинения; -написанию по плану.

Как начать свое сочинение? У меня много любимых сказок. Но больше всего мне н.

Как начать свое сочинение? У меня много любимых сказок. Но больше всего мне нравится _______________. Он встречается (в одной, многих сказках. . В сказке _____________________ он ________ (кратко пересказать события, связанные с героем). Главный герой мне нравится, потому что__________________. Мне бы очень хотелось почитать о нем и другие сказки.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОКАЗАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ Баба Яга –противоречивый образ. Иногда.

ОПРЕДЕЛИТЬ МИКРОТЕМЫ(АБЗАЦЫ)

ВЫВОД (ИТОГ) итоговый вывод по выбранной сказке, но лучше по сказкам в целом.

ВЫВОД (ИТОГ) итоговый вывод по выбранной сказке, но лучше по сказкам в целом написать. Что сейчас не хватает таких сказок, какие раньше создавались. В старых сказках словно была душа, особая привлекательность и доброта. Еще можно в сочинении вспомнить, что народные сказки, это наша история, которую необходимо помнить. Народные сказки передавались из уст в уста и поэтому они дошли и до нашего времени. Также можно написать о нескольких сказках, сделать их обзор, дать оценки, красочно про персонажей рассказать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Продолжить работу по развитию речи, проследить за изменениями главного героя повести, начать работу над формированием навыков написания сочинения по прочитанному произведению,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Актуали

зация опорных знаний

-С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках?

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по этому произведению.

РАБОТА в парах.

- Вспомните этапы работы над сочинением. Восстановите последовательность этапов работы над сочинением.

- Проверим вашу работу

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Восстанавливают последовательность этапов работы над сочинением

Познавательные УУД:

- устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

- договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности

2. Работа над темой сочинения

- Работаем над следующим этапом сочинения

- О чём вы расскажите во вступительной части сочинения?

(презентация)

- Что узнали о жизни Васи до встречи с детьми подземелья?

- Кому из героев принадлежат слова?

- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

- Каков жанр произведения?

- Какому роду принадлежит повесть?

В повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.

Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии.

- Как вы думаете какие это сюжетные линии?

- линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и

- линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси).

Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни семьи Тыбурция.

Работают по плану

Обсуждают слова темы

Путь или дорога

Васи, о Васе, его судьбе

Кто такой Вася?

Этапы движения

Изменения, произошедшие с героем

Слова Тыбурция

Дружба с обездоленными людьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам, вернула добрые отношения с отцом.

Личностные УУД:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Познавательные УУД:

- устанавливают причинно-следственные связи,

- перерабатывают и преобразовывают информацию,

Коммуникативные УУД:

- владеют монологической и диалогической формами суждения,

Предметные УУД:

- относят произведение к жанру,

- составляют характеристики героев

3. Работа над планом сочинения

- Работаем над следующим этапом сочинения

- О чём вы расскажите во вступительной части сочинения?

- Что узнали о жизни Васи до встречи с детьми подземелья?

- Как озаглавим основную часть сочинения? О чём будете писать?

- Это главная часть сочинения. Наметим в ней подпункты.

- Восстановим хронологию событий повести.

Работаем с полосками белого цвета

- Почему Вася начал бродяжничать?

- Как относился Вася к своим новым друзьям?

- Осудил ли Вася Валека, который воровал продукты?

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

- Какое влияние произвели на Васю его друзья из дурного общества?

- Каким было отношение Васи к Соне, Марусе?

-Вспомните эпизод с куклой?

- Изменилось ли отношение отца к Васе? Кто в этом помог?

- Почему Вася и Соня приходили на Могилку к Марусе?

- Прочитайте подпункты основной части.

- Переходим к заключительной части сочинения.

В отношении к обездоленным людям у Васи проявились лучшие качества.

- Какие это качества?

Участвуют в диалоге

Составляют план, озаглавливают части, характеризуют героев и их поступки

Вася – главный герой-рассказчик в повести

Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

Проявление доброты Васи в истории с куклой.

Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

Личностные УУД:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

Познавательные УУД:

- устанавливают причинно-следственные связи,

- перерабатывают и преобразовывают информацию,

Коммуникативные УУД:

- владеют монологической и диалогической формами суждения,

Предметные УУД:

- относят произведение к жанру,

- составляют характеристики героев

4. Написание сочинения

- Какой следует этап работы?

- Не превращайте сочинение в пересказ!

- Вы должны показать своё впечатление от прочитанного и позицию автора.

При оформлении черновика нужно оставлять просвет между строчками. Это даст возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания.

Не забывайте пользоваться планом. Пользуйтесь орфографическим словарём.

Слушают рекомендации учителя

Пишут сочинение в черновиках, используя составленный план

Личностные УУД:

- стремятся к совершенствованию письменной речи

Коммуникативные УУД:

- оформляют свои мысли в письменной речи

Познавательные УУД:

Предметные УУД:

- находят в тексте материал для характеристики,

оформляют свои мысли в письменной речи

5. Редактирова-

ние сочинения

- Прочитайте сочинение, которое написали, проверьте ошибкоопасные слова, используя орфографические словари

Сочинения писать и легко, и сложно одновременно. Простота состоит в том, что нужно просто излагать свои мысли. Сложность отражается в следовании определенным правилам при написании. Предлагаем ознакомиться с небольшими подсказками для написания сочинений.

Как писать сочинение 5 класс

  • Для начальных классов легче даются сочинения повествовательного типа, когда детям необходимо пересказать сюжетные линии. Можно немного подключить описания, чтобы ребенок развивал наблюдательность.
  • Вначале необходимо выделить основную информацию и осмыслить ее.
  • Составить план сочинения.
  • Подобрать подходящие слова для описания и построить предложения по грамматическим правилам.
  • Внимательно перепроверить сочинение после написания.

itogovoe-sochinenie

  • Не забывайте, что сочинения должно состоять из вступления, в котором кратко необходимо описать суть проблемы, основной части, где излагаются мысли и заключения, в котором подбиваются итоги и пишутся выводы.
  • Выпишите на черновик первые мысли, которые пришли на ум после изучения темы сочинения.
  • Стимулируйте мыслительную активность, постарайтесь погрузиться в тему, если она вам близка или расспросите у родных.
  • Не бойтесь выдвигать гипотезы и фантазировать, но старайтесь не занимать этим все сочинение.

128

Шаблон как писать сочинение по русскому

  1. Вступление
  2. Формулировка основной проблемы (вопрос, над которым автор должен размышлять)
  3. Комментарий (пояснительные замечания и рассуждения по поводу проблемы: иллюстрации или пояснение значений)
  4. Авторская позиция (вывод, к которому автор подходит путем размышлений над проблемой)
  5. Отношение к авторской позиции и обоснование этого
  6. Выводы

plan

Памятка пишущему сочинение

  1. Обязательно читайте произведение, по которому необходимо написать сочинение. Если вы будете писать о непрочитанном, учитель сразу это поймет.
  2. Узнайте историю создания произведения или факты из жизни писателя – это поможет сделать собственное сочинение более емким.
  3. Объясните название, идею и тему произведения.
  4. Выделите, какие основные проблемы хотел донести автор.
  5. Выделите основные части конфликта в произведении.
  6. Обозначьте, в чем особенность произведения.
  7. Напишите план.
  8. Не пересказывайте и не перегружайте текст цитатами.
  9. Каждая часть работы обязаны быть последовательной логически и соразмерной.
  10. Избегайте повторов и речевых штампов.

c37bae

Сочинение на тему любимая сказка 5 класс, пример

Царевна-лягушка – довольно необычная сказка, актуальна и по сей день. Она показывает, что человек красив не лицом, а своими поступками. Эти истины подтверждаются в данной народной сказке.
Сыновья царя всю жизнь жили в достатке. Когда подошло время жениться, братья выпустили стрелы в разные стороны, чтобы определить свою судьбу по поводу женитьбы. Старшему и среднему повезло с зажиточными невестами, а вот стрела младшего попала в болото. Что делать? Но это не приговор и младший рискнул привести ко двору лягушку, поскольку окончательный выбор делал царь. Никто не знает, что лягушка – заколдованная царевна. Поэтому она мастерски справляется с указаниями царя, показав себя лучше остальных жен. Постепенно отношение жениха к лягушке меняется, от все больше ей доверяет и чувствует ее внутренний мир. Это помогает расколдовать царевну, показав ее на глаза остальным.
Не стоит судить о лягушках по внешности, ведь перед вами может быть та самая, заколдованная. И лишь узнав их внутренний мир и подружившись, можно разглядеть настоящую царевну.

3908978

Чтобы понять произведение, необходимо быть на одной волне с писателем, понять, какие мысли он хотел донести людям. Свои же мысли в сочинении доносите кратко, но красочно и интересно. Кто знает, может и вы станете писателем в дальнейшем.

Читайте также: